Бруско Елена : другие произведения.

Звездопад (3-я часть)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Вот я и подошла собственно к дневниковым записям 1991-1995 гг. То, ради чего и была затеяна история с этой книгой. Не то, чтобы это были какие-то уникальные записи. Просто это было время, когда я неожиданно для себя начала писать, писать безостановочно. Конечно, я писала еще в институте, но это был учебный процесс. Теперь все было по-другому.
   Это было время очень трудных для меня испытаний, время веры, надежды, любви, время Божественного откровения.
   И все, что приходило тогда мне в голову - мысли, идеи, впечатления от жизни, от людей, от природы, от любви, от искусства - как вспышки молний освещали мой путь. Все тогда было для меня откровением. Поэтому они для меня так дороги.
   Может быть не все будет понятно читателю, потому что есть места вырванные из контекста. Но я пока решила оставить все в том виде, в каком это было записано.
   В записях не будет хронологической последовательности. Потому что я не всегда и не везде ставила дату и теперь трудно установить, что было ранее, что позднее.
   И потом я не выстраиваю систему записей.
   Я тогда писала на листочках. И поэтому буду печатать по мере того, как листки попадаются под руку. Я уже об этом говорила.
   Поэтому часто это могут быть несвязные между собой мысли и идеи, как это и было на самом деле. Но все они отражают то, что волновало меня в то время. То же и с цитатами. Хотя их придется, наверное, сократить, потому что их очень много. Особенно Бунина. Но они тоже имеют право на существование, потому что они тоже отражают мое состояние на тот момент.
   Еще я хотела бы сказать о том, что я сознательно пишу только о хорошем. Это особенно заметно в первой части книги. Может сложиться впечатление, что все слишком гладко было в моей жизни. Это, конечно, не так. Просто плохого я не помню. Помню только хорошее. Поэтому пишу так, как чувствую.

***

   Почему я пишу все это?
   Отчего возникла потребность писать, выразить себя, передать людям свои мысли, чувства, свое видение мира?
   Я не знаю.
   Отчего художнику нужно выражать себя? Почему поэт выражает себя?
   Передать себя, оставить память о себе, свой след на земле. "Если не во плоти, то хоть в слове"? (Ив.Бунин).
   Почему всем живущим на земле нужно как-то и в чем-то выражать себя.

***

   Для чего и зачем сижу я здесь, не только вспоминая, но и как бы заново проживая всю свою жизнь, начиная с раннего детства?
   Делаю какие-то записи?
   Снова читаю и перечитываю Бунина, все более поражаясь странным пересечениям человеческих судеб, глубине и непостижимости всех "впечатлений бытия". Зачем? - Я не знаю.
   "Мне возвращен был кров родимый,
   Дарован мир степной глуши,
   Привычный мири круг любимый
   И жар восторженной души"...

(Из "Жизни Арсеньева" Ив.Бунина).

   Что ждет меня в будущем?
   Где и когда окончится мой путь? Как и где он начался?
   - Не знаю.

7 апреля.

Благовещение.

Одесса.

***

   "Долго ждать, долго молчать, но, заговорив, иметь, что сказать".

(Бальмонт.)

***

   Кинофильм "Двойная жизнь Вероники" Кшиштофа Кесьлевского.
   Тема двойников в природе.
   Когда две души суть одна душа.
   Одно мировоззрение.
   Равносущность (по М.Цветаевой).
   Не внешних двойников, а внутренних.
   Так отражает это явление художественный мир.
   Это один уровень.
   Но есть другой уровень - духовный.
   То есть духовный - значит, где прибывает Дух Истины.
   Духовный - значит, имеющий в себе Духа Божия.

***

   "Странница в ночи" И.Талькова и "Двойная жизнь Вероники" Кшиштофа Кесьлевского.
   И там и там - двое - одна суть. Суть одно целое.
   Когда одна в фильме умирает, умирает на взлете, взяв самую высокую ноту - другая в этот момент, не подозревая ни о чем, испытывает острую боль. Это начало. Происходит внутренний перелом.
   Она отказывается от блестящей карьеры певицы и идет работать в школу учителем музыки.
   Начинается трудный мучительный поиск, путь к самой себе. Внешне человек вроде бы отрекается от мира. Но внутренне происходит непрекращающаяся работа.
   Все сразу меняется. Меняется сам человек, меняется его отношение к миру, к людям, к самому себе, к искусству.
   Происходит переоценка ценностей.
   Но происходит это в результате встречи со своим двойником.
   Встречи тайной, невидимой, невозможной в условиях земной жизни.
   И только, когда душа одного высвобождается, переходит в мир иной - встреча оказывается возможной. Устанавливается прямой контакт между двумя душами, которые являют собой суть одной души.
   "Мы же, милый, только души
   У предела света", - так выражает это Анна Ахматова.
   Душа в творчестве Игоря Талькова это отдельная тема, и, может быть - главная.
   "Третий дом - дом родной,
   Родной до боли, но не мой.
   В этот дом вхожу я не дыша -
   В нем живет моя душа".

