Достойный Портос! Рожденный, чтобы оказывать
помощь другим, всегда готовый к самопожертвованию
ради спасения слабых... Великан уснул вечным сном.
Бог уготовил ему гробницу по росту.
Александр Дюма. "Виконт де Бражелон"
("Эпитафия Портосу").
На парламентских выборах 1995-го года Белорусский народный
фронт послужил "демократам" молниеотводом: принял на себя всю
ненависть масс к десоветизации. БНФ оказался очень нужен остальной
оппозиции для того, чтобы её деятели не выглядели крайними в по-
литическом спектре. Таким образом, "демократы" прошли в Верховный
Совет по костям БНФ. Честного Зенона Позняка использовали
по-крупному в последний раз.
После 1995-го года наши западные доброжелатели, по-видимому,
больше не ставят на "фронт", а ставят на "объединенную гражданс-
кую партию". Они, конечно, будут и далее слегка подкармливать БНФ
или то, что от него останется, но это будет уже не та поддержка.
Приспособленцы бегут из "фронта" в более перспективные политичес-
кие группки. БНФ со своим уходом в тень унесет часть накопившейся
в народе ненависти к деятелям западной ориентации, и новые
"западники" будут ходить некоторое время чистенькими.
Народ непомнящ и неблагодарен. Критиковать народ -- табу для
политиков и журналистов, но как относиться к народу, который
выбирает в парламент, к примеру, Ольгу Абрамову (которую одни
могли бы проигнорировать за то, что она до 1991-го преподавала
"научный коммунизм", а другие за то, что после 1991-го
"прозрела") или Виктора Терещенко (уволенного из администрации
президента за нечистоплотность), но игнорирует Позняка, который
никогда коммунизма не преподавал, никогда не состоял в КПСС,
никогда не был начальником, от взглядов своих не отрекался и даже
не шустрил в бизнесе?
А что делали депутаты Шушкевич, Карпенко и пр. в 1988-89 годах,
когда на политической арене по сути не было никого, кроме
компартии и БНФ? Они решились стать "демократами", когда стало
более менее ясно, что за это не отправят в холодные края; что
КПСС не сможет восстановить свою монополию. Богданкевич -- тот и
вовсе "демократ" образца 1995-го года -- с той самой поры, как
лишился высокой должности.
Зенон нашел себе мало соратников-рыцарей и много попутчиков-
прохиндеев. В Верховном Совете он был на голову выше остальных,
но всего лишь удобрял политическую почву для более ловких и более
осторожных. В БНФ хватало бывших активистов КПСС, вроде Геннадия
Быкова, и они прятались за бессребником Зеноном и эксплуатировали
его репутацию.
Зенона и БНФ знали всюду -- в любой деревне. А кто знает ново-
деланную "объединенную гражданскую партию", которая уже два раза
поменяла название? БНФ стал белорусской традицией, частью бело-
русского образа жизни. Если БНФ исчезнет, то Беларусь, можно
сказать, станет немного беднее: ещё скучнее и площе.
Его многие обожали и многие ненавидели. Из всех белорусских
деятелей только двое тянули на "харизматических лидеров" --
Позняк и Лукашенко. Будет ли народ обожать или ненавидеть
какого-нибудь Богданкевича? Разве что ненавидеть.
Зенон был в Беларуси "главным злодеем", но тем не менее ходил
без охраны. За время депутатства он не нажил, кажется, никаких
благ. Чтобы удержаться на плаву, ему не хватило политиканской
предприимчивости. Идеалист, он остался верен однажды провозгла-
шённым принципам.
В начале 90-х из всех известных белорусов Зенон единственный
имел шанс стать вождем нации. Дураки и дешёвые демагоги называли
его фашистом, но он что-то не метил в фюреры. Я однажды написал
тогда про него нехорошую статью, но причиной её появления была,
наверное, недоосознанная обида на него за то, что герой вышел не
таким, как хотелось. Позняк не повторил судьбы Витаутаса
Ландсбергиса, Абульфаза Эльчибея, Звиада Гамсахурдиа, хотя мог --
и ещё как. В 1991-м он мог многое, но остался верен "демократи-
ческим принципам".
Зенон был храбр, но ответственен. Я помню ту единственную с ним
встречу, в которую мы обменялись парой слов. Это случилось весной
1990-го возле здания Академии Наук. БНФ собрал толпу людей на
демонстрацию, но милиция перегородила проспект. Зенону одному
выпало решать, вести ли нас на прорыв или предпринять что-то
иное. Я чувствовал воодушевление, молодежь была готова к драке,
но Зенон повел колонну в Куропаты, а я пошёл домой.
