После просмотра кинофильма "Тарас Бульба" некоего, лично для меня неизвестного, режиссера Бортко (хотя, как оказалось, именно он экранезировал шедевр Булгакова "Собачье сердце". Причем это получилось у него достойнейшим образом), у меня, в очередной раз, сложилось очень грустное мнение о сути современного российского кинематографа, который, впрочем, уже давным-давно есть "дуда" Власть Имущей. Дуда, при помощи которой, не только "Советы", но и современные "демократы", а если еще точнее, то все те, кто реально стоит у "руля" любой Власти (хоть светской, хоть религиозной) пытается зомбировать психику обывателя до состояния животной личины (крысы например) после чего, под звуки волшебной дуды, ведут своих "крыс" в океанскую бездну, в точности так же, как то проделал "мальчик с пальчик" Нильс, играя на погибель "темным" крысиным "полчищам".
Но на кой им все это? Да для того, чтобы повывести всех инакомыслящих и оставить подле себя только тех, кто с радостью и слезностью будет рад влиться с монолитное рогатое стадо, именуемое первыми - электоратом, а вторыми - паствой! Вот для того и было придуман лозунг: "Искусство в массы"!
А что такое ИСКУССТВО?
Это осмысление и выражение, причем на любом материальном носителе, сути К..РА..СОТЫ! Ведь что такое: полотно художника; листок поэта; тетрадь писателя; фотопленка фотографа; глина скульптора; кинопленка оператора; речь и идея режиссера, который переносит свою идею в сознание актеров?
Все это, и многое другое, и есть материальный носитель, на котором любая адекватная, тверезая и что самое главное - человечная личность, пытается ваять КРАСОТУ, дабы поделиться ею с окружающими! Скажите нет? Тогда мы видим в мир в разных ипостасях.
А почему наши взгляды различны? Да потому что мы все КРАСОТУ, выраженную в ИСКУССТВЕ, видим именно так, как нас воспитала не только СемьЯ, но и Общество с его соборным (эгрегориальным) менталитетом. Именно поэтому для одних красота есть "Черный квадрат", а для других она, к примеру, изображена в картинах Репина. ИНЫЕ впрочем, вообще считают вершиной искусства извращенные фантазии выраженные в полотнах Гогена и прочих "вангогов".
Но, современный мир, что ныне управляем Концептуальной властью жiдоедов (жизнь доедающих), нам диктует демократическую (свободу волеизъявления) моду на искусство, а по сему, что Малевич, что прочие "вангоги" ими приравниваются к гениям от ОБЩЕЧЕЛОВЕЧСКОГО ИСКУВСТВА! Смешно, однако - факт!
К чему я веду? К тому, что ушлые современные полит корректные искусствоведы-киноманы не только извратили произведение Гоголя "Тарас Бульба", но вообще посмели из него сделать сущую поповскую проповедь о том, что, мол, Россия есть Русская Земля только тогда, когда она верит в Ортодоксальное Христианство (по фильму - самое истинное христианство), а не как у этих поганых ляхов - поганое еретичество.
А запорожские казаки - это те, кто ходит оборванцем, воюет и принимает решение на Копе (Круге) на пьяную голову и вообще все они - суть ТОВАР-ИЩИ, которые только о том и мечтают, как бы поскрести по ханским-турецким-ливонским-польским сусекам. Голова ведь болит - опохмелиться надо, понимаешь...
Кстати слово товарищ выставляется в кремлевском кинопроекте именно по коммунистически, хотя по факту, действительно присутствует в произведении. Вот только сдается мне, что Гоголь не чаял, что когда-то появятся те, кто называясь товарищем, нам далеко не товарищ. Ну, да шут с ними...
Что касаемо самого произведения и сценария по нему написанному...
Наверное мало кто из современной молодежи знает что повесть "Тарас Бульба" имела две редакции, и первая "русофилией" даже не пахла. А вот когда редакторы Павел Анненков и Николай Прокопович, которым Гоголь доверил издание своих книг и исправление ошибок, нашли невероятной ошибкой тот факт, что автор забыл упомянуть Матушку Россию и Царя-Батюшку, то они тут же исправили это недоразумение, ярко скрасив красочными вставками. Вот только результат полностью исказил задумку творца.
