Театр в этот день был наполнен до отказа. И вроде - бы не премьера, но на спектакль пришло такое количество людей, что свободных мест просто не осталось. Постановка Станислава Мальцева с интригующим названием "Чморик" в очередной раз собрала полный зал Драматического театра Тихоокеанского флота.
То, что пьеса яркая, не вызывает сомнения. Об этом говорит хотя бы тот факт, что "Чморик" в постановке владивостокчан занял почетное третье место на Театральном форуме в Москве. Кроме того, 11 сентября 2003 года "Чморик" был поставлен в театре - студии Олега Табакова (знаменитая "Табакерка"), правда, под иным названием "Солдатики". А в начале апреля уже нынешнего 2006 года пьеса прошла в Новом художественном театре в Челябинске (режиссер - Евгений Гельфонд). Здесь она пришлась как раз "к месту и ко времени". На всю Россию прогремела трагедия Андрея Сычева из военной части Бишкиль под Челябинском.
Тема пьесы - армия во всех ее грязных проявлениях, взаимоотношения солдатов - срочников. Казалось бы, автор пьесы Владимир Жеребцов пишет свое "Подсобное хозяйство" о давно прошедшем времени (действие перенесено на 20 лет назад). Казалось бы, ничего особенного - дедовщина в армии явление привычное, настолько сжившееся со всей армейской средой, что практически неотделима от нее. Но нет, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Благодаря режиссерским находкам пьеса приобрела несколько иное звучание.
Если кратко, то содержание пьесы можно представить так: События разворачиваются в подсобном хозяйстве, в Казахской степи, в удаленной части космодрома "Байконур". Саша Хрустяшин здесь "за главного", к нему присылают на перевоспитание молодого солдата первого года службы Андрея Новикова. Этот парень умен, начитан, воспитан, одарен музыкально, да к тому же еще и в бога верит ("Мы здесь небо ракетами дырявим, а он в Бога верит. По уставу не положено"). Но в армии существует неписанный закон дедовщины, и тут появляется Бес - заведующий складом "дед из стройбата". Неподчинение ему страшно. К Андрею приезжает сестра Катя и Хрустяшин, чтобы спасти ее от насилия Беса и его дружков, идет наперекор закону дедовщины. Он не подчиняется Бесу, помогает бежать Кате. Теперь за это его с Андреем ждет расплата. Финал пьесы открытый. Звук разбитого стекла, прерванное письмо...Жеребцов оставляет зрителя в неведении.
Режиссер Станислав Мальцев сохранил оригинальное название - "Чморик", это уже не "Подсобное хозяйство" и не "Солдатики". Из названия уже понятно, что именно он - Чморик (Андрей Новиков) главный герой и вокруг него будет развиваться драма армейских будней. "Солдатики" вызывают ассоциацию с количеством, это уже не единичный и неповторимый образ Чморика, а масса "солдатиков". А название "Подсобное хозяйство" вообще не подразумевает человеческой личности.
"Чморик" насыщен деталями, которых у Жеребцова нет, режиссер вносит в пьесу свои очень удачные коррективы. Сцена визуально разделена на внутреннюю и внешнюю среду (комната дома и окружающая степь). Режиссер одновременно отображает на одной сцене действия, происходящие в разных плоскостях пространства. Режиссер ничего не скрывает от зрителя какими бы то ни было стенами. Он все выставляет напоказ. Мы видим, куда уходят герои, как они перемещаются, что происходит в доме, когда часть героев на улице (и наоборот). Еще один интересный момент. Уже в первом действии на сцене появляется элемент, не предусмотренный драматургом Жеребцовым. На сцене, кроме обстановки комнаты, на полу лежат два шаровидных кустика перекати - поле. Это растение степей и пустынь. Когда у него созревают семена, оно отрывается от корня и его носит ветром по пустыне. С каждым новым героем, по ходу смены действий появляется новый куст перекати - поле. И уже к концу драмы на сцене около семи беспорядочно разбросанных кустов. Перекати - поле символизирует бездомность, в переносном смысле так называют человека, не имеющего домашнего очага. Многие герои пьесы оторваны от семьи, они скитальцы.
Интересно и звуковое оформление пьесы. Синтез звука и удачной режиссерской находки дает эффектный результат. Показательна сцена, когда к Андрею уже приехала сестра, а к Хрустяшину пришел Бес. Хруст и Бес выходят на улицу, а в доме остаются Катя с Андреем. Зритель видит и тех и других, но слышит только разговор на улице. По мере приближения к дому Хрустяшина и Беса, зрителю все громче слышен разговор между братом и сестрой Новиковыми. На протяжении действий звучит музыка советского времени: звуковые заставки из программы "Новости", некоторые тексты новостей, читаемые дикторами радио, неоднократно звучит песня группы "Ласковый май" "Белые розы" (примечательно, что эта песня была на пике популярности в 1986 - 1988 годах) и партия скрипки.
Режиссер вносит небольшие, но очень значимые коррективы и в текст пьесы.
Когда в подсобное хозяйство приходит Анна и просит Андрея поиграть хоть понарошку на скрипке, то мы слышим музыку, а в оригинале пьесы в авторском комментарии "Новиков выходит на середину комнаты, водружает на плечо воображаемую скрипку и начинает в полной тишине водить таким же воображаемым смычком по струнам".Партию скрипки в пьесе исполняет Екатерина Добычина.
