Аннотация: Обзор 3-й группы конкурса Такая Разная Любовь - 2012
О снежном вине и любви
Мне кажется, рассказы о любви невозможно разложить на составные части более или менее однозначных критериев. На мой взгляд, здесь главное - донес ли автор до читателя чувство любви, сумел ли заставить ощутить его, заставил ли сопереживать или завидовать тому, что довелось испытать героям. Это очень сложно - вложить в слова часть своей души так, чтобы она была видна сквозь черные буквы на экране или бумаге. Поэтому я не буду ставить оценок в обзоре - а только писать о своих ощущениях после прочтения каждого рассказа подсудной 3-й группы.
1. Калугина Л. Горький вкус мёда
Рассказ-ощущение. Не чувство, а именно ощущение.
О нем мало что можно сказать определенно. Читатель не знает, кто герои рассказа, почему они расстались. Скорее всего, речь о любви безответной. Но если он не любит ее - то почему не отпускает, продолжает писать? Она - натура творческая, она растворяется в своем чувстве и счастлива одной возможностью любить. Потому и финал остается открытым: действительно ли героиня почувствовала, что ее любимый не желает отпускать - или она сама осознала, что не может убить в себе чувство, потому что это означает убить часть себя?
Очень красивый рассказ, похожий на холодное дуновение ветра и прикосновение снежинок. Тема проиллюстрирована достаточно, хотя истории любви и нет. Язык отличный, образный.
Откровенно говоря, слова песни в тексте рассказа - стихи - мне понравились даже больше, чем отдельная песня. Там они звучат отстраненнее, но пронзительнее, именно тем, что холодны, почти как замерзающее в одиночестве чувство в рассказе.
2. Шевченко Е. Роман с байком
Я бы не назвала этот рассказ произведением о любви. О молодости, тяге к свободе, приключениям, новизне, скорости, острым ощущениям. Молодость - почти синоним готовности влюбиться во что или в кого угодно - но все-таки не свершившегося факта любви. И яркая иллюстрация юношеского максимализма и переменчивости: красивые глаза - люблю, татуировки - нет, нет, не люблю...
Написано неплохо, живо, хотя и в несколько небрежной разговорной манере. Впрочем, для этого рассказа она вполне подходит. Но ошибки все же делать не стоит.
"костюм в облипку" - с первой строки очень напрягает полуграмотное "в облипку". По-русски будет "в обтяжку" или "облегающий костюм".
3. Фокина М.И. Пуговка
Рассказ, безусловно, наполненный любовью - хотя и не такой, какую привычно встречать в романах. Это любовь тихая, скромная, и даже постороннему незаметная - но от того не менее сильная. Соседка может считать девочку сиротой - но какая же Аришка сирота, если она бескорыстно любит весь мир, и мир отвечает ей тем же? Вот даже снеговик не смог остаться холодным и не жалеет своей короткой жизни, чтобы помочь девочке...
Не всякий способен разглядеть эту любовь, но у того, кто сумеет, защемит сердце.
4. Diamond A. In Utero
Рассказ не о любви - о боли. Любовь - только штрих из прошлого, а в настоящем остались лишь царапающие осколки воспоминаний. И они мучают героя настолько, что ему нужно совершить нечто страшное - как будто от этого боль исчезнет. Он не хочет понимать, что такими средствами она не лечится.
Автор мастер в умении писать с надрывом, так, что вместо слов и картинки видны острые края, зазубренные лезвия, созданные из самого пространства текста.
Правда, иной раз кажется, что автор больше наслаждается своим мастерством, чем созданным миром. Поскольку, судя по тексту, даже прошлая любовь героя была в большей степени мучительна, чем счастлива, и, потеряв девушку, он просто сменил одну боль на другую. Наверное, так и должно быть. Но избыток страданий несколько снижает их остроту в целом.
