По речам на площади не узнаешь мудреца -- не
своим голосом он там говорит, а голосом людской
глупости, хоть бы в душе он с нею не соглашался.
Бальтасар Грасиан. "Карманный оракул" (разд. 43).
Для завоевания расположения людей используются следующие
каналы воздействия на них:
через подсознание: быть неназойливо частым;
через эмоции: быть приятным;
через мышление: быть убедительным.
Слишком крикливые, приевшиеся, слащавые обращения раздражают.
Если кандидат развернул чрезмерно мощную агитационную кампанию,
его противникам надо привлекать внимание избирателей к его
расходам: все истраченные средства он в случае победы на выборах
постарается, естественно, вернуть себе за их счет.
Агитация должна содержать, во-первых, упоминание того, что
кандидат обладает предпочитаемыми народом качествами и не
обладает осуждаемыми (более того, относится к ним враждебно);
во-вторых, обоснование того, что такие-то качества кандидата,
которые его противники убедительно ему приписывают или которые
невозможно скрыть, не представляют собой ничего отталкивающего,
мешающего, а может быть, даже полезны; в-третьих, дискредитацию
тех качеств, которые не может в себе скрыть конкурент, или
которые приписываются конкуренту как достоинства, или которые
можно убедительно приписать конкуренту как недостатки.
Формы агитационной деятельности:
организация встреч кандидата с избирателями;
публикование материалов о кандидате в СМИ;
вывешивание плакатов и листовок в общественных местах;
раскладывание листовок по почтовым ящикам;
выставление пикетов в людных местах;
проведение митингов и демонстраций (обычно в поддержку
группы кандидатов от одной партии).
Агитационная деятельность кандидата в депутаты -- это обычно
часть агитационной деятельности его партии. Если голосование
осуществляется не по партийным спискам, кандидатам одной партии
все равно следует выступать совместно. Но при этом каждому надо
поддерживать какой-то личный имидж, а не быть лишь "членом
партии".
Некоторые предметы, слова, жесты, выражения лица политик должен
расточать в окружающее пространство в огромных количествах.
Ему требуется следующее:
1. Тонкие книжки с биографией, программой или чем-то еще,
предназначенные для массовых дарений с автографами.
2. Фотопортреты для дарения на память с автографами.
3. Несколько десятков заготовленных вариантов автографа -- чтобы
не предаваться творческим мукам в момент, когда перо уже
занесено над бумагой.
4. Приветственные движения одной и двумя руками, производящие
впечатление естественности, уверенности в себе.
5. Улыбка, предназначенная для миллионов телезрителей.
6. Рукопожатия:
демонстративные -- для "первых лиц";
скоростные -- для больших групп избирателей;
наградные -- для получателей наград;
дружеские -- кулуарные, для всех, кого надо поймать в сети
доверия.
7. Приветственные, напутственные, благодарственные, ободрительные
фразы, которые надо выстреливать из себя при скоростных и
наградных рукопожатиях.
Всё это не менее, а то и более важно, чем привлекательная
политическая программа и героическая или хотя бы незапятнанная
биография.
Политик пишет автографы на своих фотоизображениях, на своих
книгах, а также на чем придется. Простой человек, получивший от
знаменитого деятеля на память несколько строк или какую-нибудь
безделушку, будет склонен сохранять верность этому деятелю почти
до гроба и вопреки всему.
Писать автографы надо без претензии на оригинальность, без
патетики, без фамильярности, привязываясь к получателю и к
подписываемой вещи. Варианты:
1) пословицы: "Не имей сто рублей, а имей сто друзей" и пр.;
2) латинские идиомы: "Vive valeque" и пр.;
3) что-нибудь из Библии: "Вы соль земли. Если же соль потеряет
силу, то чем сделаешь ее соленою?" (Мф. 5.13) и пр.;
4) свои политические лозунги;
5) афоризмы -- свои и других великих людей;
6) что-нибудь простое: "Петру Сидорову на добрую память" и пр.
(указывать имя получателя автографа очень желательно).
Почерк при этом должен выдавать стремительность мысли и могу-
чую волю, но одновременно быть ровным и разборчивым.
Если избирателям нравится стиль кандидата, они могут закрыть
глаза на недостатки программы. Аналогично и программа может пере-
весить стиль, но ей это сделать труднее.
