Не имеющее ничего общего с природой истинной любви страстное обожание того или иного человека со стороны так называемого милого дружка может в любой момент превратиться для этого субъекта невоздержанной страсти его чувственного воздыхателя в довольно опасное явление, поскольку его обожатель - это для него, на самом деле, явный или потенциальный враг, до поры до времени окутанный непроглядным туманом собственных сладострастных грёз. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо совершить небольшой исторический экскурс в специфику взаимоотношений людей периода древнегреческой античности.
Слово "любовь" ныне приобрело универсальный характер, ибо осталось единственным словом в словаре современных людей, обозначающим все нюансы сердечных треволнений: можно любить не только партнера, но и детей, друзей, книги и т д. В противовес такому грубому обобщению сердечных чувств современников древние греки в эпоху античности выделяли целых восемь отличных друг от друга слов, посредством которых они различали многообразие типов любви. Итак..
Эрос - тип любви, которая олицетворяется страстью и удовольствием. В этом типе любви греки ощущали некую долю страха, так как страсть приводит человека к потере контроля над собой. В эросе греки не видели какой-либо чувственной возвышенности.
Филия - второй тип любви, под которым подразумеваются чувства нежной любви и дружбы, дополняемых такими качествами характера человека, как расположение и притяжение. Считалось, что физическое влечение вовсе не обязательная составляющая любви, поскольку идеальная любовь в платонической форме возможна и без нее.
Агапэ - третий тип любви который трактуется, как самоотверженная, бескорыстная любовь, сочувствие. Агапэ может также проявляться в любви к природе или Богу.
Сторге - тип любви, который соотносится с чувственной привязанностью между членами семьи, что, к примеру, проявляется как родительская любовь или любовь детей к своим родителям. Термин сторге также описывает чувство патриотизма или, например, преданность какому-нибудь сообществу людей.
Мания - типаж одержимой любви, когда человек безумно зависим от объекта своей любви. В случае мании для человека характерно проявление чувства ревности и открыто агрессивного поведения.
Людус - игривый тип любви, означающий легкий флирт, юную влюбленность и стремление к наслаждению телесными удовольствиями, то есть этим словом выражается состояние неполноценной любови. Людус воспринимался, как промежуточное состояние любовных отношений: на пару с эросом он мог переродиться в любовь-манию, а со сторге - в прагматичную любовь.
Филаутия - тип любви к себе, но в отличие от эгоизма и нарциссизма она лишена негативного оттенка. Греки понимали, что для того, чтобы заботиться о других, человек должен сначала научиться заботиться о себе, ибо любые его чувства к другим - это продолжение чувств к себе самому. Так что нет ничего плохого в любви к себе. Это приводит к саморазвитию и не позволяет хаотизировать проявление собственных чувств. Единственная опасность при этом - филаутия не должна перерастать в излишнюю жалость к себе, поскольку подобное состояние лишает человека сил для своего полноценного развития.
Прагма - это прагматичная любовь, основанная на взаимопонимании и долгосрочных интересах. Это любовь, которая стала взрослой. Ей свойственны компромиссы и повышенная терпимость. В этом состоянии партнеры вместе строят долгосрочные отношения. Прагма рождается из симбиоза людуса (игривое влечение и удовольствие) и сторге (семейная близость и привязанность). При этом любые проявления эроса и страсти полностью исключаются. Прагма - это классическая любовь супругов после многих лет брака, когда между ними осталось еще много общего и помимо детей.
Исходя из приведённых воззрений на любовь древних греков "страстное обожание" человека человеком относится к эросу, то есть к тому единственному типу любовных отношений, который вполне заслуженно вызывал у них чувство страха, ибо страсть в отличии от настоящей любви имеет свойство мгновенного перерождения в ненависть к субъекту обожания, если с его стороны открыто игнорируется страстотерпец с его безумными плотскими вожделениями. Ну а в состоянии ненависти вчерашний милый друг гораздо опаснее любого стороннего недоброжелателя, из-за чего часто случаются всевозможные драмы и трагедии.