Все страны, строившие общество социальной справедливости, постиг крах...
Но людям, понимающим толк в жизни, он очень понравился.
И этими людьми были боссы!"
Если ты не ханжа, то вряд ли станешь это отрицать.
"МАКСИМЫ" М. Брука
"Мы ничего не делаем,
Мы только выжимаем соки". ( Интересно из кого. Прим. М.Брука)
Реклама "PRIMOR"
БОССЫ ВЫБИРАЮТ СОЦИАЛИЗМ.
Все говорят: "Рынок! Рынок!". Ото всех слышу про него. А что собственно в нем такого нашли? Товаров много? Услуги всякие там? А деньги где взять? Работать!? Так с работой теперь те же самые проблемы, что и с ширпотребом при "развитом социализме". Мало, а о качестве и говорить не приходится.
Кабы взять все эти товары и с ними в то время, когда все по специальности работали да еще носом вертели. Мол, нам бы в Академию наук, а не в производственную шарагу. Чтоб два дня в неделю на работу ходить, а остальное время в "библиотеке" сидеть. В отпуск на целый месяц, а не какие - то там восемь-десять рабочих дней. Путевки в санаторий.... . Куда там? Забудь дорогу, всяк сюда входящий. Добродушно посоветовали мне более опытные товарищи. Наша прошлая жизнь и то, что мы называем жизнью сегодня, вещи несовместимые. Ошибались, они ой, как ошибались. Но обо всем по порядку.
Забыть о социализме, так и не дали. Первым местом работы на родине стала для меня бензозаправочная станция в городе Бат Ям. Ее хозяин, по непроверенным источникам, владелец многих миллионов долларов, был социал-демократом. Да, не простым, а руководителем предвыборного штаба партии "Авода" округа Дан. Его мечты о социальной справедливости, как-то странно уживались со скотским отношением к собственным работникам. Платил нам пять шекелей в час, гонял по двенадцать-двадцать часов в день в будни и праздники. Выгонял с работы при малейшей провинности.
Другой друг социальной справедливости повстречался мне, несколько лет спустя.
Тоже миллионер, тоже хозяин фирмы. Этот не руководил, он спонсировал партию "Авода", применяя незамысловатую схему. Давал каждому сотруднику по семьдесят шекелей в обмен на чек, где значилась та же сумма, выписанный тем же сотрудником. Каждый оставался при своем. А партия получала сразу несколько сот своих сторонников.
Любой намек на улучшение социального положение работника и прочие подобные "глупости" приводили его в ярость. Падение биржи, грязь в коридоре и особенно незапертые средь бела дня ворота (на территорию, которая вовсе не являлась его собственностью) влекли незамедлительные увольнения случайно попавшихся на глаза сотрудников. Ну, а тех, кого он не успел по какой-либо причине уволить, в припадке либерализма любил называть огурцами, шкурками от бананов и прочими нежными эпитетами.
И пример из современной жизни. Вы угадали - это Аркадий Гайдамак и его партия "Социальной справедливости". Лично с основателем этой партия я не знаком, поэтому воздержусь от каких-либо комментариев.
Но как не относись к причудам богатеньких Буратино, а вопрос-то остается. Что все-таки подвигло этих столь разных людей бороться за права униженных и оскорбленных, бороться с системой, благодаря которой они обрели немалые состояния? Хорошо бы только они. Но ведь крупнейшая партия страны, партия "Авода", входящая в социалистический интернационал, - это политическое сообщество наиболее богатых граждан Израиля. Хотя и в других партиях есть миллионеры, но наиболее состоятельная публика выбрала СОЦИАЛИЗМ!!!
Задачка, в общем-то, не сложная. Власть - это, пожалуй, первое, что необходимо денежным тузам. Находясь во власти, и о деньгах можно не очень волноваться. Все узнаешь первым. Все под контролем. Случись, что. И акции на бирже можно продать, а уж затем войну объявлять. Популярность, неприкосновенность (до поры до времени), законодательная деятельность - все во благо, все к деньгам.
Второе. Эту самую власть наиболее реально получить из рук тех, кому твои деньги более всего нужны. Короче, социальная справедливость - очень выгодное вложение.
Более того, широкая публика самой различной политической ориентации мечтает работать в государственных учреждениях. Работать там, где их права защищают профсоюзы (вы помните профсоюзы - школа коммунизма, а уж социализма и подавно). А госучреждения в Израиле, так называемый общественный сектор, - это в основном те, кто нами управляет. Министерства и муниципалитеты. Говоря проще, боссы.
Так что же это за система, по имени Социализм, столько раз проклятая за последние десятилетия с высоких трибун? И с чем едят эту рыночную экономику - наше новое светлое будущее.
Кто бы спорил. Рынок, он ого-го. Еще Риккардо и Адам Смит... Проблема в том, что эффективность - это еще не счастье, хотя нам постоянно твердят, что его, счастье, надо заработать. Тысячи лет твердят. Рабство, на заре цивилизации было вон как эффективно. Реки укротили, города построили, сельское хозяйство подняли. Ну, многих осчастливили? А люди стремились к другому: справедливости, равенству, благополучию... То есть к тому, что провозглашает этот самый, тысячу раз обруганный социализм.
