Августа 21-го числа 1991 года от рождества Христова закончился беспримерный в истории человечества научный эксперимент, за осуществлением которого в течение почти 74 лет следило все человечество: кто с надеждой, кто с неприятием, но равнодушных было мало. Гигантские перемены в жизни человеческого общества сулило его успешное завершение.
Идея этого эксперимента зародилась в середине XIX века. В Лондоне в феврале 1848 года был напечатан "Манифест коммунистической партии", написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом, где впервые было провозглашено о неизбежной победе мировой пролетарской революции, в результате которой будет установлена диктатура пролетариата и построено социалистическое, а затем и коммунистическое общество. С 1867 года по 1894 год было издано три тома главного экономического труда К. Маркса "Капитал". Это произведение подвело научно-экономический фундамент под идеи мировой пролетарской революции, изложенные в "Манифесте коммунистической партии".
Все образованные слои европейского общества были захвачены этими идеями. Одновременно, с первого же момента выхода в свет "Капитала", его выводы подверглись жесточайшей критике всех экономических школ. Эта критика продолжалась вплоть до XX века. Однако, молодежь и особенно её представители, исповедующие социалистические идеи, стали горячими последователями К. Маркса. Не избежало этого явления и образованное общество пореформенной России. Уже в 1872 году в Петербурге появился русский перевод 1-го тома "Капитала". А 31 год спустя, в 1903 году, возникла партия социал-демократов большевиков, политической целью, которой стало претворение в действительность идей "Манифеста коммунистической партии".
25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года в столице России Петрограде большевики захватили власть. С этого момента началось претворение в жизнь теоретических выводов "самой передовой в мире науки о развитии общества" - марксизма-ленинизма.
Пройдя через гражданскую войну и разгромив интервенцию, большевики - коммунисты создали первое в мире государство рабочих и крестьян - СССР. Преодолев разруху, голод, проведя индустриализацию промышленности, коллективизацию сельского хозяйства, разгромив фашизм, создав самую мощную в военном отношении и вторую по экономической мощи державу, перейдя в 1960 году к строительству коммунистического общества, создав передовые отрасли промышленности: атомную энергетику, ракетостроение, самолетостроение и т.п., СССР к девяностым годам демонстрировал монолитное единство руководящей КПСС и народа, нерушимую дружбу народов, его населяющих.
И вдруг, в 1991 году, СССР перестал существовать, разделившись на полтора десятка самостоятельных государств, большинство из которых в спешном порядке начали ликвидировать так называемые "завоевания социализма" и, в первую очередь, главное из них - общественную собственность на средства производства. Иначе говоря, если до 1991 года народы СССР упорно и последовательно "на руинах капитализма" строили социализм и коммунизм, то теперь большинство народов бывшего СССР "на руинах" социализма, с тем же упорством и последовательностью, стали строить капитализм.
Эти факты свидетельствуют, что попытка реализовать теоретические выводы "самой передовой в мире науки о развитии общества" - марксизма-ленинизма окончилась провалом. Если рассматривать эту попытку как научный эксперимент, то, как и при любом научном эксперименте, всегда можно ожидать и положительный результат, и отрицательный, это вполне естественно. Положительный результат свидетельствует, как правило, об истинности теории. Отрицательный результат требует объяснения, по какой причине не подтвердилась теория при её осуществлении на практике.
Может быть две причины:
первая - теория не является истинной: она либо содержит ошибку, либо полностью неверна;
вторая - экспериментаторы при осуществлении теории отклонились от её требований, либо, не понимая теории, осуществляли нечто другое.
Нижеследующие тексты предлагают изложение первой причины, т.е. ошибочность и ложность теории, которая и привела к отрицательным результатам при осуществлении этого уникального в истории человечества эксперимента.
В связи с ограниченными возможностями получения информации и не желая перегружать текст обилием фактического материала, иллюстрирующего теоретические положения, я, главным образом, использую качественный анализ и к количественным характеристикам прибегаю лишь в том случае, когда они служат аргументами.
Введение.