Возможные стили публичного выступления:
1. Олимпийское спокойствие. Не вяло, но совершенно нейтрально,
как будто о проблемах пауков в лабораторном инсектарии, вы
заявляете: "Грядет катастрофа, промедление смерти подобно".
Вы создадите впечатление невозмутимости и уверенности в своих
силах.
2. Атакующий стиль: энергичный, но без нервозности.
3. Сарказм. Вы даете выход своему раздражению: "Я устал от
нелепостей нашей жизни!"
4. Гневный стиль: вы -- обличитель, вы -- справедливость, вы
-- глас народа и бич Божий.
5. Плохой стиль: скороговорка, корявые предложения, газетные
штампы.
Из хороших стилей выбирайте тот, который контрастирует с
манерами конкурентов: если все кричат, будьте спокойны; если
занудливо читают лекции, подпустите эмоций. И т. п.
Важно позаботиться о следующем:
1. Быть непохожим на остальных. Самое опасное -- выглядеть
серым, теряться на общем фоне.
2. Соответствовать конкретной аудитории. Но сильно преображаться
не следует: должна прослеживаться какая-то общая линия.
3. Соответствовать своей биографии и своей внешности. Если
щуплый политик грозит и машет кулаком, это смешно: всем
очевидно, что в случае потасовки он спрячется за чужие спины.
4. Соответствовать своей программе. К примеру, защитник рабочих
не должен одеваться как нувориш.
Если по роду основной работы не приходится много говорить, то
поддерживать хорошую ораторскую форму затруднительно. Примерно
за месяц до того, как понадобится напрячь ораторские способности,
надо начать интенсивную подготовку:
определиться с позицией, отработать ключевые идеологемы;
выбрать и освоить стиль;
подготовить и зазубрить аргументы, контраргументы, отговорки;
поправить внешность, дикцию, жесты.
Тому, кто собирается стать оратором, нет
необходимости понимать, что по своему существу
справедливо, -- достаточно знать то, что кажется
справедливым толпе, которая будет судить ...
Только это, а не истина, делает речь убедитель-
ной.
Философ Федр у Платона ("Федр").
Политическое выступление -- это не только информирование.
Это может быть воодушевление, провокация, сеяние сомнений,
увеселение, доставление приятного своим видом и своими манерами,
дипломатический жест.
Чего не следует делать в политических выступлениях, так это
заполнять их изложением своей программы. Достойны оглашения лишь
ключевые пункты ее. Можно напомнить слушателям, что доверять
надо не программам, а людям, которые их пишут -- поскольку при
изменении ситуации в стране все равно потребуется что-то новое.
Обычно политики оказываются гораздо хуже своих программ.
В выступлении могут присутствовать:
картины ужасов текущей ситуации и еще больших грядущих
ужасов;
образы светлого будущего, к которому надо тянуться;
выражения народного гнева и народных надежд;
клятвы в верности своим принципам;
раскаяния в прежней доверчивости;
высмеивание противников;
поздравления соратникам;
благодарности всем, кто оказывает поддержку;
гордость за то-то и то-то и т. д.
Можно гордиться:
своей причастностью к чему-то; своей непричастностью;
своей ученостью; своей неученостью и здравым смыслом;
использованием мирового опыта; опорой на отечественные
традиции;
реформаторством; консерватизмом и т. п.
Парадокс состоит в том, что можно одинаково эффектно гордиться
противоположными вещами. То есть суть не в том, чем гордиться, а
в том, на каком основании и с каким пафосом это делать.
Одни и те же аргументы, лозунги, обвинения могут быть дейст-
венно использованы всеми противоборствующими сторонами. Большего
успеха достигает та сторона, которая начинает кричать раньше и
громче.
Вот примеры универсальных призывов:
"Не надо вносить раскол в общество"
"Не надо заниматься демагогией"
"Не надо выступать от имени народа"
"Не надо 'вешать ярлыки'".
В своих программных заявлениях следует делать упор на 2-3 самые
"горячие" темы, а остальные упоминать лишь для полноты -- чтобы
просигналить разным группам слушателей, что вы нужный для них
человек.
Чтобы выступление воздействовало эффективнее, надо формировать
у слушателей впечатление важности происходящего.
