Аннотация: глава книги "Общение, как способ выстроить свою жизнь"
О самодостаточности.
Ощущение самодостаточности связано со степенью зрелости, ответственности личности. Эта самая степень не имеет абсолютных общечеловеческих величин. Поэтому любой человек может быть только относительно самодостаточен. Не бывает людей самодостаточных вполне, но важно понимать: как самодостаточность складывается, развивается, в чем ее преимущества и ограничения.
Как только человек начинает понимать, что путь к совершенству бесконечен, и его жизнь в целом посвящена самосовершенствованию, - с этого момента и наступает относительная самодостаточность. В то же время любой человек уже рождается самодостаточным: ему дается талант и силы, необходимые для полной реализации таланта. Откуда же берется неприятное чувство зависимости от обстоятельств, от людей, от собственной неопытности, говорящих об отсутствии самодостаточности?
Есть три состояния зрелости личности, определяющие степень самодостаточности. Человек с незрелым умом, независимо от биологического возраста, чувствует себя ребенком, которого ведут за руку его собственные желания, которых много, они сильные, и он с ними не может справиться. Он, прежде всего, не знает, какие желания ему, в самом деле, полезны и нужны, а какие - пусты и ведут никуда. Методом отсечения ненужных желаний вы не добьетесь ясности: получится долго и хлопотно. Нужно отсечь вообще все желания вместе, отставить их в сторону, и потом допустить к себе то желание, которое спокойно будет сочетаться и уживаться с чувством бесконечности жизни ума, мистическим чувством вечности.
Например, желание любить и быть любимым - уживается с вечностью, оно не боится угрозы смерти, потому что любовь - желание, преодолевающее обстоятельство смерти. Желание и способность любить прямо "связаны" со степенью самодостаточности. То же самое можно сказать об ощущении таланта. Чувства бесконечности, вечности, присутствия любви и таланта ощутимы для человека сами по себе, но подтверждает их присутствие интуиция - врожденное человеку духовное чувство, которое может быть развитым, не развитым, воспитанным, образованным или дебелым.
Желания, связанные с профессиональной, социальной и просто человеческой самореализацией принимаются интуицией тогда, когда они могут преодолеть меняющиеся временные и пространственные обстоятельства: моду, погоду, место жительства, неимение технических навыков, и способны укрепить личный талант.
Повзрослевший человек отличается тем, что он уже может оценивать свои желания, прогнозируя итог их воплощения. Повзрослевший человек уже в состоянии абстрагироваться и объективно заметить, что его желания вполне нормальны, адекватны и жизнестойки.
Наконец, вполне "зрелый" человек, удостоверившись в адекватности своих желаний, видит, что мог бы сделать еще то и это полезное дело, но сил и времени уже не хватает, и пора подыскивать себе помощников.
Из сказанного следует, что конфликт, интрига жизненного пути складывается из необходимости приводить к согласию и гармонии талант, скрывающийся под самым сильным, сокровенным и глубоким желанием, природные способности, связанные с временными желаниями и объективные возможности, зависящие от окружающего пространства.
В молодом человеке так много противоречивых желаний как раз потому, что все эти три составляющие, имея голос, "кричат" и "вопиют" под видом желаний. Совсем нелегко отличить желания, навеянные внешним, посторонним влиянием от желаний, подогреваемых слабостями неопытной, незакаленной, нетерпеливой природы; и желания тихого, быть может, поначалу ослабленного невниманием и комплексами, таланта.
Со слабой самодостаточностью связано наличие таких неприятных побуждений, как зависть, злопамятность, злорадство, зложелательство (мстительность). Причем, если вы испытываете желание отомстить, то и зависть в вас уже тоже есть. Хорошо в зависти только то, что само ее наличие свидетельствует о потенциальных возможностях, пока не используемых по причине того, что они не сосредоточены на развитии личного таланта, а распущены в беспорядке на посторонние, необязательные цели.
Зависть - не что иное, как плод некорректного сопоставления внешних обстоятельств или человеческих качеств. Начинается она ровно в тот момент, когда вы почувствовали холодок равнодушия к собственному таланту, потому что он настолько еще мал и слаб, что вы перестаете слышать его голос, едва уйдете мыслями в сторону. Прямо как молодая мама не слышит своего грудного ребенка, уйдя в другую комнату, и паникует.
Что делать, чтобы всегда слышать свой талант и не завидовать? Ведь зависть ощущается, как неприятное жжение около сердца, иссушающее нежные чувства, поддерживающие талант и личную самодостаточность. Нужно кормить талант, как грудного ребенка молоком полезных мыслей, пока он не окрепнет. Следует сказать, что это весьма не просто. Если перед глазами нет прекрасного мудрого образа, на который можно было бы ровняться, что же может выступить в роли источника "молока" для таланта-младенца?
Придется довольствоваться собирательным образом "мамки-кормилицы", который составляется из обрывков каких-то встреч, бесед с живыми успешными носителями нужных вам качеств. И, конечно, это могут быть книжные образы, но годятся из них только достоверные.