("Три дома")

   Одно мироощущение, одни таланты, один вкус - при наличии абсолютно личностного начала.
   В фильме это передано буквально: одни и те же привязанности (стеклянные шарики), один и тот же талант певицы, одна и та же болезнь сердца.
   "Я чувствую, что я не одна в мире", - говорит своему отцу Вероника.
   "Конечно не одна", - отвечает ей отец.
   "Нет, папа, ты не понял меня. Я не одна в мире".
   Как и когда душа человека начинает ощущать, что она не одна в мире? И что за этим кроется? Это загадка природы. Божественная тайна, которую невозможно разгадать, пока душа обременена плотью.
   Можно чувствовать, предполагать, но ничего нельзя знать до конца.
   "Что там впереди, знает только Бог". (И.Тальков)
   "Кто ты? Откуда? -
   Часто ее во сне
   Спрашивал я дыша.
   И вот однажды
   Голос ответил мне:
   "Это твоя душа".

("Странница в ночи").

   Осознавая, чувствуя связь с неведомой своей "странницей в ночи", Игорь не смог поставить точку своим поискам в конце земного своего пути, оставив возможность прорыва, прорыва к своей любви в загробной св. жизни.
   Когда устану уставать
   От беспорядочных сомнений,
   Я перестану воевать
   И упаду в твои колени.
   И пусть огнем горят дела,
   Что толку в них? Одно расстройство,
   От них ни света, ни тепла,
   А только боль и беспокойство
   сомнительного свойства.
   Когда в последний раз сорвусь,
   Он близок - этот раз последний,
   Я знаю, что не разобьюсь,
   Я упаду в твои колени.
   И пусть простят меня стихи
   И недописанные песни -
   Немые спутники тоски
   И затянувшихся депрессий...
   Мои стихи и песни...
   Ну, а когда порвется нить
   И сгинут разом все волненья,
   Меня не надо хоронить,
   Я упаду в твои колени.
   Иисус Христос по своем Воскресении первой явился Марии Магдалине, своей возлюбленной невесте.
   Она же первая узнала, что Он не умер, но жив. Но ей никто не поверил, пока сами не получили свидетельства.
   А у Игоря?
   "Меня не надо хоронить,
   Я упаду в твои колени".
   А что у Бунина?
   "Помолчи, Петрик, не конфузь меня, - сказала Ида поспешно и обратилась к господину: "Дорогой мой, но я вас тысячу лет не видала! Хочется без конца говорить с вами, но совсем нет охоты говорить при нем. Ему неинтересны наши воспоминания, будет только скучно и от скуки неловко, поэтому пойдем, походим по платформе..." И, сказав так, взяла она нашего путника под руку и повела на платформу, а по платформе ушла с ним чуть не за версту, где снег был чуть не по колено, и - неожиданно изъяснилась там в любви к нему...
   _То есть как в любви? - в один голос спросили мы...
   _Да, то есть так в любви... И объяснение это было, к несчастью, самое настоящее, совершенно серьезное. Глупо, дико, неожиданно, неправдоподобно? Да, разумеется, но - факт. Было именно так, как я вам докладываю. Пошли они по платформе, и тотчас начала она быстро и с притворным оживлением расспрашивать его о Маше, о том, как, мол, она поживает и как поживают их общие московские знакомые, что вообще новенького в Москве и так далее, затем сообщила, что замужем она уже второй год, что жили они с мужем это время частью в Петербурге, частью за границей, а частью в их именье под Витебском... Господин же только поспешно шел за ней и уже чувствовал, что дело что-то неладно, что сейчас будет что-то дурацкое, неправдоподобное, и во все глаза смотрел на белизну снежных сугробов, в невероятном количестве заваливших все и вся вокруг, - все эти платформы, пути, крыши построек и красных и зеленых вагонов, сбившихся на всех путях... смотрел и с страшным замиранием сердца понимал только одно: то, что, оказывается, он уже много лет зверски любит эту самую Иду. И вот, можете себе представить, что произошло дальше: дальше произошло то, что на какой-то самой дальней, боковой платформе Ида подошла к каким-то ящикам, смахнула с одного из них снег муфтой, села и, подняв на господина свое слегка побледневшее лицо, свои фиалковые глаза, до умопомрачения неожиданно, без передышки сказала ему: "А теперь, дорогой, ответьте мне еще на один вопрос: знали ли вы и знаете ли вы теперь, что я любила вас целых пять лет и люблю до сих пор?"
   _Да, вот что сказала она ему... А теперь позвольте спросить: как изобразить всю эту сцену дурацкими человеческими словами?.. Подождав некоторое время, побыв неподвижно среди того нелепого и жуткого молчания, которое последовало после ее страшного вопроса, она поднялась и, вынув теплую руку из теплой, душистой муфты, обняла его за шею и нежно и крепко поцеловала одним из тех поцелуев, что помнятся потом не только до гробовой доски, но и в могиле. Да-с, только и всего: поцеловала - и ушла. И тем вся эта история и кончилась... И вообще довольно об этом, - вдруг резко меняя тон, сказал композитор и громко, с напускной веселостью прибавил: - И давайте по сему случаю пить на сломную голову! Пить за всех любивших нас, за всех, кого мы, идиоты, не оценили, с кем мы были счастливы, блаженны, а потом разошлись, растерялись в жизни навсегда и навеки и все же навеки связаны самой страшной в мире связью!"

