Ink Visitor : другие произведения.

Пушки на опушке, или Отзыв на "Техногенные перелески" А.Ильина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пред разбором, для разгону
    КрытеГ хлопнул самогону ;-)




Алексей Ильин, "Техногенные перелески"

(На текущий момент, 06.12.13 - 224к по счетчику СамИздата, 36 сказок)

  
   1. Общее впечатление
  
   Понравилось.
   Хорошо, если не докапываться до мелочей, а местами - так и вовсе отлично.
  
   2. Анализ
  
   2.1 А. смысловой
  
   Пока не законченный цикл сказок, жанр в двух словах не определить. Постап-панк байки? Вроде того, только гугл такого не знает :-). Так что давайте по порядку, что здесь есть:
  
   а. Атмосфера, драйв и постмодерновый трэш. В хорошем смысле слова.
   Ну, смотрите сами:
  
   "И тут Красная Шапочка подходит. Спокойно подходит, спокойно пароль вводит к входной двери. Ну да, 'derny za verevo4ku'"
   ...
   "- Не, слишком легко отделаешься, - Задумался Братец Лис - Во! Разорву ка я тебя лебедками. 
- Рви, Братец Лис, - это еще не самое страшное, - отвечает Братец Кролик. - А самое страшное ты в жизни не угадаешь - тебя ж, дурака, в гугле забанили
   - Не, за лебедками влом тащится. А че ты там про гугл говорил? - И Братец Лис достал свой навороченный комм - И вовсе я не забанен в нем.
   ...
   "А Медведя в лесу все уважали. В него ж меньше, чем из РПГ стрелять только злить. А он, когда злой, почем зря из установки залпового огня фигачит. Да и из РПГ опять же... ты сперва эту дуру удержи, тяжелая ж она как... А во-вторых, Потапыч - он тока на вид тормоз. Как до дела доходит - только успевай уворачиваться. Ну, и арсенал у него всему лесу на зависть - от дезерт игла заморского (другие пистолеты в лапе плохо лежат, говорит) до установки 'Ураган'. Уж про мелочь типа урала с "шилкой" в кузове или там Т-90 и говорить не приходится."
  
   :-)
   Стволов и военной техники в тексте дофига с горкой. Я в боевых железках не разбираюсь - что такое С-300 узнала только, когда первый раз залезла в руины бункера при С-200. Если разбираться, возможно, все еще забавней выглядит.
   Как вы уже могли заметить по цитатам, в тексте много разговорных искажений, сленга, бранной (иногда и обсценной) лексики - так что нежные и ранимые натуры, вместе с борцами за возвышенокультурность художественной речи, могут идти на... например, бороться куда-нибудь еще, потому как тут все это к месту.
   Персонажи, несмотря на постмодерн-отсылки и, местами, карикатурность - с хорошо прописанными, живыми и оригинальными характерами. Атмосфера, достаточно отчетливо чувствующаяся и с самого начала, постепенно углубляется, также постепенно раскрывается и архитектура мира - по меркам фант-сказок весьма хорошо проработанная. Хотя мир, повторюсь, техногенный, витает над пушками и постъядеркой отчетливый дух языческой традиции.
  
   б. Юмор и сатира
   По мне, так весьма годные по подаче и смыслу. Разумно и, по большей части, в меру не навязчиво и действительно смешно.
  
   "Мораль? Ну если очень надо, ща придумаю... Во! Ежели херню творишь краткосрочной прибыли ради иль по недомыслию, так следи, шоб херня твоя тех, кто сильней, не задевала. Ну как, устраивает? Мораль-то?" - ну, как вам сказать...
   ...
   "Вот, помнишь, я про чОрных колдунов упоминал? Почему они черные? Они из "ничего" еще больше "ничего" творят, а потом много "ничего" во вполне реальное "все" превратить стараются. И реальное "все" у других при этом отбирают: больше-то негде. ... ... Вот как-то эти колдуны и ведьма въехали в перелесок Ло Хи. Это не то, про что ты подумал. У них ящик был белый: жмешь на кнопку - появляется надпись 'Lo', на другую - 'Hi'."
   ...
   "Тигр как на него глянул - сразу маленьким и скромным себя ощутил. На Тунгуску глянул - за колонну свою стыдно стало. К Медведю подошел, тот его за стол приглашает. Выпить, закусить, побеседовать. У молодых из степняков как-то идея возникла, может, того, он же один... Но им старшие быстро намекнули, что не стоит. Только молодежь по земле покатилась. А кто сказал, что затрещина - плохой намек?"
  
