Бурьяк Александр Владимирович : другие произведения.

Белорусский проект 2: Творить Беларусь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:






Белорусский проект 2:

Александр Бурьяк

Творить Беларусь

Обновлено: 10.06.2016 bouriac@yahoo.com
  Мы попробуем представить здесь Белую Русь в ее идеальном
обличье -- очищенную от всего случайного и чуждого. Попробуем
обсуждать белорусское в ином, чем это принято, ключе: фудамен-
тально, бодро, возвышенно. Всё хорошее, что создано людьми,
сначала возникало в виде образов, поэтому если мы хотим однажды
увидеть наяву благословенную Белую Русь, мы должны сначала
увидеть ее мысленно: выстроить из отборных элементов настоящего 
и прошлого и обогатить желаемыми элементами будущего.

                            *  *  *

  В основе чувства национальной общности лежит компактная система 
ключевых образов, формирующая представление о нации. То, как 
построена эта система, оказывает решающее влияние на качество 
нации, на ее способность развиваться и защищаться.
  Благословенная Белая Русь должна быть создана сначала в умах: 
надо более-менее четко представлять себе, какими мы хотим быть.
Надо мысленно увидеть Белую Русь близкого будущего, почувствовать 
торжество причастности к сакральному акту творения значительной 
сущности, без которой мир неполноценен, а может быть, и обречён.
  Большинству людей всё это, конечно же, чуждо. Но безразличное 
большинство ничего в таких делах и не решает. В конечном счете 
решение принимает, может быть, один процент граждан или даже 
меньше, а остальные всего лишь плывут по течению, заданному этим 
думающим и мечтающим меньшинством.
  Белая Русь должна рассматриваться, среди прочего, как понятие
метафизическое. При восстановлении и достраивании метафизических 
основ белорусскости надо выходить на глубинное: искать уцелевшие 
остатки арийской первокультуры в простонародных обычаях и верова-
ниях. Надо уяснять мировоззренческие представления предков: по-
стигать, так сказать, космос белоруса. Это вовсе не малополезно, 
поскольку в архаике бывает больше здравости и истины, чем новей-
ших торопливых умопостроениях на основе якобы научного метода.
  Белая Русь есть отчасти осколок прошлого, отчасти прорыв в 
будущее. Иными словами, мост через эпоху нравственного и физи-
ческого вырождения белой расы.

                            *  *  *

  В настоящее время на свете не существует примера образа жизни, 
про который можно было бы уверенно сказать: он удовлетворяет нас 
полностью, он нам доступен, и от нас требуется лишь желание и 
сравнительно немного усилий, чтобы себя им осчастливить. 
  Сорвите путы чужих устаревших идеологий со своих впечатлитель-
ныхо умов. Думайте по-белорусски! Живите по-белорусски! Оставьте 
свой серый скептицизм, порождённый не мудростью и опытом, а твор-
ческим бессилием, трусостью и стремлением приспособиться. 
  Не существование, а восхождение. Не жизнь, а миссия. Но и жизнь 
тоже -- и вдобавок отличная.
  Что значит Беларусь для всего человечества? Это "точка роста", 
место наиболее вероятного прорыва к новым ценностям. 
  Беларусь -- это восходящая звезда, порыв свежего ветра, чистый 
источник, гребень волны, остриё копья.

Стань белорусом!

