Городок Буйон находится на юге Бельгии в Арденнах. Знаменитый
Буйонский замок располагается на вершине горы, а городок -- у её
подножия. То и другое -- на берегу речки Semois (Семуа), очень
петляющей в горах, но не бурной. Речка Semois впадает в солидную
реку Meuse (голландский вариант её названия -- Maas), на которой
располагаются (или на которую нанизаны), среди прочего, Намюр,
Льеж, Маастрихт. Таким образом спрятавшийся в горах маленький
Буйон был связан по воде с крупнейшими центрами средневековой
жизнедеятельности в районе Арденн. Чтобы попасть из Буйона в
тогдашний большой мир, было достаточно просто сесть в лодку и
посидеть там несколько дней, жуя пищевые припасы, любуясь горными
видами и иногда отталкиваясь веслом от берега.
Замок -- старейший в Бельгии. Его появление относят к VIII
веку. В XI веке в нём обитал Годфрид Бульонский (он же Годфруа де
Буйон, Godefrroid de Bouillon) -- один из трёх руководителей
первого Крестового похода (1096 г.) и первый король Иерусалима
(правда, некоронованный: не захотел; это характеризует его очень
положительно).
Из Буйона начался средневековый Drang nach Osten, на отвоевание
Святой Земли у подлых мусульманских чудовищ, узурпировавших пред-
полагаемый Гроб Господень. Из-за этого сегодня сам Буйонский
замок -- Святая земля (для истинных европейцев, разумеется). При
средневековых условиях путешествие от Буйона до Иерусалима было
подвигом само по себе -- независимо от того, сколько мусульман,
христиан и др. было убито по дороге.
Первый Крестовый поход -- по сути и первый большой общеевропей-
ский проект. Как это ни удивительно, он оказался успешным. Но
только в части перемещений и завоеваний. Можно догадываться, что
Гроб Господень был нужен европейским христианам не только для
порядка и как предлог для подвигов, грабежей и завоеваний, но
также в связи с надеждой, что обретение этой и других святынь
Палестины обеспечит некоторое изменение в лучшую сторону в массо-
вых европейских мозгах: просветление, подобрение, в общем, допол-
нительную христианизацию, приближение к христианским идеалам, до
которых жителям Европы в их повседневной склочной и жестокой жиз-
ни было очень далеко. Как нередко бывает, эта война являла собой
несколько войн в одной упаковке: разными группами участников
преследовались разные цели, и для кого-то это была даже борьба
добра со злом. А если так, то Крестовый поход был не только
военным, завоевательским проектом, но и проектом социальным.
Очередным изданием Большого Христианского Проекта -- исправленным
и дополненным.
* * *
Мне говорят: крестовые походы затевались больше для избавления
от буйных благородных чад, остававшихся без наследства из-за то-
го, что семейное место под солнцем переходило их старшим братьям.
Но я не думаю, что проблема "лишних" детей мужеска пола была в
Средние века такой же острой, как в теперешних мусульманских
странах: при тогдашних гигиене/медицине население росло медленно,
и хорошо было хотя бы одного взрослого сына заполучить, да чтоб
не инвалид и не псих. Потом, свои детишки ведь не раздражают, а
раздражают чужие. А вдобавок местные конфликты по большому счёту
не затихали никогда, а для них тоже "человеческий материал"
требовался: отправишь буйные отродья своих вассалов за море, а
сосед (какой-нибудь граф, а то и герцог), может, только этого и
ждал. Отсыл непристроенных отпрысков подальше, конечно же, имел
место, но в то, что он составлял существенную часть мотивации, я
не верю.
* * *
По своему устройству Буйонский замок -- варварски-скромный,
утилитарный, чрезвычайно неудобный для штурма его средневековыми
средствами. Помещения замка частично вырублены в скале.
Виды из замка на лесисто-гористые окрестности потрясающие.
В XI-XV вв. Буйонский замок принадлежал князьям-епископам льеж-
ским, потом около 150 лет -- могучей семье la Marck. В 1591 г.
Генрих IV (который Наваррский) подарил его князьям de la Tout
d'Auvergne. В 1815-1830 гг. в замке пребывал голландский гарни-
зон. После 1830 г. военная история Буйонского замка, длившаяся 10
веков, закончилась. Когда военная история замка ещё продолжалась,
он неоднократно подвергался осадам, из которых семь были "главны-
ми": в 1134, 1370, 1407, 1495, 1521, 1522, 1676 гг.
В веке XVII замок по распоряжению маршала Вобана был приспособ-
лен к использованию артиллерии: в его наружных стенах появились
пушечные амбразуры.
* * *
Годфруа Буйонский -- одна из главных фигур в мифе о великой
Бельгии. Как ни прикинь, Иисус Христос был для средневековых
людей образом гигантского значения. Отсюда огромная ценность
иерусалимских святынь, связанных с его жизнью и смертью. Большин-
ству людей всё-таки хочется быть хорошими, только они ничего не
могут с собой поделать, а тогда вдруг появилась возможность, не
меняя себя и не отказываясь от любимых военно-грабительских заня-
тий, стать со-вершителями величайшего дела.
В Буйонском замке сохранилась прорубленная в скале нора, веду-
щая к каменному креслу, в котором великий Годфруа якобы сиживал,
посматривая через амбразуру на окрестности и шлифуя свои великие
ближневосточные замыслы. Я там тоже немножко посидел и тоже
заразился Ближним Востоком.
С точки зрения средневекового человека, что могло быть прекрас-
нее, чем мчаться в сверкающих доспехах на бой за освобождение
святынь?
* * *
Феодализм, как и коммунизм, в теории выглядел очень хорошо:
феодал не эксплуатировал крестьян, а защищал их, как бы руководил
ими и представлял их во внешних сношениях, а они его за это охот-
но поддерживали продуктами питания и прочим, потому что занятие
военным делом и вообще исполнение обязанностей феодала требовало
большого расхода времени, мускульной и психической энергии, мате-
риальных средств. Все верили в то, что люди делятся на низших и
высших (я и сегодня в это верю) и что высшие должны потреблять
много больше благ, чем низшие (а в это мне не верится), иначе
миропорядок окажется неустойчивым, и тогда всем станет ещё хуже,
чем есть.