У автора пьесы Катя появляется на пороге дома "с большой дорожной сумкой в руке и в какой -то нелепой на этом военном фоне куртке". Катя даже у автора не такая, как все, она выделяется среди этого военного фона. Режиссер же еще более усилил разрыв между Ктаей и окружающим миром. В его трактовке Катя появляется в образе балерины, она танцует на пороге дома в бальной пачке и в балетных туфлях. Это сделано для того, чтобы еще ярче передать ту разность между ней с братом и армейским миром.
Также в оригинале пьесы сказано, что Новиков читает стих, но какой именно - не указано. Мальцев же вкладывает в уста Новикова стих Р. Киплинга "Заповедь" с широким филосовским смыслом. В этом стихотворении вложен весь смысл пьесы, все то, к чему должен прийти человек на своем жизненном пути.
Станислав Мальцев несколько изменяет финал пьесы. В авторском тексте Хрустяшин пишет письмо домой, тут слышится звон от разбитого камнем оконного стекла, письмо обрывается. В режиссерской трактовке Хрустяшин пишет письмо, резко встает и сам открывает дверь ударом кулака. Звучит музыка...
Немного иного хотелось бы от актерской игры. Андрей Касницкий (Новиков), на мой взгляд, чересчур суетлив, но это уже, скорее, недоработка автора пьесы - именно таким показал его Жеребцов. А Сергей Лисинчук (Хрустяшин) играет так, будто не совсем уверен в том, что говорит. Он как - то нерешителен на сцене. Замечательно раскрыл образ Евгений Паленый (Алтынов). Именно таким должен быть показан старший лейтенант Алтынов: наглый, недалекий, грубый мужик с отвисшим животом и небритой физиономией. А вот Анна (Татьяна Зарюта) абсолютно не вызывает сочувствия, она совсем не кажется "просто несчастной женщиной". Просто от музыки и выпитого спирта, ей захотелось выплеснуть наружу накипевшую боль. Татьяна Зарюта показала Анну как женщину опустившуюся, но все же знающую себе цену. Она совсем не визгливо (как прописано у Жеребцова) выкрикивает Хрусту свои угрозы, она знает, что за ней стоят люди, которые Хруста "с навозом смешают". Роман Колотухин (Бес) по - настоящему вжился в роль. Его игра никаких противоречивых чавств не вызывает. По - моему, самый непонятный образ в пьесе - это Катя. Скорее всего, ее образ дан для более полного раскрытия образа Андрея и Саши. Ведь именно из - за Кати случается трагедия, за которую двух молодых солдат ждет суровая расплата.Анна Проскокова вполне убедительно сыграла Катю. Она - олицетворение нежности и любви к брату, уважения к чужим людям. Она открыта, по - детски непосредственна.
Так кто же с этой пьесе Чморик? С первого взгляда, не вдумываясь, можно сказать - Андрей Новиков. Но так ли это? Думаю, нет. Здесь все Чморики, но только не Андрей. Он - единственный человек, который остается сам собой. Да, он выполняет приказы. Он понимает, куда он попал. Армия должна быть жесткой системой, а вместо этого Андрей попадает в бардак. Он готов подчитяться приказам, готов работать, но он не позволит издеваться над собой. ("...не обязан рассказывать о своей личной жизни. Даже по уставу"). Катя дана как дополнительный образ, который помогает раскрыть полнее образ Андрея. По его словам понятно, как сильно он любит маму и сестру, насколько теплые и доверительные отношения в их семье. Взаимная любовь брата и сестры - идеал отношений в семье, к которым нужно стремиться и которых часто не бывает в большинстве семей.
Чморик - Алтынов. Он зависим в некоторой мере от Хрустяшина, зависим от Беса. Вообще, его жизнь строится на товарно - денежных отношениях.
Чморик - Бес. Он самоутверждается за счет более слабых, он зависим от чужого мнения ("...Понимаешь, меня ведь не поймут...Скажут, стух Бес, свинари его уже через хрен кидают. Ну, некуда мне деваться, Хруст. Понимаешь, некуда."). Он боится, что его посчитают слабым его друзья Баян, Хряпа и Резаный (Он "...им бабу свежую обещал, а бабы - то и нет...").
Чморик - Анна. Женщина стала порочной, живет так и не хочет ничего менять. Для нее легче повеситься, бросив на произвол свою дочь, чем собраться с духом и уехать из военной части.
Чморик - Хрустяшин. Он вообще безвольный и слабый человек. Он боится поставить на место пьяного "деда", хотя он выше него позванию, он - сержант, командует отделением. А вместо этого он нажаловался на него дежурному по части. Побоялся сам "...его как нибудь потушить". Он пресмыкается перед Бесом. Он - посредник между Бесом и Алтыновым. Он боится написать своей семье, что он служит в подсобном хозяйстве, боится, что его засмеют в его деревне. И только под влиянием Новикова он меняется, становится человеком. Спасает Катю от насилия, перечит Бесу, пишет родителям правдивое письмо. Если поначалу в нем борется совесть и страх, то уже под конец пьеся он руководствуется только совестью.
Общее впечатление от пьесы неоднозначно. Хоть и описаны 80- е годы, проблемы, поставленные драмой актуальны и по сей день. Режиссер и автор, конечно, с одной стороны, щадят зрителя. Дедовщина в армии показана нам сглаженно, на самом деле все обстоит гораздо страшнее. Бедных новопризванных бьют постоянно, никто их не будет слушать. Катю, окажись девушка в подобной ситуации, не спасли бы от насилия. С другой стороны понимаешь, что это все - таки театр. И цель режиссера - не показать всю грязь как она есть (этого достаточно в жизни), а указать людям на их грехи, поменять что - то в обществе, чтобы впредь не допускать таких ошибок. Конечно, эта цель нереализуема, но уже сама по себе попытка осветить эту проблему похвальна.