Дай мне любого, самого прославленного мужа -- и я
скажу тебе, ЧТО его век прощал ему и на что намеренно
закрывал глаза. Я укажу тебе много таких, кому изъяны
не повредили, и даже таких, кому они были на пользу;
(...) кто попробует все исправить, тот все разрушит:
изъяны здесь так неотделимы от достоинств, что потянут
их за собою.
Сенека. "Письма Луцилию" (114).
Нижеследующие заметки -- отнюдь не месть литвина, потомка
косинеров, а всего лишь следствие фундаментальной привычки
противоречить.
* * *
Из предисловия некого О. Л. Сарина к книге "Походы и сражения
в письмах и записках", автором которой значится А. В. Суворов
("сражения в письмах" отнесём на счёт составителя сборника):
"Суворовская 'Наука побеждать', обобщившая всё лучшее, наиболее
прогрессивное, что было в то время в военном искусстве, относится
к творениям, которые живут веками и в которых каждое новое поко-
ление находит руководящие идеи, помогающие ему решать актуальные
современные задачи." Во как! С дрожью в конечностях открыл я эту
"Науку побеждать":
"Исправься! Бей сбор! По команде, по флигельману. По барабану."
(Не иначе, выражение "мне это по барабану" в смысле "меня это
не волнует" пошло из "Науки побеждать". Но вам ведь это "по фли-
гельману".)
"Атакуй первую неприятельскую линию в штыки! Ура! Взводные ко-
мандиры: коли! коли! Рядовые: ура! Громкогласно. Краткой отбой!"
(Иначе говоря, в бою главное -- правильно кричать.)
"Ступай! Ступай! Атакуй в штыки! Ура!" (Всё гениальное просто.)
"Пуля -- дура, штык молодец." (Этот афоризм впечатлял, но запо-
минали его без контекста, из-за чего некоторые командиры соблаз-
нялись атаковать "по-суворовски" и в 1914-м, и даже в 1941-м.)
"Трое наскачут: первого заколи, второго застрели, третьему
штыком карачун." (Указания к тому, в какой момент надо делать
карачун. Кстати, по-моему, лучше наоборот: первого застрелить,
второго заколоть. Третьему -- карачун, так и быть.)
"Пехота, коли в штыки, кавалерия тут и есть. Ущелья на версту
нет, картечи через голову -- пушки твои. Обыкновенно кавалерия
врубается прежде, пехота за ней бежит, только везде строй. Кава-
лерия должна действовать всюду, как пехота, исключая зыби; там
кони на подводах. Казаки везде пролезут." (В настоящее время
считается, что везде пролезают не казаки, а евреи. Некоторые
евреи пролезают даже в казаки. А почему кони преодолевают зыби
на подводах, и кто эти подводы тянет, сегодня, наверное, уже не
понять.)
О тактических инновациях негодяя Буонапарте:
"Баталия в поле: линиею против регулярных, кареями против ба-
сурман, колонн нет (...) Есть безбожные, ветренные, сумасбродные
французишки. Они воюют на немцев и иных колоннами. Естьли бы нам
случилось против них, то надобно нам их бить колоннами ж." (Кос-
венное признание того, что колонны всё-таки бывают эффективнее
"линий".)
Из примечания к "Науке побеждать": "...текст, сохранившийся
в ЦГВИА, содержит немало ошибок и искажений; искажения и явные
ошибки исправлены." Иначе говоря, читаешь непонятно чьё.
* * *
На самом деле суворовская "наука побеждать" сводилась в основ-
ном к следующему:
1. Быть любимцем у солдат.
2. Внушать всем мысль о своем полководческом таланте, о своей
непобедимости. Держаться особенным человеком, гением: созда-
вать впечатление, что на тебе печать великой судьбы.
3. Проникновенно напоминать солдатам, что они богатыри и что их
смерть -- ерунда по сравнению с радостью победы и безымянной
славой.
4. Вести кое-какую боевую подготовку, насколько это возможно не
в ущерб декоративной функции вооружённых сил ("тяжело в учении
-- легко в бою").
5. Наваливаться на неприятеля изо всех сил при первой возможности
-- не дожидаясь подхода своих основных сил, резервов, обозов,
артиллерии, союзников и т. п. И не тратя времени на перезаряд-
ку ружий (отсюда "пуля -- дура, штык молодец").
6. К противнику применять кнут и пряник: то резню устраивать, то
пленных отпускать с миром.
7. Демонстративно рвать пупок за Россию и вовлекать в это дело
других.