Выступающие перед телевизионной камерой обычно предварительно
обрабатываются гримером: делается как минимум припудривание
кожи для устранения бликов от осветительной аппаратуры.
Имейте наготове платок для вытирания пота, но использовать его
надо по возможности лишь в моменты, когда вас не показывают. Это
затруднительно, если вы в студии и работает несколько телевизион-
ных камер. Недоброжелательный режиссер может специально ловить
вас на принижающих вас занятиях (почесывании и пр.).
Некоторые деятели избегают выступать в "прямом эфире". Иногда
это оправдано. Благожелательное редактирование может существенно
повысить положительный эффект выступления, а враждебное --
поменять его на противоположный.
Можно отдавать на телестудию готовую запись выступления: сде-
ланную в благоприятных условиях после нескольких неудачных
попыток.
* * *
Большая проблема -- куда направить взгляд перед камерой.
Рекомендации здесь такие.
При одиночном выступлении: половина времени -- в камеру, 20%
-- на бумаги, остальное время -- куда-нибудь в пространство.
При беседе: 40% -- на собеседника, 40% -- в камеру, остальное
-- куда угодно.
При ключевых высказываниях смотрите в камеру.
Не следует слишком часто переводить взгляд с предмета на
предмет. Правильное движение глаз отрабатывается на тренировках.
Полная неподвижность перед телекамерой воспринимается зрителями
как проявление скованности или угрюмости, поэтому надо хотя бы
иногда наклонять голову. Но если двигать ею очень часто, вы будете
выглядеть суетливым.
Не держите рук под столом. Найдите для них спокойное положение.
Нервное движение рук выдаст ваше волнение и обязательно будет
показано недоброжелательным режиссером.
Телевизионное ораторствование требует несколько иных навыков,
чем ораторствование перед толпой: телевизор смотрят между делом,
и людям зачастую не с кем обмениваться впечатлениями, а в случае
волнения они могут разве что пройтись по комнате, тогда как толпа
легко воодушевляется и способна предпринять немедленные совмест-
ные действия. Возбужденность митингового оратора встречается
слушателями благосклонно, а возбужденность телевизионного может
вызвать недоумение или даже смех. Поэтому телевизионная риторика
должна быть спокойнее риторики митинговой, а рассуждения --
обстоятельнее.
В дискуссии или интервью не говорите, ради Бога: "Я рад, что вы
задали мне этот вопрос". Это настолько избитый трюк, что просто
коробит тех, кто мало-мальски следит за выступлениями политиков.
Аналогично -- по причине избитости -- не призывайте избирателей
"сделать правильный выбор". Говорите то же самое другими, свежими
словами: "отнеситесь к голосованию со всей серьезностью", "пока-
жите этим людям, что у вас есть своя голова на плечах" и т. п.
На задаваемые вам вопросы следует отвечать по преимуществу
коротко и прямолинейно.
Если прозвучал опасный вопрос, но в неброской, не самой
нежелательной для вас формулировке, не поддавайтесь соблазну
"заострить" его. Надо так же неброско ответить и ждать
следующего. Или же ответить не вполне по теме, но эффектно.
Чтобы не быть монотонным, отвечайте на вопросы в разных стилях:
на одни -- с юмором, на другие -- угрожающе, на третьи --
сострадательно и т. п.
Можно использовать приемы психической обработки аудитории.
Рассмотрим некоторые:
1. Приписывать зрителям качества, которые вам в них желательны:
не "Я знаю, что вы устали от обещаний",
не "Наверное, вы устали",
не "Многие из вас устали",
а прямо: "Вы устали от обещаний!".
2. Вероятное представлять неизбежным:
не "Если я попаду в парламент ..."
а "Когда я туда попаду ..."
3. Говорить о своей огромной популярности (эксплуатировать
инстинкт стадности):
"Люди связывают с нашей партией свои надежды"
"Тысячи людей шлют нам письма со словами одобрения"
Если рассказывая о намерениях, кандидат часто говорит не "я",
а "мы", имея в виду свою партию (или команду), он прибавляет
авторитет партии (команды) к собственному авторитету, а также
изображает скромность и делит ответственность. Но если народ ждет
героя, которого можно обожать, надо говорить "я".
Желательно, чтобы режиссер и операторы помогали: выбирали
лучший план и ракурс, вовремя переводили камеру и т. д. При
длительном крупном плане зрители начинают изучать дефекты
внешности выступающего; при мелком они не в состоянии
разглядеть и запомнить его.
