Болдырева Ольга Михайловна : другие произведения.

Рецензии на "Без души"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тут собраны рецензии и отзывы на "Без души".)


HEKPOMAHT

Рецензия

"Без души"

  
   Что можно сказать об этом произведении? Оно уникально? Вполне может быть. Как ни странно, я редко читаю произведения в жанре дарк фентези. Даже не знаю, как смог осилить его. Однако смог, что говорит о недюжинном таланте автора. Все начинается с конца. Нет, не конца книги, а конца стандартной сказочной истории, когда Добро победило Зло. Всем хорошо, птички поют, но тут на смену Злу приходит несправедливость и предательство, которые снова оборачиваются злом и читатель вроде бы видит, что Зло на самом деле не было злом. Дальше начинается самое интересное. ГГ стремиться восстановить справедливость и вроде бы даже ему это частично удается путем причинения зла, мести. Пока все нормально и даже не страшно, но на самом деле это только начало. Дальше события вдруг делают кульбит и выходят из под контроля. У ГГ, вроде бы, появляется шанс все исправить, да вот беда, ему уже ничего не нужно. Однако же он соглашается на сделку, и вот тут читатель начинает чувствовать некий дискомфорт, уж больно странные у сделки условия. Дальше - больше. События на Земле кажутся еще более странными. Они могут показаться даже нелогичными, но это не так. Странные личности, странные разговоры, странные поступки, странные стремления. Все это перекручивается в такой тугой клубок, что читатель не может уже оставить это произведение, несмотря даже на штампы и скучнейшие описания алогичных рассуждений. Хочется уже просто понять, что же происходит на самом деле. Это не описать, это надо читать.
   Но вот подготовка завершена, и повествование выходит на финишную прямую. Начинается вторая часть и непосредственное исполнение мести. Читатель ждет справедливого наказания, а вместо этого... А вместо этого получает чувство неправильности происходящего. Герой ведет себя не так, как от него ожидается. Где же здесь праведная месть? Чем дальше идет повествование, тем острее чувство ошибки. Да-да, именно ошибки. Это камень в огород всех авторов МС, чьи герои всегда правы, даже вопреки здравому смыслу и логике. Тут автор как раз заставляет читателя в полной мере ощутить, что с самого начала ГГ неправ. Неправ в своих предпосылках, не прав в своих стремлениях, не прав в своих действиях. Читатель зачастую ассоциирует себя с ГГ, каково это понять, что ГГ неправ? Это просто ужасно, как же так, почему, зачем. Читатель испытывает ужас, но не от сцен убийств, насилия или жестокости, которых там почти нет, а именно от этого ощущения неправоты, когда все, что казалось верным становится ложным, когда справедливость оборачивается своей противоположностью, а предательство верностью и жертвенностью. И над всем этим летит единый мотив: "недопонимание - зло".
   И вот на фоне всего этого окончание вызывает невероятное облегчение. ГГ предает мир небытию и разом вычеркивает как сам мир, так и все в нем произошедшее из ткани вселенной. "Этого просто никогда не происходило" - облегченно вздыхает читатель. Не было ни предательства, ни неправедной мести - ничего. И все довольны в своем небытие. Доволен Сергей, ибо он не совершал ошибок, довольна Ирэн, ибо никогда не теряла дочери, довольны Далик и Ларин, ибо им никогда не пришлось предавать. Довольны все, включая старого слепого эльфа-провидца, который наконец-то получил то, к чему так стремился. Все они счастливы в своем небытие, как счастлив и читатель, понимающий, что другой развязки у всего этого нет и быть не может. Это не хэппи энд, но это единственно-возможная концовка.
   БРАВО АВТОР!

