Блувштейн Ефим Семёнович : другие произведения.

Тетради с беседами батюшки Иллариона

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   Жизнь коротка: нарушай глупые правила, прощай быстро, люби искренно, смейся неудержимо... И никогда не сожалей о том,что заставило тебя улыбнуться.
  
   Примечание автора.
  
   Тетради с беседами батюшки Иллариона я нашёл случайно в архиве библиотеки. Может быть и не обратил бы на них бы внимание, но записка, приколотая сверху и датированная 1927 годом, сообщала, что это чрезвычайно интересный материал.
   Открыв наугад середину рукописи, я уже не мог оторваться пока не прочёл от корки до корки всё, что от неё осталось.
   К сожалению, рукопись находилась в плачевном состоянии.
  Не хватало много листов, часть была оборвана и мне пришлось дописывать, связывая некоторые части общим сюжетом.
   Я надеюсь, что мне удалось сохранить, насколько это было возможно, стиль и фабулу произведения.
   Печально, что фамилии автора или каких-либо других данныx о нём, установить не удалось.
  
   Часть 1
  
   Чем больше любишь людей, тем больше их понимаешь, но тем меньше они понимают тебя.
  
   Жил в одном маленьком городке сапожник по имени Фёдор. Был он большой умелец, дело знал хорошо, что не сделает, любо-дорого в руках подержать, обужа была добротная и заказов хватало.
   Детей и семьи у Фёдора не было, жена и ребёнок умерли при родах. Долго горевал он тогда, но не запил, а весь ушёл в работу.
   Снимал Фёдор две комнаты, в одной работали он и трое его работников, в другой жил, копил деньги на дом.
   Из родных остался только младший брат Иван, да и тот жил далеко. Незадолго до пасхи пришло письмо от брата с просьбой приехать, потому как захворал и в большой нужде.
   Любил Фёдор своего младшего брата и не раздумывая собираться стал. Да не хотелось ему своё дело закрывать. Клиенты уйдут к сапожнику Алексею, да так и мужиков растерять можно, им ведь кормиться надобно.
   Решил Фёдор оставить Прохора за старшего, материала закупил, кто его знает, а то закиснешь там на неделю другую, а работать не на чем. Просил Прохора не спешить, а работать с душою. Человек быстро забудет, что сделал быстро, но долго будет помнить, что сделал плохо.
   На второй день Фёдор уехал, а на душе кошки скребут. Оставил Прошку, а сам себе думает, как бы не замучил остальных, уж больно до денег охочь и жаден лихоимец, но другие два не годятся, один ученик, а Антон пусть и услужливый, но робкий как девица, оставь его, заклюют и слушать не будут.
   Вспоминая прошлое, рассуждая сам с собой, прибыл на вторые сутки Фёдор к брату. Тот встретил его широко улыбаясь:
   - Никак пять лет не виделись, а ты всё такой же, разве что облысел чуток. Я вижу, что ты как бы не рад, что я на ногах и не хвораю?
   - По что мне зубы скалить, всё бросил, спешил, думал помощь нужна, а ты ржёшь как сивый мерин!
   - Да будет тебе... Я сейчас обед соберу, ложись, отдохни с дороги, а утром к родителям на могилку сходим, разговор есть, тогда и решишь зря ли приехал.
   Однако Прохор не захотел откладывать разговор. Иван начал издалека:
   - Как ты думаешь, Федя, хорошее ли это дело горбить до тех пор, пока за очередным сапогом не упадёшь и душа твоя, вся в заботах, думая про не дошитый сапог, попадёт на суд Божий? И скажи мне, брат, может ли человек блюсти заповеди в суете среди мирских людей, думая о выгоде и боясь потерять копейку?
   - Понял куда ты клонишь, - перебил его Фёдор, - никак в монастырь потянуло. Молись круглые сутки и запивай молитвы водой с сухарями.
   - Не гневи Бога, братец, или тебе не помирать или без тебя весь город без сапог останется? Мечтаешь прожить тихую старость со старой служанкой или с богатой вдовой и руки ей лобзать.
   - Спасибо великодушно за приглашение и за то, что всё о моей жизни наперёд поведал, а мог бы письмецо прислать или сам приехать. По мне детство всё это. Раньше жизни не знали, нам, что в моряки, что в монастырь.
   - Будучи у тебя в последний раз, помню ты, Федя, один работал, да веселее был и в церковь мы с тобой ходили и с батюшкой Илларионом беседы вели.
  - Разошлись наши дороги,Иван. Как ты распорядился своей долей, что от родителей тебе досталась? Купил книг целый чемодан. Будешь ими в старости печку топить или молиться в своей кельи и просить Бога за всех по очереди. На Бога надейся, а сам не плошай!
   - Для меня, Федя, важно понять для чего мы живём и страдаем, понять что добро, а что зло. Ежели не пойму, то чем моя жизнь не такая как у любой собаки. Добывай пищу, делай детей, грызись с равными, поджимай хвост перед сильными и дави слабых. Батюшка Илларион говорил, что зло часто в красивые одежды рядится, тащит за собой и люди смотрят, что кругом все грешат, так выходит и правильно.
  
