Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною; и внезапно придет в храм свой Господь, которого вы ищите, и Ангел завета, которого вы желаете... И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние.
Ветхий Завет. Книга пророка Малахии (3;1-4)
И создал Бог человеков по образу и подобию своему. Но в своеволии своем ослушались первые люди воли Творца и прогнал Господь их от глаз своих. Прошло время, и задумались сыновья тех людей о том, что окружает их, и сказали друг другу: "У каждого начала есть Творец. Нам нужно поклоняться тому, кто сотворил все это первым". И создали люди бога по образу и подобию своему, и стали поклоняться Ему. Но почему-то не принесло это им радости.
Притча от Иуды
Если бы путешественник, проезжая земли у реки Иордан, через сонные селения или даже через столицу этой страны - Великий Город, представляющий из себя скопище глинобитных домов и кривых улочек с канавами для нечистот - услышал, что здесь таятся силы готовые вот-вот взорваться и сместить ось вращения сложившегося за долгие века порядка, он этому не поверил бы. Могущественный Рим царил на берегах Средиземноморья. Римляне утвердились здесь сравнительно недавно, но прочно, по-молодому цепко держа в руках подвластные народы. Лишь маленький, ничтожный с точки зрения мировой политики народ, со своей сверхчестолюбивой религией, страстно мечтал о свободе. Но свободе особо рода, малопонятной эллинам и римлянам, да и самим жителям этого края. Одни ее жаждали, чтобы не оглядываясь на стороннюю силу, всецело раствориться в сладостной покорности своему Богу. Другие же хотели иного, того, что они называли "освобождением духа". Третьи мечтали о царстве справедливости на земле. И все стороны уверяли, что тем самым спасут себя, свой народ и обеспечат детям лучшую долю. Но римская мощь казалась несокрушимой, мир - недвижим, и отодвигалось великое чудо приобщения к Небу. Но его ждали! Мало кому из истомленных ожиданием людей думалось, что оно не произойдет при их жизни, минует их судьбу. Нет и нет! Верилось, что скоро, может, через год, пусть через два или три, но обязательно явится Спаситель и возвестит о наступлении Светлого Дня. И они сбегутся к нему, как дети к возвратившемуся с подарками из далеких краев отцу...
Однако годы шли, но ничего не менялось.
Повествование 1. Д о р о г и Г а л и л е и
1
Меж зеленых холмов Галилеи петляла узкая серая дорога. Под полуденным солнцем брели люди, поднимая носками сандалий густую пыль. Их было немного - около дюжины. Шли они медленно, как идут те, чья цель так далека, что нет необходимости спешить и выбиваться из сил. Впереди шествовал высокий, худой человек в темном хитоне, смотрящий не под ноги, а куда-то вдаль, откуда извиваясь, приходила к ним дорога. Остальные брели следом, растянувшись цепочкой, в одинаково бедных одеяниях, бородатые и гладколицые, плешивые и густоволосые, пожилые и молодые, кто опираясь на посох, кто таща узелок, равнодушно взирая на окрестности, на обреченно-вытоптанную дорогу под ногами, пока вдали не показалась деревня, и тогда путники разом ускорили шаг. Она оказалась небольшой, но это только приободрило их. По опыту уже знали: чем меньше селение, тем больше гостеприимства.
Вперед вышел человек, - еще не старый, но давно расставшийся с молодостью, в недлинной курчавой бороде которого застряло уже немало седых волос. Человек несмело шагнул к одному из домов и постучал в дверь.
- Мир вам, хозяева! - проговорил он, появляясь на пороге, несколько гнусаво, но с чувством. - Пусть счастлив будет сей очаг!
Хозяева - муж с женой - поднялись навстречу:
- Спасибо. Проходите, гостям рады.
Черные, острые глаза вошедшего радостно оживились, и он с улыбкой шагнул в комнату.
- Благословенно будет гостеприимство ваше! Пока не иссякнет радушие - не иссякнут и воды Иордана, - проговорил он с напускной напыщенностью. Он боялся отказа и спешил заговорить хозяев.
