Эта история началась давным-давно! В те времена, когда Адам и Хава жили еще на Земле вместе со своими детьми, внуками, правнуками и пра-пра-правнуками... В те дни, когда ангелы спустились с Небес и стали жить среди людей по людскому обычаю... И рождались у них великаны ростом от земли до неба! И сражались они с чудовищами, появившимися на свет в результате грехов людей, начавших забывать своего Создателя - а-Шема. И был среди них один великанище по прозвищу Ог. Как его звали на самом деле давно забыли люди. Есть мудрецы, которые говорят, что настоящее его имя было Элиэйзер, но другие мудрецы спорят с ними. Поэтому мы будем называть его коротким прозвищем - Ог. О нем и пойдет у нас рассказ.
Мама великана была обычной женщиной невысокого роста, но папой его был ангел из тех, что попросили у а-Шема спустить их на Землю, чтобы показать людям, как следует служить а-Шему, освящая Имя Его. Увы! Как только получили они от а-Шема тела, чтобы жить на Земле, так немедленно вселился в их тела йецер а-ра - стремление к совершению дурных поступков, какого не бывает у ангелов, но лишь у людей, имеющих тела из плоти. Не справились ангелы с дурным побуждением. Не только не смогли показать людям, как следует служить а-Шему, но и сами натворили плохих дел, наплодили великанов и чудовищ, каких теперь уж не бывает, слава Б-огу...
Нас же это учит не искать для себя испытаний, с которыми мы можем и не справиться. Как, например, это случилось с Кучкале. Кучкале очень любил помогать маме варить суп. Вот мама стоит у плиты, а Кучкале приносит ей сахар! "Спасибо, Кучкале, но для супа не нужен сахар." - улыбнулась мама. "Лучше принеси мне, пожалуйста, поварежку с дырочками, чтобы снять накипь." - попросила она. Всего лишь поварежку? - огорчился Кучкале, - Я принесу маме весь ящик со всеми ложками, ножами, вилками, поварежками - всем-всем-всем, что там есть!!! Стал Кучкале вытаскивать ящик из кухонного шкафа... Выскользнул тяжелый ящик из своих креплений и грохнулся прямо Кучкале на ноги!
-Аааааа! - закричал Кучкале и заплакал громко, а все вилки, ложки и ножи с грохотом разлетелись по полу кухни! Прибежала мама, заохала, стала смотреть, не порезали ли ножи Кучкале ноги, утешать его и успокаивать... Пока мама успокаивала Кучкале, терла ему ушибленные ножки, собирала разлетевшиеся по полу поварежки, вдруг слышит: -Пшшшшш! Это суп вскипел и вылился из кастрюли прямо на плиту!
- Ой! - схватилась за голову мама и побежала спасать остатки супа!
А всего то и просила мама - принести ей одну поварежку! Так Кучкале маме помогал!!!
Однако, вернемся к истории про Ога. Жил себе Ог, как ему нравилось. Никого не боялся. Ел каждый день по десять коров и запивал целым озером воды! Когда наступило время Потопа, Ог не очень то испугался. Огромный он был - выше гор! Но вот отворились окна Небес и из-под земли забили горячие источники... Поначалу, это даже понравилось Огу - как ванна, наполненная теплой водой! Но вода все нагревалась и нагревалась... И вдруг! Слышит Ог, как кто-то его зовет тоненьким голоском:
- Ог! Огушка! Помоги, спаси! Тонууууу!!!
Посмотрел Ог вниз и увидел, что это тонет его мама... Жалко стало Огу свою маленькую мамочку. Опустил он к ней свою огромную руку. Схватилась она за мезинец Ога. И он поднял ее высоко над горами.
- Куда бы спрятать ее от дождя? - задумался Ог.
И тут, зачесалось у него ухо! Поднес он свою огромную руку к уху и говорит:
- Мама! У меня в ухе чешется! А мой огромный пальчик не пролезает внутрь, чтобы почесать! Почеши мне, пожалуйста!
Спрыгнула мама Ога в его огромное ухо и почесала его... Да так и осталась сидеть в огромном оговом ухе! Там и сухо, и дождь не заливает!!! А Ог и думать о ней забыл.
Но, все горячей становилась вода вокруг, все выше поднималась она... И покрыла вода самые высокие горы... Плохо пришлось Огу в горячей воде. Вдруг, он видит - плывет Тейва (Ковчег). А рядом с ней плывет огромный зверь - Рээм. Был этот Рээм таким огромным - больше самого большого слона, что не смог поместиться в Тейву. Засунул он свой огромный носик в Тейву, чтобы не захлебнуться, и плыл рядом с ней.
- И я так хочу! - обрадовался Ог.