(Ив.Бунин "Ида")

***

   Счастье и страданье.
   Одно не существует без другого.
   Где счастье - там страданье.
   Где страданье - там счастье.
   Почему?
   Это вопрос вопросов.
   Как Воскресение неосуществимо без Жертвы.
   Так счастье невозможно без предшествующего ему страдания.
   Цена счастья - это цена страданий, которые ты перенес.
   Так мне кажется.

7 апреля, 1993 г.

Благовещение.

***

   Я не хочу ни с кем говорить о тебе.
   Я хочу хранить нашу тайну.
   Солнце.
   Слезы янтаря
   Я тебе дарю.
   Тридцать три.
   Обниму зари.
   Я хочу успеть
   Свою песню спеть.
   Никогда мне не было так грустно.
   Свет моей души.
   Ранено крыло.

***

   Свет в глубине души, как свет в глубине тоннеля.
   Печаль морозная.
   Никогда не плачь в сторонку.
   Мне бы идти за тобой,
   Мне бы с тобой
   Ни на миг не расстаться.
   Вишневым цветом
   Алели губы,
   Она смеялась...
   Звезда искрилась
   В густых ресницах,
   И над землею
   Вставал рассвет.
   Все пробуждалось...

***

   Ты мой Крест -
   Я это знаю.
   И готова все принять.

***

   Благослови меня, Боже.
   Благослови меня, Правый.

***

   Он был очень живой человек. Добрый, ласковый, нежный.
   Резкий только по отношению к несправедливости. А при том напоре целенаправленного недоброжелательства, в котором он постоянно находился, нервные срывы были неизбежны.
   Но это был человек кристальной честности. Душа его чиста.

***

   Покаянную душу не судят.

***

   Венцы небесные
   Украсят наши головы,
   Когда соединимся мы навек.

***

   Быть поэтом очень больно.
   Откуда я это знаю?

***

   Быть поэтом - значит видеть добро и зло. Но не просто видеть, хотя и этого уже достаточно, но и противостоять злу, донести людям правду о нем. Это тяжелый труд.
   Открыть людям правду о добре и зле, о любви и красоте, представить все в истинном свете - долг и назначение всякого истинного художника.
   Быть поэтом - значит любить и жертвовать! Видеть Свет. И указывать людям путь к Свету Истины.
   Приносить в жертву свою жизнь во имя Истины, торжества Слова. Во имя Спасения.
   Путь поэта - путь служения Слову, Истине, Правде, Любви, Красоте.
   Путь во имя служения торжества Истины!
   Душа поэта, как и душа монаха - одинока.
   Эти Божественные посланники, эти истинные аристократы Духа - отшельники по своей природе.
   Они разбросаны в мире, чтобы светить миру.
   Поэты приходят в мир не для того, чтобы устроить свое благополучие, но, чтобы послужить миру.

***

   Когда мне исполнилось 33 года, в моей жизни произошел внутренний перелом, приведший меня к глубокому покаянию и осмыслению всей моей прожитой жизни.
   Через покаяние - прорыв к Богу.
   В 34 года я уже отдала свою жизнь на волю Божию.
   Тогда же я начала прозревать.