Олег Колипин

Хвалебный отзыв на:

"Без души"

   Сложно сказать, что ожидает найти читатель, открывая "Без души". Но куда важнее то, что он находит. Нельзя четко определить рамки жанра: стандартная фэнтезийная повесть? - ни в коем случае... Роман о сотнях судеб, которые переплелись в истории одного мальчик? Уже ближе. Есть что-то и от психологического триллера и от ужасов, но мне больше нравится определение, которое даёт сама Ольга: сказка.
   Очень страшная и сложная сказка, которая захватывает с первых строк и не отпускает ни на секунду сложным переплетением сюжета, игрой, которую затевают участники. И рассказывает эта сказка о том, что может случиться после знакомого всем с детства конца "и жили они долго и счастливо". А что если недолго, и совсем несчастливо? Что если друзья становятся предателями, мир сужается до тюрёмной камеры, а в памяти остается только боль? В чем-то роман "Без души" можно назвать даже пародией на привычные сказки: злым и жестоким коверканьем детских, наивных представлений о мире. Я не рекомендовал бы читать книгу многим людям и по разным причинам. Но главная из них: гнетущая атмосфера. Как могильная плита она придавливает читателя безнадежностью, и не оставляет никакого шанса на счастливый конец.
   Впрочем, обо всем по порядку. Сюжет я пересказывать не буду, это можно посмотреть и в других рецензия, а лучше всё-таки открыть книгу и самим прочитать. Остановлюсь лишь на многослойности сюжета. Казалось бы, все просто: вот плохие, вот хорошие... нужно отомстить. Все? Нет! С каждой главой, с каждой подсказкой, медленно, но верно приходит понимание, что все намного сложнее. Каждому событию сначала дается одна оценка, а потом оно же выворачивается наизнанку, чтобы показать все стороны решения, чтобы читатель смог сам выбрать то, что ему подходит, смог понять все грани. Людей, привыкшим следовать за авторским мнением, которое обычно выражается однозначно, будет преследовать чувство дискомфорта и неправильности происходящего: ведь Ольга обманывает читателя, так и не показывая своего настоящего отношения к разворачивающемуся действию. Играет полунамеками, словами, образами и снова отходит в тень. В общем, любители разгадывать головоломки будут довольны - нет, детективной темы, в романе нет, но в многоходовой игре весьма занятно пытаться понять логику персонажей и их следующие решения.
   О самих персонажах.
   Теперь обращусь к своей же цитате "вот плохие, вот хорошие".
   Одна из отличительных и выгодных сторон "Без души", что в книге нет ни одного положительного персонажа, есть главные, есть второстепенные, но хороших - нет. Спаситель превращается в разрушителя, добрая и светлая девочка Ирэн оказывается убийцей, предатели остаются предателями. И это вовсе не красивые обороты. Сейчас многие авторы пишут про якобы "тёмных" героев... Но Ольга доходит до конца, балансируя на грани фарса, ни разу не сбиваясь с выбранного пути. Каждый из персонажей преследует собственные цели, ведёт отдельную партию, и ради достижения цели, каждый готов на все. Они прячут лица за выбранными масками, играют и лгут: друг другу, себе, читателям. И даже на последних строчках, когда, все снова переворачивается с ног на голову и, кажется, что маски наконец-то сорваны, остается что-то такое, заставляющее задуматься: а вдруг и это обман? Вдруг осталось, что ещё? Но на этот вопрос каждому читателю предстоит самостоятельно найти ответ.