Марксизм есть теория неизбежного революционного преобразования капиталистического общества в социалистическое. Основанием для неё служит экономическая доктрина К. Маркса, изложенная в трех томах его главной работы "Капитал". Все экономическое учение Маркса покоится на трех постулатах. Два из них широко известны: 1. "Развитие человеческого общества определяется объективными законами природы, независимыми от воли и сознания людей"; 2. "Основой развития человеческого общества являются условия его материального существования - производительные силы". На их основе советская философская наука создала собственную философскую систему - "Исторический материализм". Третий постулат -"Рабочая сила и её функционирование - труд являются единственными источниками стоимости, и возрастание производительной силы труда безгранично". (ниже ему будет посвящена специальная глава). Третий постулат нигде - ни Марксом, ни Энгельсом, ни кем-либо из известных мне марксистов - не сформулирован, однако он пронизывает всё его экономическое учение и, главным образом, его основу - трудовую теорию стоимости. И будучи ошибочным, ложным, делает несостоятельным все главные выводы, как трудовой теории стоимости, так и всего экономического учения Маркса. Теория прибавочной стоимости, теория капиталистического накопления, теория общественного воспроизводства и др. - все это покоится на ошибочной, ложной основе. Следовательно, выводы и прогнозы из этих теорий заведомо ложны и не должны соответствовать действительности. Что и наблюдается в самом историческом процессе.
Однако полное отрицание научного наследия Маркса и его забвение я считаю недопустимо для науки об обществе. Ошибочность многих положений Маркса носит не гносеологический, а исторический характер. Любой человек принадлежит своему времени и в силу этого исторически ограничен. Это обстоятельство всегда надо учитывать при оценке работ любого ученого. Вклад Маркса в науку о развитии человеческого общества трудно переоценить.
Первые два постулата марксизма, о которых я говорил выше, и метод материалистической диалектики, который использовал Маркс в анализе капиталистического способа производства, должны быть главными инструментами при анализе любых процессов общественного развития.
Из вышесказанного следует, что критическое осмысление научного наследия Маркса необходимо проводить на основе первых двух постулатов, о которых уже упоминалось, и метода материалистической диалектики. Иначе говоря, положить в основу исследования те же предпосылки, из которых исходил в своих работах сам Маркс.
Маркс неоднократно указывал, что предметом исследования является не отдельный индивид, а совокупность индивидов, воспроизводящих себя, т.е. общество. Но реальное общество всегда воспроизводит себя не просто, а расширенно. И Маркс в своих исследованиях всегда исходил из того, что любое общественное воспроизводство носит расширенный характер. Поэтому предметом нашего исследования является общество как совокупность индивидов, осуществляющих расширенное воспроизводство самих себя. Каждый индивид в процессе осуществления своего воспроизводства стремится, чтобы это воспроизводство имело расширенный характер. Это стремление к беспрерывному увеличению материальных условий своего существования обусловлено тем, что индивид, только осуществляя это стремление, сможет реализовать все свои творческие потенции, удовлетворить все свои материальные и духовные потребительские претензии. Это стремление к расширенному воспроизводству есть не индивидуальное, а видовое качество и записано оно в генофонде вида. У каждого отдельно взятого индивида оно может проявляться с различной силой, и поэтому в любой человеческой популяции всегда найдется определенное, хотя и незначительное, количество индивидов, в которых это качество проявляется крайне слабо. Это, как правило, люди с крайне низкой социальной активностью, они находятся как бы на обочине жизни. Основная же масса членов общества, будучи социально активной, реализуя свои творческие потенции, стремится воспроизвести себя расширенно. Произвести и увеличить свое потомство, увеличить материальные условия своего существования, удовлетворить свои духовные потребности, реализовать свои социальные амбиции и т.д. и т.п.
В последующем анализе мы всегда будем иметь в виду, что мотивация человеческих поступков в системе общественного воспроизводства определяется именно этим генетически запрограммированным стремлением человека к расширенному воспроизводству самого себя.
Поскольку мы в своем анализе будем исходить из тех же предпосылок, из которых исходил сам Маркс в своих исследованиях, то я напомню их краткое содержание:
"Предпосылки, с которых мы начинаем, - не произвольны, они - не догмы; это - действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это - действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью. Таким образом, предпосылки эти можно установить чисто эмпирическим путем. Первая предпосылка всякой человеческой истории - это, конечно, существование живых человеческих индивидов. Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатированию, - телесная организация этих индивидов и обусловленное ею отношение их к остальной природе. Мы здесь не можем, разумеется, углубляться ни в изучение физических свойств самих людей, ни в изучение природных условий - геологических, оро-гидрографических, климатических и иных отношений, которые они застают. Всякая историография должна исходить из этих природных основ и тех их видоизменений, которым они благодаря деятельности людей подвергаются в ходе истории.
