Богатырёв Андрей : другие произведения.

О ритуале и традиции

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

From abs@auriga.ru Wed May 10 20:49:09 2000
Newsgroups: relcom.sci.philosophy
Subject: Измышления о смысле ритуала.
From: "Andrew S. Bogatyrev" 
Date: Wed, 10 May 2000 15:49:09 +0400
--------

--------
О РИТУАЛЕ И ТРАДИЦИИ.
=====================
Человек обладает разумом, который однако, недостаточен для всех
жизненных ситуаций. Причин тому несколько:

- Ум недостаточно быстр.

- Объем памяти ограничен и выборка из нее ненадежна.
Вспомнить можно не все (потуги вспомнить что-либо не обязательно
успешны, даже если вы уверены, что это знали). Запомнить 
можно тоже далеко не все (попробуйте запомнить хотя бы телефонный
справочник).

- Многому человек просто не обучен/не знает, а принять решение
на основе неполной информации с помощью только логики - невозможно.
Такое решение всегда будет иметь некую вероятность надежности,
а также вероятность ошибки.

На такие случаи человечество выработало типовые правила поведения,
которые следует безусловно заучить, а не выводить каждый раз из
неких более элементарных правил-аксиом-тезисов-принципов.
Типовые правила - обычаи, традиции, ритуалы - позволяют в неких
ситуациях приступить к выполнению поведенческой программы не думая,
не делая выбор между разными возможностями.

Ритуал - действие, выполняемое без обдумывания;
в силу внутренней убежденности, веры, что это НАДО делать
и делать ИМЕННО ТАК. Это приближение к рефлекторности,
но на более сложном по составу операции уровне.
Кроме того, существенным моментом является РЕГУЛЯРНОСТЬ
выполнения этого действия (набора действий).

Отличать от ОБРЯДа, где некое действие специально,
намеренно закамуфлировано ("обряжено") под другое - обряд есть 
иносказательное изображение другого процесса (в силу
эзотеричности - только для посвященных). Цель обряда -
художественная или криптографическая (маскировка).
Сохранить в тайне истинный смысл, но действие - провести.

Ритуал как носитель/переносчик некоего знания.
==============================================
Как решение некоей задачи, ритуал изначально имел некую расшифровку,
некий смысл. Впоследствии могут остаться люди, знающие этот смысл;
но может случиться и так, что расшифровка забыта и утрачена.

Всегда предпочтительнее доводить до автоматизма первоначально 
осознанное действие, что означает, что прежде чем начать со-участвовать
в ритуале ("причаститься к нему") полезно узнать его истинный смысл,
его значение и цели. Я говорю "прежде", но так бывает крайне редко.
Более обычна практика, когда расшифровку адепт получает по ходу 
заучивания ритуала или после его изучения. Ритуал ставится на первое
место по значимости, расшифровка - на второе. Именно так родители
учат детей мыть руки, или так же заучиваются тао-лу (комплексы формальных
упражнений) у-шу. Сперва - действие, затем - расшифровка.

Возможен и третий вариант, который встречается чаще других - когда
смысл ритуала вовсе не доносится до исполнителя. Ритуал выражает
неосознаваемое или забытое, утраченное знание. Либо знание 
эмпирическое, объяснения которому никогда не было найдено.
Про последнее можно сказать, что извлечение смысла из ритуала могло
бы дать весьма полезное НАУЧНОЕ знание.

Некоторые знания в ритуалах получены эмпирическим путем - через
опыты, а не рассуждения. В таких случаях ритуал может повторять
в той или иной форме процедуру опыта; даже если полный цикл опыта
избыточен. Например, некая польза приносится одной операцией из 15.
Тем не менее, ритуал может повторить все 15 операций - потому что
точно неизвестно, какая ИМЕННО операция является той самой нужной.

Для 3/4 верующих поход в церковь и молитва - есть чисто ритуальное,
традиционное действие с неосознаваемым смыслом. Так надо, потому
что все так делают, потому что прежде так делали и завещали и нам
делать так же. В смысл мало кто вдумывается, если задать вопрос 
о значении тех или иных традиционных действий - очень небольшая
часть участников сможет объяснить. То есть, очень немногие участвуют
в ритуале осмысленно.