Шушкевичи и Богданкевичи! Ну а где были вы, когда наивная моло-
дежь, поверившая в такую-сякую "демократию", шла на милицейские
кордоны? Наверное, вы смотрели из окна и горячо сочувствовали...
Так вот, если какие-то нужные свободы и появились в Беларуси с
той поры, то это заслуга не ваша, а Зенона Позняка и тех молодых
дурачков, которые самоотверженно лезли на рожон.
Если бы Зенон отошёл от дел в году этак 1991-м, его бы сейчас
помнили не очень многие -- но помнили бы как одного из честнейших
белорусов. Но потом он слишком часто принимал небескорыстную
помощь от Запада, попал в зависимость от разных "сил" и в конце
концов стал просто шахматной фигуркой в чужой игре. А БНФ из
лучшей части нации превратился в маргинальную тусовку. Если в
1989-м честным человеком мог считаться только тот, кто сочувство-
вал БНФ, то в 1995-м честным мог считаться только тот, кто с БНФ
боролся.
Это было интересное время. Время простых решений. Горбачевскую
Москву обложили со всех сторон "народными фронтами". Казалось,
"светлое будущее" уже можно пощупать рукой. Мы были молоды,
дружны, наивны, полны энергии. Потом стали разбираться, что к
чему. Некоторые тогдашние активисты хорошо устроились в США,
Великобритании, Израиле и т. п. Кое-кто выбился в вечные депутаты
или в большие чиновники.
На выборах 1990-го кандидаты от БНФ побеждали вопреки всему --
кажется, во всех округах, где их удалось выдвинуть. Кто из "пере-
строечников" не был членом БНФ, тот считал нужным демонстрировать
своё хорошее отношение к "фронту" (С. Шушкевич и пр.). На выборах
1995-го некоторые члены БНФ уже предпочитали умалчивать о своем
членстве (Г. Быков) -- и все равно проигрывали.
Странный подбор депутатов от городских округов в новом белорус-
ском парламенте может свидетельствовать только об одном: теперь у
кого больше денег на агитацию, тот и депутат (исключение -- лишь
для членов БНФ). В оппозиции больше нет рыцарей. Остались только
политиканы.
--------------------------------------------------------------
27.02.1997
Зенон Позняк, отправившись 1996 году в эмиграцию, то есть,
выйдя из местной повседневности, стал для многих белорусов героем
былинного масштаба -- разукрашенным сообразно психологической по-
требности в существовании светлого, величественного, обнадёживаю-
щего. Характер разукраски лучше всего виден в следующей появив-
шейся в 2007 году анонимной разухабистой балладе -- представлен-
ной здесь с некоторыми сокращениями и заменами литературного и
цензурного характера:
......................................
......................................
Бздепец особенно близок, ждать спасения не от кого.
Совет Европы? Комиссия по правам человека?
Трибунал в Гааге? НАТО, ООН?
Правильный ответ лишь один - ЗЯНОН.
Только он
Может дать народу надежду.
Он силён,
Он решает, его реально все ждут.
Зэки с зоны, пацаны с района, -
Все говорят: "Никто, кроме Зянона!"
Пишет на партах кулёк и инъяз:
"ЗЯНОН уже близко, он спасет всех нас!"
Перестук на Володарке, на Окрестина, в Жодино:
"ЗЯНОН
Возвращается на Родину".
Вот он, Всадник Апокалипсиса!
Реки, поля, леса,
Граница, вспаханная полоса,
Коровьи копыта задом наперед,
Подземный ход, Буг вброд:
Пограничный кордон, ОМОН, смерти эскадрон
В пистолет заряжен отравленный патрон...
- Стой, кто идет!
- ЗЯНОН!
- Руки за голову! - Как бы не так!
Врагу не сдается гордый Пазьняк.
Предъявить документы? Да имел я вас в рот!
Цель визита? Государственный переворот!
Какое гражданство? Охренели совсем?
Что с собой? Так, фигня: два АК 47.
На стволах гравировка: "Радзiма. Свабода".
Резко валит с двух рук всю бригаду уродов,
Пять секунд, мля, и цуд некранутай прыроды,
Тишина и спокойствие на границе.
Москали и гэбня, начинайте молиться.