   Одна из самых ярких и интересных линий романа - метаморфозы, происходящие с главным героем - Сергеем. Психологический образ мальчика-спасителя проходит длинный путь удивительных превращений. Сначала он предстает перед нами мучеником: преданным, несломленным героем. Сдвиги в его сознании только начинают происходить - пока ещё незаметные фразы и акценты, лишь мягко намекают, что это начало пути Сергея. Но он уже вывернут наизнанку страданиями, на которые его обрек автор. Серое, безэмоциональное повествование от первого лицо, щедро разбавляют вкрапления воспоминаний. Именно в них читателя подводят к грани сумасшествия, вместе с Серегом заставляя переживать боль, отчаянье - самые страшные моменты его заключения. Страх, холод - все передается настолько четко и ярко, что невольно хочется закрыть файл, чтобы перестать чувствовать это. Но на первых парах легкое безумие кажется лишь дополнительной черточкой образа благородного мстителя.
   Но подождите... где он? Где благородный мститель? Почему вместо него нам представляют новую сторону Сергея: совершенно невероятный тип личности главного героя в большей массе современной фэнтезийной литературы... - сомневающийся, жалующийся на свою жизнь неудачник, не знающий ни что ему делать, ни куда идти, ни - во что верить. Да, многие покривятся и скажут: что же здесь хорошего? Нам не нужна бесполезная тряпка! Но это лишь ещё одна ступень на пути к перевоплощению - ведь оглянитесь, все мы такие. Любим жаловаться и ныть, сомневаемся, оборачиваясь назад, переживаем и переживаем над прошлыми ошибками. И вдруг увидев в Сереге эту черточку, которую так тщательно пытаемся скрыть не только от других, но и от себя, ощущается весь ужас, все отвращение к такой личности - и вот сочувствие преданному спасителю, перерастает в жалость и призрение.
   Но на этом метаморфозы не заканчиваются. Неудачник становиться разрушителем. Он переходит грань, за которой благородная месть предателям превращается в кошмар, когда одинаково карают и правых и виноватых. Лес рубят - щепки летят? Да. Вместе с бывшими друзьями Сергей отправляет в небытие целый мир. И ему уже неважно: было ли предательство на самом деле, или нет. Ему даже не хочется знать ответ. Ответить каждый из читателей должен сам.
   Образы других героев не так ярки. Можно отметить девочку Ирэн, которой также приходится проходить сложный путь преображений. Можно сказать о Девеане, мотивы которого так и остаются сокрыты. Даже Бездну отметить можно... - но всё равно эти персонажи лишь оттеняют Сергея. А Ларин и Далик так и вовсе теряются на общем фоне. Наверное, это один из самых заметных минусов произведения. Но только на первый взгляд.
   Стоит задуматься: нужно ли тут что-то сложное и объемное? Ведь большую часть текста повествование ведётся от первого лица. А, не смотря на все, Сергей не лишен человеческой субъективности. Он представляет нам других персонажей такими, какими он их видит. В воспоминаниях они одни, в настоящем - другие. Серые, больше похожие на тени персонажи - именно такой тусклой Сергей и воспринимает реальность. Значит, это всего лишь продуманный ход? Чтобы как можно глубже погрузиться в мир главного героя. Стать им. Лишиться эмоций.
   Итак. Книга сложная и тяжелая - это однозначно. Много мыслей, внутренних споров, воспоминаний, диалогов. В первой части действие развивается неспешно, во второй набирает скорость, но не теряет основного мотива. Психология на уровне. В книге нет, драк, сражений, походов, приключений. Даже любовная линия, сопровождающая сюжет кажется странной и неправильной.
   Роман "Без души" - это другой уровень фэнтези, плохо вписывающийся в стандарты. А какой именно решать вам.

