Аннотация: Статья о Роберте Говарде. Опубликовано: альманах "Крылья", Љ 4. - Луганск, 2009.
МИР "ДОЧЕРИ ЛЕДЯНОГО ГИГАНТА"
Творчество Роберта Ирвина Говарда (1906 - 1936) вошло в основание фундамента, на котором построено здание классического фэнтези. Некоторые из его произведений поражают глубиной смыслов, вложенных в них. За ширмой увлекательнейших сюжетных линий скрываются рассуждения о философских аспектах бытия, понимание общественно-культурных феноменов, природы человеческого существования. Наряду с образами могучих воинов и магов своё значительное место находят в творчестве писателя женские образы. В литературе Говарда женские образы бывают весьма ярки и непосредственны, отражая не только его представления о женской природе, но и мировоззренческие позиции. Именно яркая образность в его произведениях даёт основание для возможности их глубокого анализа и выявления присутствия интерпретационно-смысловых уровней.
В данной статье мы постараемся рассмотреть одно из интереснейших, по нашему мнению, произведений Говарда - рассказ "Дочь Ледяного Гиганта", вышедший в свет в 1934 году. Полагаем, будет нелишне напомнить сюжет произведения. Действия рассказа происходят в Хайборийском мире, сотворённом фантазией Говарда. На ледяных пустошах Севера сошлись в битве две группировки, перебившие друг друга. В живых остался лишь Конан. Израненный, он будто ослеп. Когда зрение вернулось к нему, мир вокруг переменился. Всё вокруг словно стало другим. Перед ним стояла девушка невиданной красоты. Она позвала, и внутри Конана вспыхнул огонь желания. Он последовал за ней, по пути повстречав двух великанов, покрытых льдом. Сразив их, он продолжил погоню за красавицей и, в конце концов, догнал её. Вырываясь из его объятий, она призвала на помощь своего отца - бога Севера Имира, Ледяного Гиганта. В тот же миг она исчезла, а Конан без чувств рухнул в снег. Позже его нашли бойцы, спешившие на помощь его отряду, но опоздавшие ко времени битвы. В руке Конана они нашли обрывок неземной одежды как доказательство происшедшего с ним приключения.
С первых строк рассказа читатель попадает в холодный жестокий мир вечных снегов и суровых воинов, постоянно ведущих между собою войну. Образ побоища на фоне бескрайней равнины под морозным небом весьма выразителен и красноречив. Повествуя о поле брани, на котором полегли все бойцы, автор подчёркивает всю бесплодность и ужас этой нескончаемой войны, где каждый её участник обречён на погибель; возможность победы здесь исключена из-за отсутствия победителя. Пейзаж безмолвной ледяной пустыни усиливает впечатление обречённости всех, кто находится там, посреди снега. "...И вот затих лязг мечей и топоров. Умолкли крики побоища. Тишина опустилась на окровавленный снег". Холодный, бесчувственный мир, в котором единственными нарушителями покоя были враждовавшие воины. Немой мир. Чужой мир. Мёртвый мир. Останки воинов, в конце концов, покроются льдом, их занесёт снегом, и спустя некоторое время никто не сможет понять, что когда-то именно здесь воины нашли свой последний приют. Они уже стали частью этого мира.
Снег издревле ассоциировался со временем - неумолимо движущимся, скрывающим в своей глубине события прошлого. Здесь очень показателен образ заметённых следов, о которых Говард упоминает в конце рассказа. Белый цвет означал чистоту, а на Востоке - траур, смерть. Холод присущ мёртвому существу; мёртвое, бывшее живым, неподвижно. Оно застыло, будто скованное холодом, замёрзшее. Оно не подаёт никаких звуков, потому что для звука необходимо движение. И холод, и белый цвет, и неподвижность, и тишина являются характеристиками того места, в котором разворачиваются события. Это действительно мёртвый мир. Окровавленный снег, с одной стороны, портит чистоту, свидетельствуя о жизни, но, с другой стороны, это говорит об имевшем место насилии и также о смерти, ведь кровь считалась носителем жизни, а пролитая кровь есть истраченная жизнь. Кровь должна пребывать в теле, если же она пролита, это сообщает о том, что жизнь покинула тело. Кроме того, кровь проливали, принося в жертву обитателям подземного мира. Здесь кровь замёрзнет, станет льдом, её припорошит снегом, и она исчезнет. Итак, перед нами открывается картина бытия времени и места в нём человеческого существа, стремящегося к превосходству, но, в конечном счете, стремление его сводится к абсолютному поражению - смерти и забвению.