Хозяева же, как и все галилейские земледельцы, с коричневыми от солнца лицами и огрубевшими от работы руками, настороженно вглядывались в гостя.
В нем не было ничего деревенского. Но и городским ремесленником или торговцем он тоже не выглядел. Бродяга? Невысок ростом, сутул, прихрамывал на правую ногу, и при этом, казалось, не мог спокойно усидеть ни мгновения. Какая-то сила заставляла его постоянно то двигать руками, то передергивать плечами, а рот то и дело расплывался в улыбке и слышался дробный смешок, отчего бородка мелко дрожала.
- Разделите с нами трапезу, - пригласил хозяин.
- Спасибо за радушие. У меня и свои припасы есть, только они у моих товарищей, - ответил гость вдруг жалобным голосом, мигом согнав с лица улыбку. - Сейчас они подойдут... Не разрешите ли им стеснить вас немного? С утра на ногах, на ветру и на солнце!
Муж вопросительно посмотрел на жену. Та не возражала.
- Если мой дом вместит их, зови, - согласился хозяин.
- Спасибо! Да будет вам удача во всех делах! - обрадовался гость и выскочил из дома, навстречу путникам.
- Я все сделал, Учитель! - с едва сдерживаемой гордостью сказал он приближавшемуся к ограде человеку. - Вас ждут!
- Спасибо тебе, Иуда, что взял на себя обязанность договариваться, - сказал один из них. - Не то что Хоам...
- Что я могу сделать, если везде требовали плату? - пожал плечами Хоам.
- А с Иуды не требуют, - наставительно ответили ему.
Хоам не стал спорить. Раз получается у кого-то договариваться, так пусть...
Во дворе они долго умывались, избавляясь от въевшейся пыли и грязи, и только тогда вышли в дом, чинно, один за другим. Еще раз поздоровались с хозяевами, воздав им за оказанное радушие, не спеша расселись на бараньих шкурах и достали из котомок незамысловатую еду: сыр, лук, хлеб, вяленую рыбу.
Иуда отозвал хозяина, пошептался с ним и среди выложенной снеди появился кувшин молодого, кисловатого, виноградного вина.
В тесной комнате сделалось шумно и весело. Разговор оживился. Послышались шутки, смех.
- Куда же вы путь держите, и кто вы? - спросил хозяин.
- Идем в Столицу, хотим помолиться в Храме. А так-то мы странники, разносим сокровенное слово Господне.
- Оно вам ведомо? - осведомился хозяин.
- А вот приходите на площадь, послушайте, что мы говорить будем.
- Проповедников ныне много. И толкуют они по-разному. Знать не внятно Бог им свое слово открывает, - угрюмо отвечал хозяин.
- Это верно. Но у человека есть сердце, он должен прислушаться к тому, что оно подскажет. Так что приходите. Не понравимся, так что же? Мы уйдем, и вы нас забудете.
Трапеза длилась недолго. Пришельцы не хотели испытывать терпение хозяев. Воздав хвалу Всевышнему, они собрали остатки еды в сумы, встали и, поблагодарив за гостеприимство, вышли. И первым это сделал их предводитель.
Когда уходили последние, хозяин не выдержал и задал вопрос, который занимал его:
- Так на что вы рассчитываете, ходя вот так от деревни к деревне?
Иуда встрепенулся, подался вперед и первым ответил:
- Вот ты сказал, проповедников много, - это верно. Но только не всем внимают. Зато нам - охотно. Так что время покажет, кто есть кто.
2
А путники тем временем вышли на небольшой пустырь, заменявший в деревне площадь и объявили селянам, что к ним хотят обратиться с проповедью. Сначала пришли желающие, следом потянулись любопытствующие. Их обычно находилось достаточно. Для монотонной жизни маленьких селений каждый новый человек - событие.
Когда народ собрался, на прикатанный путниками камень поднялся человек.