Тролль Подстрочный

Заметки на полях тетради.

Тетрадь отличницы СИ - Болдыревой О.М.

"Без души"

      ***
      Итак, если женщина просит, то барану - троллю деваться некуда. Отправился читать. Идет и думает: "Да чего там еще могла сочинить эта автор? Опять про скуку? Или как компания идиотов в очередной раз спасает мир?". Дошел. Открыл. Нет, вру, сначала прочитал аннотацию, из которой понял только про игру. А когда прочитал книгу до последней строчки - то вернулся к микро - синопсису еще раз. И решил сделать его короче: "Инструкция для монстра: как разрушить мир".
      Короче, тролль утверждает: тем у кого депрессия, пошаливают нервишки, посещают суицидальные мысли и имеется склонность к повышенному слезоотделению, данное произведение категорически противопоказано. Как и тем, кто хочет найти легкое и развлекательное чтиво. Ни хера оно не легкое и ни разу не развлекательное. Жанр можно охарактеризовать как психологический триллер с элементами мистики и ужаса.
      Сюжет. Здесь два больших плюса. Во-первых, он имеется, а во-вторых - оригинальный. Субтильный паренек, с опытом тридцатилетнего мужчины, борется с безумием. Иногда - успешно. После курса магического аминазина, длительностью в пару лет, шизофрения ненадолго отступает, и парень принимается за дело... Но не стоит пересказывать, лучше прочитать самому.
      Пролог с рефреном о "плачущих небесах" логически объединен с первой главой. Сам рефрен немного напрягает, но в целом связан с общей канвой. А вот глава... минус один, но очень крупный: вся эта лабуда с зеркалом и появлением Творцов - притянута за уши и похожа на огромный рояль. Как и предложение стать игрушкой. Слишком уж... наивно, что ли? Нет, явно не годится!
      Вторая, третья и четвертая главы, являются попыткой обосновать появление обновленного сознания в теле подростка - дауна. А заодно - немного рассказать о прошлом. Общение братьев выглядит... не совсем адекватным. Ведь шестнадцать лет один из них был слабоумным, потом внезапно становится рассудительным, точно буддийский монах, а другой - вместо того, чтобы сообщить такую новость родителям и срочно вызвать их (заодно и психиатрическую бригаду) домой - слушает сказки и готовит ужин, отделываясь банальной фразой: "Чёрт, как же я рад, что ты... ты... вернулся!". Такое поведение, как минимум, неестественно. Как и то, что заколдовать родителей ГГ мог, а брата - нет, отчего и получил перелом носа.
      С пятой главой все понятно, да и написана, в целом, неплохо. А шестая... полет, падение, рассуждения о хороших и плохих, встреча с Девианом, (имя можно перевести, как "уклоняющийся"), кажется слишком затянутой и оттого нудной. Седьмая глава - вообще, сплошное занудство, автор, видимо, хотела в ней показать возвращение безумия, но вместо этого получился винегрет из событий прошлого и настоящего. Концовка, правда, порадовала. Как и глава 8, к которой особых претензий нет.
      Резюме по первой части: кое-где интересно, но о-очень занудно. В некоторых местах буквально заставляешь себя вчитываться в текст, хочется перескочить и посмотреть - что там дальше?
      Но насколько скучновата первая часть, настолько отличается вторая. Когда, собственно, и начинается развитие сюжета, а не подготовка читателя к будущим событиям. Толковые философские рассуждения, садистские сцены, подготовка к мести, а главное - психотип ГГ. Монстр, бездушный детоубийца, в котором не осталось ничего человеческого - на ум приходят только такие эпитеты.
      По главам разбирать не буду, ибо не... Возникает несколько вопросов: почему Ирэн получила память о прошлом, а остальные - нет? Даже отголосков о своем предательстве, например, в снах? Почему Эрик так легко дал клятву? Почему Далик не стал разговаривать с ГГ и требовать объяснений? Почему Ирэн, согласившись на все, ради своей любви, почти не делает попыток достучаться до Серега, а кидается в объятья Девиана? Эротическая сцена на поляне не слишком вписывается в общее представление о рыжей. Поступки ее двойственны, но совсем непонятен вопрос к небесам: "Вот теперь всё правильно?". Ответа нет.
      И еще о главном. То, что двигало ГГ все время. Сладкое слово МЕСТЬ! Так вот и нет ее! Не вышла, как-то! Ирэн убила Ларин - и ВСЕ??? А где душевные страдания предателей? Где угрызения совести? Где довольная улыбка монстра? Не, так не годиться!
      Финальная сцена: разрушение мира. Выписана очень неплохо, возможно, слегка не хватает красок. А конец - нет, хэппи эндом здесь и не пахнет! Все очень плохо. Хорошая концовочка!? Главное - оставляет впечатление некоей "законченности". Вы читали Фрая, "Книга огненных страниц"? Ощущение остается такое же. Пустоты. Холодной бездушной тьмы. Серого неба, роняющего на несчастную землю свои слезы. И того, что все было напрасно...
      Но не времени, потраченного на книгу. Читать которую можно только под настроение. Уж слишком серьезные вопросы поднимает автор. Конечно, мнение местами спорно, но его никто и не навязывает. Наоборот, многие диалоги как раз и интересны своим противоречивым суждением. Психотип ГГ - крайне необычен. А вот остальные персонажи (кроме Ирэн), кажутся слегка вялыми (точнее - прописаны как бы в двух мирах, но во второй части - гораздо слабее).
      Автор, по всей видимости, хочет взяться за продолжение. Вероятно о том, что любовь и красота спасет мир. Не знаю, стоит ли... Лучшее, как известно, враг хорошего.
  