Но его носище никак не мог залезть в Тейву - не было в ней для него места. Тогда Ог, почесал в затылке, и влез на Тейву верхом! Дождь сверху был ему не страшен. Ведь он был не горячим. Это только снизу из-под земли выходили горячие подземные воды, вскипевшие от жара земных недр. Вы ведь слышали, что наша Земля очень горяча изнутри. И только сверху мы можем ходить по ней, не боясь свариться. Иногда просыпаются тут и там на земле вулканы - огнедышащие горы, и выплескивают наружу горячую лаву. Тогда все люди, живущие вокруг такой горы, бросают свои дома, и бегут прочь, чтобы не свариться в огненной лаве Земли. А во время Потопа проснулись разом все огнедышащие вулканы и вскипятили воду. После Потопа все они затихли вновь, а горячие воды ушли под землю, оставшись лишь в тех местах, где они нужны и полезны для людей. Например, в Израиле в городе Тверия есть горячие источники - Хамей Тверия. Многие люди, у котрых болят кости, едут в Тверию и окунаются в ее источники. От тепла и полезных минералов, находящихся глубоко под землей, и выходящих вместе с подземными водами, они выздоравливают, и их кости перестают болеть.
Так и сидел Ог верхом на Тейве, пока не закончился Потоп. А его мама спряталась в его огромном ухе! Вы спросите, что же кушал Ог все это время - целый год, пока длился Потоп? Дело в том, что вода под днищем Тейвы совсем не нагревалась. Это чудо сотворил а-Шем, чтобы не расплавилась вся смола, котрой были замазаны щели между досками Тейвы, и вода не проникла бы внутрь Тейвы. Собрались все рыбы морские и речные под Тейву и спрятались там от горячих вод Потопа. Когда Ог чувствовал, что он уже очень голоден, он запускал свою ручищу под Тейву и ловил рыбу, варил ее в кипящей воде, которая была вокруг Тейвы, и ел сам, и маму свою кормил...
А-Шем не стал топить Ога. Дело в том, что Ог был нужен а-Шему, чтобы потом, через много лет, он пришел к Аврааму и рассказал ему, как схватил Нимрод племянника Авраама - Лота. Чтобы Авраам успел его спасти. Я думаю, что а-Шем выбрал Ога для этой важной задачи потому, что Ог совершил доброе дело - спас свою маму, и кормил ее все дни Потопа. А-Шем никогда не оставляет без награды хорошие поступки людей, и даже злодеям он дает награду за каждый их хороший поступок. Только праведники получают свою награду в Олам а-Ба (в Мире Грядущем), ради которого они трудятся, улучшая свои души в этом мире, а злодеи хотят получить всю свою награду в этом мире. О Мире Грядущем они совсем не думают. Поэтому и не будет у них жизни в саду Эдена. После смерти их души рассыпятся в прах, а их место в Олам а-Ба достанется истинным праведникам.
После Потопа Ог продолжил жить, как ему хотелось. Был у него и братец - Сихон. Но великаны не любили друг друга и жили порознь. Слишком уж много еды нужно было каждому из них. Родились и другие великаны - их дети, но они были уже не столь велики. Когда Нимрод собрал всех силачей и великанов, и стал хвастаться перед ними своей силой, заставляя диких зверей ложиться перед собой и исполнять цирковые трюки от страха перед ним, был там и Ог. Он не знал, что вся сила Нимрода лишь в чудесных одеждах Адама, украденных Хамом из Тейвы, и доставшихся Нимроду. Испугался Ог, и стал служить Нимроду вместе с остальными великанами. Все вместе они строили Вавилонскую башню, и Ог поднимал огромные камни вверх, как подъемный кран! Долго трудился Ог на строительстве Вавилонского Столпа, но вот пришел день, когда а-Шему надоели злые хитрости Нимрода. Спустился а-Шем с Небес на Землю, глянул недобро на возню бунтующих против Него людей, и смешал их языки...
Слышит Ог, что кто-то кричит ему: - Поднимай вниз!
Как это, поднимать вниз? - удивился Ог, а ему снова кричат: - Бросай вверх!
Совсем запутался Ог, швырнул огромный камень кверху и закричал: - Лови его!
А те строители, которые работали наверху, услышали, что он кричит им: - Бросай на меня!
Стали они бросать камни Огу на голову! Разозлился Ог! Ка-а-а-ак ударит кулачищем по стенке башни! Вся башня вздрогнула, и посыпались с нее вниз люди и великаны, камни и молотки, лопаты и носилки с известкой... Начали они бить друг друга и ругаться каждый на своем языке! Никто не понимает, что ему говорят остальные... Смотрит Ог: Балдус и Тумбаль - два приятеля, из тех, что пришли строить башню потому, что хотели стать друзьями Нимрода и быть похожими на него, лупят друг друга кулаками, бегают по кругу друг за дружкой и кричат что-то непонятное: -Ух! У-у-х! Угу! Бу! - совсем человеческий язык потеряли! Сгорбились, опустили длинные ручищи почти до самой земли... Видит Ог, что на лице у них, и на всем теле выросла длинная шерсть. А из спины!!! Что это? Вырос у них ... ХВОСТ!!! Превратились два глупца в огромных диких обезьян! Поделом им, чтоб не обезьяничали и не старались быть похожими на злодеев!