- Не с праздными и лукавыми речами я к вам пришел, а спросить хочу: счастливы ли вы? Спокойны ли ваши души? Не мучают ли вас вопросы, на какие ответы не ведаете? - мягко, почти не повышая голоса, спросил он.
Толпа молчала. В молчании терпеливо ждал проповедник. Наконец кто-то сказал, будто вздохнул:
- У каждого свое.
- Да, у каждого свои радости, - согласился пришелец, - только вот беды общие. Корни тех колючих кустов, что цепляют людей, одни. Каждый человек подобен травинке - растет сам по себе, но живет потому, что рядом существуют такие же. Всяк живет по-своему и невдомек ему порой, что радость его увеличивает счастье всех, а его беды - общую тяжесть, - говорил проповедник, как бы размышляя вслух. - Многие гонят из себя заботы. И, ищут отдохновения в равнодушии или разгуле. Напрасное то блаженство! Достойно оно тех овец и коз, что вы пасете. Если же одним телесным жить - не по-человечески это будет, ведь Бог создал нас по образу своему и вдохнул в нас частицу духа своего...
Голос проповедника окреп и вознесся над головами собравшихся.
- Вот и задумаемся над тем, что в мир мы несем? Не слишком ли мы спокойно взираем на нечистоты вокруг нас?
Человек вещал, и люди внимали. С ними мало кто говорил о высоком, даже местный священник. У того были свои заботы - свадьбы, похороны, праздничные обряды... Пришелец же говорил, не боясь быть непонятым и не смущаясь того, как далеки его призывы от их жизни. Правда, звал он их к другой жизни, о которой разве что мечталось, да и то вечерами после надоевшего от работы дня.
Иуда выслушал проповедь вместе со всеми, вздохнул чему-то своему, пощупал сумку на боку, будто проверяя, не украли ли чего пока он слушал, и собрался было уходить, как селянин, принимавший их, остановил его.
- Разъясни мне, если ты его ученик, разве можно царство небесное на земле основать?
- Учитель наш считает, что можно.
- Неужели он верит, что волк может протянуть лапу овце в знак мира? Смешно даже.
- Вот он и толкует вам, глупым, - осерчал Иуда, - что все мы человеки, а волками или овцами уже сами делаемся.
Селянин задумался, а Иуда, потоптавшись рядом, со вздохом спросил:
- Может, ты укажешь богатый и приветливый дом, где можно попросить кусок хлеба в дальнюю дорогу?
- Пойдем, я тебе дам сыра...
Иуда торопливо кивнул и направился с хозяином обратно в дом.
3
Путники, сидя на белесых камнях, что в изобилии родила местная земля, привычно поджидая отставших.
- Можно идти, - весело прокричал Иуда еще издали, показывая на разбухший мешок на поясе.
- Подождем еще. Учителя позвали в дом.
- Еды дать? - обрадовался Иуда.
- Нет, кто-то у них болен.
- Может, после дадут, - с надеждой проговорил Иуда, усаживаясь рядом.
В это время бедно одетая, немолодая женщина привела проповедника в один из многих похожих друг на друга домов. Каменное строение с черным проемом двери и узкими окнами-щелями, с убогой жадностью уцепившись за землю, униженно и просяще стояло перед ним. Женщина услужливо пропустила гостя вперед и он, шагнув внутрь, оказался в небольшой комнате с тяжелыми запахами испарений от нескольких коз за тонкой перегородкой. У стены, на топчане, лежал закутанный в одеяло юноша с бледным лицом. У изголовья и у ног его, прямо на земляном полу, сидело двое мужчин, один из них уронив голову на руки. Гость поздоровался и, внимательно оглядев обоих, подошел к согбенному человеку.
- Распрямись, отец. Велика твоя скорбь, но отчаяние лишь усугубляет его.
- Откуда ты знаешь, что я отец? - удивился человек.
- Просто горе его самое большое в этом доме.
- Да, - сказал отец, - моему сыну плохо и становится хуже, кажется, проклятье легло на него.