Даже в мёртвом мире есть жизнь. Её пока сохраняют двое бойцов, кажущиеся призраками на погосте, пока не сталкиваются лицом к лицу. Тогда они будто оживают.
Что есть призрак? Призрак есть тень умершего, своего рода форма загробного, то есть посмертного существования. Он не обладает возможностью ощущения полноты жизни, поскольку лишён телесности, но имеет определённую цель. Призрак воспринимается как нечто из ряда вон выходящее, так как он есть существо, которого не должно существовать; он есть чужой в уже чужой ему среде, обречённый на одиночество вследствие собственной чужеродности. Двое воинов - чужие в мёртвом мире. Каждый из них чужд поодиночке, но, когда они встречаются, рождается новый мир - мир жизни, бурного потока. Сойдясь в поединке, они исполняют собственную судьбу; цели достигает лишь один, а, достигнув, исчезает из мира, и окружающий мир исчезает для него.
Поражает выразительностью образ главного героя - Конана. Он воспринимается как средоточие жизни. Могучий, упрямый, умелый воин, герой в первую очередь ассоциируется с мужчиной как таковым. Подчёркивается его отличие от других. Он подобен павшим на поле боя воинам, он сражался с ними плечом к плечу, но отличен от них в первую очередь внешностью, что бросается в глаза при первом знакомстве с ним на поле брани. Автор так описывает героя и его противника: "Были они высоки ростом и сложены как тигры. Щиты были потеряны, а латы помяты и посечены. На броне и клинках застывала кровь. Рогатые шлемы носили следы сокрушительных ударов. Один из бойцов был безбород и черноволос, борода и кудри другого на фоне залитого солнцем снега отсвечивали алым". Далее персонажи сами называют, кто они и откуда. Рыжеволосый воин из Ванахейма, а черноволосый - Конан из Киммерии. Герой похож на северных воинов. Так же, как и они, он принимал участие в битве, убивал противников, возможно, получал ранения. Даже статью он подобен им. Таким образом, он включён в безнадежную, по сути, войну без победы. Но, в отличие от других, он выживает. Победой это назвать трудно, хотя на этом поле герой получил самый ценный приз - собственную жизнь. Образ Конана резко контрастирует окружающему его миру. Он в нём чужой, о чём неоднократно напоминают персонажи произведения. Атали - дочь Ледяного Гиганта Имира - презрительно говорит: "Что ты знаешь о богах снега и льда, ты, ищущий приключений между чужих племён пришелец с юга?" В конце рассказа автор устами воина Хорсы, одного из спасителей Конана, ещё раз указывает на чуждость его северянам: "Ты ведь южанин, откуда тебе знать об Атали?" Здесь открывается различие героя от северян, которое, быть может, наряду с чудовищной выносливостью, помогло ему выжить. Конан - пришелец из тёплого юга, блуждающий по свету в поисках приключений. Само приключение есть его любимое занятие. Он живёт ради того, чтобы ощущать жизнь, а жизнь ярче всего чувствуется им во время переживания приключения. Следовательно, герой существует, чтобы жить. Битва воспринимается им как приключение, ощущение вероятной близости смерти от рук противника даёт ему полноту жизни. Он находит источник жизни для себя в азарте боя. Северяне же, судя по аналогии со скандинавскими представлениями о посмертном существовании воинов, находят в битве путь к смерти ради возрождения в Валгалле. Достойная воина смерть является для них целью существования; они, живут, чтобы умереть, а Конан, в отличие от них, живёт, чтобы жить. Образ Конана утверждает основной принцип существования живого существа: жизнь для жизни. Различие жизненных установок объясняется чуждостью главного героя миру севера. Его жизненная установка сформировалась не среди льдов севера и воинов Асгарда и Ванахейма, и многое из их культуры неизвестно ему как чужаку, пришельцу. В виду этого он стремительно реагирует на меняющуюся ситуацию, сражается с великанами в ледяной броне, вместо того, чтобы принять от них смерть, почётную для северного воина. Он не знает, кто эти великаны, поэтому не испытывает к ним ни должного почтения, ни, возможно, должного ужаса, что сковывали бы его решительность. В них он увидел врагов, пытающихся его уничтожить, и принял соответствующие меры по защите. В контексте символики других образов образ главного героя ассоциируется с Мужчиной и Человеком вообще, преодолевающим препятствия, активной жизненной силой. Лишь человек, свободный от предубеждений и стремящийся к жизни способен подняться над другими и стать великим.