Испугался Ог, вскочил на ноги и побежал прочь. А за ним и все остальные великаны. Бежали они, бежали, и прибежали к двум высоченным горам, торчащим из земли, как рога. Назывались эти горы - Аштерот Карнаим.
- О! - обрадовался Ог, - Здесь мы и спрячемся между гор, и будем жить сами по себе! Как нам захочется! Двенадцать лет они служили Нмроду, и тринадцать лет прятались от него взбунтовавшись. А на четырнадцатый год, собрал Нимрод, кторого стали звать новым именем Амрафель за то, что он велел бросить маленького Авраама в огненную печь, огромное войско, и вместе с еще тремя царями - Арйохом, Кедарлооймером и Тидалом - пошел войной на взбунтовавшихся против его власти великанов и царей. Пришли четыре царя к горам, и стали сражаться с великанами, спрятавшимися в Аштерот Карнаим. Всех великанов перебили, один только Ог сумел убежать! Бежит Ог, огромными ножищами топает и кричит: - Спасите! Мамочка-а-а!!!
Добежал он до Известковой долины - Эмек а-Сидим, в которой добывали раньше глину для изготовления кирпичей на строительство Вавилонского Столпа. Остались в этой долине глубокие ямы с жидкой грязью на дне. Видит Ог, идет по всей долине страшная битва. Вышли пятеро царей воевать с четырьмя. И побил Нимрод-Амрафель пятерых царей Сдома и Аморы, Адмы, Цвоима и Белы-Цоара. Стали цари Сдома и Аморы убегать от него и упали прямо в яму с грязью! А Нимрод захватил их города, забрал из них все золото, серебро и драгоценности, овец, коров, верблюдов и ослов, а всех людей заковал в тяжелые цепи и погнал в рабство. Среди людей, захваченных Нимродом был и Лот - племяник Авраама. А был он похож на своего дядю Авраама как две капли воды... Обрадовался Нимрод: - Тепрь, - решил он, - я притащу Лота в Ур Касдим и брошу его в огромную огненную печь, а всем скажу, что это Авраам! Аврааму то а-Шем помог выйти живым и невредимым из огненной печи потому, что Авраам настоящий праведник. А вот Лот сгорит, как сгорел его папа hОрон, а я, - радостно потер руки Нимрод, - скажу, что сжег наконец то Авраама. Чтобы все люди меня боялись и не смели бунтовать против моей власти!
Мы видим, к чему приводит дружба со злодеями. Люди, хтевшие подражать Нимроду, превратились в обезьян, а Лот, решивший жить среди богатых и сытых злодеев Сдома, покинувший своего дядю праведника Авраама, теперь схвачен Нимродом, закован в тяжелые цепи, и тащат его в Ур Касдим, чтобы бросить в огненную печь! Ой - злодею, и ой - соседу злодея!
Ог из кустов все это видел. И решил Ог сделать "доброе дело"!
- Побегу-ка я к Аврааму, - сказал себе Ог, - расскажу ему, что Нимрод схватил его племяника Лота... Авраам сразу побежит спасать своего глупого племяника... Станет он драться с Нимродом. А Нимрод то - победил пятерых царей и перебил всех великанов в Аштерот Карнаим, Аме и в Шаве-Кирьятаим! Убьет Нимрод Авраама, а я тогда смогу жениться на красавице Саре!!!
Так Ог и сделал. Прибежал он к Аврааму потный, грязный, запыленный. - Авраам! - кричит Ог, - Стряслась великая беда! Нимрод победил царей Сдома и Аморы, сбросил их в яму с грязью, а твоего племаника Лота заковал в тяжелые цепи и потащил за собой в Ур Касдим! Ы-ы-ы! - заплакал Ог, размазывая ручищами грязь по своему лицу, - Он, наверное хочет сжечь бедняжечку Лота в страшной огненной печи-и-и!
Услыхал это Авраам и, не раздумывая ни минуты, созвал своих слуг и друзей, и бросился в погоню за Нимродом и его войском. Верный слуга Элиэйзер, равный силой тремстам восемнадцати воинам, побежал вместе с Авраамом и союзниками Авраама - Анером, Эшколем и Мамрэ. Быстро бежали они и к вечеру догнали войско Нимрода. Обернулись Нимрод и его солдаты и увидели, что догоняют их пятеро человек!
- Ха-ха-ха! - засмеялись они, - Впятером эти глупцы хотят сражаться с целым войском, с четырьмя царями, победившими пятерых царей и перебившими всех великанов! Сейчас мы их мигом перебьем! Да у них же даже мечей нет! Ни доспехов, ни щитов, ни луков, ни стрел, ни копий! Хи-хи-хи!