- Кара на них пала, - подал голос второй. - И я предупреждал их об этом...
- За что? - спросил человек со спокойствием в голосе.
- Гордыни много, не по летам и не по силам.
- Не всегда нам ведомо, что от чего происходит, потому не стоит судить поспешно, - возразил гость.
Женщина при последних словах, будто сбросив оцепенение, захлопотала. Закружилась по комнате, стараясь отыскать гостю место получше.
- Не беспокойся, мать, - остановил он ее, - мне и так удобно.
- Эх, судьбу обмануть вознамерились, - вновь заговорил второй. - Готовы любого уже позвать. Как бы хуже не сделалось. Говорю вам: кара это свыше за его своеволие и дерзость. А я предупреждал не раз...
- И в чем она, его дерзость? - спросил пришелец.
- От молодости ему кажется, что он способен на все. Спорит со мной, спорит с другими. Доспорился... А я предупреждал.
- Спор для молодости не порок, а свидетельство неравнодушия. Спорит, значит хочет дела! Так найдите ему достойное дело. И в болезни нет божьей кары! - властно произнес гость.
Он подошел к постели больного и, неожиданно улыбнувшись, спросил:
- А ведь тебе сейчас стало легче, не правда ли?
Их взгляды встретились: ласковые глаза пришельца и удивленные от происходящего глаза подростка. Бледное, продолговатое лицо больного смягчилось, губы дрогнули и сами нежданно распахнулись в улыбке:
- Да...
- Это напраслина, будто на тебе кара... Наверное, тебе нравится какая-нибудь девушка. Сколько ей лет? - спросил гость.
Юноша смутился, но сказал честно:
- Шестнадцать.
- Если от чего и можно заболеть в твои годы, так это от отчаяния при виде красоты. И еще от непонимания... Отринь отчаяние. Многое зависит от силы духа и твоего желания. Осиль предстоящий путь, каким бы тяжелым он тебе не представлялся... У нее, наверное, удивительные глаза?
Юноша покраснел и, покосившись на затаившую дыхание мать, с трудом выдавил из себя:
- Да...
- Твоя болезнь пройдет так же быстро, как и началась. То жар в крови испепеляет отроческое, мальчишечье, что в тебе осталось, и нарождается мужское. Если тебе суждено стать настоящей мужчиной, ты пересилишь свою слабость, свои боли и станешь таким же закаленным душой, как Давид. Я смотрю в твои глаза и вижу, что так и будет, и прославишь ты имя свое и заслужишь уважение земляков. Поэтому крепись перед посланным тебе испытанием. Не поддавайся искусу слабости.
Юноша заворожено слушал уверенную речь незнакомца, и страдальческое, безвольное выражение лица его таяло с каждым новым словом склонившегося над ним человека.
- Болезнь - плата за будущую сильную жизнь. Сумей встать вровень с твоим предначертанием, пересиль ее.
Обретшие силу пальцы подростка вцепились в край одеяла.
- Но... но в чем мое предначертанье?
Юноша жадно следил за лицом гостя. Тот еще ближе приблизился к нему и прошептал отчетливо и твердо:
- Запомни: многие ищут Бога в себе и скоро приходят в отчаяние. Тогда они ищут его вокруг себя и, не найдя, пугают этим других, чтобы успокоиться. Ищи Бога в себе! Ищи ответы на вопросы, тревожащие тебя, и сравнивай их с ответами других. И чем больше будешь учиться тому, что открыто в жизни и скрыто от ленивого душой, тем больше в тебе будет Бога. А затем наступит миг просветления, и ты поймешь свое предназначение. Только не уставай думать и прислушиваться к себе.
Пришелец распрямился и, взяв руку юноши, пожал ее.
- Болей на здоровье, - сказал он с улыбкой и отошел, сделав знак матери следовать за ним.
Выйдя из дома, проповедник сказал ей, чтобы она поила сына настоями из трав, и рассказал, как готовила их ему мать.