Если вы решили внедряться в подсознание зрителей, договоритесь
о показе себя преимущественно крупным планом. Смотрите в камеру,
не двигайте головой, не улыбайтесь, говорите с несколько
напряженной интонацией.
Если ведущий передачи не дает слова, можно выступить без слов:
сделать некий эффектный жест, принять красноречивую позу, придать
лицу определенное выражение.
Большинство вопросов на пресс-конференциях вполне предсказуемо.
Их можно разделить на несколько групп:
1. Простое любопытство. К примеру:
"Какие первые указы вы примете?"
"Каковы источники ваших доходов?"
"Кто входит в вашу команду?"
"Какие будут назначения на ключевые должности?" и т. п.
2. Попытки поймать на некомпетентности.
3. Привлечение внимания публики к сомнительным обстоятельствам.
4. Провоцирование на гнев.
Если ваш конкурент рискнет устроить пресс-конференцию, можно
послать туда своих людей, чтобы они доставили ему неприятности
трудными вопросами:
как он будет бороться с алкоголизмом и курением;
какие меры он примет против гомосексуалистов;
как он относится к абортам и т. п.
Трудные вопросы задаются по поводу проблем, по-разному
раскалывающих общество, -- с расчетом на то, что кандидат
существенно разойдется в мнениях с каждым избирателем хотя бы
по одной из них.
Надо быть готовым к тому, что конкурент догадается подложить
такую же свинью и вам.
Не подвигами своими славен Мюнхгаузен,
а тем, что не врет!
Г. Горин. "Тот самый Мюнхгаузен".
Если сам себя не похвалишь, у других может для этого не найтись
времени или повода. Полезно обращать внимание публики на неко-
торые свои достоинства. Можно похвалить себя так, что никто не
усомнится в вашей скромности:
1. За какой-нибудь несерьезный навык:
"Я в некотором роде специалист по разоблачению демагогов!"
2. За несовершенные поступки:
"Слава Богу, я удержался от этого соблазна!"
3. За правдивость:
"Но я хотя бы не лгу!"
Иногда можно красиво покаяться. Пример:
"Да, я тоже грешник! Но я маленький грешник. Такой, как всякий
человек с улицы. Никому не стало плохо от моих грехов. Побольше
бы таких грешников. А вот грехи моих оппонентов -- это нечто
совсем иное!"
Можно ввернуть что-нибудь драматичное -- вроде следующего:
"Есть люди, которые сдаются при первых трудностях. И есть люди,
которые сдаются лишь в крайнем случае. Что же касается меня, то
я из тех, кто не сдается ВООБЩЕ."
Свои прежние жизненные неудачи следует объяснять притеснениями
-- со стороны государства, правящей партии, бюрократов, бездар-
ностей, определенных этнических групп и т. д.
Можно критиковать конкурента за его программу, команду,
спонсоров, методы пропаганды, прошлое, образ жизни, внешний
вид, личные качества.
Публично заявить, что такой-то -- дурак, это, конечно, дело
подсудное. Можно сказать иначе: такой-то -- вроде бы неглупый
человек, но его программа -- нечто абсурдное.
Если скажете "такие-то разворуют страну", будут неприятности.
Подайте это иначе: такой-то подход приведет к беспрецедентному
разворовыванию народного достояния.
Можно, не опасаясь последствий, топтать "некоторых": "Некоторые
кандидаты помещают в своих программах такую ахинею, что нет слов".
Практика показывает, что следующие фразы проходят безнаказанно:
"политический ноль";
"несостоявшийся государственный деятель";
"переходящая фигура";
"случайный человек в политике";
"человек, который несколько раз менял свои взгляды".
Если народ воспылал симпатией к какому-нибудь политическому
прохиндею, то никакие разумные доводы против этой фигуры людей
от нее не отвратят. Всякая критика будет только поддерживать его
репутацию страдальца и борца. Он успеет совершить массу глупостей
и мерзостей прежде, чем его авторитет даст хотя бы небольшую
трещину. Помочь в таком случае может только длительная и
кропотливая подрывная работа.
Придумайте своему политическому противнику обидную, остроумную,
прилипчивую кличку, отражающую какой-то его недостаток, и
запустите ее в оборот (разумеется, не с трибуны).
