Бурьяк Александр Владимирович : другие произведения.

Пропагандоны российских чудес Калашников и Крупнов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


На острие клина

7. Писатели и их книги.

7.9. Калашников и Крупнов.

Из всех авторов, пишущих о том, как "спасать Россию", эти двое опубликовали, наверное, самые толстые, самые необычные и, наверное даже, самые воодушевляющие книжки: "Гнев орка", "Оседлай молнию!" и др. Есть смысл обратить на них внимание, а то как бы чего не вышло. "Гнев орка". На сайте с текстом -- фотографии авторов, и один из них курит. Когда я вижу ТАКОЕ, моя ревность переходит в злорадство, и я рвусь делиться со всеми подозрением, что эта толстая зажигатель- ная книжка -- главным образом завлекаловка для того, чтобы в подсознание читателей вбить указанную особенность фото. Не верю я что-то в здравость сигаретного патриотизма. Равно как и пиво-водочного. Квасной ещё куда ни шло. "Гнев орка" (гл. 1): "В истории человечества постоянно существовали два течения, два сорта людей. Одно течение -- это творчество, созидание. Второе -- добывание трофеев, грабеж, мародерство. И деятели истории, в свою очередь, выступают либо в обличье созидателей, либо в личине "чужих", "добывателей трофеев", новых кочевников. Первые строят и открывают, создают новые богатства, знания и технологии, поднимают государства и вдыхают новую жизнь в свои народы. Вторые нагло и жестоко норовят захватить и переделить не ими созданное, обманув, стравив людей между собой, устроив кризис, революцию или войну. В предыдущие времена эти тенденции переплетались, и тот, кто в одном случае грабил, в другом пускал награбленное на созидание. Но к концу XX века произошла удивительная вещь: эти тенденции очень обособились друг от друга. Носители духа мародерства оформились в настоящее Античеловечество, и мы дали им имя -- новые кочевники. Мы очертили их полуневидимые структуры -- метагруппы, в которые включены крупные финансовые учреждения, спекулятивный аппарат, сети по обработке сознания, "мозговые центры", частные спецслужбы и части государственных аппаратов, захваченные неокочевниками. Мы показали, как неокочевники сложились из отдельных частей разнообразных сетевых глобальных клубов, масонства, сионизма, крупного финансового капитала и откровенной преступности. Хотя их главное пристанище находится в США, это уже не американцы, а особый Интернационал." Таким образом, книга валит ВСЁ не на евреев, а на "новых кочевников". Хорошо, что отвлеклись, наконец, от народа Израиля, но что дальше? А дальше прицепились, можно сказать, к казахам, киргизам, калмыкам и прочим монголо-татарам. "Новые кочевники" -- авторская самодельная этикетка для обозначения главных носителей зла. Вокруг этой самоделки чуть ли не вся книга выстраивается. Но зачем же пятнать всех кочевников без разбора?! А дело в том, что в пятнании кочевников (= малопотребляющих варваров) проявляется "прогрессизм" авторов. Кочевые культуры мыслятся как паразитические только людям, сде- лавшим себе фетиш из "прогресса". Меня как защитника варварства вообще -- и кочевого варварства в частности -- это раздражает. По моему мнению, спасение России -- как раз в "варваризации": в при- нятии идеологии отказа от большинства вредных "достижений". Здо- ровый образ жизни -- некомфортный, полуварварский: без табака, пива, кофе, плэйера, велосипедного компьютера, пола с подогревом и пр. Отказ от подобных вещей не мешает, а помогает создавать эффективную военную технику для защиты своего образа жизни. Помо- гает хотя бы потому, что высвобождает для этого ресурсы, включая не перегруженные псевдознаниями и развлечениями мозги. Всякий новый элемент комфорта способствует исчезновению какой- нибудь человеческой способности. Кто отказывается от многого вне себя, тот сохраняет многое в себе. В общем, "лэйбл" для врагов России выбран авторами не просто неудачно, а вразрез с их благими намерениями. * * * Основная модель, используемая этими апологетами "осёдлого" об- раза жизни, -- до предела упрощённая: человеческая масса разделя- ется на созидателей и грабителей. Созидатели -- это, конечно, труженики, творящие весь цивилизационный хлам, грабители -- это ... ба, да это те, кто ими руководит, и кого они зачастую любят и слушают! В общем, модель натянутая, кривая и соответственно вредная. Это не исследование, а публицистика для возбуждения толпы перед уличным побоищем. Она качественная и пока полезная, но на некотором этапе нам придётся заявить, что она представляет лишь маленький кусочек правды, который пытаются использовать в дурацких целях. Два неплохо устроившихся в Москве мужичка возбуждающе пишут о том, как порочна социальная система, в которой они неплохо уст- роились. А что система -- в ответ? А ничего. О привлечении их к ответственности за пропаганду экстремизма, вроде, ничего не слышно. Не странно ли? Нет, не странно. Потому что врагами "системы" эти авторы являются только на первый взгляд. На самом же деле они -- идеологи российского патриотического буржуйства (то есть такого, которое настроено использовать Россию в качестве своей долговременной базы и умеренно заботиться о русском "быдле", чтобы то сражалось за "отечество" против, к примеру, китайского буржуйства, которое может ломануться в Россию во главе китайского "быдла"). Поэтому авторы -- в струе, и им удаётся публиковать свои разоблачительные книжки, несмотря на пафос. Их рецепт: "Что может нас спасти? Давайте доведем ситуацию до логического конца, почти до абсурда. Давайте представим, что коммунистов более нет, что парламент состоит только из назначен- ных президентом людей, которые проголосуют за все, что бы он ни приказал. Хоть за закон о повышении зимней температуры за Поляр- ным кругом. Пусть эти депутаты принадлежат к одной-единственной Партии Президента и без всяких споров принимают все законопроек- ты, написанные Грефом или его заместителем, влажногубым юношей Дворковичем. Вводим полную свободу купли-продажи земли, архи- льготные условия для иностранных инвесторов, полностью отменяем систему государственных пенсий, заставляем народ платить за все и жить на корку хлеба в день. Что это изменит? Да ровным счетом ничего. Как мы были в тупике, так в нем и пребудем. Чтобы выжить в наступающем веке, русским мало установить у себя жесткий режим. Нужно во что бы то ни стало запустить инновационную экономику, процесс бурного освоения промышленностью новых технологий, а главное -- эти новые технологии создавать, преодолев последствия десятилетнего разгрома нашей науки." "Есть сценарий развития России, за который ратуем мы, авторы этой книги. Это -- стратегия чуда, стратегия молниеносной войны, которая применима и в сражениях, и в экономике." "Нам ни в коем случае нельзя догонять Запад и другие индустри- альные страны, тратя на это и годы, и жизни, не повторять зады чей-то цивилизации, обрекая себя либо на позорную гибель, либо на вечное плетение в чьем-то хвосте." "Русские обязаны породить совершенно необычное, многомерное государство-цивилизацию. Мы должны сотворить то, чего еще никто не делал. Как это сделать?! Читайте нашу следующую книгу -- 'Оседлай молнию!'." Читаем. "Стратегическое введение": "Мы только в самых общих чертах можем представить себе этот новый мир. Здесь громадные, отравляющие воду и воздух заводы уступят место небольшим, экономичным установкам на зеленых лужайках. Здесь умрут электропаровые монстры вроде РАО ЕЭС, а энергию будут давать десятки тысяч небольших станций прямо в жилых домах и на предприятиях. Люди в этом мире забудут о топливе из нефти. Да и сам человек в этом грядущем изменится. Новые технологии невероятно усилят его умственные и психические возможности -- ведь иначе нельзя будет жить в мире 'экономики знаний', где нужны и быстрота реакции, и сила, и воля." "...