Бобров Михаил Григорьевич : другие произведения.

Берег Хреновой Кости

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Отзыв об одном из проектов Самиздата

Берег Хреновой Кости.


"Мечта рабов - рынок, на котором они
могут выбирать себе господ"
Н.Шамфор.
"Эй, господин, купи душу, а? Дешево отдаю!
Вот посмотри, как свежа и прекрасна - самое место в раю!"
Лин.
"Не стоит прогибаться под изменчивый мир -
пусть лучше он прогнется под нас!"
А.Макаревич

        На Самиздате располагается любопытное объявление. А именно - вербуются литературные негры для интересной работы. Желающим предлагается написать серию романов, объединенных общим антуражем и главным героем. Эту многотомную эпопею организатор затеи предложит издательству. Предполагается, что "Лениздат", о котором в данном случае идет речь, значительно охотнее возьмет серию, чем одиночный роман.

        Просмотр комментариев выявил обычные в таких случаях два полюса. В красном углу ринга WOLF, резко отрицательно относящийся к делу. Его мотивировку Вам лучше посмотреть в его же постингах. В синем углу - многочисленные желающие приобщиться, которые резво кинулись переводить обещанную сумму в доллары, слабо задумываясь о том, что же, в сущности, получается.

        На первый взгляд, проект выглядит успешно и многообещающе. Некоторые части суперсаги уже изданы, авторы счастливы увидеть свое имя на обложке, посчитать деньги... Что же в таком случае может не понравиться?

        Писательство за деньги? Да нет, тут все в порядке. Ходит слух, Дюма-отец пользовался примерно такой же схемой сборки из разнописных кусков. Ближе к современности кооперацией отметилась серия романов по "Путешествию Иеро", а также Роберт Асприн. Как и любой другой бизнес, писательство переходит от эпохи кустарейодиночек к промышленному производству. Конвейерная разработка миров! Звучит, а? Один автор пишет героя-любовника; второй - специалист по подругам и поцелуям; третий - оружейник и техник, скрупулезно реконструирующий материальную культуру мира...

        Ничего не напоминает?

        Ну конечно, же, Голливуд! Съемки фильма. Один персонаж - один актер. Для каждого дела свой человек. Техника, профессионализм, специализация, высокое качество...

        И что в результате? Синонимом чего являются голливудские фильмы?

        Синонимом воинствующей серости, тщательно отрежиссированого идиотизма, грязной спекуляции на инстинктах: размножения, агрессии и защиты от агрессии; синонимом эскапизма в худшем его выражении.

        Да, конечно, Голливуд делает и хорошие фильмы. Примерно один из пятнадцати. Только к нам они редко попадают.

        Однако не спешите беспокоиться. Данный проект имеет примерно такое же отношение к Голливуду, как десяток безвестных китайцев, шьющих каждый по полкроссовка - к фирме Adidas. До профессионализма данному проекту еще очень и очень далеко. Чему первым подтверждением - невнятная каша на форуме.

        Это-то меня больше всего и смущает. Пусть организаторы серии честно обходятся с авторами. Пусть здесь не повторятся истории с Романом Злотниковым и автором "Ронина", (а также П.Амнуэлем и повестью "Стрелки", в которой участвовал мой близкий друг, впрочем, тандем не состоялся). Пусть мы имеем здесь честный рынок.

        Я бы и не прочь вступить в дело, но хорошо ли оно? Во что нам предлагается ввязаться?

        Чтобы не быть голословными, пойдем просто по тексту объявления. Курсивом выделяем оригинал, прямым шрифтом - комментарии.

        

        Главный редактор серии - Александр Прозоров (netpricli#svs.ru)

        Вводная

        ...некий парень из нашего мира очень долго

        Долго - это сколько? Очень долго - это очень сколько? Сколько лет парню?

        занимается всякого рода магическими штучками

        "Магия" Папюса? Европейская ветвь Каббалы? Розенкрейцеры? Восточный оккультизм? Если мне это писать, я же должен это знать!!! Да и все мои соавторы должны знать о главном герое все то же самое, что и я - причем, как справедливо заметил WOLF, все должны одинаково понимать одинаковые ситуации! И сколько лет он учился?

        и тренируется в методах борьбы с нечистой силой.

        Какие именно методы? Православный экзорцизм от шаманского камлания отличается весьма и весьма! И что считать нечистой силой?

        В ходе своих колдовских опытов он внезапно обнаруживает, что "доигрался" - крякнулся далеко в прошлое.

        Банальный и скучный зачин, заигранный донельзя.

        Далее - по- Сапковски.