* * *
Папа генералиссимуса, Василий Иванович Суворов "...при императ-
рице Елисавете Петровне употреблён был бригадиром и генерал-майо-
ром по военной коллегии, генерал-поручиком и кавалером св. Анны и
св. Александра, в войне с прусским королём -- главным при прови-
антском департаменте и губернатором Прусского королевства. Ныне в
потомственные роды славно державствующею мудрою и великою импе-
ратрицею поизведён он был лейб-гвардии в Преображенский полк
премьер-майором, лейб-гвардии в Измайловский подполковником,
генераланшефом и сенатором..." ("Автобиография" генералиссимуса,
1790)
В службу будущий великий полководец поступил не куда-нибудь, а
в лейб-гвардии Семёновский полк.
Сохранилось донесение В. И. Суворова от 7 марта 1760 г. "импе-
ратрице Елизавете об исполнении её рескрипта относительно опреде-
ления А. В. Суворова в полк при заграничной армии". Чин у млад-
шего Суворова в то время был уже подполковничий (в 30 лет) -- это
к вопросу о якобы длительном засиживании будущего полководца в
малых чинах. Впрочем, для сына сенатора и генерал-аншефа быть в
тридцать лет подполковником -- это, наверное, и в самом деле чёрт
знает что. А быстрое продвижение по службе кончилось, наверное,
потому что с папой-сенатором случился карачун.
* * *
Из опусов будущего генералиссимуса ("Полковое учреждение",
1764-1765):
"Гранодерам усы иметь полные, по обрез между верхней и нижней
губы, нафабренные, зачесанные вверх и несколько на обе стороны
вкось. В середине, под носом, посередине губы выбривать на одну
6-ю долю вершка."
Об имуществе солдата:
"Для убирания волосов гребень, кусочик вакс-помады, то есть
свещного сала, слитого с воском, токмо в нем столь мало воску,
чтоб вакс-помад был больше слаб, нежели крепок, и пудры четверть
фунта с кисточкою в мешечке."
"Для починки мундира несколько игол в игольнике или па суконке
и ниток в узолке с кусочком воску. Большие иглы и нитки служат
для буклей у волосов, а воск для натирания сумы и вакс-помады."
"Для чищенья ремней ножик, мелу полфунта, клею мездрильного
четверть фунта и для натирания и лощения ремней и сумной кожи
зубок свиной. И для перетирания щеточку из щетины."
"Для усов ступочка фарбы с гребенкою."
"Для чищения обуви щеточка и ступочка ваксы."
"Для чищенья железа и меди терку и мелкого песку маленькой
мешечик и лоскуток суконца и жженой глины кусочик с щеточкою для
меди."
Там же о боевой подготовке:
"С 1 апреля портупеи по камзолу, у кафтанов застегнуты лацканы,
а отворочены от лацканов по две петли вверху, с 15 апреля у каф-
танов лацканы расстегнуты, а только вверху застегнуты первые два
крючка, и в белых штанах; с 1 мая до 15 августа в камзолах и
белых штанах. С 15 августа до 1 сентября кафтаны надеты. Лацканы
расстегнуты и грудь на двух крючках. С 15 сентября в красных шта-
нах. Лацканы застегнуты и края на две пуговицы отворочены. А с 1
сентября портупеи по кафтану."
Говоря современным разболтанным языком, наш "природный русак",
похоже, от всего подобного ТАЩИЛСЯ. И ещё: получается, букли в
русской армии появились задолго до Павла I. Но может, про букли
было приписано потом.
В том же документе излагается суворовская "теория приказа":
"Вся твердость воинского правления основана на послушании, ко-
торое должно быть содержано свято. Того ради никакой подчиненной
пред своим вышним на отдаваемой какой приказ да не дерзает не
токмо спорить или прекословить, но и рассуждать, а паче оной опо-
рачивать после в каком бы месте то ни было, но токмо повеленное
неукоснительно исполнять. Иное есть представление, которое всюду
в пристойное время, какого бы чину кто ни был, пред своим началь-
ником к лутчему и кратко чинить похвально, однако и то чинить с
великим рассмотрением, дабы не имело виду какого непослушания. От
послушания родитца попечительное и непринужденное наблюдение каж-
дого своей должности из его честолюбия в ее совершенстве; а в сем
замыкается весь воинский распорядок." (Глава IV, параграф I,
пункт 1)
В свете приведенного рассуждения становится чуть более понятной
русская катастрофа 1941-го года: в Красной Армии все сверху дони-
зу, вдохновившись трудами генералиссимуса, старались пуще всего,
чтоб не случилось "какого непослушания".
Там же:
"Мелд-ефрейтер всегда с ружьем без штыка. Должность его состоит
в том, чтоб он, сделавши ружьем на караул, умел смело и громко
рапортовать, исправно принять приказ, потом сделать на плечо, на-
право, налево или направо кругом, а более нигде по темпам поворо-
тов не делать, итти, куда надлежит." (гл. IV, параграф V, пункт
20) То есть главное для мелд-ефрейтора -- не в том, чтобы запом-
нить (или даже понять) приказ и передать его как можно быстрее,
стараясь не подвернуть ноги и не нарваться на вражескую пулю, а в
том, чтобы "сделать на плечо" и т. д. "Екатерининские орлы" одер-
живали свои победы не потому, что пропитались суворовской "наукой
побеждать", а потому что им противостояли такие же затюканные
специалисты по "деланию на плечо".