***

Моей сестре

   Подошла я к сосновому лесу.
   Жар велик, да и путь не короткий.
   Отодвинув дверную завесу,
   Вышел седенький, светлый и кроткий.
  
   Поглядел на меня прозорливец
   И промолвил: "Христова невеста!
   Не завидуй удаче счастливиц,
   Там тебе уготовано место.
  
   Позабудь о родительском доме,
   Уподобься небесному крину.
   Будешь, хворая, спать на соломе
   И блаженную примешь кончину"
  
   Верно слышал святитель из кельи,
   Как я пела обратной дорогой
   О моем несказанном весельи,
   И дивяся, и радуясь много.
  
   Дарница А. Ахматова
   1914

***

   Смысл жизни для меня состоит в Любви.
   В исполнении Божественного Закона, Божественной Правды и Божественного Промысла.

10 / XII - 93.

   В этом же заключается и смысл всего сущего на Земле.

***

   Людей я воспринимаю, как тени. Тени из моего прошлого. И чем яснее предстает иной мир, тем более ощущается разрыв с этим миром. И, наоборот, чем больше разрыв с этим миром, тем более явственна связь с другим миром.
   Я могла бы сказать словами Черубины:
   "Мне больно от людей, от их громкого голоса. Душа моя уже надела схиму"

(Черубина де Габриак)

***

   Меня не только били, подставляли, предавали - меня еще использовали.
   Я поздно поняла это.
   Били же по слабости, конечно, из чувства мести или зависти. Это я тоже поняла не сразу - постепенно.
   Постепенно все прояснялось, становилось на свои места.
   Теперь мне легче.
   Я ни на кого не обижаюсь.

***

Уединение

   Так много камней брошено в меня,
   Что ни один из них уже не страшен,
   И стройной башней стала западня,
   Высокою среди высоких башен.
   Строителей ее благодарю,
   Пусть их забота и печаль минует.
   Отсюда раньше вижу я зарю,
   Здесь солнца луч последний торжествует.
   И часто в окна комнаты моей
   Влетают ветры северных морей,
   И голубь ест из рук моих пшеницу...
   А недописанную мной страницу -
   Божественно спокойна и легка,
   Допишет Музы смуглая рука.

А.Ахматова

***

Муза

   Когда я ночью жду ее прихода,
   Жизнь, кажется, висит на волоске.
   Что почести, что юность, что свобода
   Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
   И вот вошла. Откинув покрывало,
   Внимательно взглянула на меня.
   Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала
   Страницы Ада?" Отвечает: "Я".

1924г. А.Ахматова

***

НА СТРАСТНОЙ

"День тот был пятница..."

Евангелие от Луки.

   Конец апреля. Радость пышного, ослепительно нежного цветения садов. В воздухе разлит тонкий, чуть терпкий аромат светлой липкой зелени распускающихся листьев.
   Сквозь белоснежные кружева ветвей нарядно помолодевших деревьев пробивается в сад прозрачная синь неба. Недалеко на горизонте, за крышами соседних домов, - тревожно пылающий малиновый закат.
   Сегодня Великий Пяток.
   Днем в Соборе состоялся вынос Святой Плащаницы из алтаря.
   Весь день дул сильный ветер и наполовину сбил цвет с деревьев. Дворы и улицы теперь укрыты белыми лепестками, как снегом.
   "Было же около шестого часа
   дня, и сделалась тьма по всей
   земле до часа девятого:
   И померкло солнце, и завеса
   в храме раздралась посредине
   Иисус, возгласив громким
   голосом, сказал: "Отче! в руки
   Твои предаю дух Мой. И сие
   сказав, испустил дух". (Ев. от Луки, гл. 23)
   "Тогда некто, именем Иосиф,
   член совета, человек добрый и
   правдивый,
   Не участвовавший в совете
   и в деле их, из Аримафеи, города
   Иудейского, ожидавший также
   Царствия Божия,
   Пришел к Пилату и просил
   Тела Иисусова;
   И сняв Его, обвил плащаницею
   и положил Его в гробе,
   высеченным в скале, где еще
   никто не был положен.
   День тот был пятница, и
   Наступала суббота". (Ев. от Луки, гл. 23)
   В городе, на бульварах, уже цветут каштаны.
   Весна в этом году наступила внезапно. Было долго холодно, и вдруг сразу - жарко.
   Все мгновенно ожило, заиграло: люди, природа, солнце.
   Во всем радость счастливого пробуждения, - а земля сухая. Ждет дождя.
  

29 апреля 1994 г.

Одесса.