- Именем а-Шема! - грмко произнес Авраам. Он поднял горсть пыли с земли и бросил ее в войско Нимрода... И вздрогнула Земля! Страшный грохот раздался посреди тишины! А каждая песчинка пыли, брошенной Авраамом, превратилась на лету в стрелу, жалящую врага!!! Каждый камешек, из брошенных им, стал огромным камнем, сметающим все на своем пути! В ужасе бросились злодеи бежать от Авраама. А Авраам и Элиэйзер погнались за ними, оставив Анера, Эшколя и Мамрэ сторожить их вещи. И гнали они Нимрода и его злодеев до самого Дана. Вдруг, ступив на земли Дана, почувствовал Авраам страшную слабость и боль... В пророческом видении узрел Авраам, что через много-много лет в этом месте сыновья колена Дан поставят идола и станут ему поклоняться... Упал Авраам на колени и заплакал, стал он молиться а-Шему и просить Его за своих пра-пра-правнуков, чтобы помог им а-Шем раскаяться и сделать тшуву за страшный грех идолопоклонства. В этом месте разделились Авраам и Элиэйзер. Авраам остался молиться, а Элиэйзер продолжил гнать злодеев, и гнал их до самого Дамаска. С тех пор и стали его звать Дамэсек Элиэйзер.
Много лет спустя, когда евреи уже жили в Эрец Исроэль, а в Иерусалиме стоял прекрасный Храм, за грехи наши послал а-Шем наказание - жестого римского правителя Кейсара, который поработил евреев и запрещал им исполнять заповеди. То одну заповедь запретит, то другую. Собрались евреи и стали думать, как избавиться от запретов Кейсара. Стали они читать святую Тору там, где рассказывается, как Яаков спасся от своего брата-злодея Эйсава. Ведь римляне - потомки Эйсава, а поступки наших праотцов - великая мудрость, учащая нас, как следует поступать в трудных случаях нашей жизни. Для того мы и учим Тору, где написаны не только заповеди, но и рассказано о жизни и поступках наших праотцов. И вот, прочли евреи, как Яаков послал злодею Эйсаву богатые подарки, чтобы задобрить его. И после этого Эйсав не только не стал убивать Яакова, но даже поцеловал его. Ведь все злодеи очень любят богатые подарки... И решили евреи собрать много золота и драгоценностей и послать их римскому императору - Кейсару, чтобы отменил он свои запреты на исполнение заповедей. Собрали они огромный сундук, наполненный драгоценными камнями и самоцветами, золотыми кубками и монетами, ожерельями и прекрасными звездами из серебра и золота. Но кто повезет драгоценности Кейсару? Кто сумеет сохранить их в дальнем пути и уговорить Кейсара отменить запреты? Долго выбирали евреи праведника. Наконец, решили, что поедет раби Нахум, известный всем под прозвищем Гамзу. Это прозвище он получил за то, что во всех случаях, какие бы не происходили с ним в жизни - хорошие или не очень - он говорил: - Гам зу ле-това! И это тоже только к добру! Коль ма-шэ а-Шем осэ - а-коль ле-това! Все, что а-Шем делает - все только к добру! Учеником раби Нахума был и знаменитый раби Акива, который выучил от него эту великую мудрость: все, что случается с нами в жизни - все это а-Шем посылает нам только ради нашего блага. И даже, если нам кажется, что случившееся плохо для нас - больно или печально - мы должны помнить, что в конце концов из всего этого выйдет для нас только польза и добро!
И вот отправился раби Нахум в Рим. Дорога была дальняя, тяжелый сундук с драгоценностями он погрузил на спину крепкому ослу, а сам шел пешком рядом. По дороге ему пришлось останавливаться на ночь в гостевых домах - тавернах, малонах, пундаках, хозяевами котрых были не только еврееи, но и чужие люди в тех местах, где не жили евреи. В одном их таких малонов хозяином был Маршмело... Ух, и злодей же был этот Маршмело! Вечно он высматривал и вынюхивал, подглядывал и завидовал! А, когда он думал, что никто не видит - воровал!!! Увидел Маршмело тяжелый сундук и глаза его загорелись от любоопытства и жадности... Сделал он такое лицо, как будто много дней кушал одно только варенье и конфеты!
- Милости просим! - залебезил Маршмело, кланяясь раби Нахуму, - Какое счастье, что такой почтенный рав осчастливил меня своим посещением! Можешь не сомневаться - у меня есть все, что раву нужно! Самые чистые комнаты с мягкими кроватями, крепкие двери от ночных грабителей, вкусная еда и стойло для ослика! И совсем-совсем недорого! Всего сто золотых монет!
- Сто золотых монет? - удивился раби Нахум, - Нет. Такие раскошные комнаты подходят только богатому купцу или царскому министру! Мне, пожалуйста, дай маленькую комнатку для сна с самой простой кроватью, или даже просто с охапкой соломы. Я - человек простой и бедный, и не могу платить за ночлег сто золотых в каждой гостинице по пути в Рим.
- А зачем такой простой и бедный человек идет в Рим? - стал выспрашивать Маршмело, - И что это у такого простого и бедного человека в большом и крепком сундуке?
- Зачем это тебе знать? - удивился раби Нахум, - Пожалуй, я не стану останавливаться в твоей гостинице. Очень уж ты любопытный и жадный. За одну ночь хочешь получить целых сто золотых монет!