Есть в рассматриваемом документе, конечно, и здравое. К примеру:
"Умеренное военное наказание, смешенное с ясным и кратким истол-
кованием погрешности, более тронет честолюбивого солдата, нежели
жестокость, приводящая оного в отчаяние." (гл. 4, параграф 1,
пункт 6)
* * *
Военное искусство во времена Суворова (да и не только тогда,
а в "цивилизованном обществе", скорее, всегда -- правда, теперь
немного меньше, чем прежде) было действительно разновидностью
искусства -- чем-то средним между декоративно-прикладным и
балетом. Основной функцией военнослужащего было украшение (фаса-
дов, интерьеров, площадей и пр.), а война являлась чем-то третье-
степенным. Униформа, уставы, даже оружие всегда создавались таки-
ми, чтобы в наибольшей степени отвечать указанной декоративной
функции, пусть это и оказывалось зачастую явно в ущерб боевой
способности. Существенный сдвиг в сторону рациональности произо-
шёл только в окопах Первой Мировой войны, но и после этого абсур-
дистской дури в военном деле осталось ещё очень много -- слишком
много для того, чтобы можно было говорить, что вооружённые силы
-- это для остального общества образец утилитарности, здравости,
эффективности, надёжности, порядка и т. п. Хуже того, имеют место
многочисленные случаи отката к прежним дурацким позициям. К
примеру, поля у фуражек на постсоветском пространстве стали после
свержения Советской власти в два раза шире. А ещё в армиях заве-
лись группы публичного жонглирования карабинами для развлечения
простонародья. А ещё в России какие-то "Стрижи" и "Витязи"
фигурно пилотируют на авиационных праздниках и "салонах" вместо
того, чтобы упражняться в боевой работе и давать упражняться
другим.
* * *
А вот Суворов силится выразить какие-то гениальные тактические
мысли:
"Подвержен сам опасаться через разделение его сил впадения
нашего с превосходным отрядом в оную."
"Резервы имеют их дирекции на центральные пункты и к передо-
вым оборонительным постам по переменяющимся обстоятельствам."
(1791 г., из плана оборонительных мероприятий в Финляндии)
Понять, о чём он, можно лишь приблизительно. Наверное, таким
образом у подчинённых офицеров развивалась самостоятельность
мышления.
Особенности суворовского стиля: 1) отрывистость, 2) неимоверная
склонность употреблять иностранные слова (из-за чего к сборнику
его документов составитель был вынужден приложить толковый сло-
варь "языка Суворова", где не одни только устаревшие термины).
Может, тогда все так писали? Отнюдь: даже у него встречаются
более-менее гладкие тексты (надо полагать, что сочинял он их не
сам; или же при написании их был немного не в себе; а может, его
всего лишь впоследствии подредактировали из большой любви к
Отечеству).
В предисловии к сборнику "А. В. Суворов. Походы и сражения..."
говорится об особенностях суворовской речи следующее: "...нужно
иметь в виду, что как автобиография, так и другие суворовские
документы, написанные им самим, не подвергались правкам и лите-
ратурной обработке, а потому, если смотреть на них с нынешних
позиций, может показаться, что содержат немало стилистических
погрешностей." В самом деле: мне только КАЖЕТСЯ.
* * *
А эта детская война Суворова с зеркалами! У Дениса Давыдова
("Встреча с великим Суворовым", 1):
"Когда старость и думы покрыли чело его сединами и морщинами,
достойными наблюдения Лафатера, он возненавидел зеркала, которые
надлежало выносить из занимаемых им покоев или закрывать полот-
ном, и часы, которые также выносили из занимаемых им комнат.
Многим эти оригинальные причуды казались весьма странными; они
относили их к своенравию Суворова. Обладая в высшей степени духом
предприятия, он, подобно свежему юноше, избегал всего того, что
напоминало ему о времени, и изгонял мысль, что жизнь его уже
приближается к концу. Он не любил зеркал, вероятно, потому, что
мысль увидеть себя в них стариком могла невольно охладить в нем
юношеский пыл, убить в нем дух предприятия, который требовал всей
мощи душевной, всей любви к случайностям, которые были свойствен-
ны лишь молодости."
* * *
Люди алчут иметь прекрасные образцы и очень сердятся, когда
им указываешь на то, что их образцы местами хороши, но в целом
не прекрасны. Стать действительно прекрасным образцом НЕВОЗМОЖНО:
если ты будешь во всём хорош сообразно распространённым представ-
лениям о том, что такое хорошо и что такое плохо, то наверняка не
"вырастешь" и не прославишься, и никто не узнает о том, какой ты
безукоризненный человек. Если вы хотите иметь настоящие прекрас-
ные образцы, то либо измените своё представление о прекрасном,
либо устройте общество так, чтобы ваше нынешнее, непрактичное
представление об идеале могло служить эффективным "руководством
к действию". Своей надрывной ложью вы к этому не приблизитесь.