Людей можно отличить от животных по сознанию, по религии - вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства - шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им жизненные средства, люди косвенным образом производят и саму свою материальную жизнь.
Способ, каким люди производят необходимые им жизненные средства, зависит, прежде всего, от свойств самих жизненных средств, находимых им в готовом виде и подлежащих воспроизведению.
Этот способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени это - определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды - это зависит, следовательно, от материальных условий их производства". (2; 14,15). *
*Здесь и в последующем, все цитаты взяты из сборника: К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные сочинения. Москва: Издательство политической литературы, 1987. В тексте в скобках первая цифра указывает номер тома, а последующие - номера страниц.
Часть 1
Критика трудовой
теории стоимости К. Маркса
Третий постулат марксизма, о котором говорилось во Введении, будучи ошибочным, ложным, делает несостоятельным не только трудовую теорию стоимости, но и теорию прибавочной стоимости, вытекающей из трудовой теории стоимости. Теория прибавочной стоимости была названа Лениным "краеугольным камнем марксизма". Раскрыв тайну капиталистического накопления, теория прибавочной стоимости явилась научно-теоретическим основанием для идеи насильственного превращения капитализма в социализм. Правомерность и справедливость такого превращения, с позиций этой теории, были неоспоримы. Однако обнаружение ошибочности, ложности третьего постулата превращает "краеугольный камень" в "кучу песка".
Третий постулат, который сыграл такую злую шутку с казалось бы безупречным, в теоретическом отношении, грандиозным зданием экономического учения Маркса, недостаточно просто сформулировать, необходимо, чтобы его обнаружение было результатом исследования.
Этот первый раздел предлагаемой работы и будет посвящен обнаружению третьего постулата и выяснению последствий и следствий, к которым привела эта ошибочная догма марксизма трудовую теорию стоимости.
Излагая критику трудовой теории стоимости Маркса, я не буду, даже кратко, излагать саму теорию.
Во-первых, потому что вряд ли какой-либо читающий человек не был знаком, по крайней мере, с ее основными положениями и выводами.
Во-вторых, уж если кто не знаком с работами К. Маркса и захочет с ними познакомиться, то пусть лучше он прочтет великолепный первоисточник, чем пересказ.
Поскольку на протяжении нашего исследования необходимо будет много раз обращаться к термину "трудовая теория стоимости", для удобства введем аббревиатуру - ТТС.
Раздел 1
Стоимость - историческая форма
энергоемкости
Итак, в соответствии с предпосылками, о которых говорилось во Введении, материальной основой существования людей служит производство ими жизненных средств. От этого производства зависит не только воспроизводство их "телесной организации", но и их "определенный образ жизни". В то же время процесс производства есть процесс труда. "Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя её, он в то же время изменяет свою собственную природу" (7; 169).
"Всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, - и в этом своем качестве одинакового, или абстрактного человеческого, труд образует стоимость товаров.
Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости" (7;46).
Проанализируем эти два утверждения.
Глава 1
Процесс материального производства
1. Созидание стоимости - материализация энергии
По мысли Маркса процесс труда - "...расходование человеческой рабочей силы в физическом смысле, - и в этом своем качестве одинакового, или абстрактного человеческого, труд образует стоимость товаров". (7;46), есть не что иное, как расходование мускульной и нервной энергии человеческого организма. Следовательно, абстрактный труд есть затраты энергии, которую вырабатывает и затрачивает в процессе производства рабочая сила. "Расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле" есть категория физики - энергия. Если это не так, то как понимать материалистические основы учения Маркса и ссылки на физиологический смысл в вышеприведенной цитате? А если абстрактный труд как категория ТТС тождественен физической категории энергия, то тогда все её количественные характеристики мы сможем выразить через физические величины, не прибегая, как это делал Маркс, к рабочему времени. И саму категорию рабочее время как меру затрат абстрактного труда можно будет выразить в тех же физических величинах. То, что оказалось невозможным для Маркса в середине XIX века, в конце XX не представляет труда.