- Что ты, что ты! - залепетал Маршмело, - Я просто пошутил! Всего за одну медную монетку ты получишь самую лучшую комнату в моей гостинице! Только оставайся у меня! Я очень люблю путников, особенно бедных и простых евреев, и всегда веселю их своими шутками! Ха-ха-ха, хи-хи-хи!
Вздохнул раби Нахум, куда же ему деваться, ведь на много часов пути вокруг нет другой гостиницы, а время уже позднее. Придется остановиться у этого прилипалы с такими странными и несмешными шутками... Раби Нахум заплатил монетку, крепко привязал осла в сарае, покормив его овсом и прошептав ласково на длинное ослиное ушко "Спокойной ночи, дружок!". А сам пошел вслед за Маршмело в комнату для сна. Комнатка оказалась совсем крохотной, а вместо кровати была лишь охапка соломы. Но раби Нахум был привычен к бедности, он и дома не спал в мягких кроватях, а учил Тору до поздней ночи при свете свечи, и засыпал, лишь когда свеча гасла, прямо за столом, чтобы утром с первым лучом солнца снова встать на служение Всевышнему - на молитву и учебу.
- Ложись сладко спать! - сказал раби Нахуму Маршмело, - Ни о чем не беспокойся! Я всю ночь буду охранять твой покой! Только не зажигай свечи, чтобы не поджечь мою гостиницу!
Как же я буду учить Тору в темноте? - подумал раби Нахум, но ничего не сказал. Ведь другой гостиницы близко не было. Раби Нахум закрыл дверь, на которой не оказалось даже самого простого замка или задвижки. Он медленно, вдумываясь в каждое произносимое слово, помолился Всевышнему, прося Его помочь в своем нелегком посольстве, и лег на солому так, чтобы заслонить собой тяжелый сундук с драгоценностями.
Поздно ночью, когда раби Нахум крепко спал, дверь бесшумно приоткрылась и в нее пролез длинный нос! Это Маршмело никак не мог заснуть без того, чтобы узнать, что же везет еврей в своем тяжелом сундуке... Нос Маршмело зашевелился принюхиваясь. Дверь еще приоткрылась, и в нее влезло ухо Маршмело. Маршмело послушал, как раби Нахум тихо сопит во сне, и еще приоткрыл дверь. Жадным взглядом он обшарил маленькую комнатку и облизнулся, увидев сундук. Тихо-тихо, стараясь не дышать, Маршмело вполз в комнату и на цыпочках приблизился к раби Нахуму. Он наклонился над спящим и протянул руки, дрожащие от жадности, к сундуку. Осторожно, медленно-медленно, он стал приподнимать сундук. Сундук был тяжелым, и от напряжения у Маршмело вышел некрасивый звук! Маршмело замер в ужасе... Если его поймают во время воровства, то могут жестоко наказать! Увы, уставший за день раби Нахум спал крепко и не проснулся. Тихо-тихо Маршмело выполз с сундуком из комнатки раби Нахума и пополз вдоль длинного коридора к своей комнате. Он вздрагивал от каждого шороха, боясь, что кто-нибудь из спящих жильцов вдруг откроет дверь, чтобы пойти в туалет, и увидит его с сундуком ползущим по корридору. Вот ведь ужас! Они подумают, что честный и праведный Маршмело ворует вещи у своих постояльцев! А он только одним глазком хочет проверить, что везет в Рим хитрый еврей... Маршмело повернул за угол и вздрогнул, упершись своим длинным носом в чьи-то ноги...
- Ага! - произнес грозно женский голос, - Ты опять тащишь ночью бочонок вина из кладовки! Пьяница! Сейчас я тебе задам! - и Чумандроза, жена Маршмело, замахнулась на него тяжелой деревянной скалкой для раскатывания теста!!!
- Тссс! - захныкал жалобно Маршмело, - Не шуми Чумандроза! Какой бочонок? Ты что, не видишь, что это сундук, который я украл... то есть просто взял на минуточку посмотреть, что там внутри, у этого еврея, который у нас остановился!
- Ага, посмотреть на минуточку! Без меня?! - зашипела на него, как змея, Чумандроза, - А ну ка, поворачивай в мою комнату! Я тоже хочу посмотреть на минуточку! А не то!... - она снова замахнулась скалкой.
- Конечно, конечно! - заныл Маршмело, - Я так и собирался сделать. Просто повернул не в ту сторону.
- Врун и обманщик! - зло зашептала Чумандроза. И злодеи потащили сундук в ее комнату.
Заперев дверь в комнате Чумандрозы, Маршмело поставил сундук на стол, вытащил из кармана связку воровских ключей, и стал искать среди них такой, чтобы открыл сундук. Он выбрал один ключ, похожий на крючок, облизал его, чтобы он стал мокрым и скользким, и засунул в дырочку замка.
- Что ты там копаешься? - потеряла терпение Чумандроза, - Так ты до самого утра будешь возиться, пока все не проснутся!
- Не так это просто воровать, - ответил Маршмело. Он облизал другой ключ-отмычку и засунул его в дырочку замка, - Не толкайся, толстая! - зарычал он на Чумандрозу.