  Долго ещё говорили братья.
   - Не обижайся, Федя, утром уже прощаясь, - сказал Иван, - жаль, что мы не побывали на могиле родителей и в церкви, да ладно, Бог тебе в помощь!
  
   Часть 2.
  
  По приезду домой Фёдор нашёл, что Прохор с делами справился, но вскоре почувствовал себя плохо, видно в дороге продуло. Послал он Прохора за доктором, тот пришёл, осмотрел и выписал лекарство, чтобы сбить жар. Антон остался на ночь, принёс настойку трав из дома и микстуру.
  
  Ночью приснился Фёдору странный сон. Будто в аду он в кипящем котле, а черти сапогами топят. Чёрный дым валит, дышать тяжело, а сквозь дым голос брата откуда-то издалека, но что он говорил не слышал.
  Через три дня Фёдору стало лучше, он ещё был слаб, но уже присматривал за своими работниками, давал указания.
  К вечеру Фёдор отправил Антона к Иллариону с запиской, с просьбой зайти на чай. Все эти дни разговор с братом не выходил у него из головы.
  
   Батюшка Илларион, как называли его полюбовно братья, был на десять лет старше Фёдора, на вид ничем особенным не отличался от служащих, одевался скромно, давал уроки грамоты и музыки и вёл тихую затворническую жизнь.
   В прошлом, он учился в духовной семинарии, но не доучившись, ушёл в монастырь, где пробыл шесть лет и после смерти матери вернулся домой.
   Родители Иллариона и братьев были соседями и умирая их отец просил Иллариона наставлять братьев на путь истинный.
   Вечером Илларион пришёл и первый вопрос, который мучил Фёдора был:
   - Зачем Бог допустил, чтобы люди страдали?
   - Почему ты не задал этот вопрос, когда ты встретил меня за месяц до этого по дороге домой, - спросил гость улыбаясь.
   - Да, не до того было.
   - Хорошо, а что изменилось с тех пор, что ты даже за мной послал, что о Боге вспомнил?... Заболел. Вот для этого и нужны страдания: болезни, потери близких и другие лишения.
   - Ладно, я вспомнил и что?
   - Если в тебе ничего не изменилось будешь страдать дальше.
  По любому, ты будешь знать , как тяжело болеть и когда твой работник заболеет, ты из сочувствия возможно отпустишь его домой, а может и выделишь денег на лекарства и хлеб на время болезни, а это значит сделаешь шаг навстречу Богу.
   - А как быть с теми, кто отчаявшись от страданий, стали злыми и стали роптать на Бога?
  - Человек должен пройти и это, чтобы сочувствовать таким же и нет на свете человека, который представляет собой сплошное зло. Оставь человека наедине с младенцем на руках и он станет тише воды и ниже травы, если только он не сумасшедший.
  
  Тебе задание. Вспомни всю свою жизнь и положи на одну чашу весов все грехи на другую добрые дела. Начинай вспоминать грехи с сегодняшнего дня, запиши на бумагу, потом расположи их начиная с самых крупных, а что касается добрых дел, то не высасывай их из пальца.
   Доброе дело это когда ты помог кому-то из сострадания работой или деньгами, которые для тебя не мелочь, а жертва и ты не знаешь вернут ли долг тебе или твоим близким. Кроме того, не должно быть показухи и разговоров о том, что ты сделал доброе дело.
  Когда всё будет готово, представь, что ты святой Пётр и решаешь куда твоя душа должна попасть в рай или ад.
   Молитвы и раскаяние в содеянном, могут помочь, если это молитвы такой силы, что рассекают небеса и человек больше до конца жизни не грешит. Встречал за всю свою жизнь только одного такого в монастыре.
  
   Поговорив ещё о жизни, Илларион попрощался, пожелал Фёдору выздоровления и ушёл, а Фёдор остался наедине со своими
  грехами, один из которых особенно не давал ему покоя. Не то, чтобы Фёдор считал себя законченным грешником, даже наоборот, в своих глазах он был законопослушным серьёзным хозяином, однако на следующий день он решил, что всё таки пойдёт исповедоваться к местному священнику.
   Так и сделал, в церкви было много народа и батюшка, выслушав его, сказал, что дело серьёзное, что сейчас времени нет, а в ближайшие дни вечером непременно зайдёт к Фёдору домой.
  
