ОПЫТ ДРУЖЕСКОГО УЧАСТИЯ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ БЛИЖНЕГО.
Хочу написать несколько слов о понравившемся мне стихотворении Вишникиной Татьяны Александровны:
Суетой привычной одурманив
И развесив гари облака,
Город спал в удушливом тумане...
А мне снились нивы и стога.
По стерне скользила я бесшумно
В синюю ласкающую даль.
Позади остался мир безумный,
Расставаться было с ним не жаль.
Чуть виднелись среди яблонь хаты.
Щебетал невидимый птенец.
На лугу в траве душистой мяты
Радовался жизни жеребец.
Оглянулась - сердце застучало:
Незаметным стал уже перрон...
А проснулась утром и не знала,
Что же означает этот сон?
Разве обойтись без телефона?
Без водопровода?.. Что сказать?
Только от асфальта и бетона
Отступила Божья благодать...
Вот строки...стих. Что сказать?
Спрашиваю не от того, что нечего сказать, а наоборот, от того, что сказать и сказать от души есть очень много и проблема тогда в том... что сказать.
Сам жанр мне и близок и далек своей спецификой: он как балет - поэзия движения, поэзия движения сердца, мысли человека, полет его души, восторги, всхлипы ее в утонченной, эстетически возвышенной и изящной форме.
Жанр сложный и несколько искусственный, но, быть может, это и вообще отличительная особенность всей культуры, выработавшей особые формы, как формы жизни именно человека. Просто в литературе жанр поэзии есть квинтэссенция культуры изящного письма, того, что французы называют "belles-lettres".
Своей благозвучностью стихи особенно близки музыке. Они и есть музыка слова. Поэтому каждый стих должен быть, как минимум музыкален. Без музыки нет поэзии. Без гармонии звуков нет стиха. Не обладая специальными знаниями в области стихосложения, ограничусь только интуитивным восприятием текста автора и выскажусь, простите за слово, одним из тех слов, коими пытаюстся нечто поведать о Боге, -- апофатично --, то есть не утверждая положительно: Меня не трясло на колдобинах каких-либо дисгармоний звучания произведения.
А что же привлекло в первую очередь?
-- Ясность, глубина, прозрачность чувства, простота и я бы даже сказал мудрость.
Оставаясь по форме в рамках классического стиха, произведение очень современно, хотя конфликт этот, как факт противостояния, противоположения человека и природы возник на горизонте бытия Homo sapiens уже очень давно и сам по себе стал в ряд, можно сказать, вечных тем. Однако никогда он не был таким оглушительно кричащим, не бил по душам, по жизни так немилосердно, как в наше время. Вот об этом болезненном сосуществовании человека и природы промолвлено слово. С искренней болью, сердечной мукой вопрошает поэт о том, как нам быть... в таком привычном и дурманящем нас комфорте городского быта, но для многих уже совсем не бытия, небытия. Он вопрошает меня, вас, "Как нам Быть, друзья?".
P.S. Смысл того, что написал в этих строках, вижу не в пересказе, а в сочуствии, в сердечной признательности автору, за встречу через него с Человеком, как существом не только разумным, но и этим самым, благодаря разуму -- Духовным.