- Кто толстая?! - завопила от злобы Чумандроза, и скорее захлопнула рот и зажала его обеими руками, испугавшись, что от ее крика кто-нибудь проснется и застанет их во время воровства.
- КРАК-ТРАК! - щелкнул замок и открылся. Чумандроза, оттолкнув Маршмело, первой открыла крышку сундука, а там... Маршмело и Чумандроза так и разинули рты, а глаза у них стали круглыми, как блюдца! Не говоря ни слова, они начали толкаясь и злобно шипя загребать своими жадными руками драгоценности из сундука и рассовывать себе в карманы, за пазуху, под подушку и под кровать, за шкаф и под шкаф - прятать. Не прошло и минуты, как сундук опустел.
- Как же быть? - спросил Маршмело, - Утром еврей почувствует, что сундук стал легче, и сразу пожалуется в полицию. Придет полицейский со своей собакой Буки, и найдет у нас украденные драгоценности!
- А мы насыплем в его сундук земли и мелких камней из подвала. Он ничего и не заметит! - ответила Чумандроза.
Так они и сделали. Утром, раби Нахум проснулся и нашел рядом с собой закрытый сундук, как будто его никто и не трогал. Раби Нахум омыл руки, помолился, покушал, вежливо простился с хозяевами гостиницы, злорадно хихикающими ему вслед, и отправился дальше. Прибыв в Рим, раби Нахум остановился у одного еврея и стал ждать разрешения на встречу с Кейсаром. И вот, раби Нахум наконец вошел во дворец и был допущен к Кейсару. Император сидел на высоком троне в окружении министров и советников. Раби Нахум поклонился императору и поставил перед собой сундук.
- Величайший из земных владык, Кейсар! - произнес раби Нахум, - Евреи из Иерусалима шлют тебе дар в знак любви и уважения. Мы просим покорно не запрещать нам молиться за здоровье Кейсара и исполнять заповеди Всевышнего, как это делали наши деды и прадеды.
- Откройте сундук! - повелел Кейсар.
Его слуги открыли сундук, а там... Пыль и мелкие камушки!!!
Что-о-о?!!! - взревел в страшной злобе Кейсар, став от гнева красным, как помидор, - Это и есть подарок от евреев из Иерусалима?!!! Я пошлю на них своих верных солдат, чтобы перебили их всех! А этого дерзкого еврея заприте в подземной тюрьме! Я придумаю для него такую казнь, что все вокруг содрогнутся от ужаса!
- Гам зу ле-това! - откликнулся раби Нахум, схваченный охраной императора, - Все, что а-Шем делает, Он делает только для нашего блага!
А-Шем заглянул в сердце раби Нахума, и не увидел там ни злобы, ни огорчения, ни обиды и ни страха. Лишь веру, любовь и благодарность к Творцу за все, что Он, благословенно Имя Его, нам делает.
- Вот истинный праведник, любящий Меня! - сказал а-Шем. И все ангелы вокруг Его Трона откликнулись: - Слава раби Нахуму! Слава всем истинным праведникам! Благословен Всевышний и евреи - Его народ!
Немедля Элияhу, благословен он при упоминании, спустился из Небесных Чертогов вниз, на Землю. Он облачился в тело одного из советников Кейсара и почтительно сказал:
- Могучий властитель, Кейсар! Не может такого быть, чтобы евреи посмели дерзко оскорбить Ваше Величество. Наверняка, земля в сундуке - не простая земля. Уж не прислали ли евреи Вашему Величеству той чудесной земли, при помощи которой их праотец Авраам победил армии четырех царей?
- Победил при помощи земли?! - изумился Кейсар, - Как это?
- Он бросал в них пыль и мелкие камешки, а каждая пылинка превращалась в смертоносную стрелу, и каждый камушек в огромный камень, сметающий все на своем пути!
- Это нужно проверить! - сказал Кейсар. Он повелел отправить горстку земли из сундука своим солдатам, уже долгое время осаждающим без результата один из вражеских городов. Вскоре вернулся посыльный и сообщил о великом чуде и о победе над врагом при помощи присланной пыли и камешков, превращающихся в стрелы и гигантские глыбы налету.
- Какой чудесный подарок! - восхитился Кейсар, - Я зря гневался на этого еврея! Приведите его ко мне со всем почетом. Я отменяю все запреты, наложенные мной на евреев, освобождаю их на два года от налога и приказываю наполнить сундук раби Нахума золотом и бриллиантами и отдать ему!
Раби Нахума вытащили из подземной темницы, умыли, одели в дорогие одежды и привели к Кейсару. Кейсар от радости поцеловал раби Нахума, точь-в-точь, как Эйсав Яакова! Он подарил раби Нахуму полный сундук драгоценностей и с почетом отправил его обратно в Иерусалим, приказав своим грозным воинам охранять его в пути, чтобы воры и грабители не отобрали у него по дороге императорский подарок. Проезжая, раби Нахум останавливался в тех же гостиницах, где он спал по дороге в Рим. И все хозяева гостиниц поражались тому почету, с которым раби Нахум возвращеается от Кейсара.