***

ЭТЮД

   Теплый весенний вечер. В черном небе рассыпаны бриллианты звезд. Сквозь серебристое кружево тонких ветвей старой вишни проглядывает золотой рог месяца - молодой, лучистый, сияющий.
  

Апрель 1994 г.

Одесса.

***

ЗВЕЗДА

   Тихий теплый вечер в начале лета. Земля дышит теплой влагой после дождя. Воздух прозрачен и чист.
   Проводила Таню к автобусу, и пока шли, - в небе высыпали мелкие звезды. На остановке стояли недолго, говорили все о том же - о любви и о терпении. Когда возвращались обратно, уже совсем стемнело. На душе было хорошо: легко, празднично.
   Теплый ветер донес откуда-то опьяняюще нежный запах цветущей акации. Захотелось вдруг прогуляться, - идти по дороге, окунувшись в темную ночь, позабыв обо всем на свете.
   Зашла домой за мамой, и мы пошли с ней к морю, на обрыв.
   Навстречу нам гремела дискотека, таинственно шелестел и серебрился в лунном свете раскидистый тополь у клуба. Под ногами блестели лужи.
   Ночью, как известно, восприятие часто обостряется, преображая весь окружающий мир в один таинственно-поэтический образ. Так было и в этот раз.
   Темная южная ночь над от открытым пространством моря... Тихий шум прибоя внизу. Черное небо в звездах.
   На противоположной стороне берега морского залива - город, нежно любимый с детства, - сверкает, переливается множеством огней.
   И прямо над городом, высоко в небе, - торжественно сияет в этом сказочно царственном покое черной ночи - Сириус, - самая красивая и величественная, самая яркая звезда.
  

Июнь 1994 г.

Одесса.

***

   Возвращаются поэты на родную землю.
   Вернулся и Игорь, едва покинув землю.
   Вернулся обновленным.
   Голос его звучит же из Вечности.

***

   Нет никого, кто бы мог подстраховать, подставить свое плечо, просто посидеть рядом.
   Никого...
   Мне не дают говорить.
   Никому нет дела до моей души.
   Я уже не говорю об утешении.
   На это я не смею надеяться.
   Марина Цветаева мечтала, чтобы кто-нибудь погладил ее по голове. Как я ее понимаю!
   У мужчин другие крайности.
   С ними тоже нельзя вести задушевные беседы.
   Потому что это воспринимается ими по-своему.
   Однажды я сказала своему приятелю: "Мне есть к кому обратиться за помощью или с деловым вопросом. Но ты знаешь, чем все эти обращения к друзьям-мужчинам заканчиваются".

***

   Быть поэтом - очень больно.
   Однажды я почувствовала это.
   Это значит обостренное чувство зла, царящего в мире.
   Отсюда - страдание, боль.
   Это значит - видеть в реальном возвышенное.
   Отсюда - радость.
   Быть поэтом - это большое счастье.
   И предназначение.
   Откуда я это знаю?

Одесса.

***

   Пушкин - это глубина и естественность.
   Как сама природа.
   Как любовь.

***

Иннокентий Анненский

   Состояние истомы во всем: в любви, в природе, в творчестве, в саду, в мерцаньи звезд, в оплывшей свече.
   Истома разливается в воздухе.
   Даже грань томительна.
   Томность и томительность. Все томительно прекрасно в этом мире.
   Своя собственная атмосфера. ("Трилистник замирания", "О любви" и т. д.)
   Есть поэты, которые создают атмосферы - свою, неповторимую.
   Так же, как художники, режиссеры.
   Понятие атмосферы в искусстве вообще.
   Как она создается? Какими средствами?
   Какие художественные приемы при этом используются?
   Часто художника или литератора, создающего в своем произведении атмосферу, относят к числу художников, говорящим поэтическим языком.
   Понятия поэзия и атмосфера близки.
   Вероятно атмосфера произведения создается поэтами.
   Только художник с поэтическим мировоззрением может воссоздать атмосферу произведения.
   Безусловно, любого художника, умеющего создать атмосферу, можно назвать поэтом.

***

   У Игоря образ Звезды (звездопад).
   И лунный свет вонзится в воду
   Прохладного от звезд пруда,
   И обращусь я к небосводу:
   "Ну где же ты, моя Звезда?"
   Но мне ответит только ветер:
   "Опомнись, осень на дворе".
   И я увижу на рассвете,
   Как плачут росы на траве.
  
