Аннотация: Новая версия статьи о причине популярности "Гарри Поттера" во всём мире. Теперь к семи ключам Роулинг добавились ещё четыре.
15-го апреля сего года у меня появилось иное мнение о причине славы "Гарри Поттера", и мне показалось, что пора выложить в Интернет вторую версию моей статьи "Код Дж. Роулинг". Семь ключей, которые она использовала, дабы добраться до сердец читателей, дополнились ещё четырьмя. Всего же их стало одиннадцать, как показывают точные математические расчеты.
1. Преднаписания.
Стивен Кинг как-то заметил, что Роулинг - мастер преднаписаний. Первая глава первой книги открывает нам зловещую, но вполне доступную для понимания картину: погибли родители Гарри, но странным образом остался жив мальчик, якобы уничтожив самого злого волшебника всех времен и народов. Но пятая книга "ГП и Орден Феникса" повествует о пророчестве, которое, по воле Волан-де-Морта и к его несчастью, сбылось. Все сложно и запутанно, но вместе с тем, первая глава первой книги преобразуется в нашем воображении во что-то грандиозное и всеобъемлющее. Ну, а таинственные крестражи, объясняющие, почему не умер Волан-де-Морт, дополняют силу Роулинговского преднаписания.
2. Яркая внешность героя.
Всем известно, что Гарри Поттер имеет черные волосы, шрам на лбу и носит круглые очки, к тому же он худенький и будто забитый парнишка. Поразительная конкретность образов украшает роман, делает его насыщенным и деловитым. Конечно, Роулинг, можно сказать, утрировала каждый персонаж, но для детской книги это вполне нормальный процесс. Кроме того, как показала практика семи книг, читателю нравятся такие персонажи, внешность и поведение которых можно описать одним предложением.
3. Герой страдает.
Пусть он хоть низвергается во ад по ходу книги, но то, что Гарри страдает в обыденной, скажем так, "магловской" жизни, победило читателей. Покажите мне книгу, где герой не попадает в передряги, где он не стоит на волоске от гибели. Едва ли найдется сотня таких произведений. Обычно всё начинается так: "Жил да был..." А у Роулинг иначе: "Плохо жил да хорошим был...".
4. Легкость текста.
Ну, что тут комментировать? С одной стороны, легкость чтения - это лишний повод для критики, с другой - на поверхность романа выползает смысл и яркие события, которые могут затереться в огромных предложениях. Слова, слова, слова, а где динамика? Роулинг убрала лишние слова, сделала текст четким и ярким.
5. События образуют цепочку.
"Философский камень" я читал лет пять назад (четыре раза!), но как сейчас помню названия первых глав: "Мальчик, который выжил", "Исчезнувшее стекло", "Письма невесть от кого" и "Хранитель ключей". Несмотря на то, что от начала романа до его конца во временном разрезе проходит год, писательнице удалось сделать сюжет текучим. Цепочка для детской книги - это большое дело. Читателя тревожит, что же случилось с героем потом. Меня несколько обескуражил, между прочим, тот факт, что в шестой книге почти нет Снегговских наказаний Гарри. Я понимаю, что места им не нашлось, но всё-таки такая вырезка событий как-то не по-роулинговски выглядит... Хотя в остальных книгах этот ключ весьма важен.
6. Эффекты, связанные с волшебством.
Надеюсь, читатель заметил, что я сканирую первую книгу, выделяя из неё ключи. Шестой ключ возникает ещё при зажигании Хагридом никак не хотевших гореть пакетиков из-под чипсов (Если честно, какой дурак будет пытаться разжигать подобный материал?). Далее волшебство набирает обороты и в полной силе открывается перед нами в Косом переулке, на мой взгляд, самом удивительном изобретении Роулинг (конечно, после Хогвартса). Пожалуй, этот ключ и является сердцевиной эпопеи. Без волшебства и "Гарри Поттер" не "Гарри Поттер", согласитесь!
7. Школьная повесть.
О, ещё один мощный прием, о котором я писал в прошлом статье. Школьникам приятно видеть, как мучаются за партами герои. Ведь не каждый день тебе сочувствуют в том, что ты портишь зрение и гнешь позвоночник за партой по шесть часов в сутки! А ещё нестерпимо интересно, как же учатся настоящие волшебники, какие у них уроки и как проходят экзамены.
8. Очень много тайн.
Что тут говорить. На этом ключе нужно молчать, ибо тайны, которыми напичканы книги Роулинг, не терпят многословия и суеты.
9. Тонкий юмор.
Чопорность англичан, по моему мнению, всего лишь миф. А вы, друзья, смотрите хоть иногда по НТВ по воскресеньям в 11.55 утра программу "Топ Гир"? "Гарри Поттер" Бросается в глаза тонким юмором, понятным всем. При этом герои не строят физиономий, не подражают юмористам, они живут, а ведь именно в обыденной жизни замечаются самые смешные ситуации.
10. Герои-перевертоны.
Приём этот повергает читателей в шок и меня в том числе. Добренький становится злым - это сильно. Но ещё сильнее, когда злой Сириус оказывается добрым крёстным, который не предавал и умер бы, не придав, родителей Гарри. Заикающийся профессор Квиррелл. Пытавшийся спасти Гарри Снегг. Джинни, писавшая дневник Реддла и сам Том Марволо Реддл, сменивший имя на самое страшное прозвище волшебного мира - Волан-де-Морт. Грозный Глаз Грюм, оказавшийся Краучем-младшим, принимавшим оборотное зелье. И наконец, измена Северуса Снегга, убившего своего наставника и защитника Дамблдора. Словом, герои-перевертоны - один из мощнейших ключей Роулинг.
11. Детская взрослость.
Каждый малыш мечтает стать взрослым, мечтает сотворить нечто великое. Неужели такой мечтатель останется равнодушным к тому, как Гарри с головой бросается в погоню за злом, побеждая его, подвергая себя величайшей опасности?! "Философский камень" я прочитал лет в 13, и на меня он подействовал невероятно сильно. До сих пор помню ощущение скучной реальности. Опасное ощущение, я понимаю, но всё-таки незабываемое!
Наше приключение по одиннадцати ключам английской писательницы подошло к концу. Надеюсь, вам было хоть чуточку интересно. В ожидании седьмой книги о Гарри Поттере и с уважением Чайка Алексей.