- Мне это помогало, - с улыбкой добавил он.
Простившись, человек пошел к своим товарищам, но его догнал тот, второй, что сидел у ложа.
- Эй, подожди. Я здешний староста и у меня к тебе есть предложение. Ты, как я погляжу, беден и не имеешь пристанища, так оставайся здесь, с нами, и не будешь нуждаться в хлебе насущном. Нам нужен лекарь.
- Не за того меня принимаете. Я души людские врачую, а не язвы телесные.
- Что-то не очень понятно... Ну да раз не хочешь, ничего не поделаешь. Счастливой дороги. Но думается мне, много ты на своем ремесле не заработаешь.
Человек пожал плечами:
- Это смотря какой мерой прибыток мерить.
- Тогда как знаешь.
И они разошлись, каждый в свою сторону.
При виде Учителя его сотоварищи немедля поднялись и вновь потянулись по пыльной дороге, уводящей их дальше, к горизонту. Так и шли от селения к селению эти скитальцы во главе со странным человеком, смущавшим людей своими речами. Чего они хотели? До чего мечтали достучаться? Что оставляли после себя? Ведомо ли это было им самим? Да и ведомо ли нам сейчас?
Отступление первое
А в это время в другом месте писалась история о другом человеке, замыслившем совершить невозможное. Роман назывался "Бег Александра". Он начинался с главы
Разбег
"Свершилось! 37 тысяч воинов на сотнях разновесельных судов - боевых кораблей, лодок, плотов - переправлялись через Геллиспонт - пролив, отделяющий Элладу от Азии, Восток от Запада, мир свободы от мира деспотии. Позади годы мечтаний и нетерпеливого горения сердца. Позади остались интриги двора, напористая дипломатия, вязнущая в мире крошечных полисов, жалобы и доносы союзников друг на друга, заискивающие взгляды побежденных... Все суетное отринуто одним движением пеших и конных масс воинов, все сущее (наконец-то!) подчинено одной цели.
Жизнь коротка для осуществления великой мечты, но боги смилостивились, сделав в двадцать лет, его, Александра, сына великого Филиппа, внука Аминты, потомка Ахилллеса, базилевсом Македонии и вождем Эллады!
Впрочем, всего лишь Македонии и Эллады...
Стоя на палубе триеры, Александр едва сдерживая возбуждение, жадно смотрел на переправу. Все шло на редкость удачно. Персы даже не пытались воспрепятствовать преодолению столь мощной преграды, а тихая погода будто поощряла ход весельных судов, снующих меж берегами. Первые таксисы пехоты уже вступили на землю Азии. Воины в блестевших на солнце шлемах, украшенных гривами конских волос, держа в руках круглые щиты с изображениями зверей, чей дух окрылял отряды, строились в колонны, чтобы железной змеей потянуться к горизонту, навстречу противнику и судьбе.
К царю шагнул Гефестион и протянул копье.
- Нанеси по Азии удар первым, базилевс!
Александр взял копье и мощным броском метнул его в небо. Описав большую дугу, оно вонзилось в берег под приветственные крики команды и воинов, сходивших по мосткам с других кораблей.
Сколько раз представала ему эта картина во сне и наяву. Он видел себя в конце пути героем, затмившим подвиги Ахиллеса и Одиссея. Но чтобы в его сердце возгорелась великая мечта, он должен был встретить человека, посланного ему богами для вразумления.
Александр отпраздновал тринадцатое лето своей жизни. Он проводил время в играх с друзьями и без устали упражнялся в верховой езде, фехтовании и стрельбе из лука. Однажды отец вызвал его к себе. В приемной зале, где главным украшением серо-красных каменных стен был позолоченный, резаный из цельной дубовой колоды трон, не было депутаций, не толпились придворные. И все-таки это был торжественный прием! Отец взял Александра за плечо, подвел к немолодому, но статному человеку в эллинской тунике, и сказал: "Это твой Учитель, Александр. Слушайся его, как слушаются отца и мать. Он сведущ во всех науках, и ты должен познать их, если хочешь стать великим правителем. Зовут Учителя - Аристотель".