Он вернулся, осмотрелся, на колени встал в Гродно,
Поцеловал родную землю, вздохнул свободно:
"Я вярну?ся".
И это не пустые тёрки.
Он вернулся, почувствовал каждый четвёртый
Боль в татуировке на правом плече,
Шепча: "Ён вярну?ся: "Пагоня" пячэ".
Первым делом Зянон созвал "элиту", "лидеров".
Многие его терпеть ненавидели,
Но зачехлили балалайки, побросали мацу,
Когда Зянон их построил рядком на плацу.
Слушают, уроды, как двоечники за партой:
Где ты, сука, был девятнадцатого марта?
Дома дрочил, лежа на диване,
Или участвовал в Народном Голосовании?
Александр Милинкевич? Гнилой базар, дешевый понт,
С тобой, свинья не гавкает, а разговаривает Народный Фронт.
.....................................
.....................................
Ленточки, значки, детсадовские флэшмобы, -
Новые способы пугать ежа голой жопой!
Какие, блин, свечки, какие цветочки?
Научитесь расставлять огневые точки!
Палатками не остановите москальские танки,
Зянон вас научит городской партизанке.
.....................................
.....................................
Первый Национальный, ОНТ, БТ, ЛАД.
В эфире Зянон, добро пожаловать в ад,
Шансы на спасение нулю равны,
Входы выходы все заминированы.
Макаёнка в огне, Киселёва в руинах,
Трансляция прервана па тэхнiчных прычынах.
Это террор бел-чырвона-белы!
Контуры А** на асфальте мелом.
За Беларусь замочили его, педераста, -
Почему не зовёт её Вялiкiм Княствам?
Почему каждый вечер по телеку гонит?
Где заставка старада?няй крывiцкай Пагонi?
Где, Красовский, Завадский, Гончар, вашу мать?
БНФ не разьбiць, не спынiць, не стрымаць!
.....................................
.....................................
И последний вопрос: какого, блин, хера
ВКЛ в границах БССРа?
Зянон не потерпит такого позора.
Жыве Беларусь ад мора да мора!
Чешут на Вильню танки из Молодечно
ЖЫВЕ БЕЛАРУСЬ! ЖЫВЕ ВЕЧНА!
Приблизительно таким Зенона, наверное, многие и запомнят. А что
было на самом деле?
"Встретили Позняка как-то ребята в Варшаве. Посвежел, поправил-
ся, одет с иголочки, как франт. Начали разбираться в столь чудном
превращении -- оказалось, пригрелся под крылышком 'Польской
фундации свабоды' (есть такая организация, живущая за деньги
американского конгресса)."
Позняк о приведенной балладе: "Гэта зьява цалкам маргiнальная i
ляжыць па-за межамi нашай культуры. Таму яна не камэнтуецца у
культурным грамадзтве. Ёсьць розныя маргiнальныя групы, нават,
скажам, складаюць песьнi у турме, маглi б скласьцi песьню кшталту
'Сiжу на нарах, как кароль на iменiнах, i Пазьняка паляпваю па
плячы'. Ну i што -- культура павiнна гэта камэнтаваць? Культура
не камэнтуе такiх рэчау, таму што ня можа дно быць верхам. Ёсьць
пэ?ныя правiлы у мастацтве, у культуры, у дачыненьнях. i таму я
нiякiх камэнтароу не даю па сутнасьцi таго, што напiсана, таму
што гэта не задача культурных людзей i не задача сродкау масавай
iнфармацыi."
Если данную балладу несколько "причесать", она будет очень даже
"в культуре".
Если судить по этой балладе и по тому, как она была воспринята
в народе, становится ясно, что белорусское общество истосковалось
по настоящим героям и если какой вдруг объявится -- ну, не Позняк,
конечно, а настоящий, -- и начнёт выстраивать клин соратников,
чтобы идти на прорыв, отчаянные головы найдутся в немалом коли-
честве. Тут их и похватают.
Что же касается Зенона Позняка, то он оказался слишком нормаль-
ным, слишком пожилым и слишком европеистым, чтобы войти очертя
голову в тот лихой героический образ, который -- под него раста-
кого-разэтакого -- выработало народное политическое чувство. Это
святое место в сердцах белорусов осталось по большому счёту
незанятым: никто не стремится его занять, потому что каждый
сколько-нибудь толковый человек больше хочет просто ЖИТЬ, а не
жить в вечности.