А многие ли испытали впервые нежное чувство... к камню, на котором рисуешь портрет, а потом печатаешь с него оттиск? Я, испытал.
На втором курсе все отделение графики "бросили" в подвал института - в литографскую. Туда нужно было спускаться, как в бомбоубежище, проходя мимо скульптурных, отливочных, промывочных, грунтовочных и прочих мастерских. Везде стояли, лежали части гипсовых отливок, пахло глиной, мокрыми тряпками и еще чем-то совсем не художественным.
За очередным поворотом страждущий познать тайны плоской печати на камне упирался взором в крепкую, обитую толстым металлом дверь - объект, судя по всему, был "стратегическим". Все камни были пронумерованы - на них, при определенном желании, можно было печатать денежные знаки, что некоторые и пытались, пока их не забирали под белы ручки.
Не знаю, что чувствовали остальные сокурсники, а я шел в литографскую, как на первое свидание!
Без цветов, но с трепетной жаждой познания неизъяснимо притягательной тайны. За обитым железом дверью таилась тайна красоты, ее проявление, смысл, форма и содержание. И я (мы) вошел (вошли)...
Нас встретил невысокий худой с вислыми усами мужчина и представился: "Я ваш мастер. Я буду вас учить шлифовать камни, наносить изображение на них, обрабатывать и печатать ваши гениальные творения (так и сказал!). Меня зовут..., а с вами я буду знакомиться по мере освоения вами материала". К некоторым студентам, до конца обучения, он обращался только косвенно. Ему виднее.
После первого приблизительного знакомства с общими правилами литографской печати каждому было отведено место и дадены два камня. Нужно было, путем добавления песка различной фракции и воды, тереть круговыми движениями один камень о другой, добиваясь определенной гладкости. Ты как бы уговаривал будущую печатную форму быть снисходительной и дать себя подготовить под главный процесс.
И вот (!), я приступил к главному процессу. Сначала нужно было выбрать тему изображения. Я выбрал. У меня совершенно не было сомнений по этому поводу - первая любовь - первый камень, первый камень - первая любовь.
Одна беда - изображение нужно было наносить зеркально. Получалось, что не ты смотришь на человека, а человек смотрит в зеркало, а ты как бы подглядываешь за ним... Но сила любви превозмогла и это.
Мастер позволил мне сделать больше оттисков, чем моим сокурсникам. Что-то около двадцати.
На сегодня остался один. Обнаружил его, копаясь в старых запыленных папках. До сих пор не довелось более заниматься литографией, но, периодически сталкиваясь с этим оттиском, так сильно хочется вернуться в литографскую... Чтобы снова превозмогла любовь...