Россия должна совершить чудо -- не просто экономическое, а цивилизационное." "Русское Великое Чудо должно состоять из семи чудес. Во-первых, из чуда финансового: стране каким-то образом необходимо вывер- нуться из долговой петли и втянуть на свою территорию колоссаль- ные финансовые потоки. Параллельно с финансовым нам придется совершить чудо научно-техническое. В жестокий и бурный мир нового тысячелетия Россия должна войти с техникой, технологиями и това- рами, которые вообще не имеют мировых аналогов. И никак не иначе! Мы должны стать монополистами по части новой технологической революции. России нужно стать страной чудес -- причем чудес в настоящем смысле этого слова, чудес живительных. Мы должны стать страной, в которой работают самые необычные технологии, самые смелые изобретения. Сделаем Россию всемирным убежищем для гениев! И тогда хватит даже пятидесяти миллионов русских, чтобы удержать и защитить громадное пространство. Сэкономив на необходимости добывать десятки миллионов тонн угля и нефти в год, мы сбережем и силы, и деньги, переключив их на совсем другое. Технологии нового века -- это настоящая свобода." "В-третьих, нужно чудо экономическое, в итоге которого мы смо- жем стать страной с самыми низкими налогами в мире, превратившись в мекку для инвесторов. И тогда нам не помешают ни суровый климат, ни огромные расстояния." "Чудо четвертое -- это чудо военное. Для этого русские обязаны создать уникальную армию, которая при минимуме затрат и максимуме эффекта для гражданской экономики сможет противостоять любым попыткам разгромить нашу страну. Такие вооруженные силы должны годиться для успешной войны и с аэрокосмическим противником, и с многомиллионными мотомеханизированными ратями индустриальных государств Востока, и с летучими ватагами боевиков." "Но придется совершить еще и чудо культурно-идеологическое. И тогда мы станем неотразимо привлекательными для других народов, показав им путь из нынешнего отвратительного болота -- мира 'Макдоналдса', Бивиса и Баттхеда." "Параллельно с остальными нужно взяться за чудо пятое -- нацио- нальное. Развитие оригинальных психотехнологий даст возможность без всякой бесовщины и уродования венца творения Божьего -- человека! -- стать племенем людей сверхразумных, овладевших колоссальными ресурсами своей души." "Наконец, нужно совершить чудо организационное, применив стра- тегию чудесных, неаналитических, молниеносных операций, пойдя против правил чужой игры." Ч. I, гл. 1: "У нас есть, читатель, одна заветная мечта. Хочет- ся как-нибудь включить телевизор и увидеть на экране президента. И чтобы сказал он проникновенную речь: -- Россияне! Я принял ре- шение объявить конкурс на смелые технические решения. У нас есть бабки в бюджете на премии изобретателям. Итак, нашему государству нужно топливо из воды, "летающая тарелка" с антигравитационным двигателем и хитрая техника, которая поможет сэкономить тридцать миллионов тонн топлива в год на электростанциях Чубайса. А то совсем за горло всех взял! Я его хочу заставить, россияне, тарифы снизить. А еще нашему государству нужен проект такой маленькой электростанции, чтобы ее можно было поставить у каждого дома и чтобы она давала энергию по смешным ценам. Я рассмотрю изобретения, которые позволят нам обойтись без миллионов тонн дорогих удобрений для сельского хозяйства. В общем, россияне, присылайте заявки и фотографии действующих установок. Вот адрес..." "Да, это научная ересь. Но она работает. И если такие установки строить массовыми сериями, то всю страну можно залить даровой энергией, вызвав бурный рост производства, расцвет настоящего предпринимательства." "А речь вот о чем: генеральный директор НПО 'Динамика' Асютин решил подарить стране свое изобретение. А придумал он не что иное, как устройство для получения энергии из воды и воздуха, которые хотя бы чуть теплее окружающей среды -- модульный термо- электронный генератор электроэнергии. А вода -- это практически неисчерпаемый источник энергии, Охлаждение кубометра воды на 10 градусов может дать 5,69 киловатт-часов электричества. И если применить эти генераторы на водоводах семи старых гидростанций на Волге, то они дадут электричества в семьдесят раз больше. Если же использовать энергию и других рек страны, если поставить термоэлектрические