   Холодный пруд от звездопада.
   Показать, что он взял от старой русской культуры и почему предтеча новой.
   Что есть классика?
   Его звезда взошла на небосклоне и светит каждому сердцу.
   И может быть светит в одно заветное окно...
   Он уже принадлежит Вечности. И язык его вечен.
   Время все поставит на свои места.

***

   Почему я пишу об этом?
   Я могу объяснить это только словами моей любимой Эдит Пиаф: "Но я не хочу умереть, пока не скажу истинную правду о нем и обо мне".
   "И весь мир осветился для меня".
   "Мужество в том, чтобы пройти свой путь до конца".

(Эдит Пиаф)

***

   Сколько раз я стояла на краю бездны и сколько раз Ангел-Хранитель спасал меня от верной гибели.
   Но нельзя больше испытывать терпение Бога. Надо брать себя в руки.
   Боже, милостив буди мне, грешной. Спаси и сохрани.
   И да будет во мне воля Твоя святая всегда. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

***

   Ночь на 15 февраля 1993 года.
   "Анания пошел, и вошел в дом,
   и, возложив на него руки, сказал:
   брат Савл! Господь Иисус, явив-
   шийся тебе на пути, которым ты
   шел, послал меня, чтобы ты прозрел
   и исполнился Святого Духа.
   И тот час как бы чешуя отпала
   от глаз его и вдруг он прозрел; и
   встав крестился
   И, приняв пищи, укрепился".

(Деян., гл.9, ст.17-19)

   Так вошел в мой дом Игорь Тальков.
   А перед 17 стихом текст 15 и 16 стиха гласит:
   "Но Господь сказал ему:
   Иди, ибо он есть Мой избран-
   ный сосуд, чтобы возвещать
   имя Мое пред народами и
   царями и сынами Израиле-
   выми;
   И Я покажу ему, сколько
   он должен пострадать за имя
   Мое".

***

   Да, это моя душа.
   Но об этом в другой раз.
   Я сегодня немного возбуждена, немного расстроена.
   Потому что сегодня я смотрела фильм "Игорь Тальков. Россия - боль моей души".
   Но об этом у меня тоже нет сил сегодня вести разговор.
   Бунин, Россия, Тальков - об этом потом... как-нибудь в другой раз, если можно...

***

   У Игоря
   Полифония в творчестве.
   Полифоничность в музыке, в слове, в исполнительском творчестве.
   Поэтому при ярко выраженной индивидуальности, лидерстве ему необходим ансамбль, театр. (Идея создания театра песни).
   Тяготение к театральным формам выражения мысли и чувства.
   Эстрады, авторства в чистом виде уже не достаточно.
   Оркестр. Звук.
   Звук в музыке, в слове. Что это?
   "Я вернусь" - соло-гитара, рояль или фортепиано, труба, ударник и т. д.
   То же - в музыке, в творчестве. Это стиль (?)
   Или это рождает стиль.
   Или выявляет суть его.
   "Репетиция оркестра" Феллини. В чем основная идея?
   Ему нужен был ансамбль! Это режиссерский прием.

***

   Игорь изменил отношение к массовому зрителю.
   Ему нужна была массовая аудитория.
   Способ воздействия на зрителя при помощи спецэффектов - приближение к массовой аудитории, а не к камерности.

***

   "Пришло письмо" (музыка - ирония, подчеркнуть иронию).
   Шлягер 70-х годов.

***

   "Осенний дым" - мечта, превращающаяся все время в дым.
   Время идет. Он стал совсем седым.
   Когда вдруг падают на плечи
   Мне пряди теплого дождя,
   Когда знобит в туманный вечер, -
   Я продолжаю ждать тебя,
   И ты придешь из ниоткуда,
   Потом исчезнешь в никуда,
   Моя мечта, моя причуда,
   Моя любовь, моя судьба.
   Игорь это видел, чувствовал.
   Осенний дым, осенний дым, осенний дым...
   Плывет над старыми садами,
   Как над минувшими годами.
   Недаром стал совсем седым
   Осенний дым, осенний дым.

***

   Японский учитель Вима Вендерса.
   История возможна только через семью.
   Разрушение семьи ведет к разрушению истории.
   Механические игрушки, электронные роботы - заменили человеческие отношения.
   Того же мнения был Пушкин.
   История создается через семейственную преемственность.