Приступим к этому:
Для определения величины энергетических затрат человека в процессе производства обратимся к Большой Советской Энциклопедии. В томе N 33 в статье "Питание" на стр. 113 и 114 читаем: "...Применив этот метод, оказалось возможным определить суточные энергетические траты людей различных профессий и возрастов. Огромное количество таких исследований дало возможность все взрослое население СССР по энергетическим тратам распределить в следующие 4 группы: первая группа с затратой в 3000 ккал. Охватывает лиц, не связанных с физическим трудом, т.е. ведущих главным образом сидячую работу; ко второй группе относятся рабочие механизированного труда разных производств с затратами в 3500 ккал; третья группа людей, связанных со значительным физическим трудом, имеет затраты в 4000 ккал. и, наконец, четвертая группа (самого тяжелого физического труда) 4500-5000 ккал."
Первое, что сразу обращает на себя внимание, это незначительное отличие величины затрат в крайних значениях: 3000 ккал. и 5000 ккал. Их отношение равно: 5000 : 3000 = 1,666. Таким образом, среднее значение затрат равно: (1,0 + 1,666) : 2 =1,333; 3000 х 1,333 = 4000 ккал. Следовательно, среднее значение затрат - 4000 ккал - соответствует "третьей группе людей, связанных со значительным физическим трудом" Примем эту суточную величину затрат как среднюю для людей, участвующих в материальном производстве.
Совершенно очевидно, что суточный расход энергии распределяется в течение суток неравномерно. При 8-часовом рабочем дне в течение именно этих 8 часов, когда функционирует рабочая сила, расход энергии наибольший. Напротив, во время отдыха, т.е. в течение 16 часов этот расход наименьший. Однако в период работы не вся затрачиваемая энергия представляет собой затрату энергии на функционирование рабочей силы. Часть энергии уходит на поддержание жизнедеятельности самого организма рабочего. Её величина ничуть не меньше, чем та, которая затрачивается за пределами рабочего времени. Иначе говоря, в период работы человеческий организм производит два вида затрат:
во-первых, на поддержание нормальной жизнедеятельности организма:
во-вторых, на трудовые затраты.
Допустим, что для поддержания нормальной жизнедеятельности организма интенсивность расхода энергии равна затратам её в первой группе людей, т.е. 3000 ккал. Таким образом, на 8 часов трудовых затрат у человека остается энергия равная: 4000 - 3000 = 1000 ккал. Следовательно, средняя рабочая сила при восьмичасовом рабочем дне затрачивает на производство полезной работы: 1000 ккал: 8 часов = 125 ккал в 1 час.
Рабочая сила одновременно и производит и затрачивает энергию, т.е. работает как генератор энергии. Производимая энергия затрачивается, в основном, в виде механической энергии с частичными потерями в виде тепла. Поскольку годовой фонд рабочих часов, при 8-часовом рабочем дне, округленно равен 2000 часов, то 2000 часов х 125 ккал = 250000 ккал. При 1 ккал = 1,16 вт/ час годовое производство энергии одной средней рабочей силой составит: 250000 х 1,16 = 290000 вт/час, округленно - 300 квт/час.
Мощность рабочей силы в этом случае будет равна: 125 ккал х 1,16 вт/ч =145 вт, округленно - 150 вт. При 1 квт = 1,36 лс (лошадиной силы), 1000 : 1,36 = 735 вт. Таким образом, мощность рабочей силы (145 х 100) : 735 примерно равна 20 % лошадиной силы.
То что мы расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, и в этом своем качестве одинаковый, или абстрактный человеческий труд (т.е. затраты мускульной и нервной энергии), образующий стоимость товаров, сумели выразить в физических величинах, килокалориях и ваттах, имеет большое методологическое значение. Это дает нам возможность сопоставления затрат энергии рабочей силы и затрат других источников энергии, участвующих в процессе производства.
"Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, то у них остается лишь одно свойство, а именно то, что они - продукты труда. ...Рассмотрим теперь, что же осталось от продуктов труда. От них нечего не осталось, кроме одинаковой для всех призрачной предметности, простого сгустка лишенного различий человеческого труда, т.е. затраты человеческой рабочей силы безотносительно к форме этой затраты. Все эти вещи представляют собой теперь лишь выражение того, что в их производстве затрачена человеческая рабочая сила, накоплен человеческий труд. Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции, они суть стоимости - товарные стоимости". И далее "Итак, потребительная стоимость, или благо, имеет стоимость лишь потому, что в ней овеществлен, или материализован, абстрактный человеческий труд. Как же измерить величину её стоимости? Очевидно, количеством содержащегося в ней труда, этой "созидающей стоимость субстанции" (7; 38).