генераторы у сбросов теплой воды заводов и фабрик, у канализационных стоков, то Россия получит невообразимые объемы электричества, которое не будет стоить почти ничего." "Мы видели людей, которые обрели неукротимую энергию в достиже- нии поставленных целей и острую память, которые становятся неутомимыми и не подверженными стрессу. Другие обрели возможность видеть без помощи глаз, в полной темноте или с плотной повязкой на очах. Иногда вместе с таким 'радарным зрением' просыпается способность читать мысли." "Все это -- знамения того, что Россия может породить более высокую ступень развития человека -- уже не просто сапиенса, а всечеловека. А уж такая раса сверхразумных, как мы думаем, и сможет воспользоваться всеми преимуществами чудесных технологий." Резюме: авторы -- трескучие поверхностные газетчики. Выдвигае- мая ими идея наклепать российских сверхчеловеков -- дурацкая. Хотя бы потому, что предсказать поведение таких сверхчеловеков очень затруднительно. А ведь им могут не понравиться цели, ради которых их создадут, или их собственные создатели. Возможности у этих новых людей могут оказаться огромные, а вот в части здравос- ти мышления может случиться недоработка. (Кстати, про сверхчело- веков есть американский фильм "По лезвию бритвы". Сначала их насоздавали, потом пришлось уничтожать -- с большими трудностями. Роль главного уничтожателя сыграл Гаррисон Форд.) Нынешний человек -- продукт очень длительной эволюции, в кото- рой разные компоненты его психики "притирались" один к другому и к окружающей среде. И ведь даже такой отлаженный естественным отбором продукт эволюции нередко сходит с ума или впадает в абсурд, причём это случается и с мощными (по нынешним меркам) умами. Создавать нового человека таким, чтобы он заведомо не сходил с ума и не впадал в абсурд? Но для этого его создатели должны сначала хотя бы разобраться в том, что такое абсурд, сумасшествие, глупость, извращения, интеллект, эволюция и т. п. Ведь это будет смешно, если люди, которые не в состоянии спроек- тировать, к примеру, систему образования, способную подтягивать на хотя бы чуть более высокий уровень индивидуального развития нынешнюю породу людей, или систему самоораганизации личности, обеспечивающую теперешним людям возможность быть живучими и творчески эффективными, возьмутся делать "сверхчеловеков". * * * Упование авторов на новые источники энергии, якобы безвредные для окружающей среды (на самом деле наверняка как-нибудь вредные: гидроэлектростанции тоже когда-то считались безвредными) -- это надежда сделать "капиталистческий" образ жизни выдерживаемым для окружающей среды, предотвратить назревающую глобальную катастрофу природопользования. Но если одну проблему "капитализма" таким образом удастся ослабить, то другая проблема -- деградация чело- века в условиях чрезмерного комфорта -- только усугубится, потому что пойдёт в рост "уровень жизни" (т. е. расширится область применения вещей, заменяющих человеческие способности), сейчас местами сдерживаемый дефицитом энергетических ресурсов и стремлением затормозить загрязнение окружающей среды. * * * Ущербна предложенная авторами модель глобального политического процесса. У них "новые кочевники" захватывают мир благодаря свое- му превосходству в технологиях. Между тем, скорее, имеет место другое: всеобщее проваливание в потребительский абсурд. Некоторые провалились раньше и увлекают за собой других. Проваливаются поч- ти все, у кого есть возможность. А те, у кого нет возможности провалиться, мечтают о том, чтобы она была. Мир ХОЧЕТ быть "захваченным". * * * Ну, хотят враги России уничтожить её и действуют очень изощрён- но. Это понятно Но зачем её спасать? Может, она и в самом деле плохая. А может, хорошая, но пришла её пора умереть, как однажды приходит пора умереть любой другой сущности. Вдобавок легче спас- тись самому, чем вместе с Россией. Для этого можно, к примеру, перебраться в другую страну -- которой ещё не пришла пора уми- рать. Потенциальных спасателей также расхолаживает то, что