***

   9/XI - 93.
   Фильм Вима Вендерса.
   "Заметки об одеждах и городах".
   Йоджо Йомамото.
   "Если грация, достоинство, нежность, дружелюбие находятся в ассимметрии - тогда человек интересен. Если все это выстраивается в симметричные пропорции, тогда хочется разрушить".
   То есть должны находиться в ассимметричном отношении.
   Цвет.
   "Белый - природный - несет смысловую нагрузку.
   Черный - итог всех цветов.
   Если все цвета смешать - получается черный цвет.
   (т. е. как бы законченный).
   Если появляются другие цвета, они начинают вызывать различные чувства, будоражить".
   "Мужчины всегда выстраивают собственные конструкции.
   Женщины смотрят на все реально".
   Фильм "Аришка, Медведь и Каменное кольцо".
   Страна священных вещей.
   Все священно. Потому что все индивидуально.
   И каждый камушек не похож друг на друга, потому что индивидуален.
   Человек тем более.
   Потому что человеку дано знание о жизни и о чувстве.
   И больше этого знания нет ничего.

Вендерс и Йомамото:

   В. - Ты не боишься, что твой язык украдут?
   Йом. - Нет, это невозможно.
   Можно украсть идею, но невозможно ее воплотить, реализовать точно так же. У каждого свой язык.

***

   7/XI - 93.
   Спектакль.
   Впервые шла с легким сердцем и ушла с легким сердцем.
   Впервые проявлена тактичность по отношению к личной судьбе героя.
   Чапаев представлен не революционным героем, а просто героем, личностью, способной отразить психическую атаку.
   Почему И. Т.?
   Потому что на сегодняшний день он - тот самый единственный герой, способный повести за собой и тот, кто сумел отразить психическую атаку.
   Герой есть.
   ОН главный персонаж.
   Все действие вокруг него и ради него.
   Нужен герой. Всадник на коне.
   Лидер, который поведет за собой.
   Фильм "Отпуск в сентябре". (Вампилов "Утиная охота").
   Зилов (Олег Даль) - герой 70-х.
   Чеховский герой.
   Способен сказать правду хоть в каком-то состоянии.
   Но не способен на поступок все же.
   Стремление к чистоте, первозданности: к любви, к природе.
   Поэтому - утиная охота - не потому что охота, а потому что природа, совершенство бытия. Раствориться хоть ненадолго в этом.
   Это святое. Ради этого отодвигается все. Все, кроме любви. НО она этого не поняла. Не выдержала. Тогда сломался - тоже не выдержал.
   Попытка самоубийства - в стиле Чехова - та же ирония.
   Поэтому комедия, а не трагедия.
   Чехов предугадал целую эпоху. Весь ХХ век.
   Новая волна драматургии 70-х (Вампилов, Петрушевская) плюс театр абсурда.
   "У тебя полы рассохлись".
   Выставил всех. Остался один.
   Что дальше?
   Дальше - охота (отпуск).

***

   У Игоря песня - маленький спектакль.
   Контакт на сцене. ("Геша, играй").
   Эффекты шумовые создают атмосферу.
   Музыкальная композиция "Пусть будет тишина" - атмосфера водоемов Борисова-Мусатова.

***

   Новый театр - это отражение реальности.
   Театр - не воспроизведение реальности, а реальность отражения.
   Культура помогает осознавать мир.
   Добро - зло.
   Кино - тот же конфликт.

***

   Борис Пастернак.
   Поиски простоты. Уход от сложного и изысканного Пастернак осмысливал, осваивал философски, писательски.
   Он даже утверждал, что стремился к простоте изначально, понимая под простотой присущую его раннему творчеству спонтанность, первозданность восприятия мира.

***

   Ф. Достоевский:
   "Не принимает род людской пророков своих и избивает их, но любят люди мучеников своих и чтят тех, кого замучили".

***

   Из дневника Ив. Бунина:
   "Волю "свободной" России почему-то выражают только солдаты, мужики, рабочие. Почему, например, нет совета дворянских, интеллигентских, обывательских депутатов".

4 августа 1993 года.

***

   Иван Бунин.
   Образ России.
   Образ синего неба.
   Поэтическое мировосприятие.
   Гимназистки. Муфты. Синие глаза.
   Физическое восприятие предметов, природы, людей.
   Поэтому подробнейшее описание всех деталей: черты лица, черты эпохи, детали одежды, архитектуры и т. д.
   Небо. От бедно-голубого до черно-синего: синее, голубое, бирюзовое - все оттенки синевы. Соответственно синие глаза гимназисток. Восприятие молодости, любви.
   Любовь у Бунина.
   Грани земного и возвышенного.
   Облака, кресты, купола, небо, снег, деревья - "сквозь ветви" (образ кинематографический) восприятие России.
   Образ синевы, синего неба - образ чистоты.
   Небо над Россией - мистический образ прозы Бунина.