Человек ежедневно моет руки в силу привычки, автоматически;
отнюдь не вспоминая каждый раз о микробах. Смысл - гигиена -
подменен правилом "так надо". Более того, если бы знание о микробах
было человечеством утрачено, но остались носители традиции (например,
дети, которых родители уже научили мыть руки, но еще не успели 
рассказать о микробах), то мытье рук имело бы неплохой шанс
выжить в веках - "так завещали предки" - неся полезное,
но неосознаваемое знание.

Наконец, ритуал может обрести самоценность - когда строгое
следование правилам ритуала затмевает собой скрытый смысл ритуала.
Искажение ритуала становится кощунством. Открытие новых способов 
достижения той же цели, которую преследовал ритуал, не отменяет 
ритуала (хотя он стал ненужен). Превращение ритуала в самоценность
позволяет кормиться на его основе ЖРЕЦАМ. И оболванивать народ.

Польза:
- Ритуал позволяет передавать некое практически полезное знание.

- Благодаря передаче "из рук в руки" - от учителя к ученику -
это знание всегда остается АКТИВНЫМ, живым, и не может быть
утрачено просто в связи с тем, что книгу с описанием
заховали в дальнем углу книжного шкафа. Есть живые носители
традиции. Это крайне важно.

- Позволяет не раздумывая быстро находить стандартное решение
в типовой ситуации.

- Осознание смысла ритуала дает ЗНАНИЕ, заложенное в него
создателями.

Вред:
- Ритуал позволяет не думать вообще, ни разу, подменяя знание
смысла ритуала ВЕРОЙ в его необходимость. Ритуал позволяет
вовлечь в "правильное поведение" широкие массы народа,
тем самым привлекая их к более выгодному для них поведению
(если авторы ритуала не ошибались, конечно).
Бездумное выполнение является и плюсом - привлекая к действу
всех, вне зависимости от уровня интеллекта; так и минусом -
слабые умом не станут умнее от выполнения ритуала. За них
подумал автор. Более того, возведение ритуала в ранг догмы
становится прямым вредом - ибо ЗАПРЕЩАЕТСЯ искать тайный
смысл ритуала, но он есть всегда! Таким образом, ритуал 
может вести и к отупению и оболваниванию населения. 
Все зависит от того, КАК им пользоваться.

- Неосознаваемое знание может утратить свою актуальность
в силу изменившихся условий. Ритуал же сохранится, 
не неся более пользы и став просто обузой. С другой стороны,
тогда он несет в себе знание ИСТОРИЧЕСКОЕ - о том,
какие условия имели место быть ПРЕЖДЕ, и каковых больше нет.

Например, если бы на Земле были уничтожены все яды и 
болезнетворные микробы, то больше не было бы смысла мыть руки.
Стерильность среды уничтожает необходимость в ритуале мытья рук.

Если же смысл ритуала не осознан - отмены или модификации ритуала
никогда не произойдет, даже с потерей смысла. Более того,
можно представить себе и ситуацию, когда условия изменятся 
настолько, что ритуал станет ВРЕДЕН; но догматичность не
позволит от него избавиться.

Ритуал как средство самодисциплины.
===================================
Для регулярного выполнения ритуала, для доведения его до автоматизма
и безупречности, требуется сознательная тренировка, сила воли и
затраты сил и времени. Не все захотят жертвовать этим, некоторые
предпочтут отдых или развлечение.

В принципе, силу воли можно воспитывать даже на БЕССМЫСЛЕННОМ ритуале,
не содержащем в себе скрытого знания. Таким образом, ритуал может
служить цели выработать самодисциплину в его адепте,
а если ритуал массовый - то и для выработки согласованной деятельности
людей, их взаимодействия. Как ни странно, это и может быть скрытым
смыслом ритуала.

Так, государство может разработать "пустые" по сути ритуалы
для подчинения людей, сплочения, оболванивания, выработки послушания, итп.
Особенно любят подобные ритуалы в армии (одна маршировка чего стоит) -
для повышения беспрекословной управляемости изданными приказами.

Польза:
- Ритуал дисциплинирует, делает человека более упорным
и настойчивым. Это действует на пользу, если эта сторона
ритуала ОСОЗНАНА исполнителем; если решение придерживаться
ритуала принято самостоятельно, а не навязано.

Это также самоограничение, сорт аскетизма.
Религиозные обряды могут нести смысл посвящения себя Господу:
"Весь мир и так принадлежит Господу, единственное что я могу
поднести Ему - это мое поведение".