Начнем с самого главного - социальной справедливости. Вы помните: от каждого по способностям, каждому по труду. Иными словами, что заработал, то и получил. А что значит по труду? Кто определяет: сколько стоит ваш труд? Если только рынок - плохи наши дела. Тут и работодатель оттяпает свою долю, и посредники разные, и государство обложит налогами. Что останется: объяснять не надо. Правда, если вы член профсоюза и за вашей спиной стоит здоровый коллектив трудящихся, всем этим санитарам леса разгуляться не дадут. Они ни то, чтобы обобрать вас не смогут, но и прежде чем уволить много раз подумают. А вот это уже означает, что вы не только будете получать по труду, но и заработок ваш станет величиной постоянной, а не временной. Вы сможете строить планы на будущее, ваши права на труд, отдых и все что удалось вырвать из пасти..., простите, о чем удалось договориться с работодателем, будут соблюдаться неукоснительно. Иначе суд, штраф, санкции, частное определение в назидание другим "капитанам" индустрии. Вот за это и любят СОЦИАЛИЗМ
Сам был свидетелем, как одна дамочка (понятно, член Гистадрута) в присутствии профсоюзного босса, на невообразимом иврите выставляла совершенно невозможные, по моим представлениям, требования уволившему ее по неосторожности "хозяину". А этот волчара покорно кивал головой. Будет, сделаем, не извольте беспокоиться.
Да и много ли мы знаем, как живут люди при социализме? То есть тогда, когда они социально защищены. Все слышали слова "квиют", то есть постоянство. Это слово дорого стоит. С ним увольнения не страшны. Могут, конечно, выгнать. Но, безусловно, за дело. Об отпуске уже говорили. А о беспроцентных ссудах в банках слыхали? О пенсионных фондах, в которые не только вы вкладываете денежки, но и хозяин, фирма? Не об одном, коего у большинства все равно нет. О нескольких. Об образовательных фондах? Тоже нет? Оплате за выслугу лет (причем совершенно не важно, где вы проработали эти годы, хоть на белых, хоть на красных)? Список не окончен. Просто статья, если продолжить перечисления, займет не одну газетную полосу.
Очень не хотелось бы предаваться воспоминаниям о прошлой жизни в СССР. Безусловно, она была убога. Но невзрачность бытия, компенсировалась наличием, так называемого, социального пакета. Куда входили и бесплатная, хоть и слегка коррумпированная, медицина. Бутылка врачу, конфеты медсестрам. Вы знали, что скорая помощь всегда приедет. А в больнице, худо бедно, окажут помощь. Что дети будут учиться в школе, а затем если захотят и смогут, поступят в техникум или в университет. Опять не зависимо от ваших доходов. Из квартиры не выселят, хоть годами не плати. Что работа, по специальности, так или иначе, обеспечена. Поверьте, это всего лишь, социальные рамки, позволяющие не забивать себе голову элементарными проблемами выживания, никакой ностальгии в этом нет.
А теперь рыночный вариант. Завтра вам нужно вносить очередную плату за дом, квартиру, автомобиль. Не внесете, раз, другой отберут. Куда деваться, когда именно в этот момент вас выкинули на улицу? А перспективы новой работы весьма туманны. Есть страны, и весьма богатые, где без медицинской страховки и скорая не приедет, и в больнице не примут. Платить нечем. На счете тот же ноль или хуже того минус. Тут и в банке разговаривать не станут.
Одна только мысль о возможности оказаться на улице, в ночлежке или на худой конец переселиться в неблагополучный район. Питаться на помойке или благотворительной столовой. Может надолго уложить человека в постель, к которой и близко не подойдет ни один врач. Или отправить на кладбище, на котором, учитывая состояние вашего банковского счета, вас тоже откажутся принимать. Перспектива. Понятное дело. Вы окоченевший и законсервированный в формалине станете объектом для изучения анатомии для студентов первых курсов какого-нибудь заштатного медицинского колледжа. Ну, как представили? Хотите?
Однако рыночники продолжают утверждать. Всем, сразу хорошо быть не может. Мол, потерпеть надо (для жмуриков в анатомическом театре - это уже не актуально). Экономике, бизнесу важны дешевая рабочая сила и сырье, свобода действий.
А наша свобода и благополучие противоречат их свободе и процветанию. Поэтому коллективные договоры, заключенные при посредничестве профсоюзов, у хозяев, как кость в горле. (Историческая справка: одним из наиболее последовательных и успешных борцов с коллективными договорами был Адольф Алоизович Гитлер). Лучше бы с каждым в отдельности и без всяких там глупостей, в смысле обязательств. Обязан быть может только работник. Тогда экономика станет мощной и сможет всех прокормить, одеть, обуть, сделать счастливыми. К примеру, как это случилось в 30-х годах прошлого века, в Германии.