Сочините крылатую фразу, годную в качестве довода против своего
конкурента. Классический блестящий пример: "Не объегоришь, не
подкузьмишь!" (о секретаре ЦК КПСС Егоре Кузьмиче Лигачеве,
1989).
Задействуйте несколько анекдотов о противнике. Можно пере-
иначить что-нибудь бородатое, но забытое, из старых сборников.
Заявите: на такого-то у службы государственной безопасности
есть компромат. У нее на всех заметных людей есть компромат.
Критику заявлений, статей, программ оппонентов можно
проводить по следующим направлениям:
неточности в фактах;
логические ошибки;
стилистические ошибки, в т.ч. неверное или неудачное
употребление терминов;
противоречия;
недоговаривание, умолчание;
демагогия;
скрытые интересы;
уязвимые исходные принципы.
Нередактированная речь обычно пестрит оговорками и неудачными
выражениями. Это всегда можно использовать: посредством дословных
цитат выставить оратора в неприглядном виде.
У многих деятелей сохраняется студенческая привычка пытаться
отвечать что-то содержательное, даже если им совершенно нечего
сказать -- поскольку они не разбираются в такой-то предметной
области или никогда не думали над такой-то проблемой. Им можно
специально подстраивать соответствующие ловушки на дебатах,
встречах с тележурналистами.
Допустите в своих агитационных материалах несколько "ошибок",
за которые невозможно привлечь к ответу. Например, перепутайте
некий факт в биографии конкурента и потом где-нибудь исправьтесь.
Сомнительной достоверности сведения, компрометирующие вашего
оппонента, надо публиковать так, чтобы вас не привлекли к
ответственности: использовать двусмысленности и намеки либо
действовать анонимно. Но лучше основываться на доподлинных
фактах: раздувать их значение и делать тенденциозные выводы.
Поскольку "победителей не судят", за несколько дней до выборов,
спектр допустимых приемов существенно расширяется: если противник
победит, он простит на радостях или не будет иметь времени на
разборки, а если проиграет, ему не хватит сил, чтобы добиться
справедливости.
Надо отсекать от конкурентов их союзников. Последних можно
перевербовать. Одни и те же качества возмущают, когда
обнаруживаются у противников, но вполне терпимы в друзьях.
Критикуйте своих потенциальных союзников много, жестко и по
существу, но не оскорбительно и с призывами перейти на свою
сторону.
Фотоизображения кандидата на агитационных плакатах могут внести
существенный вклад в создание нужного имиджа.
Варианты изображаемой ситуации:
бежит по стадиону или поднимает гирю ("спортсмен");
занимается со своим ребенком ("семьянин");
окружен чужими детьми ("добрейшей души человек");
читает газету ("беспокоится о стране");
кого-то гневно обличает с трибуны ("борется с негодяями");
и т. д.
Варианты фона:
лес ("защитник окружающей среды");
пшеничное поле ("патриот");
книжные полки ("интеллектуал");
церковь ("блюститель нравственности");
людная улица ("близок к народу");
и т. п.
Суровость или даже гнев кандидата на фотопортретах -- очень
кстати, если упор делается на обличения или на защиту от некой
угрозы. Если же кандидат -- миротворец, то на фотографиях ему
лучше улыбаться.
Всякую листовку надо сочинять так, как если бы она была
первая и последняя.
Опытный государственный деятель может напирать в листовках на
свои заслуги, кратко обозначив дальнейшие намерения. Как бы ни
был посредственен он в успехах, всегда можно что-то выдать в
качестве убедительных достижений.
Кандидат, еще не бывший у власти, вынужден в большей степени
напирать на обличения и обещания.
В листовке можно, среди прочего, поместить:
отрывки из разных выступлений кандидата,
отзывы авторитетных людей о кандидате;
факсимиле кандидата, собственноручно начертанный им призыв.
несколько существенных фактов.
В листовке может использоваться несколько шрифтов:
крупный -- для основного лозунга, видного издалека:
"За Сидорова!";
средний -- для 3..5 тезисов, читаемых при появлении
умеренного интереса к висящей на стене бумаге;
мелкий -- для остальных сведений, изучаемых особо
любопытными.
На основной листовке обязательно должны присутствовать биогра-
фические данные (не менее 1/4 текста), поскольку люди обращают
больше внимания на личность, а не на программу.