        Конечно, мы уже привыкли к тому, что ничего хорошего придумать не можем. Компьютеры мы покупаем в США. Машины - в Германии. Зерно в Канаде.

        А теперь мы признали собственную неспособность мыслить?

        В конце концов, для компьютеров нужна элементная база - которой в СССР не было. Для автомобилестроения - уровень жизни, который вызывает спрос на автомобили. Для производства зерна - нормальное сельское хозяйство.

        А чего нам не хватает, чтобы ДУМАТЬ ПО-СВОЕМУ???

        У меня впечатление, что участники еще не понимают, какую они сами себе роют яму. Написать что-то оригинальное можно даже в рамках подобной серятины. Даже на конкурсе рассказов с жестко заданной темой и объемом до 40000 знаков встречаются шедевры. Даже в 10000 знаков заказной статьи порой удается затолкать стоящую мысль. А здесь?

        Во-первых, рамки проекта узкие и чрезвычайно глупые, исключающие исследование человеческих чувств в необычной ситуации - потому что запрещение менять историю есть запрещение создания этих самых необычных ситуаций. История уже совершилась! Чего же герою пыжиться, если он изменить ничего не в силах? Пишите честный исторический роман - его и продать проще, чем плохую фэнтези.

        Во-вторых, "не стой раком - привыкнешь". Конечно, намного труднее написать свой текст и свой мир; своих людей и свой бестиарий; свой сюжет и своих героев - да так, чтобы хоть в какоенибудь издательство взяли. Проще один раз прогнуться - атам... потом... завтра... может быть...

        Может ли?

        Не стану врать, определенную литературную школу негритянство дает. Опыта на таких заказах поднакопить можно. Великолепное упражнение - писать не то, что хочется, а что требуется. Но тогда уж лучше писать в газету. Или в журнал. Там быстрее публикации, живее и полнее мнение читателей о Вашей работе; а главное - там люди. Живые, а не придуманные. А то как бы не остаться в вечных студентах.

        Имея некоторую тренировку и знания, он начинает борьбу со всякими тварями, зарабатывая этим себе на жизнь (а чего он еще умеет?).

        То есть, до двадцати двух или скольких там лет (напоминаю - "очень долго") он ничему не учился, в ПТУ-ВУЗ не поступал, даже неквалифицированной работы не искал - сидел на шее у папы с мамой и колдовскими загибами изъяснялся? Более того, это мы с Вами знаем, что, дожив до "очень сколько", герой попадет в прошлое. Но герою-то этого при рождении не сообщили! Он что, всю жизнь думает прожить медалью на шее чужих людей?

        Ну ладно, спасли его от статьи за тунеядство, поместили в прошлое... Годятся ли его знания в том мире? А если годятся, то как это объяснено? Наш герой во младенчестве смотрел раскопанную археологами Новгородскую берестяную видеоленту с техникой античудовищной борьбы?

         Ну, а заодно гуляет по былинной Руси, влипая во всякие истории.

        Мальчики, поезжайте в Киев! Или в любой другой город - автостопом. Попробуйте погулять по Руси хотя бы сейчас. Много приятных приключений встретите? Если ехать и на своей шкуре проверять лениво, то сходите на какой-нибудь туристический сайт, и прочтите там, как местное хулиганье - гопники - относятся к хиппи и туристам. А ведь нынче и чужаков не сортируют так уж откровенно на врагов и добычу, как это было в те времена. И МВД стоит на страже все-таки закона, а не личных интересов конкретной общины, по территории которой вас угораздило срезать путь. Почитайте Злобного Ыыха, "Ошибки в фантастических произведениях", подраздел "Власть" - тут же на Самиздате. Прочтите книгу Мазина "Варяг". Об этом УЖЕ написано. И, боюсь, лучше, чем Вы смогли бы! Откуда у меня такая уверенность? Читайте дальше - все объясню.

        В сей ситуации есть очень большой плюс - писать от лица нашего современника проще, нежели от имени воспитанника волхвов. Более понятны образы, моральные принципы, боевые дисциплины, мышление. Как мыслит волхв - представить очень трудно. Особенно автору.

        Ну наконец-то фраза, с которой я целиком и полностью согласен. Хорошо, что автор отдает себе отчет хотя бы в собственных силах.

        Только чем тогда будущая эпопея отличается от многочисленных туристских мемуаров "Наши в Италии (Таиланде, Уругвае, на Луне, в психбольнице, одиночном плавании)"? Исследование чувств современника, оказавшегося в непривычной и необычной среде имеет интерес только тогда, когда интересно исследовать эту самую необычную среду. Потому как современника своего мы и так хорошо знаем.