   в. Серьезные и эмоционально сильно поданные идеи.
   Или, точнее будет сказать, не отдельные идеи, хотя их из текста можно надергать достаточно - а взгляд на мир. В общем-то, на вполне обычные (для литературы) ситуации, мне он, в основном, внове не был (но кому-то наверняка будет), однако представленный так, что - как бы это сказать? - в него верится, а проблемы вызывают сопереживание. (*внутренней голос - 1*: крытеГ, а без пафоса никак?)
  
   "И еще банку пива протягивает. Только Рыся вскрыла, так Шапочка одним четким ударом банку вышибает, даже глоточка сделать не дала. Рыся вскочила, ошарашенная, вся в пене, смотрит, ничего не понимает. 
- А это, - Красная Шапочка говорит - тебе, дуре мохнатой, за то, что не маякнула, что с тобой все в порядке. Могла бы и нарушить радио молчание. Я за утро чуть не поседела. 

В свое время Рыся отомстила, разумеется. А как же. Кошки прощать не умеют - запомните раз и навсегда".
   ...
   "А на спуск нажать не может. Здесь и сейчас нет тех ржущих нукеров. Не носятся шальные от резни степняки, и в воздух никто не лупит с воплями. Есть вот только эта вот лиса и ее лисята. 
В голове одна фраза вертится, как заклинило: "Всех, кто выше тележной чеки". Только перед глазами не те, за кого мстил все эти годы, а затылок с рыжей косой. И хочется с матом весь магазин высадить, но почему-то в воздух, туда, к небесам, пулю за пулей", - вроде неоднократно читала о таком и в документалистике, и в художке, ан нет, все равно пробирало, хорошо так пробрало.
  
   Ну и в мироустройстве местном найдется, на что спустить мысль с древа:
   "...Но вместе с Силой пришло Железо... ... ... Следом же за Железом на легких крылышках в мир пришла Хитрость и легкомысленная красавица с расчетливым взором, Интрига, стала ее вестницей. А на свадьбе Принца и Спящей Красавицы сидела в злой тоске королева. 
Однако сквозь все это тихо исподволь произрастала Цифра и уже ее вестник, легконогий весельчак Рандом, заставил Серого Волка взяться за паяльник с ноутбуком...".
  
   Глубина и серьезность нарастают по мере развития цикла, при этом остальные достоинства никуда не деваются.
  
   г. Ну и как по совокупности все это предлагается назвать, кроме как "хорошей книжкой"? :-)
  
   2.1 А. Технический (и чуть-чуть смыслового)
  
   Для начала ругачка: знаки препинания в тексте живут своей жизнью, что не всегда плохо, но время от времени они начинают плакать и проситься на место, в тайне лелея надежду исправить по дороге и пару орфографических ошибок/опечаток. "Время от времени" - это достаточно редко, чтобы непривередливая к ошибкам я могла читать, не спотыкаясь, но достаточно часто, чтобы я даже не пыталась вывернуться и взять "избранные" цитаты без них: теоретически, наверное, решаемая, но слишком сложная для моей ленивой критической белочки задача. Даже в названиях попадается:
   "Тот который не сумел", "(не)Хорошая девочка которой не досталось феи" - нужна запятая перед "который" (напр., - В.Высоцкий "Тот, который не стрелял", В.Гюго "Человек, который смеется" и др).
   Не, честно говоря, не все так страшно - чем ближе к концу, тем текст чище (вряд ли стала бы останавливаться на этом отдельно), но в начале безобразия и правда сильно больше нормы. Первые истории цикла вообще заметно менее аккуратно написаны, попадаются и явные стилистические огрехи. Например,
   "Вот как-то шли трое черных колдунов..."
   ...
   "Вот как-то эти колдуны и ведьма въехали в перелесок Ло Хи", - так начинаются два абзаца подряд. Неудачно вдвойне, так как еще и шли/въехали одновременно... Больше похоже не на ошибку даже, а на артефакт от вычитки.
   Также, в первых историях - обращение к слушателю в единственном числе, в последних - во множественном (в "Странниках" - еще "ты", в "Компас земной" - уже "помниТЕ"). Не уловила смысл этой перемены.
  
