Из переводов: Peter P. Rohde, Soren Kierkegaard,
Wydawnictwo Dolnoslaskie, Wroclaw 2001.
Страх. Кратко: основные парадоксы мыслителя.
Страх является осью столкновения двух миров в человеке: духа и натуры, Бога и животного. (Стр. 74)
Страх является возможностью свободы в человеке и снимается, когда человек выборет для себя свободу. Это происходит через веру. Но существуют люди, которые не хотят, чтобы состояние греха было низвержено, поскольку они влюбились в него. Это люди, замкнутые в себе, меланхолики, и Киркегаард был именно таким типом человека.. Но из замкнутости в себе родилось отчаянье, болезнь смертью, как назвал он позже страх, о котором написал книгу с таким же названием. ...
Если бы кому-либо удалось проникнуть в глубь кого-то, что бы сказать ему: "Это же высокомерие, ты превозносишь сам себя!" Наверное, он никому бы не признался в этом. Когда остался б сам с собою, признал бы тогда, скорее всего, что в этом что-то есть; но та страсть, с которой он связывает свою слабость, велела бы ему вообразить себе, что это не может быть высокомерие, поскольку это слабость привела его к отчаянью, как если бы осознавание слабости было невыносимым, поскольку так сильно превозносил своё "я".
Если бы сказать ему: Это чрезвычайно особенная сложность, странное переплетение. Вся беда - именно в пути, который обирает мысль. Это вполне нормально. Это именно та дорога, которую ты должен выбрать. Через отчаянье в собственном "я" - ты должен найти себя. Проблема слабости является совершенно нормальной и нет причины горевать об этом.
Если бы так ему сказать, в течение одной бесстрастной минуты он понимал бы это. Но вскоре страсть снова спутала бы его, и, возвращаясь, вновь шёл бы прямо к отчаянью. (Стр. 76-77)
Особенно важным для Киркегаарда было определение христианства как формы экзистенции, условием которой есть понятие свободы, без которого это всё не имеет смысла. (Стр. 124)
Философские крохи подчеркнули значение понятия свобода как условия христианства. Если это всё имеет смысл, то Киркегаард сполна понимал, что свободы нельзя доказать философски, поскольку каждое доказательство предполагает логическую необходимость, которая является противоположностью свободы... Но именно страх является состоянием, предполагающим возможность свободы. Посредством страха происходит п р ы ж о к от невинности к греху, от вины к вере.
Страх делает возможным п р ы ж о к от невинности к вере. ... Страх, таким образом, является условием греха, не, в свою очередь, его следствием, как можно было бы предполагать. (Стр. 125)
Свобода была условием христианской философии, поскольку была условием п р ы ж к а, что значит, условием выбора, но выбор предполагает существование того, что можно было бы выбрать, и тут появляются Стадии...
Его делом не являются то, какая стадия будет выбрана, но осознание, что пренебрежение выбором приводит человека к роли б о л т у н а, что ещё хуже, чем быть преступником. (Стр. 126)
Религиозность является не только расширением этики, но есть сферой экзистенции сама в себе. (Стр. 127)
Отдельный человек - это существующий индивидуум. Его проблемой не является развитие, но его собственный быт (экзистенция). Это сводится к вопросу, что значит существовать? Климакус отвечает: существование обозначает реализацию вечности в обыденности, поскольку человек являет собой синтез обыденности и вечности. Вечность является основой субъективизма, благодаря творческому процессу превращения в повседневность. (Стр. 130)
Для человека существующего нет никакой объективной правды, но только субъективная, основывающаяся на полноте увлечения внутренней глубиной, и только такая правда возможна для существующего человека. Чтобы иметь возможность действовать на таком нестойком фундаменте, нужно осознавать неуверенность и риск, но условием существования является именно то, что она состоит в риске, принципиально исключая уверенность. (Стр. 131)
Со всех сил стремился всегда подчеркнуть решающее значение жизни, становясь абсолютным противником нигилизма. (Стр. 136)
Его пренебрежение простачества, с которым он встречался, привело его к выводу, что у него характер психопата. (Стр. 147)
Он не имел ввиду Минстера, но каждого христианина: они должны признать, что их жизнь не соответствовала требованиям науки, с которой себя связывали... Киркегаард знал слишком хорошо, что требований, которое ставило христианство, никто не мог исполнить... Требовал только двух вещей: неотхождения от требований и признания, что их невозможно исполнить. (Стр. 183)
Быт не может быть выражен в формулах человеческого интеллекта... "...обыденная жизнь никогда не может быть понята. Так происходит, поскольку твоё "я" никогда не застывает в понятии, но непрерывно движется вперёд". (Стр. 189)
Понятие души не имеет никакого значения для объективной науки, но в опыте оно реально. (Стр. 193)
...Психология Киркегаарда не имеет ничего общего с теологией или делами прошлого. (Стр. 195)
(курсив - слова Киркегаарда)