* * * Наша суть -- консерватизм. Мы -- реакционеры Европы. Мы -- традиционисты, хранители духовного наследия арийских предков. Мы являемся ретроградами в лучшем смысле этого слова, последним бастионом истинной европейскости, островком лесистой Старой Европы в современном глобализированном болоте. Всемирную роль Белой Руси можно представить, среди прочего, как спасение белой расы от морального и физического вырождения: спасение через возврат к старым ценностям. А также спасение остального челове- чества от деструктивного влияния разложившейся части белой расы. Это, так сказать, метафизическая задача-максимум -- для тех, у кого есть потребность размышления на подобном уровне. На уровне же практической политики перед нами стоят для начала более прос- тые цели: прежде всего, сохранение политической, экономической и культурной самостоятельности Белой Руси. Укрепление и обустрой- ство последнего бастиона, с которого пойдёт наступление на миро- вое зло. Конечно же, нас будут облаивать своры "общечеловеков", разло- жившихся морально и деградировавших физически. Они не в силах опровергнуть ни один из наших принципов, поэтому вынуждены зани- маться трескучей поверхностной демагогией. Иногда они даже будут давить из себя нервный визгливый смех, чтобы хоть как-то унизить нас в глазах тех, кто ещё не определились с выбором. Всё это неизбежно и не страшно. Они -- не мыслители и не воины. Когда будет нужно, мы прорубимся через их рыхлую массу ещё успешнее, чем прорубались под Грюнвальдом и под Оршей. * * * Дурное в белорусах -- это по преимуществу не их исконное, а привитое (особенно в последнее время) и интенсивно поощряемое со стороны -- для того, чтобы белорусы не стали самими собой. Потому что если они станут самими собой, многие нынешние деятели окажутся здесь явно лишними. Попробуйте разглядеть ценное под слоем грязи: обычно так люди и находят сокровища. И вообще, беспощадные критики белорусского народа, белорусы ли вы? Может быть, вы судите о предмете, в котором мало что понима- ете и ещё меньше хотите понять. Некоторые из вас чужды нам по крови, по генотипу, а значит, и по инстинктам. Другие -- белорусы-по-паспорту -- прошли "промывку мозгов" на стороне и теперь хотите учить нас, отстающих (от передовиков вырождения), как нам строить свою национальную жизнь. Вы бы попробовали задуматься над тем, какие особенные досто- инства есть у белорусов как этноса. Или по-вашему белорусское своеобразие обеспечивается исключительно недостатками?! Спрашивал же белорусский классик: А цi чуѓ ты, аб чым там араты пяе? Дзе i як жывуць гэтыя людзi? Есть один неоспоримый яркий факт: основной массе белорусов вы не менее чужды, чем она вам. Вы -- асфальтовый сброд, псевдообра- зованная шантропа, а они -- народ. * * * Разумеется, изложенное здесь понимание белорусскости не отражает ТИПИЧНОГО состояния умов современных белорусов. Но зато есть основания полагать, что оно отражает АРХЕТИПИЧНОЕ: то, что у здравой части белорусов имеется в подсознании. Белорусам нужен МИФ -- о белорусах и Белой Руси. Миф притяга- тельный, правильный и не лишённый оснований. Миф, которым можно при случае похвалиться перед другими народами. Миф обязующий: заставляющий стремиться стать лучше. Конечно, сам по себе он ничто. Но без него не может быть ясности, ЗАЧЕМ и КАК предпри- нимать совместные усилия на этой земле. Обойтись без мифов, наверное, трудно. Да и нужно ли? Миф -- это общая мечта. Люди так или иначе живут преимущественно мифами: упиваются чьими-то сказками (телевизионными, газетными и пр.) и лелеют свои заблуждения. Таким образом, речь идёт лишь о том, чтобы рассказывать им правдивые, здравые, захватывающие сказки про них самих, а не чужое лишь бы что. Нация изменяется -- непрерывно и понемногу. У неё есть инерция, но есть и влияемость. Поэтому чтобы видеть нацию такой, какой хочется, надо каждодневно творить её -- вдохновенно и бережно. Сегодня же её каждодневно разрушают, и она держится единственно за счёт инерции. Основной инструмент враждебной деятельности против белорусов -- белорусское телевидение. Внешне "народное", патриотичное, оно на самом деле прививает космополитизм и дест- руктивность: абсурдизирует и оглупляет людей, поощряет в них дурное и мелкое. Пока не будет перекрыт этот фонтан мерзости, ни о каком становлении национального духа не может быть и речи. * * * Хватит заслоняться от своей великой истории. Мы были имперской нацией, создателями крупнейшей империи в Европе -- Великого княжества литовского. От моря до моря. Мы вышли победителями во множестве битв. Сегодня нам мешают быть самими собой. Нам навязывают чужое и нездоровое, тогда как исконное наше -- жизненное и значительное -- отодвигают подальше. К примеру, Беларусь в живописи. Где она?! Куда делся великий белорусский художник Наполеон Орда? Многие ли могут похвалиться, что видели и в состоянии узнать его картины? А кто слышал про польского художника Яна Матейко, творчество которого можно считать в значительной части и белорусским тоже? Вместо того, чтобы пропагандировать их патриотичные художественные работы, пичкают народ всякой извращенческой дрянью и уличной рекламой табачных изделий. Зачастую в качестве белорусского нам подсовывают то, что явля- ется белорусским лишь по местожительству автора, по языку, по каким-нибудь другим атрибутам, но в своей сути является лишь местным выражением дурных тенденций современной вырождающейся Европы. Следует выстроить визуальный, музыкальный, литературный, архи- тектурный образы Беларуси: выбрать лучшее, в наибольшей степени выражающее здравый белорусский дух, и сказать: вот это -- истинно наше, а прочее -- по преимуществу