Человек заглянул в глаза Александра.
- Не боишься учиться?
Уроки слуги-раба, рожденного в Халкидике, не прошли даром. Александр не только понял вопрос, заданный по-гречески, но и смог построить ответную фразу на чужом языке:
- Я ничего не боюсь, - ответил мальчик.
- Это хорошо, ибо порой даже самые храбрые воины боятся учения, потому что не в силах овладеть его премудростями. Для войны нужны мускулы, для наук - разум. Мускулы можно развить гимнастикой, разум - учением. Но это требует не меньшего упорства, чем физические упражнения.
Речь эллина не походила на обращения, которые Александр слышал от придворных. Голос его был спокоен, ровен, и говорил он с достоинством, как человек равный царям не по рождению, но по духу. Александр не мог еще осознать все это умом, но почувствовал сердцем.
- Если ты готов осилить путь усвоения знаний, дам тебе первое задание. Запомни: метод сопоставления двух разнокачественных вещей или обстоятельств, вроде того, что я тебе говорил об обучении воина и учении наукам, называется аналогией.
- Аналогией, - эхом откликнулся Александр, удивленный тем, что мимолетная беседа с учителем оказывается имеет отношение к наукам.
Так Аристотель вошел в его жизнь. По распоряжению отца, они были отправлены в маленькое селение Миэзе, подальше от веселого до разнузданности столичного двора. Филипп разрешил сыну взять с собою друзей по играм - Гефестиона, Кратера, Эригия, Гарпала, Неарха, Кена, Гегелоха, Бердикку, Птолемея, Клита, Филоту и Протея. Всего 12 мальчиков. С ними он должен был учиться и отдыхать.
Любимой игрой Александра была игра в войну. Он мог часами носиться со своими товарищами по холмам, потрясая деревянным мечом, яростно сражаясь, не боясь ни ссадин, ни ушибов. Однажды, несясь с ватагой своих "воинов", Александр увидел идущего навстречу учителя. Тот поднял руку, призывая к вниманию, и Александр с досадой был вынужден остановиться.
- В кого вы играете? - спросил учитель, подходя к ним.
- Ни в кого. Просто так, - ответил Александр, сдерживая раздражение. Он видел притаившегося "противника" в близлежащих кустах, но вместо его преследования приходилось отвечать на пустые вопросы.
- Уделите мне немного времени и я расскажу о том, как воевали герои в старину. Давайте объявим перемирие.
Александр неохотно кивнул. Эллин сел на массивный камень, а ребята вокруг него прямо на земле. Пришелец развернул свиток и стал читать: мерно, громко, уверенно, словно царь рассказывал своим приближенным о случившимся с ним событии:
Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
который ахенянам тысячи бедствий содеял:
многие души могучие славных героев низринул
в мрачный Аид...
Ритор уже ни на кого не обращал внимания, а, унесшись в высокий мир образов, вещал историю Трои.
Прошло немало времени, но Александр, завороженный приключениями героев, не высказывал признаков нетерпения. Глядя на него, тихо сидели и остальные. Когда эллин кончил чтение, Александр вскочил и стал рассматривать свиток с письменами.
- Что это? - спросил он.
- Здесь записаны отрывки поэмы о деяниях предков эллинов - "Илиада".
- Я хочу прочитать ее всю.
- Прекрасно. Но для этого нужно обучиться грамматике. Завтра и начнем.
- Нет, Учитель, давайте начнем сегодня, - твердо сказал Александр.
...Пока войска переправлялись через Геллеспонт, Александр приказал направить свой корабль вдоль побережья. Туда, где по преданию находилась Троя. Гребцы налегли на весла и судно, весело рассекая волны черным носом, покорно устремилось вперед.
