Богданова Наталия : другие произведения.

Маленькая ода большой органной музыке

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

  
  Наталия Богданова
  
  Оттава
  
   МАЛЕНЬКАЯ ОДА БОЛЬШОЙ ОРГАННОЙ МУЗЫКЕ
  
  - Вы когда-нибудь пробовали сесть на шпагат?
  - Пробовали, - ответите вы, - но это было давно и неправда!
  
  А вот представьте себе теперь на минуточку, что такую зарядку органист ежедневно проделывает с риском для себя и в один прекрасный момент может плюхнуться носом в мануал или, проще говоря, в клавиатуру самого сложнейшего инструмента, когда-либо придуманного на Земле.
  
   Кто не играл, тот никогда не поймет, что такое держать левой ногой целую ноту "до" носком туфель, с натуральной кожанной подметкой, а правой - прыгать в это же самое время "шестнадцатыми", при этом выделывая руками легчайшее "пиано" на пятом мануале, да еще и в самой что ни на есть третьей октаве этого самого знаменитого скрипичного ключа. Но вот, по замыслу композитора, характер произведения неожиданно меняется, и вы уже скользящими движениями прыгаете носком той же ноги по ножной клавиатуре, иногда используя пятку и запугивая тем самым насмерть увлеченных слушателей своей виртуозной техникой! Правая же в этот момент держит третью ступень той же тональности, а корпус мечется влево...
  
  Нет, ну чего только ни придумают эти композиторы! Даже Иоганн Себастьяныч - искусснейший виртуоз и импровизатор на всякие разные темы - и тот понасочинял такого, что его последователи тратят годы своей жизни, чтобы только хотя бы приблизительно овладеть мастерством умельца и новатора прелюдий и фуг "хорошо темперированного". Да чего там! После месяцев, а может быть, и лет изнурительного труда вы, наконец-то, сподобитесь дать сольный концерт. Отыграете его со значительными потерями в 68 процентов... то ли веса, то ли успеха от проделанного и заготовленного. И публика - это изнеженное и очень прихотливое временами создание - нежно и бурно поаплодировав, уедет домой на своих "мерседесах" ужинать при свечах. А вы... А вы, изнуренный и опустошенный гастролер, пойдете в гостиницу. В лучшем случае вас запомнят, а в худшем...
  
   Пианисты всегда мне говорили, что любая концертная программа должна быть готова на 146-159 процентов! Ведь при потере памяти на сцене и выпадения правой ноги с педали в самый неподходящий момент останутся механизм наработанного и изображение на лице какого-никакого сопереживания с музыкой. И это спасет.
  
    Никогда не забуду вид кирпичной стены напротив моего одухотворенного лица на сцене большого зала Института искусств во время моего полного страха и переживаний участия в Конкурсе молодых исполнителей. Но механизм выхода на сцену тогда вдохновил: еле-еле, но я все же вспомнила тональность и ноту, с которой начиналась прелюдия моего обожаемого Баха. Но то было на рояле, а вот на органе главное - не теряться... в мануалах, других премудростях и в переключателях регистров (stop). Там уже никто не поможет. Хотя иногда у некоторых органистов присутствует специальный ассистент, который этим только и занимается. То есть переключением. Но это уже высший пилотаж...
  
   Новички, включая все регистры, вдруг обнаруживают, что играют бойко и уверенно. Непосвященный человек про такую игру может подумать: это - профессионал! Потому что громко, внушительно, но... не по тем клавишам. Да, до настоящего профессионализма - долгие годы борьбы "один на один", своеобразного музыкального одиночества и изнурительного труда.
  
   И вот он, тот незабываемый миг: вы овладели техникой и усмирили гиганта - это взлет на недосягаемую вышину (в прямом и переносном смысле этого слова - ведь место органиста расположено высоко под сводами собора или церкви), и вы парите себе где-то на уровне мыслей, звуков, стилей, эпох, и, смешивая это великолепие вместе, приобретаете свой неповторимый стиль импровизатора. Импровизатора высокого класса! Такие теперь - большая редкость.Главная изюминка заключается именно в том, чтобы выбрать единственно правильное звучание, не поддавшись на соблазн включить все регистры. Композиторы, пишущие для органа, нередко в своих партитурах прямо пишут указания, какие именно "стопы" включать. И если у вас "тонкий нюх", вы найдете неповторимое.
  
   "Ну зачем столько мучиться, - спросит наше подрастающее поколение. -Синтезаторы и компьютерные программы могут "слабать" всё с бешенной скоростью и "упаковать" в правильный ритм так, что и учиться не надо. И не надо знать механики, чтобы выбрать правильный регистр...". Но пассаж, сыгранный со скоростью света компьютерной машиной, в моей душе (я думаю, и в вашей) не оставит ровно ничего. Во мне он не разбудит ни возгласа удивления, ни восхищения. И сердце мое не замрет от сладости восприятия сыгранных механически чисто и без единой фальши нот. Оно пропустит эту информацию мимо как шум, как ненужный раздражитель, как звук сверхзвукового самолета. Потому что живой инструмент, согретый и вдохновленный рукой мастера, как и скрипка Страдивари, неповторим и разнообразен.
  
   Каждый орган строится один раз и навсегда для конкретного помещения (кроме малых переносных форм). По величине, количеству и качеству регистров он рассчитывается на окружающие его акустические особенности, а внешний вид будущего инструмента определяется архитектурно-художественным оформлением. Как у скрипки, у которой корпус является резонатором, усиливающим и облагораживающим звучание струны, так и у органа его резонатором является пространство, в котором он находится и с которым составляет единое звуковое целое. Поэтому любые изменения помещения, его крупных или даже не слишком значительных с точки зрения архитектуры деталей, вплоть до мелких изменений декора, неизбежно влекут за собой весьма значительные изменения звуковой картины органа и в лучшем случае могут потребовать его полной переинтонировки. При этом изменения в самом органе также не должны производиться, ибо и в этом случае общее звуковое целое будет нарушено.
  
   Каждый орган обязательно строится на уровне лучших достижений науки и техники своего времени. Мастера стремятся воплотить всё самое новое, совершенное, прогрессивное, что только можно почерпнуть из новейших технологий. И, наконец, каждый орган - детище своего мастера-создателя. В нем воплощаются индивидуальные черты его творчества, художественно-звуковой образ-идеал, сформировавшийся вследствии природных данных мастера-музыканта, его опыта, его представлений о прекрасном, его художественного вкуса и умения реализовать замысел в точных технических и конструкторских формах.
  
   "Господи, как много!" - скажете вы и заинтересованные пойдете на первый же концерт органиста. Потому что в бывшем Союзе такие концерты были редкостью по простой причине - из-за отсутствия самих инструментов. На моей памяти основная масса почитателей органной музыки ездила в рижский Домский собор, чтобы послушать самый старинный орган в Европе. Это была экзотика!..
  
    Но мы теперь здесь, в Канаде, и концерты органистов может посетить каждый желающий. "Органный Фестиваль-2003", который проходил в Оттаве 21-25 июля, собрал сотни меломанов. Неожиданной и интересной музыки там было предостаточно, и интерес подогревался конкурсом органистов-исполнителей современных произведений композиторов, написанных специально для органа.
   Может быть, кому-то покажется, что я консервативна и не современна. Не буду спорить, но поверьте: не забыть прекрасных минут и часов, проведенных в Мире органной музыки.
  
    ...Начало концерта. Гаснет свет.Тишина. Зал замер в ожидании прекрасного...
  
  
   ?2003 Natalia Bogdanova

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"