- Как ты достиг такого почета? - спросил Маршмело у раби Нахума.
И раби Нахум рассказал ему, что привез Кейсару чудесную землю, обращающуюся в стрелы и копья.
- Чумандроза! - прибежал к жене Маршмело, - Оказывается наш дом построен на чудесной земле! Мы привезем полную телегу этой земли Кейсару и получим от него телегу золота и бриллиантов!
Злодеи сломали свой дом, раскопали всю землю под ним, наполнив этой землей большие телеги, которые отвезли в дар императору. Кейсар велел проверить привезенную ими землю. Вскоре вернулся гонец в помятом шлеме и разорванной одежде и сообщил о том, что земля оказалась совершенно обычной землей, а его армия разбита врагом. Страшно разгневался Кейсар и повелел жестоко наказать Маршмело и Чумандрозу и казнить их. Так злодеи получили по заслугам за свое злодейство.
А что же Ог? Еще не забыли про него?
Ог подсматривал за Авраамом, когда Авраам громил армии четырех царей. Он видел, как Авраам спас Лота и всех людей, захваченных Нимродом. Вернул все богатства, отобранные Нимродом у жителей Сдома и Аморы. Как навтречу Аврааму вылезли из грязи цари Сдома и Аморы и попросили отдать им только людей, а все богатство пусть Авраам возьмет себе. Но Авраам не согласился. Все богатство он отдал царям Сдома и Аморы, чтобы не хвастались они, будто Авраам разбогател благодаря им, а не а-Шему. А людей оставил себе, и стал учить их исполнять заповеди и молиться а-Шему, а не идолам. Как вышел из Иерусалима Шем сын Ноаха и благословил Авраама. Ведь Шем был Первосвященником а-Шема в Иерусалиме, как и подобает старшему сыну Ноаха. Он царствовал очень долго под именем Малки-Цедек - Царь-Праведник. И все свои дни вместе со своим правнуком Эвером обучал Торе всех желающих учиться в своей ешиве - ешиве Шема и Эвера. У него учился и сам Авраам, а потом и Ицхак. Яаков не успел поучиться у Шема, но учился в той же ешиве у Эвера, возглавившего ее после смерти Шема.
Ог наполнился страхом и уважением перед величием Авраама. Он попросил у Авраама принять и его в евреи... Авраам сам сделал Огу брит-милу, и учил его Торе и заповедям Всевышнего. Долгие годы жил Ог рядом с праведником. И это были самые счастливые годы в его жизни.
Когда родился Ицхак, Авраам устроил большой пир. На этот пир он пригласил всех самых больших людей. Были на том пиру и Шем с Эвером, и конечно же самый большой из великанов - Ог. Смотрел Ог на новорожденного Ицхака и удивлялся. До сих пор все люди рождались взрослыми. Просто сначала они были малы ростом, а постепенно становились больше. Но все они сразу от рождения имели зубы и волосы, усы и бороды, умели ходить и разговаривать. Ицхак же был самым первым младенцем в мире! Он тихо лежал в колыбельке и улыбался. Так случилось потому, что Авраам молился и просил у а-Шема, чтобы можно было различить между сыном и отцом, похожими друг на друга, как две капли воды. Чтобы сын был сначала младенцем, потом рос и взрослел, набираясь ума-разума, а став взрослым, постепенно старел, становясь почтенным старцем с длинной седой бородой. Чтобы все знали, кто сын, а кто отец или дедушка, и оказывали почет и уважение старшим и мудрым. Ничего этого Ог не понял. Он посмотрел на Ицхака и засмеялся:
- Какой маленький и беспомощный! - сказал Ог, - Я мог бы раздавить его одним мизинцем!
И а-Шем услышал слова Ога!
- Злодей! - раздался голос с Небес, - Придет день, и пра-пра-правнук этого младенца победит тебя и повергнет на землю! За твое злое сердце и неблагодарность к отцу мальчика, спасшему тебя и учившему Торе...
Испугался Ог и поскорее убежал оттуда. Долго про Ога ничего не было слышно...
Пролетели годы. Уже давно вырос и состарился Ицхак. Уже Яаков родил двенадцать сыновей, и вся его семья - все семдесят душ, спустились в Египет следом за Йосефом. Уже покинули Землю Яаков и его сыновья, а Фараон, забывший о благодеянии, оказанном ему и всему его народу Йосефом, стал злым притеснителем потомков Яакова. И получил Фараон за это десять Казней - суровых наказаний от Творца. Мера за меру за каждое из его преступлений. Евреи вышли из Египта и получили Тору у горы Синай.
А чем занимался тем временм Ог? А вот чем!