Таким образом, если, как мы выяснили прежде, абстрактный труд тождествен энергии человеческого организма, затрачиваемой в процессе труда, то, при отвлечении от потребительских свойств продукта труда, в нем остается сгусток энергии, затраченной рабочей силой на его производство и накопленной в нем. Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции (читай, энергии), овеществленные и материализованные в продукте, они суть стоимости. Следовательно, сгустки энергии, или, то же самое, определенное количество энергии, затраченное на производство продукта, назовем её энергоемкость, тождественно стоимости.
Абстрактный и конкретный труд, стоимость и потребительная стоимость - это все категории ТТС, описывающие процессы товарного производства, товарных отношений. Категории и законы ТТС справедливы и отражают реальность только в границах товарного производства. Это хорошо видно из следующего фрагмента: "Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создает потребительную стоимость, но не товар. Чтобы произвести товар, он должен произвести не просто потребительную стоимость, но потребительную стоимость для других, общественную потребительную стоимость. (И не только для других вообще. Часть хлеба, произведенного средневековым крестьянином, отдавалась в виде оброка феодалу, часть - в виде десятины попам. Но ни хлеб, отчуждавшийся в виде оброка, ни хлеб, отчуждавшийся в виде десятины, не становился товаром вследствие того только, что он произведеня для других. Для того чтобы стать товаром, продукт должен быть передан в руки того, кому он служит в качестве потребительной стоимости, посредством обмена)" (7; 40-41). Феодальный крестьянин, производя хлеб, расходуя свою рабочую силу, затрачивает энергию и овеществляет, материализует её в продукте - хлебе. И этот хлеб, как и любой другой продукт, имеет энергоемкость, т.е. определенное количество овеществленной, материализованной в нем энергии рабочей силы феодального крестьянина. Но эта энергоемкость не является стоимостью. Ни та, которая заключена в хлебе, идущем на потребности самого крестьянина, ни та, которая заключена в хлебе, переданном в качестве оброка феодалу и десятины попам. В этом хлебе есть энергоемкость, но нет стоимости. Феодальный крестьянин, с одной стороны, и феодал и попы, с другой стороны, в этом случае не находятся в товарных отношениях. Они не выступают товаровладельцами, обменивающими свои товары, и поэтому им нет необходимости соотносить, соизмерять энергоемкость продуктов, которые они обменивают. Они, феодал и попы, просто получают от крестьянина хлеб в качестве повинности, тут нет обмена. Но, получив от крестьянина хлеб, феодал и попы сами могут выступить в качестве товаровладельцев на товарном рынке и, тем самым, могут превратить этот хлеб в товар. В этом случае энергоемкость продукта - хлеба превратится в стоимость товара - хлеба. Энергия рабочей силы крестьянина, овеществленная, материализованная в товаре - хлебе, превратится в абстрактный труд, создавший стоимость этого товара.
ТТС и все её категории: рабочая сила, абстрактный и конкретный труд, стоимость и потребительная стоимость, меновая стоимость, цена и др., как уже указывалось, описывают лишь процессы и отношения товарного производства. В то же время процессы и отношения, имеющие место в нетоварном производстве, не могут быть объяснены и проанализированы ТТС как инструментом анализа, она тут оказывается бессильна. Нетоварное производство гораздо старше товарного. По разным оценкам человеческое общество и, следовательно, общественное производство существуют от 600 тысяч до 3 миллионов лет, товарным же оно стало не более 15-20 тысяч лет назад. И на протяжении многих сотен тысяч, а может быть, и миллионов лет рабочая сила затрачивала энергию на производство продукта, и овеществление, материализация этой энергии, создавала энергоемкость этого продукта. С возникновением товарного производства энергия стала выступать в качестве абстрактного труда, а энергоемкость - в качестве стоимости. Ни энергия, ни энергоемкость никуда не делись, они лишь надели товарную форму. Более того, только лишь потому, что созидающим фактором продукта является энергия, а её овеществление, материализация есть энергоемкость, могли возникнуть такие категории ТТС, как абстрактный труд и стоимость. Они есть не что иное, как историческая трансформация энергии и энергоемкости в абстрактный труд и стоимость. Следовательно, ТТС есть лишь частный случай теории энергоемкости, в которой стоимость - лишь товарная форма энергоемкости. Теория энергоемкости есть категория общей политической экономии и поэтому включает в себя ТТС как исторический фрагмент.