Глушановский Алексей Алексеевич

"Книги которые мне понравились"

  
  
    58) Болдырева Ольга Михайловна
     Без души:
     http://zhurnal.lib.ru/b/boldyrewa_o_m/1bezdyshi.shtml
     
     'Самые жестокие палачи получаются из самых добрых людей, после того как их сломают', - по моему, эту, или подобную фразу я встретил у Терри Гудкайта в 'Первом правиле волшебника'. Само 'Правило' мне кстати совершенно не понравилось (ну не любитель я обширных садо-мазо экзерциссов), в отличии от произведения Ольги. 'Пусть рухнет мир, но восторжествует справедливость' - моя излюбленная тематика, и именно ей посвящена данная книга.
     Обычно я не раскрываю сюжетов рецензируемых книг, чтобы не портить впечатления читателям (впрочем, так же обычно я не рецензирую недописанные вещи) но в данном случае я решил изменить этим правилам, поскольку просто не вижу иного способа передать всю прелесть задумки автора. Итак:
     В одном мире, где свет и тьма прибывали в определенном равновесии, обусловленными самими законами этого мира, светлые придумали, как им казалось идеальный способ обмануть эти самые законы. Все очень просто. Надо призвать какого-нибудь наивного паренька из иного мира, объявить его 'великим спасителем', собрать достойную командую, замочить 'темного властелина' после чего быстренько схватить этого самого паренька, которому по мировым законам и досталась вся 'темная' сила (прежде чем он с этой силой научится обращаться), и скормить его душу вместе с поселившейся в ней силой тьмы изначальному хаосу. Соратники - предатели получают троны и благодарности народа, хаос - пищу, светлые - неограниченное могущество...
     В общем, все счастливы и довольны... кроме бедолаги Сергея, который до самого последнего момента наивно верил, что его друзья, - это именно друзья, не ожидая от них такого предательства. Вот только Великая Тьма не очень любит тех кто жульничает в её излюбленной игре. Для таких игроков и у нее найдется заныканный в рукаве козырной туз. Избранный Серег, не гибнет, как предусматривалось ритуалом, но переносится на десяток лет назад, в детство, в свой родной мир, и свою родную семью. Вот только, вместо души у шестнадцатилетнего ребенка сейчас вековечный мрак, вместо совести, - огромное магическое могущество, а вместо ярких чувств и творческих способностей - знания о будущем предательстве и жажда мести. Мести всем виновным в том, что он потерял душу. Всем, заманившим его в чужой мир для мучительной смерти. И его совершенно не волнует, что часть из тех, кто отдавал приказ о его казни, являются 'неприкасаемыми столпами', бессмертными созданиями, чья гибель может серьезно пошатнуть основы, или вовсе уничтожить тот мир, куда его еще никто не позвал.
     Книга очень понравилась. Из недостатков могу отметить только два: Во первых, книга пишется очень медленно. Во вторых, в показе психологии главного героя, автор иногда допускает досадные ошибки, в виде сомнений и колебаний в правильности выбранного пути. Какие сомнения, какие колебания могут быть у этого великолепного маньяка? В остальном - отлично! Моя оценка - 8,5 из 10.
  

Шинейн

"Мнение ну очень привередливого читателя"