Ог воевал и стал царем большой и благодатной страны Башан. Высокие холодные горы Башана, были покрыты снегом. Когда снег таял, то вся вода сливалась в долину, где вырастали высокие и густые травы, в которых так любили пастись овцы. Все склоны гор Башана были покрыты отарами жирных и пушистых овец - главным богатством этой прекрасной страны. Рядом с Огом жил и его братец Сихон. Он стал царем эморейцев - одного из кнаанских народов, захвативших Эрец Исроэль у семитов - потомков Шема. Все кнаанские племена платили дань Сихону, чтобы охранял он их границу, и не позволил евреям вступить в Землю Израиля, обещанную нам Б-огом. Прежде же эта страна принадлежала царю Моава. Чтобы овладеть ею, Сихон сражался с моавитянами. Ради победы над ними, он попросил у пророка Билама проклясть моавитян. Хитрый Билам знал - видел в пророческом видении, что моавитянам суждено проиграть войну. Он сделал вид, будто только благодаря его проклятию в адрес моавитян, Сихон сможет их победить. Когда Сихон победил моавитян, Билам прославился, как специалист по проклятьям. Чтобы не быть похожими на злодея Билама, евреи никогда не проклинают никого. Мы хотим быть похожими на праведников Авраама, Ицхака и Яакова, которые прославились багословениями и песнями благодарности к Всевышнему!
Сихон сжег большой город Хэшбон, принадлежавший Моаву, убил его царя, разрушил деревни и вытоптал поля. Так он и стал царем большого куска земли, отобранного у Моава. Эморейцы стали его слугами и рабами, платили великану дань. Они надеялись, что Сихон то уж сможет победить евреев и не впустить их в Страну Израиля. Вышло же прямо наоборот. А-Шем запретил нам воевать с моавитянами - потомками Лота. Если бы Моав занимал по-прежнему границу с Эрец Исроэль, то евреи не смогли бы подняться и войти в нее. А-Шем нарочно дал Сихону захватить часть Моава. Ведь с Сихоном то евреям сражаться не запрещено! А уж победа достается совсем не великанам и силачам, а тем, кому пожелает дать эту победу а-Шем!
Вначале, евреи во главе с Моше вежливо попросили у Сихона разрешения пройти через его земли в Эрец Исроэль. Сихон рассмеялся и сказал, что он царствует здесь специально, чтобы не пропустить евреев. Собрал Сихон всех своих сыновей-великанов, весь народ своего царства, и вышел воевать с евреями. Столица царства Сихона - город Хэшбон - была так сильно укреплена, что даже слабосильные малютки смогли бы защитить ее от врага. Тем более великаны во главе с Сихоном. А сам Сихон был так силен, что и вовсе без укреплений и стен мог раздавить любого своего врага. Но нет силы сильнее а-Шема! По воле Всевышнего, Сихон был разбит евреями, и все его сыновья и слуги были перебиты вместе с ним. А евреям досталась его страна с огромным укрепленным городом Хэшбон...
Увидев, что Сихон убит, а вся его страна досталась евреям, Ог заволновался. Уж не пришло ли время исполнится пророчеству о его гибели от руки пра-пра-правнука Ицхака? Он решил напасть первым. Но как драться с целым народом, расположившимся огромным станом размером три парсы в длину на три парсы в ширину? Очень просто! Пошел Ог и выворотил из земли огромную гору размером три на три парсы! Поднял ее высоко в воздух и пошел к еврейскому стану. Он решил раздавить всех евреев разом своей горой... Тяжела была гора. Чтобы удержать ее опустил Ог эту гору себе на голову. Тут то и послал а-Шем крохотных муравьев, чтобы они раскрошили гору в том месте, где она легла на голову Огу. Быстро проделали муравьи в горе много-премного дырочек - муравьиных проходов. Стала гора надеваться на голову Ога, как мягкий пирог или торт. Поздно он заметил, что гора налезла ему на глаза до самого подбородка. Хотел он снять гору с головы, да не тут то было! А-Шем заставил зубы Ога вырасти длинными-предлинными. И застряли они в горе! Не может Ог снять гору-пирог со своей головы! А пирог на иврите называется "уга" - так и стало понятным, почему назвали этого злодея смешным прозвищем - Ог! Да потому, что в конце концов на голову ему налезла гора, как пирог!!! Заметался Ог - ничего не видит. Тут вышел Моше и увидел Ога с "угой" на голове. Вначале Моше испугался. Ведь была у Ога большая заслуга перед Авраамом. И сам Авраам сделал ему брит-милу! Но а-Шем сказал Моше:
- Не бойся Ога! Давным давно уже осквернил Ог и нарушил свой брит - союз с Б-огом. Ты победишь его, как победил Сихона!
Был Моше высок - десять локтей ростом, и был у него посох длинной десять локтей. Подпрыгнул Моше на высоту десять локтей и достал своим посохом до самой нижней косточки, выступающей из ноги Ога там, где ступня крепится к ноге... Так огромен был Ог! От удара Моше, Ог покачнулся и упал со всей своей высоты. Упал и разбился! Так и исполнилось пророчество, прозвучавшее с Небес в день большого пира, устроеннго Авраамом, когда Ицхаку исполнилось три годика! А евреи получили прекрасную страну Башан - царство Ога. Прекрасны горы Башана! А всех прекрасней гора Хермон! Все народы прославляют ее. Снежной горой Сенир величают они ее!