Энергия как физическая категория безразлична к форме затрат, она не имеет качественных характеристик, является общей физической субстанцией движения материи. Поэтому с возникновением общественного материального производства энергия стала общей для всех элементов процесса общественного производства общественной субстанцией, обуславливающей их движение в этом процессе. Таким образом, энергия из физической категории превратилась в общественную категорию. Это превращение не мистика, а естественный процесс для всех элементов материального мира, вовлеченных в общественное движение. У элементов материального мира появляется вторая, общественная роль, они обобществляются, становясь общественными категориями. Так, например, глина и песок, вовлеченные в процесс производства, это не просто объекты природы, а предметы производства, сырьё для производства кирпича. Любой продукт производства - не просто объект материального мира, а элемент процесса общественного воспроизводства, так как, с одной стороны, это результат процесса производства, а с другой стороны, - материальное благо, призванное удовлетворять личные или производительные потребности членов общества и т.д.
Энергия, с возникновением общественного производства, превратившись из физической в общественную субстанцию, явилась общей и единственной основой генезиса всех элементов, обуславливающих материальное воспроизводство общества. Её количественная определенность в каждом из этих элементов - энергоемкость стала общественной мерой распределения энергии, затраченной на воспроизводство общества, между всеми этими элементами. Являясь категориями общественного производства, они (энергия и энергоемкость) в процессе исторического развития последнего с возникновением товарного производства проявляются как абстрактный труд и стоимость.
2.Созидание потребительной стоимости -
материализация идеального продукта
Поскольку, "...расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости"(7;46), постольку затраты энергии человеческого организма в особой целесообразной форме создают потребительные стоимости, т.е. продукты, удовлетворяющие производительные и личные потребности человека. Таким образом, только наличие особой целесообразной формы обуславливает то обстоятельство, что затраты энергии рабочей силы превращаются в конкретный полезный труд, созидающий потребительные стоимости. "Наконец, вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления. Если она бесполезна, то и затраченный на неё труд бесполезен, не считается за труд и потому не образует никакой стоимости" (7; 41). Следовательно, только полезная форма затрат энергии и полезный характер продукта этих затрат делают эти затраты источником и стоимости, и потребительной стоимости. Особая целесообразная форма затрат энергии - "конкретный полезный труд", - и форма продукта этих затрат энергии - "предмет потребления" - есть не что иное, как технология производства всей совокупности материальных благ и форма самих этих благ, определяющая их потребительные свойства. И технология производства, и обусловленная этой технологией форма продукта производства есть идеальный фактор материального процесса производства, без которого не может существовать сам процесс производства, ибо он, этот идеальный фактор, задает цель производства и форму её реализации. "Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю" (7; 170). И еще: "Итак, в процессе труда деятельность человека при помощи средства труда вызывает заранее намеченные изменения предмета труда" (7; 172).
Таким образом, затраты энергии рабочей силы только тогда являются процессом труда и, следовательно, производством продукта, стоимости и потребительной стоимости, если до начала этого процесса, в голове человека- носителя рабочей силы были заранее намечены изменения предмета труда и имелось идеальное представление о результате труда. Иначе говоря, для того, чтобы процесс производства имел место, необходимо, чтобы до начала этого процесса, кроме материальных факторов производства: рабочей силы, предмета производства и средств производства, был и идеальный фактор - технология производства и обусловленная ею форма продукта производства. Это то, что сейчас, да и уже во времена Маркса, было содержанием технической документации на производство продукта. Но в природе, которая материальна, можно отыскать только материальные факторы, необходимые для процесса производства. Идеальные факторы, как известно, в природе отсутствуют, приходится их искать в единственном месте, где они могут быть, а именно - в головах людей. Но люди не рождаются с головами, набитыми идеальными факторами процесса производства. Любой фактор общественного производства, кроме девственной природы, есть результат производства. Точно так же и идеальный фактор производства должен быть произведен. Процесс его производства, т.е. производство идеального продукта (то, что сейчас называют "ноу-хау") происходит в голове человека и представляет собой процесс творчества.
Глава 2
Процесс идеального производства
1.Процесс творчества.
