"Отшумели песни нашего полка...". Ещё одна старая бардовская песня с ужасающей правдивостью характеризует нынешнее время схлопывания тёплой душевности человеческих взаимоотношений в пользу холодного бездушного рационализма, идеалом которого служит очищенный от шелухи бесполезных эмоций людей абсолютизм логического совершенства искусственного интеллекта.
Затихли песни у давно погасших костров исчезнувшей походной романтики путешествий по диким, удалённым от разлагающего влияния цивилизационного потребительства природных богатств божественно красивым уголкам нашей страны. Вместе с исчезновением романтики странствий по ареалам нетронутой природы исчез и уникальный своей глубинностью естественной человечности походный образ жизни с преодолением разной степени сложности препятствий совместно со своими друзьями-товарищами в составе сплочённой тургруппы с упором на коллективизм и взаимоподдержку, а не на эгоистичный индивидуализм, культивируемый в западном варианте экстрима. Походный образ жизни, который оставил самые добрые и восхитительно благостные воспоминания у многих миллионов советских людей, возник в послевоенное время как образчик социальной жизни людей по своей воле исповедующих высоконравственный уровень взаимоотношений в походной группе, которая на короткое время похода становилась фактически единым организмом, в который походники сплачивались на основе единой, пусть и временной, цели - успешного прохождения намеченного маршрута при полном исключении ценностей западнического стандарта существования с его интриганством во имя товарно-денежного выгодоприобретательства, коварством перманентной лжи, снобизмом, хитростью выживания за счёт других, постоянной готовностью к предательству даже самых близких людей.
С исчезновением походного образа жизни в обществе как-то незаметно ушла и душевность взаимоотношений людей на бытовом уровне, поскольку больше не было той отдушины походной жизни, где каждый походник, образно говоря, не просто участвовал в передвижении по маршруту, прорисованному на топографической карте, а проходил своеобразное душевное очищение первозданностью природы и истинностью человечности. Общение людей у костров всегда были правдивы и откровенны, ибо все наросты лжи, злобы, несправедливости и склочности на корню выжигались стихией огня. Особо нужно отметить, что хоровое пение у костра под гитару представляло собой отголосок древнего магического ритуала очищения души от скверны, после чего у человека вновь открывались каналы поступления космических созидательных энергий. Таким образом, когда вся группа вне зависимости от отсутствия у кого-то голоса или музыкального слуха подхватывала песню гитариста, в процессе чего каждый пел так, как того требовала его душа, зная, что никто не будет осуждать или насмехаться над его манерой пения, свершался священный обряд сброса с каждого походника всей той массы духовных нечистот, что накопились у него при жизни в нечеловеческих условиях городской среды обитания.
К сожалению, очищающие душу человека походы остались в далёком прошлом. Теперь всё иначе. Постаревшие походники давно канувших в небытие лет ныне тускло доживают свои когда-то яркие жизни в пыльных городских квартирах. Если же им, пусть и редко, удаётся встретиться друг с другом у кого-то в гостях при каком-либо юбилейном событии, то они уже не поют, очевидно, всеми фибрами своих душ чувствуя всеобщую подлость наступившего времени господства тёмных сил, которым они ранее успешно противодействовали своими походами, при этом даже не сознавая, насколько они были могучи и несокрушимы для тёмных, ибо свершали они свой победный натиск на легион Тьмы в буднично-привычном режиме, как, впрочем, и было принято в ратных дружинах древних русичей.
Помимо походной тематики надо ещё упомянуть и об общем подходе советских людей середины прошлого века к общему пению. В то время примитивной конструкции телевизоры только начали появляться в особо продвинутых семьях. Основная же масса народа довольствовалась радиопередачами. По радио очень часто звучала классическая музыка, которую тогда многие с удовольствием слушали, подспудно повышая свой культурный уровень. Но более всего по радио передавались народные и популярные советские песни, причем расписание радиовещания было так составлено, что по какому-нибудь каналу всегда звучала музыка или исполнялись песни. Этим песням люди подпевали и в процессе хлопот по хозяйству, и на рабочих местах, и на отдыхе, ибо пение поднимало настроение, помогало в труде и способствовало радости веселья на отдыхе. Во время застолий по какому-либо поводу находился радиоканал с песнями, и тогда вся кампания тут же начинала петь звучащую песню (в те годы люди знали слова большого числа песен, что позволяло им петь их широко и задорно).
Сегодня страна напрочь задавлена телепопсой, которую простым людям невозможно петь, как это раньше было в случае с народными или советскими песнями. В результате страна полностью перестала петь. Поющих людей ныне нельзя услышать не только прилюдно, но даже в домашних условиях, поскольку пение для человека стало чем-то из ряда первобытной дикости. Допускается только пассивное слушание очередной попсы. Естественно, старые песни тоже не поются, да и слова их уже мало кто знает. То есть совместное пение людей, этот старинный обычай, вселявший в души людей безграничные силы для оборения трудностей жития, отброшено на свалку истории, что стало общекультурной катастрофой для самобытности народа, своеобразной болезнью для духа россиян, которая по всем признакам уже не поддаётся излечению.