         Заодно обрисовывается круг обязательных второстепенных персонажей: Богатыри - туповатые, но мощные боевые машины крушащие все на своем пути во имя высших целей.

        Если они туповатые, то кто им цели устанавливает? И такие ли высшие эти цели?

         Князья различных местностей (может быть - и мелкие бояре, осевшие в своих уделах). Несчастные крестьяне и милые наивные деревенские девушки, которых нужно защищать.

        Такой резкий разрыв с реальностью оправдан исключительно в комической литературе типа Белянина. Попробуйте покрестьянствовать, поймете, каким надо быть зубром для этого, и сколько наивности у Вас останется в итоге. Найдите и прочтите "Матренин двор", "В людях" - буколика пообсыплется. Да и Русь Былинная - это не только отец и сын Ильи Муромца, но и встреча Вольги с Микулой Селяниновичем.

        От магических и материальных ворогов. Волхвов и колдунов я уже упоминал.

        Забыл ГИБДД, ОМОН, бандитов, налоговиков, гопников...

        Но это антураж, можно грубо переименовать персонажей Сапковского, и он запросто "ляжет в серию". А в общем, основное отличие от "Ведьмака" будет состоять в том, что у поляков основной опасностью были дикие крестоносцы, стремящиеся ПОРАБОТИТЬ ИХ ЗЕМЛЮ, а в русской былинной классике главными врагами были поганые, которые ЗАХВАТЫВАЛИ ЛЮДЕЙ В РАБСТВО, И ОБКЛАДЫВАЛИ ДАНЬЮ КНЯЖЕСТВА.

        Не врубаюсь я, в чем тут разница. Землю забирайте, лишь бы самих не трогали? А ведь мне вроде как текст писать? Найти аналогию между Нильфгаардом Сапковского и крестоносцами, конечно, можно. Называть "диким" одно из мощнейших государств в Европе - область Тевтонского ордена - тоже можно. СССР - родина слонов! Что не наше - то все дикое и поганое.

        Только в чем же тут отличие от "Ведьмака"? Едет герой, кой-что горой... Направо спас, налево освободил, труп ободрал, трофеи продал... Завтра то же самое и послезавтра то же самое... Лучше в Diablo порубиться, кайф тот же, а быстрее и красочней.

        Смысл действий героев (богатырей) - именно в защите или освобождении людей. На землю главные враги и сами особо не претендуют. Это, так сказать, описание мира, которое складывается у меня в голове.

        А лучше бы описанию на бумаге быть и с цифрами. Иначе не получится мир ни цельным, ни связным, ни единым для всех участников. Это я как инженер-конструктор говорю.

        Претензии, возражения и предложения пока принимаются.

        Вот еще одна фраза, которой я искренне восхищаюсь. Мало кто готов принимать претензии. Уважаю.

         Герой схематично представляется каким-нибудь токарем-слесарем (навыки работы по металлу могут пригодиться), лет двадцать пять, без вредных привычек. Не бугай, но гибок, тренирован. Кроме того - находчив, хитер и с чувством юмора. Хорошо бы еще и умного героя - но это опять же трудно.

        Тут скорее подходит парень с высшим или очень хорошим средним образованием, увлекающийся исторической реконструкцией или ролевым движением - чтобы оправдать его осведомленность в истории, умение работать по металлу, отсутствие зацикленности на выпивке. (К выпивке в ПТУ привыкают мгновенно. Так что образование, скорее всего, высшее.) Кстати, много ли Вы лично видели двадцатипятилетних некурящих парней? А чтобы еще и непьющих? А еще - находчив, хитер и с чувством юмора? "Одиссей Лаэртид богоравный". Тут уж и не захочешь, а все равно он умным получится. Удерживаться от алкоголизма и курения ОДНОВРЕМЕННО до двадцати пяти лет в нашей стране может, как правило, человек, жизненные цели которого всяко выше одних лишь физических удовольствий. (Или - маменькин сынок. Но такой в герои не годится.) Значит, наш парень по определению не дурак. (Ему бы еще автора умного отыскать.)

        Умеет концентрировать и метать энергию - но слабо, против нечисти приходится применять более мощное оружие. Хорошо бы ему иметь некие ярко выраженные отличия и привычки. Например - раз он маг, то крест ему носить нельзя.

        С каких это трезвых глаз магу нельзя носить крест? Бог что, без креста не узнает своих? Протестантов в Варфоломеевскую ночь крест не спас.