* * *
О том, как трудно работать с людьми.
22 мая 2006 г. вздумалось мне выставить кое-что из вышеприве-
денного текста на одном "военно-историческом форуме". Сразу же
налететела куча возбуждённых экспертов по Суворову и стала напе-
ребой указывать мне на то, что я невежда, ахинейщик, шут и вообще
отвратительный человек, которого надо отовсюду гнать, даже из
очереди на сдачу бутылок. А когда я начал выражать по этому
поводу своё удивление, меня тут же отключили на целую неделю.
Пришлось написать владельцу сайта следующее письмо:
"23 мая я объявил на форуме тему 'А каким был на самом деле
Александр Суворов?'. Ваши завсегдатаи стали очень болезненно
реагировать на мои тексты. Я полагал, что у вас публика почище,
но не повезло. Такое случается. Разумеется, было очень забавно
узнать о себе на форуме кое-что новое, но когда я в ответ на
высказанное подозрение в наличии у меня 'нетрадиционной ориента-
ции' полюбопытствовал, по каким признакам мой оппонент её
определяет и не пробовал ли он поискать их у себя, какая-то Катя,
исполняющая функцию модератора, и вовсе закрыла мне доступ на
форум."
"Конечно, на своём междусобойчике вы в праве устанавливать хоть
двойные, хоть тройные стандарты и выбирать себе компанию по
вкусу, но мне всё-таки не очень нравится, когда кто-то подменяет
конкретную критику оскорблениями, а у меня нет возможности
объяснить ему его ошибку, тем более что А. В. Суворова я в
гомосексуализме не обвинял. Впрочем, когда люди НЕ ХОТЯТ понять,
то объяснять бесполезно. Поскольку меня интересовала на вашем
форуме возможность что-то обсудить, а не возможность поругаться,
у меня пропал к нему интерес. Прошу удалить мою тему и вычеркнуть
меня из списка участников. Заранее благодарен."
Вообще, если высказываешь на форуме что-то нетривиальное,
задевающее, то можно быть уверенным в том, что тебя обгадят. Чем
сильнее заденешь, тем больше и тем агрессивнее будет набежавшая
толпа интернет-шавок, радующихся поводу безнаказанно потявкать
(выжать максимум из того обстоятельства, что ты пока не можешь
сломать стул об их головы).
* * *
Из того, что успело попасть в форумную "дискуссию" о Суворове:
У всякой личности есть достоинства и недостатки, у всякого
общественного события -- парадная и изнаночная сторона. Если
обращать внимание только на одну сторону феноменов, то представ-
ления о них заведомо не будут адекватными. В мире мифов жить
приятно, но опасно; мир фактов менее приятен, но зато в нём
обычно легче выжить. В мире мифов хорошо устраиваются только
замполиты, священники, популярные философы и прочие штатные
пропагандисты, а остальным людям лучше напрягать мозги над
постижением того, что есть (было, будет) на самом деле. Я снова
неправ?
Сегодня людей делят на своих и чужих в зависимости от того,
какие мифы они поддерживают. Мне думается, что тяготение к мифам
-- один из самых больших дефектов современного мышления. Зуд
разоблачительства -- всего лишь дополнение к зуду мифотворчества:
где нет мифов, там нечего разоблачать; там просто обсуждают
вопросы.
Я предполагаю большую роль мифов в разрушении России. Чем ярче
миф, тем тяжелее последствия его разоблачения (если до такового
доходит). Всякий миф -- это мина, ждущая своего часа. Где много
мифов, туда с правдой уже вряд ли протиснешься, потому что хоть
какому-нибудь из мифов она не будет соответствовать.
Если форум -- пропагандистский, тогда я без претензий. А если
аналитический, тогда ой. Суворов -- личность без недостатков?
Совсем?!!! Или говорить о его недостатках -- табу? Или говорить о
них можно, но не всем, а только людям, проверенным и утверждённым
особой комиссией? И говорить не публично, а на подпольной кухне?
"А самое главное -- Суворов побеждал."
Самое главное? А если кто терпел поражение -- тот плохой, что
ли? Между тем, бывают победы, что хуже поражений, особенно если
рассматривать их в широком контексте. И бывают ситуации, когда не
проиграть невозможно, но люди всё-таки сражаются. Наконец, за
битого двух небитых дают. Ваше "Суворов побеждал" хорошо для
пропаганды, интересно для анализа, но в иных отношениях мало что
значит. Суворов побеждал, а Россия теперь -- в жо... Как же так?!