Творчество, есть процесс комбинаторики, композиции, в котором в различных пропорциях соединяются в единое целое, либо уже известные ранее идеальные элементы, либо к ним присоединяются и новые, неизвестные, и поэтому ранее не используемые, и мы получаем новые технологические процессы, новые машины, симфонии, научные теории, живописные шедевры, оригинальные и эффективные хозяйственные решения и т.д. Но что бы это конкретно ни было, это всегда будет нечто новое, оригинальное, отличное от всего того, что было прежде, независимо от того, в каких областях человеческой деятельности этот процесс происходит. Творчество это всегда - созидание нечто нового.
Поэтому процесс творчества в общественном производстве от любого другого производственного процесса имеет следующие отличия:
во-первых, это идеальный процесс, в котором разум человека, оперируя образами и понятиями, создает идеальный продукт, содержанием которого является формы будущего продукта производства и технология его создания, т.е. идеальный образ объекта - результата производства и способы его производства;
во-вторых, этот идеальный продукт всегда только новый, отличный от всех предыдущих. Бессмысленно создавать то, что уже создано, более того, если появляется идеальный продукт, который повторяет уже имеющийся и используемый в общественном производстве, то такой продукт не признается продуктом вообще. На страже этого правила стоит вся система патентного законодательства. Идеальный продукт в настоящее время так же, как и материальный, является объектом собственности и составной частью капитальной стоимости.
в-третьих, это процесс, создающий идеальный продукт, который, будучи материализован, в качестве средств производства, способен при своем производительном потреблении сокращать затраты энергии при производстве общественного продукта, а в качестве средств существования расширяет полезные свойства продукта.
Творчество есть процесс производства идеального продукта. Способность совершать этот процесс присуща каждому человеку, так же как и способность совершать процесс производства материального продукта. С той лишь разницей, что способность производить материальный продукт есть рабочая сила, а способность производить идеальный продукт есть творческая сила. Эти две силы - творческая и рабочая - функционируют и в духовном, и в материальном производстве. И являются личностными факторами процесса общественного производства. Однако как творческая, так и рабочая силы, прежде чем стать факторами производства, сами должны быть произведены, так как в каждом человеке они существуют лишь потенциально как возможность. Следовательно, процесс общественного, материального производства должен с необходимостью включать в себя производство личностных, субъективных факторов общественного производства - творческой силы и рабочей силы, так же как он включает производство материальных, объективных факторов: орудий, средств и предметов производства.
Функционирование творческой силы создает идеальные продукты, представляющие собой духовные и материальные блага. Функционирование рабочей силы овеществляет, материализует эти идеальные продукты, превращая их в наличное бытие, делая их тем самым доступными для потребления.
Таким образом, мы выяснили, что процесс общественного производства, кроме производства материального продукта, включает в себя как свои неотъемлемые части процессы производства личностных факторов: творческой и рабочей силы и производство идеального продукта.
Рассмотрим их.
2.Процесс производства творческой и
рабочей силы
Для того, чтобы творческая и рабочая силы могли достаточно эффективно выполнять свои функции, необходима определенная подготовка, как общая, так и профессиональная. Следовательно, одним из моментов производства творческой и рабочей силы есть процесс профессионального обучения, которое есть не что иное, как составная часть процесса материального производства.
Производства и воспроизводства творческой и рабочей силы, кроме профессиональной подготовки требует определенных материальных затрат:
на воспроизводство телесной субстанции носителей творческой и рабочей силы;
на организацию и осуществление профессиональной подготовки и её совершенствование
Поскольку эти два момента воспроизводства творческой и рабочей силы является частью процесса идеального и материального производства, постольку материальные затраты, производимые при этом, являются составной частью стоимости творческой и рабочей силы. Однако, в силу отличия природы творческой силы от рабочей силы, затраты на каждую из них, значительно отличаются и по количеству и по содержанию
Творческая сила
Творческая сила сможет создать идеальный продукт, удовлетворяющий процесс производства, только при следующих условиях:
во-первых, усвоение информации об общих законах материального мира;
во-вторых, овладение основными методами творческого процесса;
в-третьих, наличие информации о самом процессе производства, в отраслях которого она функционирует, его потребностях, требованиях, способах создания материальных продуктов и т.д.
Кроме того, творческая сила должна беспрерывно усваивать новую информацию об общих законах материального мира, овладевать новыми методами творческого процесса, пополнять свою информацию о потребностях в идеальных продуктах, возникающих в материальном производстве.