Главный герой слепнет, оставшись один и выполнив поставленную задачу. Его мир - мир ему подобных, живой, полный чувственности, движущийся, где кровь кипит в жилах. Без возможности обретения врага или друга мир предстаёт холодным, безразличным, мёртвым. Теряется смысл существования, пропадает интерес к нему. Возникает вновь он лишь с появлением другого живого существа, что влечёт за собой новые цели и задачи. Здесь мы впервые в рассказе сталкиваемся с женским образом - Атали, дочерью Ледяного Гиганта Имира, бога народа воинов и хозяина снежных пустошей.
Имир в скандинавской мифологии считался ледяным великаном-первосуществом, из расчленённого тела которого богами был создан мир. Собственно, Имир есть одновременно божество Вселенной и сама Вселенная. Поскольку Говардом в данном произведении описан мир льдов и снега, то Имир вполне может отождествляться с ним. Следовательно, Атали есть порождение этого мира, впитавшая в себя его холод и унаследовавшая его красоту, чуждую людям и вместе с тем притягательную. Когда она возникла перед героем и засмеялась, нечто "необычное, что-то такое, чему он не мог найти ни объяснения, ни названия, произошло с миром. Земля и небо обрели иной цвет". Зрение вернулось к герою! Атали имела дивную меняющуюся внешность, словно была олицетворением абсолютной женской красоты. Её образ в мифологии похож на образы других красавиц-губительниц. Из славянской мифологии вспоминаются, прежде всего, русалки, завлекавшие в воду обуянных желанием молодцов.
В рассказе Атали предстаёт в образе самовлюблённой хрупкой девушки, наслаждающейся осознанием своей красоты. Она Женщина, к которой устремился герой - Мужчина. Первым смыслом, открывающимся внимательному читателю, является смысл взаимоотношений между Мужчиной и Женщиной.
Мир, в котором пребывал герой, исчез. С появлением Женщины возник другой мир, существующий по её правилам, где оказался Мужчина. Красота Женщины, её голос привлекают Мужчину, а её наполненный гордыней тон и дерзкие слова, в которых он услышал безумие, вызывают в нём гнев. Она играет с ним. В результате в душе Мужчины рождается безумная страсть. "Гнев опалил его душу, но ещё жарче было желание - кровь пульсировала в щеках и жилах. Страсть сильнейшая, нежели телесная мука, охватила его, небо стало красным". Красный цвет - цвет крови - означал жизнь, движение, активность. Красный цвет и его оттенки использовались в одеяниях царей и полководцев, отмечая их верховный статус. Небо издревле ассоциировалось с недостижимостью, чистыми стремлениями, надчеловеческими силами, правящими жизнью смертных. Чистое голубое или синее небо символизировало спокойствие и власть. Красное небо, будто насыщенное пролитой кровью, предвещало бурю или вообще беду. Страсть же есть гибельное желание достижения цели, ослепляющее желание; охваченный страстью видит лишь её предмет и пути её достижения, и эта ослеплённость зачастую выступает причиной его гибели. Женщина увлекает за собой Мужчину в снежную пустыню, которая представляется ему волшебным красочным миром, и там дорогу ему преграждают двое заледеневших великанов. В рассказе они предстают братьями Атали, которым она велит вырвать бьющееся сердце героя и хочет принести его в жертву отцу Имиру. Так самовлюблённая Женщина разбивает сердца незадачливых поклонников; их она возлагает на алтарь собственной гордыни. Но герой сметает преграды и продолжает преследование. Намерение Женщины пошло прахом. Теперь страсть Мужчины уже не забавляет, а пугает её. Она пытается убежать. В конце концов, он настигает её. Сжав в объятиях, он ощущает её обжигающий холод и полагает, что сможет согреть её своей кровью. Но огонь, растопив лёд, разрушит холодную сущность Женщины, она станет другой, и этого она боится. Вырвавшись, она призывает на помощь мир, и мир забирает её. Мужчина снова остаётся один посреди ледяной пустыни. Он попадает в тёмную и холодную вселенную, где солнце давным-давно погасло. Оттуда его вытаскивают вовремя подоспевшие на помощь товарищи. Они возвращают героя в привычный для него мир - его мир.