обычно спасают одни, а плодами спасения пользуются другие -- которые и спасать-то не думали (или спасали чужими руками). О том, что делать. На первое место следует ставить личное спа- сение от деградации, достигаемое через принятие здравого (т. е. умеренного) образа жизни. Это "ближе к телу", а значит, должно больше греть. И это полезно, среди прочего, тем, что позволяет размежеваться с псевдоспасателями, которые в прописывании своих рецептов для страны исходят из собственных любимых пороков. Далее, в каком виде надлежит спасать Россию? Одни варианты её предполагаемого будущего облика не живучи, другие не обеспечены возможностями окружающей среды, третьи непривлекательны для боль- шинства потенциальных спасателей. Спасение России должно мыслиться как... 1) средство личного спасения; 2) средство самоутверждения, самореализации, привлекательное для энергичных личностей агрессивно-героического склада; 3) средство установления лучшего глобального порядка; 4) действие того же типа, что и, к примеру, спасение вымирающих морских черепах. * * * Гл. 22: "О тайном государстве и 'островах будущего'." "Что мы предлагаем? За спиной этого бессильного и бессмысленно- го государства создать ту самую Сеть метадействия, наше Братство. То, что встанет во весь рост в час, когда пораженное проказой государство-падальщик само по себе скончается." "Мысль, в общем, проста. Давайте оставим официальное государст- во РФ тем, кого мы так не любим. Пусть они ожесточенно подсижива- ют друг друга, бьются за высокие рейтинги и за места в своей Думе, пусть машут трехцветными простынями и маршируют в майках с портретом президента. Пускай эти олухи убивают друг друга в борьбе за нефтяные скважины и за дурацкие телеканалы. А мы, люди нормальные, создадим в России параллельный мир. Свои сообщества и группы тех, кто делает чудесную технику и кто эту технику встраивает в свой бизнес. Протянем нити связей друг с другом, построим свои системы взаимопомощи, центры общения и досуга, средства информации. Создадим свой, параллельный мир, который вроде бы и не интересуется официальной политикой, а на самом деле -- изменяет всю Россию." Основная сложность с параллельным государством состоит в том, что оно имеет такую же возможность загнить, как и государство "основное", -- если не поняты и не устранены причины загнивания. А вот капиталистическая утопия (там же): "Представьте себе некий город с близлежащей сельской местнос- тью, который начинает жить совсем новой жизнью. Ему не нужен Чубайс -- потому что у него есть новые компактные электростанции и необычные отопительные системы отечественного изобретения. А посему город не выворачивает карманы перед мафией Проводов и Отопительных Монстров и гораздо больше денег тратит на детей, на детские школы, дома творчества, школы и пособия старикам. Здесь хорошо учат -потому что община устанавливает педагогам хорошее жалованье. Здесь жители меньше пьют -- потому что жизнь их более интересна. Люди здесь живут богаче, чем в окружающем мире -- и в город устремляются потоки товаров. Здесь больше строят. В этом городе просто красиво, а стражи порядка с хорошими заработками давят преступность на корню. Здесь чиновники работают лучше, потому что им хорошо платят. Здесь меньше налоги -- и потому тут лучше развивается предпринимательство. К тому же в этом городе не выживают никакие кавказская мафия или рэкет. Их просто уничтожают." "Горожане на 'острове будущего' строят дешевые трехэтажные особняки по технологии Сибирякова, и каждый дом вырастает за считанные дни. Жилищной проблемы больше нет -- здесь воцаряется почти коммунизм. В этом городе бойко ездят автомобили отечест- венных марок, но при этом бензина жители этого города потребляют вдвое меньше, чем другие города с таким же числом авто. Почему? Потому что здесь производят не бензин, а аквазин, да еще и ставят на машины активаторы Деева, которые снижают расход топлива на 20-40 процентов." * * * Западнизм -- не на одной доске с католицизмом, исламом, буддиз- мом и т. п.: те были