В последнее тысячелетие в России вообще считается оригиналом не произведение написанное автором, а то, что отредактировал тот или иной ИНОКО..МЫСЛЯЩИЙ. Посему факту неудивительно, что то, что написал автор своей рукой, всегда резко отличается от того, что учудили чудилы от политкоррекции. Так же посчитал и Бортко, так же посчитали и российские чиновники выдававшие деньги из госбюджета, так же считают и россияне обогащающие таким образом собственную "культуру" еще одной ложной ложкой искусственного дегтя. Почему? Да потому что после этого фильма запорожские казаки автоматически становятся частью новой российской истории, потому что на протяжении всего фильма не звучит ни одной украинской песни, казаки говорят по русски, воюют за русский уклад жизни и "исконно русскую" веру, и даже за русского царя, который вот-вот должен появиться. Вооружившись национал-патриотизмом герои падают пачками убитые проклятыми ляхами, а перед смертью, каждый из них произносит патриотическую речь, которая как де-факто, к запорожскому казачеству и тогдашней Украине не имеет никакого отношения, и все это комментирует эпатажный голос хрестоматийного актера из фильма "Бригада".
Если брать упоминание о царе, который вот-вот расширит границы России Матушки до пределов невиданных, после чего утвердит самую правильную христианскую веру "от самых морей, до самых окраин", то таковым историческим персонажем может быть только Петр I. Согласны? И что Петр I? А долгожданного Петра запорожцы не поддержали. Причем по нескольким причинам, одной из главных была - крепость Каменный Затон, служившая опорной базой российских войск на южных рубежах, как против татар ("крымский хан ... писал Порте, что татары не могут быть безопасны при существовании крепости Каменного Затона и что теперь самое благоприятное время потребовать от Москвы ее разорения, с угрозою, что в случае отказа хан присоединится к шведам со всею ордою"), так и для "контроля" за запорожцами, которые в любой момент могли перейти на сторону крымского хана или Мазепы (из донесения посла в Константинополе П. А. Толстого: "4 числа получил я ведомость о злых замыслах козаков запорожских: прислали к крымскому хану просить, чтоб их принял под свой протекцион"), (из письма запорожцев Мазепе: "чтоб присланы были к нам на кош уполномоченные от короля шведского и польского и от него, Мазепы, для заключения договоров, за кем им быть, а для разорения Каменного Затона чтоб присланы были войска, и как только эта крепость будет разорена, запорожцы поспешат к шведам на помощь против московских войск").
Чувствуете какую-либо преданность великому царю-царей? Ни письмами, ни деньгами привлечь на свою сторону запорожцев Петру не удалось. В это же время гетман Мазепа "объявлял, что царь хочет весь народ малороссийский загнать за Волгу, что московские войска разоряют Украйну пуще шведа".
Также и кошевой атаман Гордиенко призывал выступить против царя Петра.
"Кошевой вор пишет универсалы за ДнЪпр (Ъ - древнеславянская буквица - Ять) в Чигирин, прелщая к Мазепиной сторонЪ", - пишет князь Г. Долгорукий Меншикову 16 марта 1709 года. А 3 апреля докладывает царю, что Гордиенко "яд свой злой еще продолжает, на другую сторону за ДнЪпр непрестанно прелестно пишет, дабы побивали свою старшину, а сами б до него за ДнЪпр переходили, что уже такая каналiя тамо за ДнЪпром купами збираетца и разбивает пасЪки...".
Дипломатическую войну царь Пётр I проиграл. 28 марта 1709 года кошевой атаман Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали союзнический договор с королем Карлом XII. В этом договоре Запорожье присоединилось к гетманско - шведскому союзу против царя Петра I.
"Предводитель запорожцев со своими людьми был приведен к королю и приветствовал его, принеся клятву верности (Это произошло 27 марта (7 апреля) 1709 года)". Так описывает эти события в своих воспоминаниях очевидец - Даниель Крман.