А вот как: основная проблема России -- не дороги и не "воруют",
а русские благонамеренные дураки. Особенно патриоты. Особенно те,
кто начитан и потому производит положительное впечатление на
других дураков. Я не о вас: ошибаются не только дураки (и даже НЕ
СТОЛЬКО дураки, потому что дураки живут коллективным умом и если
ошибаются, то скопом, а в этом случае индивидуальная ошибка не
заметна, поскольку списывается на эпоху).
* * *
Из того, что не успело попасть в форумную "дискуссию" о
Суворове:
"И ваши претензии довольно комичны."
Мои претензии на что? Вы можете объяснить, какие претензии вам
удалось разглядеть и почему они показались комичными? Вы в самом
деле смеялись или только скалились, как я? Что до меня, то мне
показалось комичным отнесение корявых суворовских наставлений
рядовому составу "к творениям, которые живут веками и в которых
каждое новое поколение находит руководящие идеи, помогающие ему
решать актуальные современные задачи". Но я, конечно, не прав:
нет в этом ничего смешного, если из малозначительного историчес-
кого документа, написанного в странном стиле, делают "военную
Библию" и, среди прочего, восхищаются тем, как Суворов капает
на мозги солдатам, чтобы те охотнее шли убивать и быть убитыми
(у вас об этом документе: "'Политработа' построена на искусном
смешении апелляций к религиозному долгу, напоминаний о 'чести и
славе' и обещании добычи."). Вы случаем не из замполитов?
Я считаю, что солдату из крепостных рвать пупок за царскую Рос-
сию большого резона не было и что следовало очень основательно
промыть ему мозги, чтобы он торопился в бой. (Я также считаю, что
и за нынешнюю Россию рвать пупок под пулями где-нибудь на Кавказе
в интересах московских олигархов -- дело сомнительное.)
Надо заметить, Суворов для меня не совсем свой: мои предки,
скорее всего, сражались против Суворова на стороне Речи Посполи-
той. И даже под Бородино, возможно, были с Наполеоном, а не с
Кутузовым. А ещё такое вот случалось: в 1604 и 1607 годах они с
Лжедмитриями на Москву ходили.
"Но полководца всё-таки оценивают по способности побеждать."
Значит, по способности достойно держаться до конца в ситуации,
когда победить невозможно, а уйти нельзя, полководца не оценива-
ют? То есть, к примеру, царь спартанцев Леонид и Евпатий Коловрат
-- не совсем хорошие полководцы? И что прикажете делать полковод-
цу, если выпадает безнадёжная ситуация? Уклониться от боя, чтобы
сохранить ситуацию непобедимого? Я считаю, что если полководец
проигрывал сражения, это ещё не означает, что он как полководец
хуже Суворова. Для пропаганды ваше "Суворов побеждал" сойдёт, для
серьёзных выводов -- никак.
При оценке полководца надо бы учитывать, наряду с другими
качествами, его способность...
1) беречь солдат;
2) не портить репутации страны;
3) вносить здравую лепту во внутриполитическую жизнь страны
(чтобы страна не ввязывалась лишний раз в войны);
4) достигать целей без боя.
В Суворове меня отталкивает, среди прочего, его стремление
воевать. Военный человек может отличиться и на поприще военного
строительства (успехи на нём распугивают потенциальных противни-
ков), но Суворову хотелось именно боевых побед. Суворов рвался в
бой (кстати, большинству военных это не свойственно). Такие люди
тоже бывают очень полезны, но лишь при условии, что не они опре-
деляют военную политику.
Мне более симпатичны Наполеон I и Михаил Кутузов: первый --
своей широтой, второй -- своей неблестящестью, осмотрительностью.
У Суворова бросаются в глаза стремление высунуться, похвальба
и пылкий патриотизм. Последний -- средство 1) самооправдания,
2) побуждения солдат к выполнению роли пушечного мяса.
Кстати, побеждал Суворов не всегда. Проиграть сражение ему и в
самом деле не довелось, а вот в малых операциях большие неудачи
случались. К примеру, 10 февраля 1771 г. он сообщил начальству
следующее: "Вашему высокопревосходительству доношу. Замка
Ланскоронского нам взять не удалось. Убитых имею: ..."
Поскольку официоз, как правило, лжив, и чем больше пафоса, тем
больше за ним чего-нибудь скрывается, то вполне закономерно пред-
полагать, что в случае с Суворовым тоже что-нибудь преувеличили,
приуменьшили, скрыли, домыслили в пропагандистских целях. Или не
так?
Если быть точным, у меня неприятие не к Суворову (по отношению
к нему у меня всего лишь отсутствует восторг), а к поверхностным
патриотам, которые с ним носятся. Александр Суворов -- личность
выдающаяся, но со странностями и приукрашенная. Это обычное дело,
поскольку странности -- отчасти средство прорыва в выдающиеся
люди, отчасти расплата за целеустремлённость и перенапряжение.