***

   Эксцентрика.
   Эксцентричность как стиль жизни.
   Поэтому - шутовство, юродство. Шуты Шекспира и юродивые Руси, России.
   Эксцентричны герои Чехова, эксцентричны пророки, страдающие и любящие души.
   Эксцентричность - не вызов обществу, как иногда оно склонно думать. Это особое восприятие мира. Это единственно приемлемая норма жизни, имеющая свою внутреннюю логику, противоположную общепринятым общественным нормам и поэтому отвергаемая ими и даже преследуемая в некоторые времена - усиленной диктатуры, например.
   Именно этим объясняется алогизм поведения эксцентричных личностей.
   Сказка про человека, который ходил вниз головой, чтобы лучше постичь запах цветов и порядочного человека, который всеми силами не позволял ему этого делать.
   Трюк - это форма.
   Если рассматривать как форму?

***

   "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова.
   Почему мелодрама?
   Жанр мелодрамы...
   Выявить его суть.
   Нельзя предъявлять требований трагедии.
   Говорить о трагическом на языке мелодрамы.
   Опять полутона.
   Трагедия предполагает открытый, честный, обличительный рассказ, диалог.
   Мелодрама способна передать абсурдность жизни, но не ставит диагноз, не выносит приговор.
   Поэтому спектакль "Суд" И. Талькова - трагический по своей сути.
   Поэтому песня "Бывший подъесаул" - трагическая.
   Никита же всю жизнь работает на полутонах, полунамеках, за которыми, однако, скрывается глубина, истинная боль, истинная любовь, которую он почему-то боится обнажить.
   Ни разу не сыграл открыто.
   Ни разу не сказал открыто.
   Ломает себя, уходит в мелодраму, в характерные роли. От себя, от своей роли героя, лидера.
   Игорь - Михалков то же, что Бунин - Чехов.
   Бунин - трагичен.
   Чехов - мелодраматичен.
   Можно сопоставить две песни: песню Игоря "Бывший подъесаул" и песню Никиты Михалкова "Утомленное солнце".
   Один ставит диагноз, задает вопрос: "Как ты смогла себя отдать на растерзание вандалам?" (песня "Россия").
   Другой отвечает, показывает, объясняет: уход от самого себя, от своих корней, истоков, уход от веры в революцию - слабоволие, трусость. Потеря понятий чести, долга, ответственности.
   Исповедальная нота повествования - основное достоинство фильма.
   Это есть. И это важно.
   Комплекс вины интеллигенции. Круговое предательство. Фильм о предательстве. О том, как предает человек себя, свою любовь, Родину, дом, отечество, родных.
   Круг русской интеллигенции.
   "Платонов" в 1936 году.
   То же слабоволие, но уже какие страшные последствия его. Много повторов из "Неоконченной пьесы". Та же сказка про девочку, которая ждала и не дождалась, вышла замуж.
   Но речь идет уже не о самовыражении, а о жизни и смерти.
   Платонов и другие в новых условиях, условиях советского террора.
   Котов - не понятно его происхождение.
   Конфликт в танце. (чечетка - матросский танец? или красноармейская кадриль).
   Музыка. Полифоничность, присущая творчеству, почерку, стилю повествования этого режиссера.
   Тональность фильма.
   Актерский ансамбль.
   (Вот что общего!)
   Девочка. Всегда нужен чистый детский голос, как камертон происходящего.
   Звук. Метафора.
   Опять Феллини!
   Дирижабль. Шаровая молния. Пышная дама на пляже.
   Много от Феллини. Много метафор мирового кино, классики.
   Жены командиров - метафора.
   Кинохроника - метафора фильма.
   "Утомленное солнце" - метафора.
   "В этот час ты призналась, что нет любви" - строка из песни.
   Персонажи - все ли выстроены (?)
   Есть общий фон. Кто каждый из них? Кем был, чем занимался? Что изменилось в их жизни, в характере, не только в быту? Привычка к быту и только? Языки, образование?
   А вера, а внутренняя культура, а воспитание?
   Почему комдив Котов чище и интеллигентнее всех?
   Извечный комплекс вины русской интеллигенции перед своим народом. И неумение отказаться от роскоши, от привычного быта.
   Поэтому Ахматова на высоте.
   Помимо всех художественных достоинств или недостатков, фильм - честный.
   В нем есть искренность, неподдельная истинная боль и истинная любовь, в нем есть покаяние.
   Есть приговор, но есть и прощение. Есть голос совести. Это главное.

***


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"