После разгрома шведов под Полтавой некоторые запорожцы ушли на юг и в 1710 году основали новую Сечь, при впадении в Днепр реки Каменки (на Херсонщине). Однако по приказу Петра она была разрушена войсками гетмана Скоропадского и генерала Бутурлина. Запорожцы отошли еще дальше и сделали еще одну попытку основать Сечь в турецких пределах.
Не жаловала запорожцев и царица-царей - то бишь Екатерина II. Именно она 5 августа 1775 года подписала манифест "Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии":
"Мы восхотели объявить во всей Нашей Империи... что Сечь Запорожская вконец уже разрушена со истреблением на будущее время и самого названия Запорожских казаков... Сочли Мы себя ныне обязанными пред Богом, пред Империею Нашею и пред самым вообще человечеством разрушить Сечу Запорожскую и имя казаков от оной заимствованное. Вследствие сего 4 июня нашим Генерал-Поручиком Текеллием со вверенными ему от нас войсками занята Сечь Запорожская в совершенном порядке и в полной тишине без всякого от казаков сопротивления... Нет теперь Сечи Запорожской в политическом ее уродстве, следовательно же и казаков сего имени..."
А почему ни Петр, ни Екатерина не соизволили жаловать казаков? Да за то, что те не имели желания становиться ИХ КРЕПОСТНЫМИ РАБАМИ. Вот и весь сказ.
Ну, а теперь пару слов о творческом потенциале экранизации "Тараса Бульба"...
В чем главные проблемы этого кино? И для данной картины, и для иных подобных экранизаций привычен извечный конфликт - противоречия духовной сути произведения (Духа) и законов по которым кто-то кому-то дает деньги и потому требует "что бы все было, как мы о том договаривались (Буквы)!
Не знаю уж как кому, но мне бросилась в глаза явная попытка режиссера преподнести литературный сюжет как нечто чисто "историческое". Не потому ли во всех концах нашей "необъятной", ныне трубят - "исторический блокбастер, исторический блокбастер"!? Но поскольку требовать от мифологемного гоголевского текста "исторической" достоверности, извините, здесь либо режиссерский наивен, что мать Тереза, или же программный маркетинговый политход - по заказу телеканала "Россия" - вырвался наружу "что джин из банки с джинтоником". Видать, потому Бортко, всею мощью своей постановочной армады сознательно отходит от условности - от "сказа" (сказки), а значит и гоголевской мистериальности, и пытается натянуть на сознание обывателя некую былинную назойливость (быль), мол, "вот как все былО на самом-то деле"!
Касаемо темы жидовинов...
И здесь у режиссера видно как заданная политкорректность уходит от литературной гоголевской действительности. "Антисемитизмы" Гоголя слегка микшированы: "Бей шинкарей!" к примеру вставили вместо: "Бей жидов!".
В общем мой вывод таков: Трейлер и ролик на фильм смотрелись куда лучше, чем сама постановка. К сожалению, в данной экранизации романа Гоголя (а эта по счету восьмая, если мне не изменяет память) Бортко так и не избавился от просоветского толкования книги Гоголя. Уровень восприятия им писателя не больше, чем в школьной программе. Фильм, в угоду политкорректности и кремлевскому заказу, навевает больше антипольское настроение, чем передает эпоху, в которой жил реальный Тарас Бульба.
Бросилась в глаза подготовка казаков по фехтованию на Сечи - школа ниндзя, да и только. Фильм немного подтянула игра Богдана Ступки. Боярский же отработал для себя очередную роль "мушкетера". Если в предыдущем кино эпосе "Возвращение мушкетеров" он слезно зрел на католический крест во весь небосвод, то в нынешней ипостаси - Шило, он героически умер за святую "исконно-русскую" веру, причем при полном фиаско, как игровой актер. Батальные сцены запоминаются только брызгами крови. Посмертные речевки всех умирающих слишком переиграны. В сцене казни казаков идет в прямом смысле смакование действа, в то время когда сам Гоголь в своем произведении этого избежал.
В общем, наглая политкоректаная ЛОЖЬ, экранизированная в очередное построссийское киношедевральное УРОДСТВО!