Кстати, то, что девушка была балериной, я так и не сообразила (только из комментариев). Поэтому вот эта фраза "Она обжигает легкие, желудок, а на подступах к кишечнику, подобно балерине, замирает в прощальной arabesque, терзая уставшее сознание осколками былого." создала впечатление неуместного пафоса. Интересно также, почему слово "арабеск" нельзя написать по-русски.
5. Шевченко Е. Как вам не стыдно, Марина?!
Любовь - она, конечно, разная бывает. Эта - похожа на развернутый анекдот. И как в анекдоте, персонажи, сюжет сильно утрированы, гротескны до неправдоподобия. Вот не могу я поверить в описанное, хоть режьте.
Первое. Конечно, у каждого мужа бывают заначки, и размер их зависит от степени доверия в семье. Но заначка размером со стоимость четырехкомнатной квартиры? Муж героини - он банки грабит? Второе: сюрпризы. После n лет супружеской жизни мужья приходят к выводу, что сюрприз сюрпризу рознь. Например, купить жене платье или кольцо без ее участия в выборе - чревато тем, что ей не подойдет или не понравится. А тут - купить жилье, сделать ремонт в квартире. Да любая жена бы плешь проела, что не тот цвет стен, не та плитка в ванной, неудобно сделана кухня, квартира не в том районе, не туда выходят окна и т. д. и т. п. Кроме того, радость для женщины - не только сюрприз, но и сам процесс обустраивания гнездышка. Третье. Утренние отлучки - любой муж понимает, что они не останутся незамеченными и вызовут вопросы и ненужные подозрения. Вместо совместной радости он устроит натянутость в отношениях - даже если жене не придет в голову нелепость, будто муж бегает к любовнице "чтобы успеть до работы". На самом деле, нужно, чтоб совсем башню снесло, чтобы такое вообразилось. И четвертое - сама героиня. Подозрения в измене возникают не только из-за отлучек. Есть мужья, которые много работают и редко бывают дома, но при этом не заводят любовниц, а любят жен и детей. Подозрения появляются тогда, когда в отношениях возникает холодность и отчужденность. Но, судя по "сюрпризу" это не так.
Язык неплохой, но очень упрощенный, почти разговорный.
Извините, автор. Рассказ совсем не зацепил.
6. Лапиков А.Г. Подарок
О "Дарах волхвов" О. Генри говорили многие, незачем повторяться.
Рассказ приятный, легкий, но не из тех, что западают в душу. Двое встретились, полюбили друг друга, мужественно выносили жизненные трудности, которые сделали их взаимную любовь еще сильнее. Все очень мило и очень просто, а история с именами и подарками - маленькие штрихи, подчеркнувшие главное: то, что они есть друг у друга.
На мой взгляд, слабость рассказа - как раз его реалистичность. Потому что автор - не участник событий, но даже будь он одним из влюбленных, не осмелился бы вынести на суд читателей сокровенное, личное, те самые детали, по которым читатель узнает любовь и сам влюбляется в героев. Здесь получился только пересказ случившейся с кем-то истории.
7. Лескова В. Снежка
Простой и милый новогодний рассказ. Безусловно, о любви: тихой, скромной, почти повседневной, привычной любви семейной пары и ребенка к своим родителям. Эта любовь только кажется само собой разумеющейся. На самом деле она не каждому дана, и ее тоже нужно заслужить. А главное - суметь сохранить. Единственное, что несколько смутило - явная, поданная в лоб нравоучительность в концовке. На мой взгляд, сама сложившаяся ситуация уже показывает, как родители были не правы - не так уж необходимо еще и озвучивать мораль в диалоге.
Моменты текста, которые показались мне не очень удачными:
1 "Маленькая кнопочка носа опустилась над блюдечком с конфетами и клюнула сладкие "подушечки"" - фраза, где сладости становится слишком много. Не только потому, что здесь конфеты и сладость, но и из-за избытка уменьшительно-ласкательных суффиксов и эпитетов. И трогательность превращается в приторность.