способны поддерживать общества тысячелетия- ми, а западнизм уничтожает народы приблизительно за сто лет (прогноз на основе тенденций, наблюдаемых в Европе). Чем чище и интенсивнее западнизм, тем скорее происходит уничтожение. Запад- нистское общество продлевает своё существование, привлекая "чело- веческий материал" со стороны. Можно даже считать, что западнизм -- не идеология, а болезнь в идеологической сфере. Потому что западнизм не совместим с жизнью. Это болезнь неочевидная: убивающая медленно, но неизбежно. Западные общества имеют превосходство главным образом в техно- логиях, обслуживающих болезненные влечения. Что касается превос- ходства Запада в военной области, его можно довольно быстро уст- ранить без чрезвычайных усилий инженерной мысли и промышленности. Соображения следующие: 1. В техническом развитии бывает выгоднее поспевать в небольшом удалении от лидеров, чем идти впереди. При таком подходе можно подсматривать и заимствовать хорошие идеи и учиться на чужих ошибках. 2. В военном деле можно побеждать не только за счёт новейшего особо эффективного и особо дорогого оружия, но также за счёт хорошей организации, идеологической работы, стратегии, тактики, агентурной и аналитической разведки, совершенствования "старых" дешёвых средств ведения войны. 3. Доводить дело до "войны оружием" не обязательно: можно дости- гать очень многого средствами психологической войны и дипломатии. 4. Те, кто драматизирует "техническое отставание" и отчаянно ищет способы "догнать и перегнать" (к примеру., авторы книги "Оседлай молнию"), -- заведомо работают на поражение России в её противо- стоянии с Западом. 5. России нет смысла создавать в области военной техники что-то существенно новое, пока не обеспечено её идеологическое превос- ходство над Западом: без достижения такого превосходства все секреты будут уходить за рубеж -- к тем, у кого такое превосход- ство есть. А чтобы достичь идеологического превосходства над Западом, вовсе не обязательно обгонять его в области технических инноваций: достаточно осознать, что 90% этих инноваций идут во вред их создателям. Главное превосходство русских -- в их бедности. Это не шутка и не риторическое преувеличение. Надо заботиться о сохранении этого превосходства и, может быть, даже об "умножении" его в некоторых местах. Надо выжимать из своей бедности максимум того, что она способна дать. Делать на неё опору, рисовать её знаки на своих щитах. Не рвать на себе волосы по поводу "отставания", а сделать это "отставание" основой своей жизненной позиции: нам незачем соревноваться с Западом в том, кто сделает человека более зависимым от вещей. Чтобы довести до высокой степени совершенства и изготовлять для вооружённых сил в большом количестве простое оружие, униформу, снаряжение, средства жизнеобеспечения и т. п., не требуется огромных интеллектуальных усилий и денежных затрат. Между тем, внешняя сторона военной деятельности государства существенно сказывается на его репутации у сограждан и иностранцев. Вдоба- вок, указанные типы вещей бывают полезны не только в военном применении, но и в случае стихийных бедствий. Западоидные лидеры российского общества не в силах перевешивать в своей стране влияние Европы и США, потому что Европа и США для западоидных россиян привлекательнее тем, что производят более доступные и более "качественные" западоидские блага. Аналогично КПСС в своё время проиграла Западу идеологическую войну, потому что руководствовалась по существу западоидской идеологией и пыталась состязаться с Западом в производстве западоидских благ. А вот российские антизападоиды смогли бы противостоять кому угодно, кроме более последовательных антизападоидов. * * * "Оседлай молнию" своим бодрячеством напоминает мне книжку Виктора Пекелиса "Твои возможности, человек!", довольно популяр- ную в 1970-е: всё столь же потрясающе и столь же бесполезно, а для людей с недостатком здравого смысла даже вредно местами. Одна из ключевых идей авторов: "У нас тут толпа изобретателей с кучей технических