Болдырева Ольга Михайловна

Без души

       
      У этого романа, должна признаться, потрясающая аннотация. Но она не отражает и сотой доли того, о чём пытается говорить автор.
      Сюжет прост: после спасения мира Избранный стал неудобной фигурой. И его уничтожили. Вернее, отобрали душу, решив что тело без неё погибнет. Но в этот раз судьба (и милая девочка Алив) решила восстановить справедливость: Сергею дан ещё один шанс прожить всю свою жизнь, исправить свои ошибки, отомстить предателям. Он получил огромную силу, возможность поработить все миры - но утратил желание добиваться хоть чего-нибудь.
      Он желает лишь вернуть свои чувства.
      (Честно говоря, пока читала, в голове вертелись несколько строчек: "Oh how I wish For soothing rain All I wish is to dream again My loving heart Lost in the dark For hope I`d give my everything" Nightwish - Nemo. По настроению очень подходит)
      Очень удачно, на мой взгляд, автор чередует кусочки настоящего и прошлого, создавая наиболее полную картинку происходящего. Про бесконечные страдания читать так же неинтересно, как и про существо, утратившее чувства, но умело чередуя эпизоды, Ольга добивается просто потрясающего эффекта.
      Очень колоритен образ Лёши. Он пока мой любимый персонаж. Почему - сама не знаю.
      Немного покоробило описание Тьмы как печальной красавицы, когда она принимает антропоморфный облик. ИМХО, образ очеловечивания таких понятий как Тьма, Свет и т.д. слишком заезжен, и поэтому часто образы прописаны не убедительно.
      Запомнился очень красивый язык, который, увы, немного портят частые ошибки, пропуски слов и несогласованность некоторых предложений. Но тут поможет только вдумчивая вычитка месяца через три после завершения романа.
      Очень понравилось, как подобраны эпиграфы, иногда специально возвращалась в начало главы, чтобы перечитать их. Они заставляют по иному взглянуть на написанное.
      Должна добавить, что данное произведение нужно читать только с соответствующим настроением, иначе удовольствия вы получите гораздо меньше, чем могли бы.
      Как можно судить из хвалебной рецензии (а для меня это - большая редкость!), роман меня зацепил. Удачи Автору!
      Исполнение: 8.
      Идея. Субъективно: 9,5. Объективно: 9.
  

Анастасия

Отнюдь не рецензия.

  
   Нет, это не шедевр и не новая веха в литературе, это просто очень интересный и необычный рассказ. Первое что заинтриговало, это то что ГГ - это безумный гений. Не совсем конечно гений, но он великолепен. Сюжет потрясающий, особенно порадовали слова из анонса, про то, что сказка продолжается... Не знаю, с какой интонацией автор это писал, но я читала обречёно-горько и в то же время предвкушающе! Там просто обязаны быть и месть, и любовь, и сладкое безумие, интригующие и привлекающие наравне с Тьмой. Пока все пишут о добре и зле, пока другие авторы клепают высокоинтеллектуальные очерки и целые эпопеи, остальные пишут, и читают, о том что привлекает намного больше. Люди ведь, по сути, изначально предрасположены склоняться на ту сторону, что запретна. А что может быть лучше безумия, мести, предательства и пронизывающей каждою строчку отчего-то ласковой Тьмы....
      Я вообще, очень люблю рассказы и книги про маньяков, безумных гениев и других нетривиальных персонажей на ты с Тьмой и вершащих свешенную месть. Безумно понравился сюжет, необычный, новый он как свежий глоток на поприще книгоклепания. Нравится, герой. Сергей великолепен. Хотя остальные смотрятся как-то не до конца прописанными и остаются некоторые спорные моменты. Да и вопросы возникают интересные. Например почему Ирэн, ничего не делает? Почему не пытается хоть как-то повлиять на ГГ? Почему не скажет что она это она та самая, которая единственная из всех его любила и не предавала, да что уж там, она же убила ради него! В буквальном смысле! Это один лишь из немногих интересующих меня моментов, но в целом, оцениваю данное произведение на где-то, 8-9 балов из 10...Точно сказать не могу. Буду смотреть, что будет дальше. Автор обещает третью часть. И хоть первая была больше объяснительной, диалоги, пояснения, дихотомия добра и зла, неумолимо склоняющий ко тьме. Не ко злу. А именно ко Тьме. Рассказывающий, как сложно жить без души. Эту часть можно назвать вводной. Вторая часть откровенно закрученный сюжет, здесь мы уже видим, того самого великого маэстро, безумца вершащего месть. Момент уничтожения мира поразил больше всего. Ни какого счастливого конца, но ведь сказка продолжается....?
  
  
   End1
   Если в прочитанном мной и есть что-то достойное быть антиподом Иаровскому Серебряному ветру, то это оно. Страшная вещь, которую просто нужно понять.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"