Зная добро и зло, имея по подобию Господа способность творить,
я демонстрирую также и способность разумно выбирать между
добром и злом, и ритуал - тренировка моих ТОРМОЗОВ против 
собственных необузданных желаний. Ритуал - способ обуздания
желаний, психотренинг.

Вред:
- Отучает принимать самостоятельные решения, ибо идеальный
подчиненный - совсем иное, нежели идеальный (думающий)
командир.

Борьба с хаосом и энтропией.
============================
Непременным условием ритуала является его повторяемость. Однократное
действо может быть экспериментом или "колдовством", но не ритуалом.
Повторяемость служит цели поддержания НЕИЗМЕННОСТИ среды обитания,
ее предсказуемости. Так, детей учат прибирать игрушки на СВОИ МЕСТА 
после игры - чтобы мир снова пришел в исходное, ЗНАКОМОЕ и ПОНЯТНОЕ,
привычное состояние. "Проснулся - прибери свою планету". Здесь же заложена 
опасность того, что ритуал станет помехой в случае, если внешняя среда
изменится независимо от воли людей - ритуал будет пытаться привести
порядок вещей к такому, который уже в принципе недостижим.

Если ритуал утрачивает свою регулярность, то во-первых он начинает
приносить меньше пользы (если вообще ее приносит) - представь себе 
утреннюю зарядку, делаемую не ежедневно, а раз в неделю.
Тренировка мускулов становится ниже предельной минимальной нормы.
Во-вторых, появляется опасность смерти ритуала - в конце концов
надоест делать зарядку даже раз в неделю, и комплекс упражнений
будет благополучно забыт и утрачен.

Жизнь ритуала.
==============
Ритуал способен превратиться в некое "информационное существо", 
паразитирующее на разуме и на популяции человека.
Так, во многие ритуалы - а тем паче в КОМПЛЕКСЫ ритуалов -
заложен механизм самовоспроизводства, что есть характеристическая
черта живого существа. Я имею в виду, что частью традиции является
обязанность обучать ей детей, пропаганда традиции, миссионерство -
все, делаемое для распространения и сохранения ритуала.

Это и хорошо - знание выживает во времени, и плохо - если оно
передается неосознанно, просто в силу привычки или ОБЯЗАННОСТИ
его передать. Во втором случае возникает ассоциация с болезнью
или паразитом, а не осознанной необходимостью передачи знания.

В принципе, можно говорить также не о паразитизме, а о СИМБИОЗЕ,
традиции со-существуют с человечеством. Хотя, боюсь, религии
все-таки превращаются со временем именно в паразитов.

Еще раз обращаю внимание на аналогию с биологической жизнью:
в программу живого существа заложен фрагмент, ответственный за
воспроизводство. Это касается, кстати, также и науки - причем
она развивается и модифицируется (эволюционирует) от поколения
к поколению. Ритуал остается неизменным, что делает его подобным вирусу.

Выводы.
=======
Выводы из вышеприведенного очевидны.
Традиция и ритуал могут быть использованы и на пользу и во вред.

(1) Упражнение себя - воли и тела и ума. Как тао в у-шу.

(2) Передача и сохранение практически полезного знания и модели поведения.
Мытье рук, 10 заповедей Библии, те же комплексы движений у-шу.

(3) Оболванивание и подчинение, если истинный смысл ритуала выхолощен, 
забыт или игнорируется. Формализация ритуала, утрата смысла,
использование его не к месту или чересчур часто (всуе).
Я бы отнес к таковым божбу ("О, Господи!") и неистовое
крестное знамение, накладываемое на себя (распят был Иисус,
а не ты). В той же мере порицаема привычка к курению.

В этих ситуациях ритуал запускается в тот момент, когда человек
просто НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ДЕЛАТЬ (что бы сделать) - тогда он просто
автоматически выполняет привычный ритуал (матерщина зачастую
тоже относится сюда же - когда надо бы что-то сказать,
а сказать просто нечего). Нередко это оказывается абсолютно 
не к месту (зато совесть успокоена - ритуал выполнен, на всякий случай).

Автоматические, неосознаваемые действия (РЕФЛЕКСЫ) часто
полезны, но иногда - вредны (хотя бы в силу бессмысленности 
или неуместности). Порой же они просто - вредные привычки.

А.Богатырев, май 2000


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"