Никак не мог разгадать фразу из Слова о полку Игореве про Всеслава:
"Тъй клюками подпръся о кони
и скочи къ граду Кыеву
и дотчеся стружиемъ
злата стола киевьскаго"
У Лихачева это:
"Он хитростями оперся на коней
и скакнул к городу Киеву
и коснулся древком
золотого престола киевского."
Случайно, включаю телек, идет последняя минута документального фильма
"Кто убил Котовского?"
Именно в эту минуту показан ответ.
Казак скачет на двух конях, стоя на каждом одной ногой и держась за палки, нижним концом привязанные к сбруе на спинах коней.
Можно представить, что в прошлом, если эти нижние концы палок были изогнуты, то и называться палка будет-клюка, а привязать( или вставить в специальные кольца) такую конструкцию к коню удобней и надежней, чем прямую.
Всеслав был не простым парнем, на то и Чародей, поэтому Автор рассказывая о его превращениях в волка, в птиц и муравьев, не забыл рассказать и о необычном способе передвижения на конях.
"Стружие"-это видимо тоже про эти палки, потому что они должны быть гладкими, обструганными, чтобы не занозиться об эти палки при скачке.
Кстати, в Слове есть еще один необычный способ запряжки коней.
" Съ тоя же Каялы Святоплъкь полелеял отца своего междю Угорьскими иноходьцы ко святой Софiи къ Кыеву"
Здесь ученые разгадали, что кони запряжены гуськом-друг за другом, а между ними приторочены носилки.
Самое удивительное, что я это тоже случайно увидел по телеку в кинокадрах о русско-японкой войне. Казак-санитар сидит на переднем коне и везет раненого на носилках-один в один, как у Автора Слова.
Верю, что мне помог Сам Христос.
Потому что при написании книги " Автор Слова о полку Игореве Христос" со мной происходило много необычных событий.