   В целом, при случае текст ре-вычитнуть хорошо бы авторской рукой, и именно что "в целом", дабы выровнять по высшей планке. Тут я ничего "для примера" пытаться править не буду, потому как (*зачеркнуто*: мне лень) чувство ритма у меня своеобразное, в общем, сомневаюсь (больше обычного) в адекватности направленного в данном случае. При случае - это, например, (*зачеркнуто*: сейчас) когда цикл к концу подойдет, для большего единообразия.
   - *внутренний голос -1* Рецензент, какого автору отмазку на блюдечке выкладываешь - думаешь, сам не догадается?
   - *внутренний голос-2* А? Чего? Я - ничего. Я от автора проды к другой вещи жду, вот тебе, кстати, ссылочка: http://samlib.ru/i/ilxin_aleksej_igorewich/dorogipacyrnoipehoty.shtml
   - *внутренний голос-1* О, них... хрена себе! Фсем читать!
   :-)
   Но, шутки-шутками, а когда-нибудь редактурой заняться определенно стоит. В остальном, ругаться, в общем-то, и не за что. Скорее наоборот.
   а. Стиль, в целом - хорошая, энергичная стилизация под разговорную речь, с явным авторским голосом. Диалоги, где есть, тоже порадовали - естественные, нагруженные смыслом и как характеристика персонажей, и как сюжетное действие.
   б. Герои - отлично прописаны. Едва ли не всеми методами, которыми возможно. Во-первых, архетипы (Медведь, Волк и др.) и прозвища. Во-вторых, в сравнительно кратких, но емких и дополняющихся по тексту описаниях - и "от рассказчика", и от других персонажей, и интроспективных. В-третьих, в действии и в диалогах: тот же Медведь - не просто "все уважали", а показано, за что и почему, причем неоднократно и вполне убедительно. Ну, например:
   "Один банан Заяц себе взял. Другой Ворона отщипнула. Третий Еж подхватил. А четвертый медведю протягивают. 
- Хы! А мне-то за чем? - Удивляется косолапый
   - Так ты подсказал, как по уму и без беспредела разобраться. Как тебя не уважить? 
- Н-ну, даете, мелочь пузатая! Вы лучше на пиво сменяйте, от тогда уважите ", - чем этот диалог отличается от описательного "четвертый хотели отдать медведю за то, что рассудить помог, но тот от банана отказался - попросил на пиво сменять", а реплики - от "а мне за помощь что будет?", "сдурели что ли, мне такую фигню совать!" и прочего возможного, и как, в результате, характеризуют Медведя - сами догадаетесь, надеюсь ;-).
   В-четвертых - у многих героев прописана предыстория, органично объясняющая (или вписывающаяся в) сложившийся в настоящем времени характер.
   в. Сюжеты, в большинстве - непредсказуемые и небанальные, несмотря на множественные отсылки к известным сказкам и мифам - ибо творческое переосмысление рулит (*внутренний голос - 1*: ты б еще про интертекстуальность загнула). Перекличка между историями, пересечения судеб персонажей - органично вышли и порадовали по факту. Также порадовали хорошо подобранные названия сказок: "Стопроцентное свинство", "За что Тигр Старого Беара уважает" и не только.
   г. Мир - атмосферный и проработанный, есть, в общих чертах, география, предыстория с некоторыми объяснениями в середине рассказывается. Внутренне непротиворечивый и тем достоверный.
   (Не, если б в псевдонаучной космофантастике копытные инопланетяне вовсю стрелковое оружие пользовали и мастерили, я б, конечно, спросила - как это им без пальцевого хвата удается. Но тут - фантастика сказочная, которая объяснений ради объяснений и не предполагает, ибо нафиг они в ней не нужны).
   д. Авторские фишки - есть. Своеобразная стилистика, юмор, тонкие переходы от стеба к серьезу и обратно.
   е. Идеи, авторский взгляд - есть, разные. Обобщить? Совсем-совсем обобщить? Ну...Э-э... Хм... Ладно. Приведу на этот счет две цитаты. Большую:
  
   "Когда Главное Слово прозвучало, мелкие города умеренно накрывали. В центре живого ничего не оставалось разумеется, а вот на окраинах временно уцелевших хватало. И был в одном из таких мест парнишка, уличный музыкант. В переходах играл, на площадях, в электричках. Мечта у него была - на 'фендере стратокастере' сыграть. Вот парень и просек, что жить-то осталось немного: дозу хватанул хорошую, лучёвка - вопрос исключительно времени, причем ближайшего. Только он не в магазины за бухлом рванул, а к лучшему в городе музыкальному магазину. Там и концертная аппаратура хранилась, и стратокастер продавался, на почетном месте, под стеклом и за такую цену, что парню ни в жисть было не скопить. 
Выволок он аппаратуру, настроился, водки хлебнул, чтоб пару часов продержаться и дал на площади свой первый и единственный большой концерт. А под конец, когда уже с неба пепел сыпаться начал, сыграл "Как следует смажь оба кольта". Много позже, как Хлад закончился, нашли на площади скелет с гитарой и аппаратуру полуистлевшую. Даже памятник хотели поставить, но как то не сложилось... 