Кому пристало критиковать великую личность? Варианты:
1) другой великой личности, если она не попала в великие
посмертно;
2) специалисту, потратившему жизнь на изучение этой великой
личности вместо того, чтобы самому попробовать стать великим;
3) любому желающему, если он чувствует потребность в этом и не
мешает государству использовать великую личность как средство
капания гражданам на мозги, а вдобавок не задевает пламенных
патриотов, которым чихать на доводы.
Если кто-то не приемлет того, чтобы о нём судили все, кому не
лень, тот должен стараться не попасть в великие (а если нечаянно
попадёт, должен срочно ретироваться). Или же пусть сделает
невозможное: станет безупречным.
* * *
Суворов -- этакий человек войны, для которого вне войны мало
что существовало. Надо заметить, большинство военных воевать не
любят: они любят быть военными. У многих даже желание быть воен-
ными со временем пропадает, но деваться больше некуда. Поэтому
если живчик-службист, вроде Суворова, оказывается в командирах,
подчинённые его обожают не очень: он, конечно, не ворует, но зато
своими поручениями очень даже ДОСТАЁТ. Жизнь офицеров оказывается
отравленной. Офицерам, особенно если они уже немного в возрасте,
хочется, как правило, не поскорее прославиться, а просто жить и
проводить больше времени дома, с семьёй или болтаться по личным
делам, а живчику надо непременно быть лучшим -- и чтоб все рвали
пупок, как он сам. Оно бы для Родины и хорошо, да только есть
несколько нюансов. Во-первых, в вооружённых силах имеет удиви-
тельное обыкновение накапливаться абсурд, так что соблюдать пред-
писанный армейский порядок в полной мере значит напрасно изнурять
людей и лишать их тем самым возможности направить энергию на
что-то полезное. Вообще, рвение хорошо, когда в меру и не чужими
руками. Во-вторых, человек, как правило, воюет для того, чтобы
жить, а не живёт для того, чтобы воевать (как Суворов), и если
людям приходится служить не совсем так, как им хочется, то имеет
место постоянный психологический дискомфорт, что чревато внешне
немотивированными вспышками агрессивности, пьянством, преждевре-
менными уходами в отставку, заговорами, бунтами, дезертирством,
выстрелами в спину и даже предательством. Хорошо, если подобный
командир понимает, что надо подбирать себе подчинённых такого же
склада, как сам. Если же у него зуд воспитательства, то результат
бывает иногда и печальный.
* * *
Могут сказать: не время крушить русские мифы. Отнюдь: лучше
покончить поскорее с теми, какие остались, и начать опираться на
правду. Чем правда отличается от мифа? Тем, что её можно спокойно
обсуждать, уточнять, опровергать. Позиция, основывающаяся на
стремлении к истине, от критики только укрепляется, поэтому про-
тивникам критиковать её БЕСПОЛЕЗНО. А что делать с экзальтирован-
ными личностями, которым нужен именно миф? Не знаю. Может, форми-
ровать из них штурмовые группы, чтоб не подзуживали других, а
пёрлись вперёд сами? Нет, нельзя: наверняка втянут всех в
какое-нибудь непотребство.
Мифы -- как танки: бывают очень эффективны, но лишь при опре-
делённых условиях, а если условий нет, то оказываются бесполезны
или даже вредны.
Можно сплотиться вокруг мифа, как вокруг знамени, и благодаря
этому победить, если повезёт. Но чтобы развивать или хотя бы со-
хранять свой успех, требуется не верность мифу, а реалистическое
мышление, в частности, способность подвергать миф сомнению.
Большинство людей слабо различает границу между мифом и реаль-
ностью. Мифотворцы намеренно сглаживают эту границу: пристраивают
миф к реальной картине, так что даже при большой бдительности
бывает трудно заметить, что ты уже не на зыбкой почве фактов, а
на твёрдой почве удобных фикций.
Конечно, миф всегда привлекательнее реальности: миф -- закон-
ченный, яркий, желанный, проникновенный, а реальная картина
обычно грешит неполнотой, блеклостью, несимпатичными деталями.
Браться спасать Россию, опираясь на догматическую идеологию и
набор мифов, -- то же, что пытаться доехать до удалённого места
на автомобиле с заклинившим рулём, да ещё по пересечённой мест-
ности: если повезёт и угадаешь направление, то непременно цели
достигнешь. А если не повезёт? Представляется более надёжным
развитие людям мозгов и построение эффективной социальной
организации, так чтобы думающее меньшинство могло корректировать
маршрут движения, а заодно и представление о цели.
* * *
С ещё одного форума:
12.06.2006:
"Суворов очень почитаем не только у русских:
1. Свой титул графа Священной Римской империи он получил от
австрийского императора за разгром турок при Фокшанах и Рымнике
(за это же он пучил титул графа Рымникского от матушки иперат-
рицы) и чтится австрияками как спаситель нации.