2 "- Успокойтесь, пожалуйста, ваша девочка у нас. Она пришла к нашему дому. Садитесь быстрее в машину и поехали.
- Но наша машина сломалась, поэтому мы здесь и застряли." - знаете, если родители два часа в отчаянии ищут ребенка в лесу, то сломавшаяся машина - последнее, о чем они подумают, когда незнакомый человек скажет, что их дочь у него. Прыгнут к нему в машину и поедут хоть на край света. А все остальное - потом.
3. "Пара сбавила скорость перед дверью в спальню, но все же родители не удержались и заглянули внутрь." - они и не должны были удерживаться. Родители должны были убедиться, что незнакомый Дед Мороз не ошибается и не врет - там действительно их дочь и с ней все в порядке.
8. Юрина Т.В. Весь мир - к твоим ногам!
Приятный рассказ. История любви, наивной юности и порывистости. Затея с походом в горы, конечно, была столь же необдуманной, сколь и романтичной. И, разумеется, в конце концов, Надя выберет именно Сергея. Не потому, что пережила с ним опасности, не потому, что увидела мир у ног - а потому, что согласилась идти с ним в поход, не умея кататься, не бывав в горах, не спросив, кто идет еще. Это показатель!
Красивые получились описания природы, познавательные детали о походной жизни. Слог хороший, только в диалогах показался простоватым, несколько неловким. Впрочем, это может быть сознательным авторским ходом, чтобы показать некое смущение в отношениях молодых людей.
9. Метелица Д.А. Профессиональный ёптинг
Отличный фантастический рассказ. Необычно, объемно, прорисовано, увлекательно, образно и грамотно. Одна беда - ни слова о любви. Ни "мир через призму секса", ни пьяные откровения с большой натяжкой не могу счесть любовью, даже и Такой Разной.
10. Несоздание Несоздание
Как ни странно, о любви. Очень специфической. Написано проникновенно, пожалуй, даже достоверно. Некоторые странности слога только подчеркивают странность истории, поэтому выглядят уместно. Героиня выписана подробно, ярко и чрезвычайно отталкивающе. Со стороны, вероятно, она выглядит скучным синим чулком, а ее внутренний мир подчинен клинически навязчивой идее. Годами жить с воображаемым мужчиной - это диагноз. Но еще заметнее становится болезнь, когда героине предоставляется шанс что-то изменить. Она не желает понимать, что живые люди не бывают идеальными, не хочет привыкать к достоинствам и недостаткам, предпочитая свои фантазии. Более того, она не хочет и появления ребенка, хотя после аборта ее мысли затопляет и другая болезненная идея: отвращение к себе. Осмелюсь предположить, что со временем психологическое здоровье героини будет только ухудшаться. Именно потому, что она не пожелала создания. А ее несоздание вызывает у читателя только брезгливость.
11. Лебедь Ю. Письмо счастья
Рассказ похож на девичью мечту - о том, как первая любовь вдруг поймет, как был не прав, вернется, полюбит... Довольно примитивный сюжет: в один из тоскливых, однообразных, одиноких дней героиня неожиданно получает письмо, и все волшебным образом меняется - оказывается, за ней следит ОН, ее давняя безответная любовь, восхищаясь на расстоянии, играет в таинственного незнакомца, а потом делает сюрприз на свидании вслепую. А когда ОН признается в любви, она гордо отворачивается, потому что уже не влюблена. Вот такая месть.
Рассказ исполнен не слишком грамотно. Со знаками препинания завал, много ошибок в построении фраз:
"в ожидании пока вскипит вода" - ожидая, пока вскипит вода
"сыграло решающий фактор" - решающую роль
"толи" - то ли
"приставил улыбку" - может, добавил "смайлик"?