последствия дурного влияния, поверхностного понимания природы вещей, а также неизбежные случаи вырождения. Сегодня самый белорусский фильм -- "Огнём и мечом" Ежи Гофф- мана, самая белорусская книга -- "Русская Атлантида" А. Бушкова и А. Буровского, самая белорусская песня -- "Заповедный напев..." Александры Пахмутовой. Значительную часть своей культуры нация, особенно если она не- многочисленная, может строить на основе заимствований. Националь- ное начало при этом проявляется в характере выбора и в способе соединения частей в целое. При здравом подходе имеет место не от- теснение собственной культуры "мировой" культурой, а встраивание элементов "мировой" культуры в систему собственной. Можно составить Базовый набор произведений культуры (не обяза- тельно лишь белорусских) -- 100 книг, 100 фильмов, 100 песен -- и сказать: НАШЕ. Рекомендуемое каждому белорусу. Такое, что нас возвышает как нацию в её лучших качествах, а не опускает до уровня вырождающегося сброда, местами лепечущего по-белорусски. Произведение искусства, созданное для белорусов и в белорусской манере, можно считать белорусским, даже если его автор не являлся белорусом по крови. Произведение искусства, созданное белорусом, который вырос в Белой Руси, на белорусской культурной почве, мож- но считать белорусским, даже если его автор в дальнейшем творил вне Белой Руси и не на белорусскую тему. Нужно слово для обозначения тех культурных феноменов, которые, с белорусистской точки зрения, надлежит защищать, развивать и пропагандировать. Оттенки смысла этого слова: здравое, нормаль- ное, конструктивное, базовое, сплочающее, поддерживающее, моби- лизующее, возвышающее, усиливающее, классическое. Можно пока остановитьсяа слове "образцовое". Итак, направления белорусистской деятельности: 1. Образцовая белорусская живопись. 2. Образцовая белорусская музыка. 3. Образцовая белорусская архитектура. 4. Образцовая белорусская литература. 5. Образцовое белорусское кино. 6. Образцовые люди Беларуси. 7. Образцовые деяния белорусской истории. Предстоит большая фильтрующая работа: из того, что сегодня есть под руками, отбросить всё излишне западоидское, вестоидское, модернистское, постмодернистское, недостойное, посредственное. Но после этого хоть что-нибудь останется?! ДА. Эта работа -- по преимуществу составительская, редакторская, комментаторская и пропагандистская, то есть такая, для которой нужны "всего лишь" здравость, культура и вкус. И белорусскость. Иначе говоря, эта работа посильна далеко не единицам. * * * У меня есть мечта о Беларуси. О том, что наконец появится на свете страна, которую можно пройти из конца в конец, не увидев ни одного угрюмого лица в подворотне, ни одного окурка на асфальте. В которой можно выпустить ребенка на улицу, не боясь, что его раздавят автомобилем, изобьют или похитят. В которой немногочис- ленные заключенные в тюрьмах одеты в опрятные полосатые робы, интенсивно проходят трудотерапию, занимаются самообразованием и освоением здравого взгляда на мир. В котором люди озабочены не тем, как заработать кусок хлеба или как половчее обмануть ближ- него, а выбором из многочисленных привлекательных возможностей, предлагаемых им государством. В которой каждый знает, что если он будет честным, справедливым и старательным, то вскоре займет вполне приличное место под солнцем, и для этого не придется пере- напрягать себя и делать гадости ближним. В которой склонность людей враждовать и их стремление к превосходству над другими получают полезный для общества выход. В которой власти не имеют привычки лгать своим гражданам, а граждане не имеют поводов ненавидеть власти. В которой, наконец, воплотятся представления лучших людей о благополучном мироустройстве. В каждом человеке есть и хорошее, и плохое, а то, каким он проявит себя перед окружающими, зависит единственно от условий жизни. Измени условия -- и каждый станет лучше. Некоторые счита- ют: нам не удастся построить настолько благополучное общество, насколько хочется. На это можно ответить: мы еще не пробовали. Между тем, на пути к такому обществу даже небольшие успехи представляют собой огромную ценность. Если кто-то считает, что это невозможно или слишком трудно, пусть задастся вопросом: не в таких ли, как он, состоит главное препятствие этому? Человечество всё более погрязает во лжи, вражде и абсурде. Оно всё дальше от благополучия. Оно крайне нуждается в положительном примере, в новых объединяющих и ободряющих идеях. Мы имеем воз- можность предоставить ему и пример, и идеи. Мы ещё далеко не так испорчены, как многие другие народы. Мы талантливы. Мы можем всё. Хватит бегать от самих себя, от своей великой судьбы. Хватит мелочиться. Пора расправлять плечи. Пора являть миру свое истинное лицо и начинать творить свое будущее -- с вдохновением, со знанием дела. Мы отторгнем от себя всё наносное и станем самими собой. Мы -- лучшие. Мы -- самые. Мы -- новая надежда человечества. Грядущий день принадлежит нам и таким, как мы. В Европе ТАК уже не могут, а мы еще можем. Они стары, а мы молоды. Они вязнут в своих условностях, а мы внутренне свободны. Мы пойдем на прорыв. Мы сбросим цепи косности, сковывающие наше сознание. Мы очистим от пыли и плесени прекрасное здание белорус- ского духа. Мы -- нация, на которую будут равняться Европа и весь мир. Мы взовем и будем услышаны. Мы это сделаем. Честь. Воля. Дисциплина. Величие. Порыв. Восторг. * * * Белорусизм -- течение мысли и направление деятельности, пола- гающее своим принципом сохранение у белорусов их положительных особенностей в образе жизни и взгляде на мир как имеющих не только национальную, но и общечеловеческую значимость.