К вечеру корабль подошел к нужному месту. Вдали возвышался холм с руинами города Приама, и крик восторга вырвался из сердца Александра. Вот здесь, в этой бухте качались на волнах прибоя корабли ахейцев. Там, на равнине располагался лагерь Агамемнона. А здесь, на берегу, лагерь Ахиллеса. Нить, протянутая через тысячелетие, будет продолжена им, Александром!
______
...Игры сменялись учением, учение играми. Подросток незаметно для себя превращался в юношу. Александр уже хорошо усвоил греческий, и с огромным удовольствием вновь и вновь читал Гомера. Затем настал черед других эллинских мудрецов - философов, поэтов, хронописцев. Однажды Учитель предложил Александру прочесть "Анабазис" историка Ксенофонта. В нем повествовалось о судьбе 10-тысячного отряда эллинов, принявшего участие в персидских междоусобицах. Тех воинов нанял Кир-младший, вознамерившийся отнять власть у своего брата царя Артаксеркса. В далекой Месопотамии, у стен Вавилона, войско Кира потерпело поражение. Претендент погиб, его сторонники разбежались, а греческий отряд был окружен. Враги были уверены в близком торжестве. Но отряд отбил все атаки. Артаксеркс предложил переговоры. Греческие командиры отправились в лагерь персидского царя и были там вероломно убиты. Но и тогда эллины не дрогнули. Каждый из них осознал простую вещь - смерть неминуема. Так лучше биться, чем дать себя зарезать подобно баранам, или прожить остаток жизни жалкими рабами. И они пошли на прорыв. Персы же берегли свои жизни и расступились. К чему биться до последнего вздоха, когда наемники все равно обречены в сердцевине чужой, враждебной страны? А отряд, прорвавшись, начал свой упрямый, беспримерный марш на север, к морю. Отбивая дневные и ночные нападения врага, с трудом добывая съестные припасы, они вышли к Трапезунду у Понта Евксинского и наняли там корабли для отплытия домой. Персам осталось лишь созерцать кормы уходящих судов и размышлять о возможностях силы воли.
С момента прочтения "Анабазиса" Александр играл с друзьями только в "военный поход эллинов". Ощетинившись копьями и мечами, отряд, состоящий из худенького и пылкого Гефестиона, коренастого и твердого, как стенобитное орудие, Бердикки, сильного не по годам Неарха, осмотрительного Птолемея, гибкого и быстрого Гегелоха, упрямого Кена, усердного Гарпала, напористого Кена, беспощадного Кратера, меткого лучника и насмешливого Эригия, никогда не унывающего Протея, во главе с не знающим усталости Александром, пробирался сквозь леса, поднимались в горы, переходили вброд быстрые речки, отражая нападения многочисленных, дико кричащих "персов", набранных из сыновей прислуги и местных жителей. Порой игра затягивалась на весь день, и отряд Александра преодолевал расстояния не меньшие, чем взрослые воины.
Учитель, погруженный в научные занятия, спокойно переносил отлучки ученика и вынужденные перерывы в учении. Но однажды он спросил возвратившегося из "похода" Александра:
- Ты играешь в войну с персами ради удовольствия?
Александр отстранился от услужливых рук прислуги, готовой отереть ему пот, и ответил твердо:
- Нет, я хотел бы пойти войной на персов!
- Зачем?
Взгляд Александра скользнул поверх гор и лесов туда, где далеко за морем лениво раскинулась чуждая эллинскому духу держава Ахеменидов.
- Если персы со своей армией сумели завоевать столько стран, тогда как отряд эллинов оказался сильнее их войска, то мы, собрав лучшие силы, могли бы завоевать самих персов!
Аристотель не мог скрыть удивления столь неожиданным словам ученика.
- Как? Ты хотел бы завоевать саму персидскую державу?
И Учитель рассмеялся.
- А почему бы и нет? - насупился юноша. - Это ожиревшее государство вряд ли способно оказать достойный отпор. А если поход закончится неудачей, можно просто вернуться назад. До нас им не добраться.
- Думаешь, одной македонской армии хватит для такого грандиозного предприятия? Ведь мало разбить противника. Нужны еще силы, чтобы удержать завоеванное!