новинок, которые быстро решат большинство ваших проблем". Но дело в том, что эти новинки если не создадут новых проблем непосредственно, то создадут их косвенно: возможно, через высвобождение каких-то ресурсов, которых раньше не хватало на что-то вредное. Людям надо научиться пользоваться "вещами вообще". Научиться обеспечивать разумный набор качеств давно известным и широко используемым типам вещей. Людям надо навести порядок в головах, перестать заниматься ерундой (в том числе на работе), и это высвободит огромные интел- лектуальные ресурсы. Прежде чем браться за формирование суперинтеллектуальных сверх- человеков, следует отыскать формы социальной организации, которые позволяют эффективно использовать те здравые таланты, которые есть. * * * О победоносности одержимых личностей. "В оседлай молнию!": "Но внезапно случилось невероятное: появились вожди и воена- чальники, которые стали действовать словно безумцы, нарушая все каноны и правила, пренебрегая расчетами. И эти безумцы стали выигрывать!" "Наш враг окажется лицом к лицу с умными фанатиками, которые смогут спасти свои стратегические ракеты от уничтожения высокоточным оружием США. И эти священные безумцы просто покажут всему миру, что не остановятся перед возмездием." (ч. I, гл. 2) По этому поводу можно заметить следующее. Из ста "безумцев" достигает успеха, может быть, только один. Но приходит (точнее, пробегает мимо) поверхностный исследователь и начинает страстно рассуждать: вот видите, чтобы достичь успеха, надо быть безумцем! Но тот ли это успех, какой нужен? И каков процент не-безумцев в числе добившихся правильного успеха? И много ли добившихся успеха среди действительно добивавшихся его не-безумцев? Псевдоисследо- ватель не только не знает этого, но даже не сознаёт существеннос- ти своего незнания. Но он не может упустить возможность эффектно и безнаказанно потрещать насчёт успеха безумцев. А всё-таки что за успех получается у безумцев? В самом лучшем случае какая-нибудь блестящая частность в неблаговидном целом, которая в конечном счёте лишь продлевает порочное существование этого целого. Иногда бывает следующее. "Безумщик" случайно находит эффектный ход (или набор ходов) и за счёт этого прорывается вперёд на неко- тором промежутке времени. По трупам других "безумщиков". Но когда требуется уже другой эффектный ход (или набор ходов), потому что первый "исчерпал себя", тогда "безумщик" терпит неудачу. Случайно угадать во второй раз не получается, а тонко рассчитать или под- смотреть у других он не способен. Поэтому для больших дел нужны не "безумщики," а только "слегка припыленные": люди, способные сочетать вдохновение и расчёт. Наконец, что за безумцы имеются в виду? Ну, самый яркий пример -- Гитлер. Ну, ещё набирается десятка два полководцев и револю- ционеров. Изобретатели и учёные потом всякие. Но лучше пораньше сказать "стоп": это не правильно -- мешать в одну кучу людей, которые подвержены эпизодическим вспышкам вдохновения, и людей, которые строят свою деятельность преимущественно на порывах и бреде. А когда нет более-менее чёткого критерия для выделения безумца, разговор об эффективности безумств -- пустоватый. * * * Две основные вредности исследуемых произведений: 1. Поддержка (даже акцентирование!) мифа об отставании России в "развитии вообще". На самом деле речь должна идти о меньшей втянутости России в некоторые дегенеративные процессы. 2. Реанимация (в новой редакции) мифа о том, что Россию спасёт (от её псевдоотставания) "частный капитал". Очень многие из россиян стали терять веру в благостность "частного капитала", и два талантливых публициста решили подновить эту идеологему. * * * Берлин 2050 г. Двое полицейских патрулируют улицу. Останавлива- ются возле пьяного, лежащего на асфальте. Один достаёт из кармана у пьяного документ, читает и говорит другому: "Подывись, Голопупенко, якую смешную фамилию вин мае: Мюллер!" Вот так некоторые в народе воспринимают военно-техническое превосходство Запада.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"