Это я к чему. Есть в наших краях такая штука - Зов. Это когда бросают все лишнее и гонят, куда глаза глядят, да колеса несут. Тройка дельфинов даже как-то решила "на тот берег сплавать", ага, с камчатских-то берегов. Что? Нет, не вернулись: может, сгинули, а может, доплыли до цели, да назад поленились. Ну, а может, так и колобродят по Тихому Океану. Кто их знает. 
Считается, что Зов - это отголосок того концерта и той последней песни. Кто услышит сквозь время, тот и рванет в новые края мир посмотреть, а себя показать, это уже как получится. Когда же затихнет - значит, прошло время странствий: пора на месте оседать, семью заводить. Чтобы лет через пятнадцать уже твои дети услышали Зов. Это если отпустит, конечно".
  
   И маленькую:
   "И отстань, блин, от меня со своей моралью! Достал. Тебе нужна - ты и придумывай".
  
   Вот такЪ. :-).
  
   На первый взгляд, странный, несколько безумный антураж, не менее странные человекозверосказочные герои - прекрасно подходят к тому, чтобы строить такие смысловые технопарки и жить среди них, а разговорноподобный энергичный стиль помогает эмоциональному восприятию текста, да и сам, во многом, смыслообразующ - ибо драйв и еще раз драйв! :-).
  
   Кое-где можно нарыть частностей и прикопаться, но не нужно, ибо в целом - зачет по всем показателям.
  
   3. Другие комментарии
  
   Сложно вычленять - к концу (на текущий момент) все уже видится единым текстом, но если попробовать, то, пожалуй, из всего цикла субъективно мне наиболее понравились сюжетная ветка Тигра и "Тот который не сумел". Наименее - "Личный праздник" и "(не)Хорошая девочка которой не досталось феи".
   В первой - несмотря на то, что речь ведется о Дубненской Битве, местная специфика мало чувствуется, а без нее - все хоть и верно, но, на мой вкус, слишком банально и пафосно прозвучало. По сравнению с более поздним описанием тех же событий с другой стороны - ("Ну, сами прикиньте, каково это - сидеть и слушать, как смолкают свои рации. Чужие, ясное дело, тоже, но медленнее. И вот свои уже все замолчали, кроме одной, где кто-то скулит и просит вытащить" (цит. "Горе побежденным") - по эмоциональной нагрузке гораздо слабее, по сравнению с "А еще щелчок затвора, когда патроны вышли, почему то запомнился" (цит. "Медведь и Медведица") - пожалуй, тоже.
   Вторая (о (не)Хорошей девочке) - воспринимается как сильно путанная, только с третьего раза кое-как ее запомнила. И, в связи с этим, - задумалась, так сказать, "в общем и целом", почему какие-то истории читаются заметно тяжелее других, хотя сами по себе, вроде, хороши. Результатом стало следующее, очень общее, соображение:
   Сознание вида Homo Sapiens Sapiens ритмично (в том, что касается интенсивности восприятия) и ограничено по объему формулой 7+-2. Из-за этого сплошной, плотный и энергетически насыщенный поток информации (в частности, текста) воспринимается сравнительно сложно. Сильно облегчает задачу структурированность информации. В случае художественного текста это, в первую очередь, структура сюжета - экспозиция/завязка/кульминация/развязка и существование основного, единого для истории конфликта. Сюжет может быть сложным и нелинейным, но, тем не менее, он все равно чем-то увязывается в единое целое, как, впрочем, и бессюжетная проза.
   В конкретной истории-сказке структура нечеткая - даже часть "морали" из концовки в середину пришлось перенести, что б как-то ее подкрепить, дабы с концами не утонула в разветвлениях и отступлениях (наличие которых хорошо, но в меру), а, в целом, похоже на то, что чем четче - тем легче текст и "берется". Для меня этот эффект сравнительно сильно заметен (*зачеркнуто*: так как я тормоз не только в том, что касается отзывов), для большинства читателей, скорее всего, меньше. Но обращать на это внимание при продумывании или редактуре текстов, написанных в таком стиле, на мой взгляд, смысл имеет даже больший, чем при работе с текстами "среднестатистическими". Так как динамичная, очищенная от э-кающих пауз художественная разговорная речь - за счет интонаций, отступлений, обращений к слушателю - по насыщенности информацией мало отличается от глубокообразной и сдобренной тремя этажами подстрочных смыслов.
  
   4. Прогноз
  
   На мой взгляд, "Техногенные перелески" - неформат в хорошем смысле слова, но немного не в том, в каком любители оного слова его обычно употребляют. Так что насчет официальной печати - к сожалению, сомневаюсь :-( . Разве что реалии кардинально изменятся . А сарафанным радио - может и, думаю, будет потихоньку распространяться, и поклонников находить будет, чаще в неформальной (музыкальной, ролевой и иже с ней) среде, но не только. Чтоб этот процесс шел живее - желательно начала цикла отшлифовать и, может быть, усилить дополнительными историями, которые будут в большей степени отражать общее настроение и идеи.
  
   В заключение... А что в заключение? Удачи! :-)

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"