Можно приводить доводы простого избирателя -- по принципу
торговой рекламы ("Почему я выбираю жвачку 'Жуй и не горюй' ?"):
"Почему я выбираю NN ? Потому что ...
- это деятель новой волны;
- он уже что-то сделал;
- у него своя голова на плечах;
- он на личном опыте знает интересы людей."
Часть текста может быть "от 3-го лица" (биография), часть --
"от 1-го" (намерения).
Одна из листовок может иметь форму тезисов-отрицаний,
разоблачающих гнусные наветы конкурентов:
"СИДОРОВ НЕ БУДЕТ ..."
"СИДОРОВ НЕ СТАНЕТ ..." и т. п.
Каждый пункт в ней оформляется как абзац, с большими пробелами
между пунктами. Такие контрразоблачения прибавляют кандидату
моральный вес.
Программные пункты можно оформлять так:
"МЫ ТРЕБУЕМ ..."
"МЫ ПРОТИВ ..."
"МЫ НЕ ПРОТИВ ..., НО МЫ ПРОТИВ ..."
"МЫ СДЕЛАЕМ ..."
Самая простая листовка: портрет, две-три фразы, характеризующие
социальную роль и достижения кандидата, две-три фразы лозунгового
типа, выражающие его политическую позицию и намерения. (Если
социальная роль и достижения кандидата незначительны, можно
по-быстрому что-то сделать к началу выборов: к примеру, стать
президентом или вице-президентом какой-нибудь ассоциации из
десяти человек, но с громким названием, а также заявить о себе
как об авторе такой-то политической, экономической, образова-
тельной или еще какой-нибудь концепции. Чтобы громко говорить о
себе как об авторе концепции, бывает достаточно посвятить ей пару
абзацев в газетной статье или вылезти с нею на какой-нибудь
околонаучной или псевдонаучной конференции.)
* * *
На плакате могут быть использованы фото- или художественный
монтаж, печать на цветной бумаге, эмблемы, рисунки. Текст может
ограничиться единственным лозунгом, которому даже не обязательно
быть программным. Пример удачного плакатного изречения: "Говорят
все, а делает он" (Егор Гайдар на выборах в России в 1993 г.) Еще
варианты: "Всегда с народом", "За будущее ваших детей". Они
звучат избито, но если картинка на плакате будет с юмором, то
сработают вполне.
Вбивать избирателям непосредственно в подсознание нужную
поведенческую установку можно лозунгами-кодами вроде следующего:
+------------------------------+
| ВЫБОРЫ -- ХАБИБУЛИН -- ЗА! |
+------------------------------+
Некоторые плакаты, конечно же, будут портиться сторонниками
конкурента, в том числе путем выкалывания глаз, подрисовывания
карикатурных деталей, дописывания или вычеркивания слов и т. п.
К голове пририсуют рога, в поднятую руку -- рюмку, к низу
пиджака -- член и т. п. Хороший плакат -- такой, к которому
ничего особенно смешного пририсовать невозможно. Хороший
лозунг -- такой, который не поддается смешным модификациям
путем добавления или вычеркивания букв или целых слов.
* * *
Чтобы не получилось раздражающего однообразия, пусть будет
несколько вариантов листовок (10 и более), различающихся
форматом, цветом, размещением портрета, а также немного и
содержанием -- большим или меньшим упором на героическую
биографию, набором лозунгов и т. п. Могут быть варианты листовок,
ориентированные на мужчин, женщин, молодежи, сельских жителей,
пенсионеров, военных, рабочих, студентов и т. д.
Мини-листовки, содержащие несколько ключевых строк, можно
класть в каждый почтовый ящик. Такие листовки могут иметь вид
обращения от какой-нибудь "группы поддержки". При этом начинать
с громких слов ("Гражданин!" "Соотечественник!" и т. п.) лучше
не надо.
Приемы, хорошо работающие в одной политической ситуации,
приносят неприятности в другой. К примеру, большие многоцветные
плакаты могут привлекать, а могут и раздражать избирателей:
народ, мол, недоедает, а тут огромные средства тратятся на
бумажки.
При оптовом распространении пропагандистских материалов среди
активистов есть риск, что часть их приобретут сторонники
конкурента в целях уничтожения.