Стало быть, в рассказе взаимоотношения между героем и Атали как образами Мужчины и Женщины носят ярко выраженный односторонний негативный оттенок. Это приводит читателя к пониманию смысла безответной любви, вложенному в произведение Говардом.
Образ Атали прекрасен, притягателен. Она разжигает у героя желание обладать ею. С её появлением мир для героя меняется, становится волшебным, играющим красками вместо его прошлого бело-красного мира. Героя, зачарованного красотой девушки, словно охватывает безумие. Он слышит безумие и в её голосе. Он может видеть её, слышать её голос, но не владеть ею. Даже преодолев все преграды, он не получает желаемого - его любовь, если это действительно любовь, в ответ получает страх.
Белоснежный, чистый образ Атали наталкивает на ассоциацию с любовью. Желание, страсть показываются проявлением земной любви и вместе с тем стремлением к любви неземной, чистой, что отражено в обобщённом образе погони. Но Атали, не смотря на всю возвышенность образа, горда и высокомерна, что не свойственно любви. "Она смеялась прямо в лицо ошеломлённому воину, и смех её был бы слаще шума серебристого фонтана, когда бы не был отравлен ядом презрения". Любовь предусматривает добровольное самопожертвование, но не принесение в жертву, как едва не произошло в рассказе. С другой стороны, для обретения неземной любви необходимо пожертвовать земным.
В произведениях Говарда Имир занимает место Одина. В Валгалле хорошо отдыхают души смелых воинов, как и описано в скандинавской мифологии. Поскольку сердце является средоточием земных желаний и переживаний, то вполне логичным кажется принесение его в жертву земному миру для перерождения в вышнем мире, где наслаждаются существованием в Валгалле храбрецы, павшие в бою, то есть и стремившиеся к этому. Войдя в Валгаллу, воин может обрести Атали. Но герой избрал иной путь. Он решил соединить земное с неземным. Задача оказалось для него невыполнимой и стала причиной падения во вселенную без любви как таковой.
Атали предстала для героя великой целью, каковой было для великих завоевателей покорение мира. Пока существовала цель, существовал и мир. Как только цель жизни исчезла, потерялся смысл дальнейшего существования, и окружающий мир канул во тьму. Цель стала для героя страстью, наполнявшей его жизнь. Достигнутая цель исчезает, чтобы дать место новой. Если же цель велика, то её достижение влечёт за собой нивелирование значимости других целей, особенно в виду отсутствия возможности их осуществления. Так случилось, когда герой остался один в полярной пустыне.
Итак, перед внимательным читателем открывается целый мир, где утверждается торжество жизни над смертью. В рассказе показаны взаимоотношения человека и окружающего его мира на нескольких смысловых уровнях: уровне сюжета произведения (приключение Конана-киммерийца как смысл) и уровне символа, который, в свою очередь, имеет подуровни, происходящие от смысла каждого конкретного образа и складывающиеся в смысловую структуру произведения. В результате определяется обобщённый образ бытия человека, где находят место и постоянная война человека с самим собой, и смерть индивидуального человеческого мира, и любовь, и цель человеческого существования, которую он сам перед собой ставит и достижение которой определяет его бытие.