Но даже в наше либеральное время. Мочь не означает сделать. Ведь ей, экономике, развиваться надо. А счастливым людям жить. Хорошо жить. Противоречие выходит. Если человек всем доволен, то на кой черт, ему работать больше и дольше? Да, и зачем предпринимателю такой работник? Ему голодного, согласного на все подавай. Потому они, предприниматели, и в Африке, и в Азии и, вообще, по всему миру раскинули свои сети. Им не нужно всеобщее счастье.
Теперь о самом главном. Как рынок и социальная справедливость уживаются друг с другом. Скажем прямо. Плохо уживаются. И, казалось бы, ожидать, что "возляжет волк с агнцем" не приходится. Но за дело взялись боссы...
А начальники могут все. Даже осилить труд Томазо Кампанеллы "Город Солнца". Там-то они, видимо, и почерпнули, самое сокровенное из учения социалиста-утописта. Благоденствие одних возможно построить на несчастиях и унижениях других. Если вы еще не поняли, другие - это рабы.
Безусловно, рабство - позор. Но оно так хорошо заполняет любую брешь в любом обществе. Раб - это универсальное решение многих проблем. Рабство устраивало и демократическую Элладу, и деспотическую Персию времен Ксеркса и Дария. Любо посещать гимнасии, дискутировать о свободе и демократии, устраивать олимпийские игры, когда раб работает дома, в поле или мастерской. А толпа наложниц и услужливых евнухов - чем не земной рай?
Поэтому и у Кампанеллы рабы стали, если можно так выразиться, материальным обеспечением свободы для свободных людей, соляриев. Получился своеобразный тандем. Зависимости и свободы.
Надо признать, что примитивное рабство не исчезало долгое время. До второй половины девятнадцатого века и Россия, и США все еще практиковали принудительный труд, все еще торговали людьми для разных хозяйственных и нехозяйственных целей. Встречалось и продолжает встречаться в двадцатом и двадцать первом веках. Но появились и "свободные труженики". Если кого смущают кавычки, советую освежить в памяти романы Гюго, Достоевского, да некоторых современных авторов. По известной аналогии их можно назвать "условно свободными" людьми. И как еще именовать человека, который готов поступиться своей свободой ради куска хлеба, ради возможности выжить. Началась своеобразная реинкарнация рабства.
Можно, конечно, иначе взглянуть на проблему. Если тебя дубинкой не гонят на работу, а ты сам идешь и совершенно добровольно чистишь чужие выгребные ямы, получая за это минимальную оплату, и при этом боишься попросить прибавки к жалованию. Могут выгнать за неумеренные запросы и дурной пример окружающим. Значит - это твой выбор. Радуйся, ты свободен.
И ведь радуются. Полагают, что чем больше денег заработают, тем счастливее и достойнее будут жить. Наивные люди. Они забывают, что денег никогда не бывает в достатке. Банки об этом позаботятся. Ну, а достоинство не измеряется величиной текущего счета. Кстати, как вы думаете, почему коррупция - это любимое занятие в высших эшелонах власти?
Если же вас мои доводы не убедили. Если же вы все еще верите, что ваше счастливое и свободное завтра можно построить, изрядно попотев сегодня, что ж тогда, перефразируя известный ленинский лозунг, можно утверждать: "Светлое капиталистическое будущее - это рыночные отношения плюс дебилизация всей страны". И оно, тем ближе, чем больше людей со мной не согласны.
Ваша свобода действий, уважаемый читатель, предопределена и жестко ограничена потребностями рынка. Будете работать там, где потребуется этому самому прогрессивному из рабовладельцев, если, конечно, ни повезет и вас возьмет под крыло какой-нибудь рабочий коллектив. А работать придется потому, что мы живем в обществе развитых кредитных отношений. Ну, признайтесь, многие из вас не должны банку? И дело здесь не в том, получаете вы за свой труд тарелку супа и место для ночлега или кредит на покупку дома, автомобиля и яхты. Вы одинаково зависимы.
И день, когда в ваших услугах перестанут быть заинтересованы обязательно наступит. И снова надо тащиться на невольничий рынок, искать нового хозяина, рыскать в интернетовских сайтах, чтобы утолить голод или оплатить долги.
А теперь немного о тех, кого сегодня можно назвать рабами.
Израиль: все труженики частного сектора, не имеющие социальных условий, особенно те, кто работает у так называемых "черных кабланов".
США: 47 миллионов тружеников, не имеющих медицинской страховки, ну, и остальные миллионы не застрахованные от потери работы, а стало быть, и от судебных исков за невозвращенные банковские ссуды.
Европа: миллионы и миллионы иностранных рабочих... Надо ли продолжать?
Вот, чтобы не оказаться среди изгоев, народ предпочитает жить при СОЦИАЛИЗМЕ. И если это не удается сделать в отдельно взятой стране, то стоит попробовать построить его в отдельно взятом трудовом коллективе. А боссы? Они такие же люди. И для себя и своих близких они готовы на многое. Даже поступиться принципами рыночной экономики. Повторяю. ДЛЯ СЕБЯ.