Для того, чтобы удовлетворить потребности творческой силы в новой информации, необходимо беспрерывное её производство. Необходимо функционирование общественного производства этой новой информации, новых знаний - наука.
По своему содержанию новые знания:
Во-первых, знания об объектах и явлениях материального мира, о предмете познания;
Во-вторых, знания о способах, методах производства знания, о процессе познания.
Только при наличии вышеуказанных факторов, функционирование творческой силы обуславливает сам процесс идеального и материального производства, рост производительности общественного производства и его расширенный характер.
Творческая сила требует для своего производства и воспроизводства, как уже указывалось выше, общественное производство знаний - науку и усвоение её продукции, новой информации. Следовательно, все материальные затраты на науку и на усвоение её результатов творческой силой входят в стоимость творческой силы. Таким образом, стоимость материальных затрат на производство и усвоение информации, которую содержит данная творческая сила, есть её стоимость.
Но идеальная продукция творческой силы только тогда становится продукцией, когда она приобретет наличное бытие, материализуется. Для этого необходимо, чтобы носитель творческой силы обладал бы еще и рабочей силой, способной материализовать результаты функционирования творческой силы, сделать их доступными для других, придать им форму, которую можно прочитать, увидеть, услышать и т.п. Таким образом, рабочая сила носителя творческой силы выполняет специфические функцию по превращению идеальной формы продукта в материальную форму носителя информации, в виде чертежей, описания технологических и организационных процессов, образцов машин и технологических операций и т.п. Стоимость материальных затрат на воспроизводство телесной субстанции носителя творческой и рабочей силы и стоимость затрат на приобретение знаний и навыков по переводу идеального продукта на материальный носитель составляют стоимость рабочей силы - носителя творческой силы.
Без функционирования рабочей силы носителя творческой силы невозможна реализация идеального продукта творческой силы, поэтому стоимость рабочей силы носителя творческой силы входит в стоимость творческой силы, является её неотъемлемой частью.
Рабочая сила
То же самое можно сказать и о рабочей силе, которая должна знать и уметь, как производить затраты энергии в полезной форме, осуществляя материализацию, овеществление идеального продукта, созданного творческой силой. Одновременно с этим, рабочая сила должна беспрерывно обогащать свои знания и навыки новыми способами и технологиями.
Рабочая сила требует для своего воспроизводства материальные затраты на воспроизводство:
Телесной субстанции носителя рабочей силы.
Знаний и навыков, необходимых для функционирования рабочей силы.
Таким образом, стоимость рабочей силы складывается из стоимости средств существования, необходимых для воспроизводства телесной субстанции носителя рабочей силы и стоимости профессиональной подготовки и совершенствования рабочей силы.
Из вышесказанного следует, что стоимость творческой силы, в состав которой входит стоимость научной информации и включена стоимость рабочей силы её носителя, многократно превышает стоимость рабочей силы. Это проявляется в многократном превышении заработной платы носителей творческой силы перед носителями рабочей силы, поскольку заработная плата является превращенной формой стоимости и цены творческой и рабочей силы.
Но этим не ограничивается отличие творческой силы от рабочей силы. Главное заключается в том, что: творческая сила не создает стоимости идеального продукта, который она создает. Стоимость идеального продукта создается рабочими силами, которые совместно с творческой силой участвуют в его производстве. Творческая сила, создавая потребительную стоимость идеального продукта, во-первых, переносит на него свою стоимость, пропорционально времени затраченного на его создание; во-вторых, переносит стоимость материальных элементов затраченных при его производстве.
В то же время, рабочая сила в процессе своего функционирования - работы затрачивает мускульную и нервную энергию. Затраты мускульной энергии это - энергетическая сторона работы, создающая стоимость товара. Затраты нервной энергии это - полезная, конкретная сторона работы, создающая потребительную стоимость товара. Но полезная, конкретная сторона работы не только создает потребительную стоимость товара, в этом процессе она переносит на товар стоимость материальных и идеальных элементов, затрачиваемых на профессиональную подготовку рабочей силы. Таким образом, функционирование рабочей силы есть двоякий процесс в котором её энергетическая сторона - энергетическая работа создает стоимость товара, а её полезная сторона - конкретная работа переносит стоимость материальных и идеальных элементов, затрачиваемых на создание этой конкретной полезной стороны рабочей силы.