Тезисы белорусизма.

1. Человеческий мир существенно неблагополучен. Большинство населения планеты бедствует. Якобы процветающие народы ("Запад") на самом деле сокращаются численно и вырождаются генетически. Природные ресурсы убывают, загрязнение окружающей среды увеличивается. 2. Запад, по-видимому, не в состоянии предложить человечеству убедительную и реализуемую программу спасения от приближающейся глобальной катастрофы природопользования. 3. Основная причина нарастающих проблем человечества -- в западной установке на "экономический рост", на всё более полное удовлетворение потребностей и псевдопотребностей. 4. Правильное потребление материальных благ -- это потребление умеренное, оставляющее потребности частично неудовлетворёнными. Человек, как и любое другое существо, чтобы сохранять здоровье и способность к выживанию, должен находиться в не вполне благо- приятной микросреде. Следует стремиться к оптимуму неудовлетво- рённости. Общество, которое строится на этом принципе и критично относится к "экономическому росту", называется УМЕРЕННЫМ ОБЩЕСТВОМ. 5. Человечество нуждается в новых идеях, касающихся его органи- зации и образа жизни. Беларусь может стать страной-образцом, моральным лидером: явить собой пример умеренного общества. У неё для этого сегодня есть более значительные предпосылки, чем у какой-либо другой страны. Она подготовлена к этому своим предшествующим развитием. 6. Чтобы сделать Беларусь оплотом и рассадником нового мировоз- зрения, надо помочь ей посмотреть другими глазами на свою историю и свою нынешнюю суть. Белорусы должны поверить в своё призвание. 7. Если действовать с указанным замахом, нынешние мелкие лидеры белорусского государства полностью утратят моральный авторитет, и сместить их можно будет простым предложением уйти -- как это случалось до них с некоторыми другими. "Белорусский вопрос" -- это вопрос творческий. И это вопрос крайне важный. Сегодня Беларусь -- наверное, является "областью бифуркации" человечества в целом: от неё может начаться станов- ление того нового и значительного, чего давно уже ждут все те люди, которые понимают, что человечество сползает в глобальный кризис. Это звучит странно, претенциозно и, наверное, не убеди- тельно, но сегодня будущее планеты определяется не в Нью-Йорке, Москве, Пекине, Давосе или где-то ещё, а в Минске. И очень жаль, что в такое решающее время "верхушка" белорусского общества представлена почти сплошь личностями без воображения, смелости, самоотверженности, великодушия, замаха -- в общем, не способными ответить на вызовы эпохи. Не адекватными ей. Сегодня человечество очень нуждается в действительно великих людях, в действительно великих нациях, потому что их нет -- и некому уводить его от катастрофы. * * * Хотеть не вредно: вредно всегда получать то, что хочешь. Опровергнуть тезис о полезности умеренного дискомфорта (закали- вания холодом, голодания, физических нагрузок и пр.) невозможно. Поэтому западоиды его и не опровергают. Они его попросту игнори- руют. Физиологическая основа западоидности -- слабое развитие воли: неспособность сказать себе НЕТ, когда чего-то хочется и можется, но на самом деле не надо. Поэтому западоиды не любят копаться в основах (а многие из них, наверное, и не умеют -- по причине узко профессионального развития ума, а то и вовсе его недоразвитости: современная система разделения труда позволяет любому дураку найти своё место в производственном процессе и поу- частвовать в создании "благ" цивилизации). Аксиома западоидности звучит приблизительно следующим образом: это так замечательно, когда ты чего-то хочешь и имеешь и возможность это получить! И дальше на этот подразумевающийся тезис уже накручивается вся западоидная чепуха по поводу "экономического роста", "общества изобилия", "прав человека" и т. п. Это и смешно, и печально, но вся идеология современного Запада, все эти кучи заумных книжек по философии, экономике, политоло- гии, социологии и прочему, все эти созвездия звонких имён выте- кают из указанного допущения -- настолько глупого, что о нём стараются не говорить. * * * Гимном Беларуси должна быть вот эта песня:

Беловежская пуща

Заповедный напев, заповедная даль, Свет хрустальной зари, свет, над миром встающий, Мне понятна твоя вековая печаль, Беловежская пуща, Беловежская пуща! Здесь забытый давно наш родительский кров, И, услышав порой голос предков зовущий, Серой птицей лесной из далеких веков, Я к тебе прилетаю, Беловежская пуща! Многолетних дубов величавая стать, Отрок-ландыш в тени, чей-то клад стерегущий, Дети зубров твоих не хотят вымирать, Беловежская пуща, Беловежская пуща! Неприметной тропой пробираюсь к ручью, Где трава высока, там, где заросли гуще, Как олени, с колен, пью святую твою Родниковую правду, Беловежская пуща! У высоких берёз свое сердце согрев, Унесу я с собой, в утешенье живущим, Твой заветный напев, чудотворный напев, Беловежская пуща, Беловежская пуща! Вчитайтесь, вслушайтесь в её слова: "свет, над миром встающий". * * * Мы -- консервативное нутро Европы. Наш лозунг -- как у британ- цев: To wait and to see ("Выждать и посмотреть"). Итак, мы выжда- ли, и посмотрели, и сделали вывод, что пришла наша пора действо- вать, иначе от настоящей Европы мало что останется. Хочешь быть белорусом -- будь им. Отвергни мелкое и наносное. Не просто так ты пришёл в этот мир. У каждого сильного человека должен быть свой Грюнвальд. Может быть, только таким, как ты, дано сдерживать мировое зло. Готовься к битве. Возблагодарим богов (на всякий случай) за то лучшее, что было и есть. Обменяем- ся тёплым словом друг с другом. А потом -- плотными рядами, щит к щиту и -- вперёд. К смерти и славе? А почему бы и нет, ведь жизнь так или иначе не вечна. Мир будет таким, каким мы его сделаем. Если успеем. * * * Речь должна идти не о каком-то особом "белорусском пути", а о новом этапе человеческого развития, состоящем в отказе от тех, "западных ценностей", которые проявили себя как фактор, неизбежно способствующий физической, интеллектуальной и нравственной дегра- дации народов и разрушению естественной среды обитания. Беларусь может всего лишь раньше других стран вступить на этот путь, потому что меньше других увязла в западном образе жизни. И это не возврат к советскому: советское -- смягчённая разновидность западного, проигравшая соревнование с Западом в построении "по- требительского общества". Мы же будем строить не потребительское общество, а общество безопасного развития, умеренное общество -- не разрушающее своей естественной среды обитания. Общество, способствующее в первую очередь развитию человека, а не его вещей. ................................................................ ................................................................

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список