         Но он может носить его привязанным к левой руке чуть выше запястья. Обычно крест (серебряный?) просто теплый, но при приближении нечисти начинает нагреваться, и таким образом Ведьмак-2 чувствует опасность.

        Кто-то тут писал "Слово Ведьмак - табу"? Это раз. Второе, ношение оберегов в Древней Руси было распространено повсеместно. Подумаешь, крест носит - тоже мне, отличие! Может, христианского воина победил, вот и таскает в знак победы. А может, это вообще родовой оберег - кого волнует?

        Да и было такое в фэнтези, когда крест, нагреваясь, о врагах предупреждал.

        Из оружия: против обычных врагов - сабля (прямой мечь

        Я бы предпочел, чтобы меня редактировал и оценивал более грамотный человек. Это не придирка. Редактор тоже имеет право на ошибку - но не в подобных вещах.

         - штука слишком тяжелая. Это для богатырей),

        Сабля тоже не так мало весит. Кроме того, откуда на Древней Руси взяться сабле? В те времена - только из Ирана, через Византию или хазар. Точить и ремонтировать саблю куда сложнее, чем меч. Пользоваться ей тоже уметь надо. Зато она и кольчуги лучше берет.

         против нечисти - кистень с серебряной шипастой гирькой

        Очередной идиотизм. Очень трудно научиться работать кистенем! Но пусть бы даже и научился герой. Смысл?

        Какие у кистеня преимущества в бою с нечистью? Копье может удерживать зверя на достаточном расстоянии от мягкого живота человека; топор проламывает толстые кости чудовищ; меч или сабля хороши для отсекания наглых щупалец или взрезывания артерий - ну, а кистень? Защиты он никакой не дает - значит, изволь таскать еще и щит; но в щите наша шипастая гирька склонна запутываться. А что говорить о косматой шерсти какого-нибудь волколака? Нанес один удар и остался без оружия, застрявшего между рогами и ногами?

        Назначение кистеня - обходить вокруг вражьего щита за счет гибкой цепочки и пробивать скорлупные доспехи за счет скорости ударного элемента. Шипастый кистень вошел в моду довольно поздно, когда в обиходе уже были труднопроколупываемые панцири и кирасы. В Древней же Руси панцирного доспеха не существовало, а ламелярную "бронь дощатую" не очень-то пробьешь даже шипастой гирькой. Кистень Древней Руси - обычный гладкий шар, а чаще просто камень на веревочке, который носили за пазухой бандиты. Еще и сейчас на улице такое оружие именуется "гасило". Кидают его просто в лоб, глушит неплохо - если не увернешься. При неудаче может шею сломать - но бандиту тогдашнему насмерть бить невыгодно было. Оглушенную жертву чаще всего продавали в рабство.

        (не сдирать же Сапковского один в один?).

        А что, косметический ремонт здесь поможет? И потом, у Сапковского что - адвокатов нет? Дмитрий Емец, помнится, получил от Джоан Роулинг иск за свою "Таню Гроттер". Как Вы думаете, издательство будет защищать в подобной ситуации Вас - или, все-таки, себя? Издательство от скандала только выиграет, ему - бесплатная реклама. А Вам с этого - что? Репутация говорящего попугайчика, не способного ни на что, кроме перепевок чужих мыслей?

        Понятно, что издателю наплевать на интересы тех, кто пишет. Работайте, рабы, солнце еще высоко! Но вот интересы тех, кто читает и покупает книгу... Я такое уже не куплю. И друзья мои не купят. Не потому, что я им скажу - просто вкусы совпадают. А тот же Сапковский еще пять-шесть переизданий выдержит. Если эти соображения издателя не интересуют, тогда понятно, отчего мы про "Лениздат" не слышим столько, сколько про АСТ или "Вагриус" - потому что печатают в "Лениздате" не то, что нам интересно.

        Вывод.

        "Хотели как лучше, а получилось как всегда".

        "Лучше с умным потерять, чем с дураком найти."

        "- Пойдем, послушаем актера - он великолепно подражает соловью!

        - Я слушал самого соловья!"

        В серии участвовать не буду - непрофессиональная она. Задачу работодатель не определяет. Граничные условия - "а хрен его знает, что это вообще такое." Приемщик работы делает грамматические ошибки на главной странице. Программный документ серии слишком расплывчатый. Хитрый организатор кинул затравку, куча энтузиастов натащила исторических сведений - каша из топора готова. Еще бы вкус был, кто бы придирался к мелочам!

        Покупать серию не стану - уже знаю, о чем, и какого качества. Увижу на прилавке - пройду мимо.

        Чего и Вам желаю.


        (с) КоТ, Гомель, 26.01.2005



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"