2. Свой титул князя Италийского он получил по ходатайству Папы
римского за освобождение Италии. И, как заявлял Папа римский
Лев XIII, 'Память о Суворове жива в Италии и никогда не умрет;
по крайней мере, в Ватикане она будет жить всегда'."
3. Швейцарцы чтят Суворова за создание швейцарской регулярной
армии и уже 200 лет офицерские школы в Швейцарии называются
'Суворовские училища' (к сожалению русские оказались менее
благодарные и этот термин стали использовать только 50 лет
назад)."
Действительно, австрияки испытывали к Суворову такую огромную
благодарность, что уже через 13 лет они оказались в союзниках
Наполеона во время его похода в Россию в 1812 г. А ведь тогда в
русской армии ещё служили -- и даже сражались под Бородино! --
некоторые из тех, кто спасал австрийскую нацию вместе с
Суворовым.
На самом деле никакого культа Александра Суворова -- и даже
сколько-нибудь заметной памяти о нём -- в Австрии нет. Есть
культы собственых полководцев: Евгения Савойского, маршала
Радецкого и др. В Венском музее военной истории имеется много
материалов, к примеру, по Наполеону, а по Суворову не припомина-
ется ничего, хотя, вообще говоря, русская историческая тема в
Австрии присутствует. В частности, есть вполне ухоженные захоро-
нения советских солдат в центре Вены и на венском Центральном
кладбище. Есть ряд приличных экспонатов из времён 1-й и 2-й Миро-
вых войн в музее военной истории. Кстати, висят памятные доски
Яну Собесскому, воинам Речи Посполитой, украинским казакам за
разгром турок под Веной в 1683 г.). А вот по поводу Суворова --
пусто.
Между прочим, Наполеон женился на австрийской принцессе Марии-
Луизе (с 1810 г. и до самой свое смерти) и даже успел сделать с
ней ребёнка, так что австрийцам он вроде родственника. Во всяком
случае, не чудовище, хоть и бил их в сражениях. А Суворов, полу-
чается, никто. Но почему? Не потому ли, что он русский военный
гений? Нет, всего лишь потому, что в насыщенной войнами истории
Австрии участие Суворова было только мелким эпизодом.
Если кого-то из иностранных полководцев австрийцы и чтут сколь-
ко-нибудь заметно, так это Яна III Собесского, короля Речи Поспо-
литой, -- за то, что в 1683 г. речпосполитовские войска разбили
турок, осаждавших Вену. По этому поводу даже имеется мемориальная
доска на церкви Августинцев возле императорского дворца. А на горе
Каленберг над Веной до сих пор стоит специальная церковь, чтоб не
забыли. Там тоже есть памятная доска -- украинским казакам, спаси-
телям Вены. А в венском Военном музее есть обширная экспозиция.
Об итальянских поклонниках Суворова. Не представляю, как могла
сохраниться у итальянцев добрая память о Суворове, если он воевал
на стороне австрийцев, которые были головной болью Италии вплоть
до 1860-х. Если Суворов помог антифранцузской партии в Италии,
это ещё не значит, что он помог Италии. Италию он освобождал от
французов для австрийцев. Продолжительность австрийского "ига" в
Италии:
Венеция (1797-1866);
Ломбардия (1714-1859);
Тоскана (1737-1860).
Кстати, итальянцы ("Память о Суворове жива в Италии и никогда
не умрет"!) не просто участвовали в походе Наполеона в Россию в
1812 г., но ещё и показали при этом большое рвение. Из "Мемуаров"
графа Армана де Коленкура: "Бой был решён в нашу пользу итальян-
цами, которые соперничали в храбрости с французами. Этого благо-
родного соревнования было достаточно, чтобы преодолеть все пре-
пятствия. В конце концов мы овладели городом и позицией." (гл. 5)
Это о взятии городка Боровска под Москвой.
О заграничных титулах Суворова. Присвоение высокого титула ино-
странцу иногда было дешёвым способом разойтись с ним по-хорошему
-- и не более того.
О почитании Суворова швейцарцами. Франкоязычным поисковиком на
запрос "Souvorov Suisse ecole" ничего похожего на суворовские
офицерские школы обнаружить в Швейцарии не удалось.
* * *
Дополнение 2017 года. Суворов и ногайцы.
Когда Суворов заявился в ногайские степи в районе реки Кубани
устанавливать русский порядок по заданию царицы Екатерины II,
ногайцам он не понравился, как и русские вообще. Ногайцы посылали
его подальше, а он всё не уходил.
В русскоязычной Википедии, однако, по этому поводу нежно
сказано следующее:
"Проявив большое дипломатическое искусство в сочетании с
решительными действиями, Суворов добился прекращения волнений
среди местных ногайцев. В целях установления дружественных
отношений с местным мусульманским населением Суворов строго
запрещал жестокое обращение с пленными и решительно пресекал
грубость по отношению к безоружному населению."
