Однажды мне позвонили и предложили изобразить семейную пару. Честно скажу: два в одном меня всегда настораживало и не сулило ничего хорошего. В двойных портретах персонажи всегда мешают друг другу - то один загораживает другого, то один выразительный, а второй - просто глаза бы не смотрели! Но ведь картинку не разрежешь. А что говорить о батальных сценах?!
Пусть зрители сами разбираются. Вполне возможно, любители многофигурных композиций существуют и их даже много.
Ходят же люди на стадионы и знают пофамильно почти всех игроков и у кого какая нога более ударная. /При чем тут стадион?/
Помню, гуляли в народе истории про эпохальные полотна худ. Налбандяна, в которых он по ночам, бегая по музеям и выставочным залам, закрашивал очередного высокого деятеля, чем-то не угодившего очередному высокому деятелю. Так ведь он, подозреваю, не один был таков. Вот, я и говорю: не стоит, товарищи-граждане-господа художники, красить более одного!
А шо делать?! У меня не было "портфеля заказов", из которого можно выбирать, и пришлось с радостью согласиться.
И вот, что из этой радости вышло.
Картинка не понравилась. Заказ рухнул. Семейная пара распалась. Мой друг и коллега влюбился в женскую часть портрета. И захотел, чтобы я ее изобразил. Я ее изобразил. Портрет не понравился. Предложили придумать что-то оригинальное. Предложил. Предложение понравилось. Мой друг и коллега разлюбил женскую часть. Эскиз был заброшен в некую папку и забыт на долгие годы.
Кто бывал в мастерских художников, знают - там ничего невозможно найти. Ищешь одно, находишь другое. Можно найти, например, сто рублей 1961 года издания. Найдешь, сядешь осторожно на стул и вспоминаешь, что сколько стоило в те далекие безденежные времена. И так захочется туда, на вечерок и загудеть с друзьями на все 100... Еще бы осталось утром всех опохмелить.
Каким сильно жестоким ветром занесло эту купюру? Да так, что она пролежала более полувека неразменной и уже никому не нужной...
Или такое: один мой друг отчаянно ругал меня за кучи хлама в мастерской. Так он был прав! Ведь повернуться свободно нет возможности! Одно резкое движение и все рушится и падает на голову. Так вот, приходит этот один мой друг и просит гайку с ушами, "барашек" называется. Говорю: пойди в другую комнату и пошукай в баночке с гайками, должно быть. И продолжаю красить. Через полчаса заметил отсутствие приходившего. Не мог же он уйти не попрощавшись! Отложил раскрашивание и пошел в другую комнату. А там... Картина достойная кисти и резца! Стоит друг в окружении массы баночек и набивает пакет разной мелкой ерундой.
- Давид, вот это (показывает) я искал два года! А вот это (снова показывает), можно сказать, всю жизнь! А у тебя все это есть!
- А когда-то ты говорил про хлам...
- Полностью беру свои слова назад!
И взял. И ушел счастливым обладателем всякой мелкой ерунды, так порой нужной в быту хорошему человеку.
И вот я что-то искал. Долго, все больше раздражаясь, решил посмотреть последнюю папку на самом верху стеллажа и прекратить это нудное и сильно пыльное занятие. В папке было масса уже никому и ни на что ненужного бумажного хлама.
И (привычное) вдруг!... Маленький квадратик картона с эскизом "Дама в жабо". И мне сразу захотелось немедленно сбить подрамник, натянуть холст и приступить к изображению понравившегося когда-то предложения, но так и не осуществленного.
И я все это сделал и вполне быстро закончил портрет.
Поскольку в маленьком эскизе не предполагалось портретное сходство, а где сейчас находится бывшая натура мне неизвестно, постольку изображенная никакого отношения к бывшему оригиналу не имеет. Все, видевшие портрет, спрашивают: "А кто это?"
Почему зрителю так важно знать ФИО? Вроде я показываю портрет в Отделе кадров.
Но у нее, тем не менее, ФИО есть - ДВЖ. То есть - "Дама в жабо". Размер, холст, масло, кисть, год.