- Эллины в свое время сильно пострадали от персов... Я помню, Учитель, твой рассказ о спартанцах на Фермопилах и о сожжении Афин. Разве полисы не согласились бы на общий поход, чтобы освободить эллинские города в Ионии и отомстить персам?
Аристотель пожал плечами.
- Трудно сказать, слишком разные у них интересы. Свобода хороша, чтобы иметь свой взгляд на вещи, но плоха, когда надо прийти к единому мнению. Все зависит от того, что они получат.
- Полмира - разве этого мало? - удивился Александр. - Полмира со всеми богатствами!
- Полисам нужно то, что они могут объять... Я пишу сочинение на эту тему. Закончу и ты можешь стать первым его читателем.
- Спасибо. Буду ждать с нетерпением.
...Нос корабля уткнулся в песчаную отмель. Не дожидаясь пока спустят мостки, Александр прыгнул прямо в море и первым вступил на азиатский берег. Следом, вспеняя воду, ринулась и его свита: здоровые, веселые, полные сил юноши с короткими мечами на бедрах. Филота... Гефестион... Пердикка... Птолемей... Неарх... Кратер... Гарпал... Клит... Гегелох... Кен... Протей... Эригий... Все двенадцать - весь "царский таксиль", в которых не признать было прежних подростков, игравших в войну.
Нетерпеливыми шагами, увлекая за собой остальных, Александр направился к буро-зеленому холму. Но у подножия в нерешительности становился. Размеры пыльного, обожженного солнцем холма, под которым покоился древний город, разочаровывали. Его глазам предстала возвышенность, коих много на свете. Александр обернулся к друзьям и пробормотал в растерянности:
- Я ожидал чего-то более грандиозного.
Он постоял еще некоторое время в задумчивости и произнес уже с большим вдохновением:
- И все же здесь сражался Ахиллес, мой предок!
- Если взятие этого города обессмертило имена победителей, какая же слава ждет того, кто сумеет покорить сотни таких городов? - осведомился Птолемей.
И юноши переглянулись, как бы примеряя на себя славу героев "Илиады". Ахиллесом может быть только Александр, Одиссей - это большой любитель моря Неарх, Патрокл - Гефестион, Аякс - Пердикка или Птолемей... А вот кто сможет стать Гомером их деяний - им пока было неведомо, хотя их войско сопровождал историк Каллисфен, племянник самого Аристотеля.
Александр легко вбежал на вершину холма и, раскинув руки, крикнул друзьям:
- Посмотрите на эту землю - она теперь наша!"
Повествование 2. Ученики
1
На ночь путники привычно остановились в поле. Развели костер, установили котел, принялись за свои нехитрые дела: чинили одежду и обувь, таскали к костру сухостой. Иуда и Шимон колдовали над варевом.
Скоро неотложные дела были сделаны, люди умиротворенно затихли вокруг тепла, задумавшись каждый о своем. Луна осторожно освещала степь желтым причудливым светом, и в этой первобытной тишине души наполнялись особыми, приходящими откуда-то извне, чувствами: тихой восторженностью и небесным покоем. Один из странников, молодой человек с по-девичьи крупными кудрями, обрамлявшими красивое тонкое лицо, поднял голову и молвил:
- Подумайте, а ведь сейчас, возможно, сам Господь на нас в надежде своей взирает!
Остальные тоже подняли глаза к безоблачному небу и мерцающим звездам, посмотрели, прошептали про себя слова молитвы и вновь вернулись к своим заботам.
Но чувство своей малости перед небом не проходило.
Учитель сидел вместе со всеми, но в глазах его не прыгали язычки от огня, и руки не потянулись к теплу. Сидел он прямо, сливаясь с мраком ночи, будто в одиночестве, выделяясь в кольце человеческих тел, как скала в кольце прибоя.
- Скажи, как долго осталось до конца нашего пути? - вновь нарушил тишину молодой человек.