Богатырёв Андрей : другие произведения.

Об идеалах и утопии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Наличие у живого существа нервной системы и мозга позволяет существу строить модель окружающего мира - от примитивной (есть свет/нет света) до сложных. Мозг высших животных обладает способностью строить модель не только реального мира, но и желаемого мира, давая возможность к целенаправленному поведению: изменениям от существующего к желаемому. Помимо желаемого есть ещё и редко упоминаемая модель нежелательного мира, обретённая в процессе приобретения жизненного опыта (включая исторический опыт предшествующих поколений) - это мир, от дискомфорта которого надо держаться подальше. Многие из не державшихся подальше просто вымерли. Модель мира у человека обладает двумя важными свойствами: она может корректироваться со временем (из-за обучения и полученного опыта), а не прошита в мозгу намертво. И - она достаточно сложна и многогранна, включает разнообразные аспекты нашего бытия.

Желаемый мир назовём "идеалом", складывающимся из отдельных "ценностей". У животных идеал прост, в примитиве это грубо говоря сытость и неусталость. У человека идеал сложен и включает в себя систему общественных отношений и знание окружающего мира для построения более адекватных моделей реальности. И многое другое.

Так вот, идеал - довольно забавная штука. Модели мира, а особенно желаемого мира, у всех людей разнятся. И стоит выдвинуть некий идеал, как тебе тут же встречно выдвигают обвинение, что ты живёшь не по этому идеалу или слишком медленно к нему стремишься. Так христиан можно обвинять в отходе от принципа непротивления злу или от аскезы. Социалистов - в стяжательстве богатства или неравенстве властителей и рядовых граждан. Гуманистов - в участии в войнах. И так далее. У тебя есть только два оправдания: первое, что ты не мог объять необъятное и плохо разработал модель идеала - ты дорабатываешь её со временем. Второе существеннее: ты живёшь не в своём идеальном мире, а в реальном, и осуществлять идеал тебе мешают другие люди. Которые почему-то не хотят жить по навязываемому тобой идеалу, а живут по каким-то собственным соображениям и желаниям. И тебе приходится с ними считаться.

Как бы сделать так, чтобы все люди резко захотели принять именно твой идеал? Такой способ есть: он называется "революция" (или "крестовый поход", или "джихад") и связан с насилием (вплоть до убийства) над несогласными. Революцию оправдывают так: уж мы так и быть возьмём "грех на душу", отступим от идеала справедливости и счастья для всех, зато наши потомки будут жить по завещанному нами идеалу и станут счастливы все поголовно. Несогласных не останется, потому что все увидят, насколько идеален наш идеал! Но почему-то потомки тоже живут кто во что горазд, и идеал остаётся недостижим.

Тут надо вспомнить вот что. У каждого существа есть своя стратегия выживания, своя целенаправленная деятельность по выживанию и достижению жизненных благ. Из математической теории игр известно, что чистые стратегии редко бывают выигрышными. Грубо говоря: если все вокруг альтруисты, то затесавшийся среди них эгоист начинает жить лучше остальных, пользуясь их услугами на халяву. Быть эгоистом становится выгодно и их число растёт. Но если все вокруг эгоисты, они начинают сильно мешать друг другу - уж точно не помогать. Такое общество эгоистов начинает мало-помалу вымирать, ибо всем друг на друга начхать. В такой ситуации альтруизм помогает выжить за счёт взаимопомощи, и в обществе появляются альтруисты. Крайности невыгодны. Выгодна смесь альтруизма и эгоизма в некоторой неравной пропорции. Именно поэтому идеалы не работают и оказываются чистыми утопиями: отклонение от идеала, когда все ему следуют, оказывается выгодным, что бы ни подразумевать под "выгодой" (она может быть разной для разных личностей).

Таким образом, идеалы разбиваются о психологию и математику: адаптивное поведение оказывается выгоднее раз и навсегда предопределённого "принципами". Что, кстати, не отменяет принципов как таковых. Потому что иногда человек предпочитает не выжить, а всё-таки последовать принципу. В силу того, что так он позволяет выжить своим единомышленникам или семье. Или потому что поступиться принципами означает сделать сильнее врага - а значит опять навредить единомышленникам или семье (вплоть до целой страны). Ибо человек - животное социальное и заботится не только об индивидуальном выживании, но и о выживании целых групп - опять же от семьи, до целой страны.

Есть единственный способ приблизиться к идеалу: основать группу единомышленников, свой "локальный мирок", от семьи (мафии), секты до целого государства, вести себя среди этой группы согласно идеалу, а среди всех прочих вне этой группы - по обстоятельствам. Ну и стараться вербовать новых единомышленников путём убеждения, а также обучения с детства, пока человеческий детёныш доверчив и не имеет критики и собственного отрицательного опыта.

Update: пожалуй, есть ещё одна причина, почему некоторые люди не следуют собственным идеалам. Они врут. На самом деле они хотят, чтобы идеалу/закону следовали другие, но не они сами. А они сами будут получать с этого личную выгоду.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"