Мало кто связывает слово "натюрморт" со словом "смерть". Достаточно вспомнить восторг и умиление зрителей возле полных снеди и цветов шикарных полотен малых голландцев. А дичь у Снейдерса "вываливается" с холста и даже тяжелые, под старую бронзу, рамы не могут удержать это пиршество глаз и вкуса. Где же там "мертвая натура"?! Оно все живое, трепетное и хочется сбегать в ближайший супермаркет за выпивкой и поторопить кухарок с готовкой.
Математик, механик, физик, литератор и философ Паскаль точно выразился о сути явления: "Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься". Спасибо, дорогой Паскаль! Теперь мне понятно - почему людям понравились обычные пивные пробки, авоська с раками и бюстиком Гоголя с отбитой головой. Или кирпичи. Или грязные рабочие ботинки. Кому придет в голову любоваться проросшей картошкой?! Изобразил и пожалуйте в салон, на стену и любуйтесь. В фильме замечательного Ролана Быкова персонаж говорит внуку: "Артист должен ходить голодным! Но девочка плакать не должна!" Так должен художник быть голодным, ежели он может хорошо продать изображение совершенно несъедобного продукта? Чтобы исключить из жизни девочки слезы - ДА! А ежели девочка радостна и здорова и прыгает с подружками через скакалку, то изображай любой отброс - любователь обязательно найдется. Так нас создал Господь - прекрасное превращаем в труху, а труху в прекрасное.
Или вот такое наблюдение над мортовостью натюры. Можно сколь угодно долго выставлять предметы на столе, но они не обретут четкой размытости композиции. А загляните на чердак, или в чулан, или в подсобку. Загляните и вы увидите прекрасные образцы размытого композиционного решения! И свет грамотно падает и цвет гармонично уравновешен. Что же произошло? Случайное сочетание предметов дает закономерную картину гармонии. Тут остается выяснить кто руководит случайностью - Хаос или Порядок? Еще вопрос: а у Снейдерса гуси-лебеди, рыбы-раки и прочая разделанная живность случайно упала на полы-столы? Конечно нет. Снейдерс не Сутин, его просто кровавая туша не интересует. Он понял закономерность случайности и пытался воспроизвести ее во всех деталях и эстетически причесанной. А разве существует в природе ЗАКОНОМЕРНОСТЬ СЛУЧАЙНОСТИ? Конечно. А как бы тогда купеческий сын Айвазовский писал девятые валы волн и брызги пены стоя не на берегу, обдуваемый стихиями, а в мастерской? Он вообще считал рабом всякого художника работающего только с натуры. Скорее всего и голландцы с фламандцами не ждали, когда дичь вместе с рыбопродуктами протухнет. Небольшой набросок, зоркий глаз, великолепная зрительная память + точное знание закономерности случайностей. Вот такие живописные пироги.
В данный момент развития стиля НАТЮРМОРТ как-то отпала надобность следить за этой самой закономерностью случайности. Главное что? Главное попасть в тему. Одни красят "под старину", другие изобретают невесть что. Снейдерс с Питером Класом удавились бы с тоски.
А шо делать? Школа куда-то пропала. Профессура в академиях сама мечется в поисках формы. Не до студентов им. Указующий перст партии не указывает и куда направляться ни кто не знает. Разбрелись кто куда и ждут появления НОВОГО.
Ну, Бог даст, появится.
Вместо послесловия предлагаю подумать над заменой слова "натюрморт" на "натюрвит".