"Работы было много на столько" - работы было так много
"она ему оказалось непотребной" - 1) оказалась, 2) "непотребный" - это не синоним "ненужного", это синоним "неприличного". Не стоит употреблять слово, не зная его точного значения.
"Мне оставалось то, что мы дружили" - мне оставалась дружба
"в магазин зашла скупиться" - что за диковинное слово?
12. Ланская Е.В. Цена ошибки
Рассказ, главной идеей удивительно похожий на предыдущий. Та же девичья мечта о первой любви, которая осознает ошибку и возвращается, только уже со счастливым финалом. Очень наивны попытки оправдать расставание - но чего только одинокая девушка себе не навоображает? Особенно если в жизни все так уныло. Но безволие героя, который позволил силком себя женить, даже не попытавшись отстаивать свою любовь, вызывает опасения, что героиня так же разочаруется в нем, как и девушка из "Письма счастья".
И с грамотностью много проблем. Смесь простого стиля с пафосно-устаревшими словечками (возопил, узрел, вопросил, персона) и разговорными (моська, тушка) создают ощущение неуклюжести. Много ошибок и в знаках препинания.
"- Что за черт?! - Возопил" - неверное оформление прямой речи. Слова автор с маленькой буквы. Далее - везде то же самое.
Я бы сказала, это рассказ "двадцать лет спустя" для молодых людей 80-90-х, которые увлекались "Амэрикэн бой" и "Рашн гёл", настоящую жизнь видели только в погоне за заграницей, долларами, и, казалось, стоит пересечь границу - там их осыплют золотом и счастьем. А выясняется, что не совсем так. Несмотря на сумасшедшие 90-е, ошибки, которых они наделали - их собственные. А если ошибки все же не помешали сохранить любовь - то это их собственная сила, которая оставляет надежду. Рассказ с отчетливым вкусом грусти о непоправимо потерянном времени. Однако извлеченные уроки - это тоже богатство, и не меньшее, чем банковские билеты.
Стиль хороший, но проблем хватает, особенно со знаками препинания. Есть и орфографические. Вот парочка:
"кирпичём" - кирпичом
"не взирая на" - невзирая
14. Юрина Т.В. Пари
Хороший рассказ, но любви я не нашла. Набор веселых и жутковатых институтских баек, две очень разные истории молодых людей, первый сексуальный опыт. Реалистично, впечатляюще, где-то жизненно-сурово, где-то с юмором. Но ни Андрей не любил Марину, ни, тем более, она его. Просто каждый был для другого чем-то необычным, из иного мира, и на некоторое время это их сблизило. Финал закономерен: им не по пути.
В основном, написано живо, гладко, но один вывод меня удивил:
"Ну и кому я такая нужна теперь? Так хоть попользоваться чужими деньгами." - странно. Вроде бы героиня ни разу в жизни недостатка в деньгах не испытывала, и сейчас у нее их хватает. С какой стати ей соблазнять восточных самцов ради денег? Скорее, так делала бы деревенская девочка, мечтающая о красивой жизни. Теряется логика. Кстати, кроме опасности забеременеть, секс с кем попало чреват дурными болезнями и утратой уважения к себе - второе, собственно, с героиней и произошло.
Язык неплохой, но встречаются вопросы, например:
"шёл, заплетаясь о полы," - это как?
"вывести на помойку гнилую картошку" - за руку? ВывеЗти, возможно?
"праздничное звучание маленького красного платья" - и все-таки платья не звучат. Может, "праздничного вида"?
Спасибо всем авторам за рассказы, за интересные истории, любовные, счастливые и драматические. Все произведения прочла с удовольствием, одни заставляли задуматься, а некоторые даже удалось почувствовать. Прошу прощения у авторов, рассказы которых раскритиковала: любовь - одна из самых неоднозначных тем, и нет здесь четких критериев для ее оценки. То, что не зацепило меня, другому читателю может показаться блестящим рассказом. Вкусы-то у всех разные. Может, поэтому и Любовь - Такая Разная.