"Решительные действия" -- это эвфемизм, вроде "окончательного
решения", если что. Дальше уже немножко не так гладко:
"В 1782 году Суворов вновь был направлен на Кубань, где возгла-
вил Кубанский корпус. Весной 1783 года Потёмкин поручил ему осу-
ществить переселение ногайцев Малой Ногайской Орды за Урал и в
Тамбовское и Саратовское наместничества. Сопротивляясь переселе-
нию, летом 1783 года ногайцы подняли восстание. 1 (12) октября
1783 года в урочище Керменчик (на реке Лаба в 12 верстах от впа-
дения её в Кубань Суворов, командуя объединёнными силами Кубанс-
кого корпуса и донских казаков, полностью разбил ногайские войс-
ка. В публицистических источниках утверждается, что за один день
погибло не менее 5 тысяч ногайцев. Вследствие этого большинство
мурз выразили покорность Суворову и признали присоединение Крыма
и ногайских земель к России. В течение 1783 года Суворов совершал
экспедиции против отдельных отрядов ногайцев. За это Суворов
получил орден Св. Владимира 1-й степени."
Обратим внимание, что в Российской империи практика депортации
народов была начата, таким образом, ещё при дражайшей Екатерине
Великой. Разумеется, депортация гуманнее геноцида, а смерть от
штыка менее мучительная, чем в газенвагене.
Тюркские источники описывают тогдашние события немного иначе.
Из вольного интернета:
"В эти дни (октябрь 2013 - Bozkurt) ногайцы (тюркский народ на
Северном Кавказе) отмечают 230-летие страшной трагедии -
геноцида, в результате которого десятки тысяч ногайских тюрок (в
том числе беззащитных женщин, детей и стариков) были безжалостно
убиты российскими регулярными войсками и казаками под предводи-
тельством генерала Александра Суворова.
Все началось с планов российской власти выселить ногайцев с
Кубани. Лишь небольшое число ногайских тюрок, в том числе некото-
рые беки, сдружившиеся с местным российским военным руководством,
поддержали эту идею.
Большинство же ногайцев отнеслось к этому крайне негативно. Они
подняли восстание и в начале сентября 1783 года попытались выбить
российские войска из занятых ими крепостей. Суворову, которому
ранее было поручено осуществить полное выселение ногайцев с этих
земель, теперь пришлось разработать план военных действий против
ногайских тюрок.
Как оказалось, план этот был бесхитростным: спустя около месяца
с начала восстания ногайцев, войска, руководимые генералом, тайно
подбирались к поселениям восставших ногайцев, и, внезапно напа-
дая, с невиданной жестокостью вырезали их.
С тех самых пор и до наших дней российские историки, повествую-
щие о тех событиях, пишут, что 'ногайцы, отражая атаку русских,
одновременно сами убивали своих жен и детей, чтобы те не попали в
плен к врагу'. Вот так, рассчитывая на наивного обывателя, рос-
сийская историография лживо прикрывает зверства царских войск в
отношении ногайских женщин и детей.
При этом Суворов выставляется как сторонник мирных переговоров,
который 'не хотел много крови', но в пылу подавления восстания
'ожесточение русских солдат вышло из-под контроля их
военачальника'. И это притом, что в архивах сохранился документ с
личным приказом генерала, зачитанным войскам перед внезапным
нападением на ногайцев у местечка Керменчик, где произошла одна
из самых кровавых расправ над ногайцами за все время подавления
восстания: 'Войскам отдыха нет до решительного поражения, истреб-
ления или плена неприятеля. Если он не близко, то искать его
везде, пули беречь, работать холодным оружием'.
Битва (а точнее - резня) у местечка Керменчик состоялась 1 ок-
тября 1783 года. С тех самых пор ногайцы в годовщину этих страш-
ных событий поминают своих павших в мечетях и на народных собра-
ниях. Как пишут современные ногайские авторы, эта традиция, не-
сколько позабытая во времена советского засилья, ныне постепенно
возрождается."
В карательных акциях против ногайцев Суворов, как обычно, не
потерпел ни одного поражения.
Так занимался там Суворов геноцидом ногайцев или не занимался?
Скорее да, чем нет. Правда, можно утверждать, что если и занимал-
ся, то делал это либо умеренно, либо не вполне успешно, потому
что ногайцы после этого местами ещё остались.
От любимых занятий удерживаться трудно, даже если они причиняют
тебе явный косвенный вред. А если за них тебя ещё и награждают,
то чтобы удерживаться от них, надо быть титаном духа. А у титана
духа сомнительные занятия при любом раскладе не могут стать люби-
мыми, так что это не титанский случай. Поскольку Суворов весьма
любил повоевать, то очень даже разумно предположить, что он хотя
бы иногда капитулировал перед своей страстью и позволял себе
чуть-чуть пострелять-порезать чужими руками в ситуациях, в
которых вполне можно было обойтись и без этого.