Вредит развитию таланта и одновременно провоцирует зависть, как ни странно, мечтательность. Казалось бы, образное мышление, как здоровая способность, и мечтательность не существуют отдельно друг от друга. Но на самом деле, мечтательность означает, что вы прочно застряли в плену у зависти и гуляете мыслями по чуждым, некорректным сопоставлениям. Воображение, как способность мышления, должно включаться тогда, когда ваш младенствующий талант ищет, просит пищи или чего-то еще для своего развития и жизни.
Где же граница между мечтательностью и воображением? Вы ее переступаете в тот момент, когда необоснованно, без проверки и ответственности, нечестно объявляете себя самодостаточным в каком-то конкретном направлении. Это означает потерю критичного отношения к тому, что принимает ваш ум: полезна ли новая "пища" для вашего таланта?
Таким образом, основой для самодостаточности служит внимательное отношение к достоинствам своей личности, к которым относится, прежде всего, талант. О природе таланта и его месте в нашей жизни мы будем говорить в дальнейшем. Чтобы укрепить талант и поддержать его, можно соблюдать следующие семь правил:
1. Когда говорите о плохом поступке, своем или чужом, не позволяйте себе при этом хвастать или хвалиться.
2. Рассказывая о неприятностях, неудачах, не перекладывайте вину с одного участника событий на другого и не берите на себя лишнюю ответственность.
3. Не преувеличивайте значение неудач, притягательных пустых мечтаний и неудачных желаний, выгоду от посторонних для таланта дел.
4. Потерпев неудачу, не говорите, что вы не могли по-другому поступить.
5. Не придумывайте зло ради убедительности или "красного словца".
6. Не втягивайте своих близких и знакомых в неудачные дела.
7. Никогда не говорите, что проявление зла - это и есть талант.
Неповторимость таланта обусловливает неповторимость личности и тела, как носителя и орудия таланта. Самодостаточность личности означает умение талантливо пользоваться своим телом для целей созидания жизненного пространства. Состоявшийся человек готов использовать свои желания, связанные с временными и пространственными изменениями, подчиняя их таланту, принимая цикличность всех жизненных процессов, будь то физическая близость, дружба, бизнес или творчество.
Цикличность означает, что сначала происходит накопление жизненной энергии через послушное исполнение чужой воли, неполное понимание причин происходящих событий и почти полную зависимость от поддержки окружающих. Затем мы сами осознанно планируем свои действия, отдаем накопленную энергию без видимого и немедленного результата и доводим начатое нами дело до финала, получая плоды первоначального желания. Вместо зависимости получаем такую же полную ответственность за свою жизнь.
Другими словами, если хотите быть личностью, признайте сначала свою несостоятельность, дайте ей проявиться, исправьте то, что нужно исправить, и затем только начинайте действовать уверенно, зная, что действуете правильно. В награду получите ощутимое присутствие таланта.
Полная или частичная неспособность принять, как должное, цикличность жизненных процессов ведет к утрате ощущения самодостаточности. Приведу такой пример. Молодая девушка, уволившись с работы, посчитала для себя возможным погрузиться в обдумывание глубоких философских понятий без необходимых для этого оснований и не спешила найти другую работу.
Оставаясь дома в течение нескольких недель погруженной в созерцание "главных", как ей казалось, истин, она потерялась во времени. Трехнедельный отрезок ей показался двухмесячным. Это обнаружилось случайно в разговоре с соседями и выглядело очень странно, так что соседи подумали: не вызвать ли к ней врача. К счастью, девушка вовремя спохватилась и отправилась искать работу. Она нарушила цикличность и последовательность событий, желая узнать, в чем ее талант, но, не желая выполнять поручения людей, ради которых этот талант мог бы проявиться. У нее не хватило ни сил, ни возможностей, чтобы разобраться в себе, она не достигла никакой цели.
Потеря ощущения реального времени допустима у детей в силу их неопытности и слабости инстинктивных ощущений. Дезориентация у взрослой девушки открыла ее страх перед жизнью, приобретенный во время стресса в детстве. Ее мать, энергичная женщина, одна воспитывала двоих детей в тяжелых условиях. Девочка унаследовала черты отца. Из-за несходства с матерью, она не могла полностью принимать ее советы и довериться естественному ходу событий.
Все происходило в их доме сумбурно и сбивчиво. Мать любой ценой добивалась поставленной для себя цели, но дочь почти полностью была лишена возможности видеть и достигать собственные цели. В результате, она не смогла вовремя и благополучно разобраться с личными проблемами, и они тяготили ее. Поэтому спокойно отдаться работе и вовремя достигать все нужные результаты она не могла. Поиски своего места в жизни в таких случаях затягиваются надолго, сбивая и все другие процессы. Может появиться ощущение несостоявшейся личной жизни, сложности в общении с партнерами на работе и друзьями, нарушения сексуальной функции.