   Действительно, батюшка тем же вечером уже пил чай с пышными булочками с малиновым вареньем и слушал историю отношений Фёдора с бедной вдовой Варварой, которая через день приходила поздно вечером к Фёдору, оставалась на ночь, а утром делала уборку и готовила еду, пекла хлеб и вкусные булочки.
   - Буду молиться за тебя, сын мой, однако или женись на Варваре или найди старушку. чтобы соблазна не было.
   - Понимаешь, батюшка, нам жизнь такая подходит, у Варвары дети уже большие, старшему шестнадцать и ему чужой отец не нужен и мне её дети только мешать будут. Неужели Богу хочется, чтобы мы мучились?
   - Фёдор, прелюбодеяние тяжкий грех.
  Давай закончим на сегодня, но раз мне пришлось у тебя быть, сними мерку и сшей мне сапоги. За материал я тебе заплачу. Сколько буду сапоги носить, столько буду помнить и при случае просить Бога за тебя. Прощаясь батюшка упомянул, что пирожки Варвара печёт очень вкусные и что в церкви не только по праздникам бывать надобно.
  
   Когда батюшка ушёл, Фёдор глубоко задумался: "Вот и решай или на Варваре женись и сажай себе на шею её детей, ходи каждое воскресение в церковь или старуха будет у меня крутиться под ногами портить жизнь.
   Нет, лучше я его этого бугая за так обшивать буду, а он пусть за меня молится. Сколько людей счастливыми будут: я, Варвара, её дети, батюшка и Бог, который за нас порадуется, он как ни как любовь, а батюшка, одевая сапоги, не раз обо мне вспомнит и замолвит перед Богом словечко. Фёдор возрадовался найденному решению и засмеялся.
  
   Прошло три года. Фёдор купил небольшой дом. Дело он расширил и его пять работников шили кроме обуви сумки, ремни и другие изделия из кожи. Жениться он пока не хотел, хотя были весьма заманчивые предложения. К лету он решил пригласить брата помочь с ремонтом дома.
  
   Иван вскоре приехал и сразу приступил к работе. Фёдор был доволен, что брат к нему не пристаёт с душеспасительными разговорами, а Иван был рад встречам по вечерам с Илларионом. На вопрос брата, что он у него делает, отвечал коротко: "Беседуем о жизни".
  
   В один из дней, когда Иван ремонтировал крышу, в сапожную мастерскую принёс в починку сапоги учитель местной гимназии. Фёдор никогда не упускал случай поговорить с образованным человеком о Боге, но тут неожиданно выяснилось, что тот не верит в Бога. На дополнительные вопросы отвечать не стал, сославшись на отсутствие свободного времени.
  Чтобы как-то заинтересовать учителя, любопытный сапожник пообещал, что не позднее как к вечеру сапоги будут готовы за бесплатно, ежели учитель придёт к нему и ответит на все вопросы, что означает не верить в Бога и как Бог такое может допустить.
  
  Разговор с учителем состоялся. Фёдор, полагая, что ему будет открыта великая тайна, разливая в стаканчики водочку, задал первый вопрос:
   - Если вы, уважаемый Иван Степанович не верите в Бога, то куда попадёт ваша душа после смерти?
   - Ты, Фёдор Иванович, хочешь узнать историю, заглядывая сразу на последнюю страницу. Давай начнём сначала.
  
  - У неразвитых народов религия возникает непосредственно.
  Это чувство ничтожества человека перед величием природы. Подобно ребенку, дикий человек не доходит до причины грозных явлений.
  
  Покажите ребенку поразивший его предмет и у него возникнет к нему религиозное чувство, он начнёт вместе любить и бояться его, что означает поклоняться ему. Так же, подобно ребенку в приведенном примере, дикарь поклоняется природе и ее частным явлениям. Это первая ступень религии дикарей. Потом он начинает находить причину его в другом явлении и поклоняться этому. Таким образом, постепенно переходя от ближайшей к высшей причине, он на пути своем поклоняется каждой высшей ступени явлений, пока, наконец, находит связь между всеми и предполагает всем им одну.
  У египтян главным богом стало солнце - источник жизни.
  В иудейской религии Бог Творец всего мира.
   - Понятно, - сказал Фёдор, - мне ещё говорили, что учёные доказали будто человек произошёл от обезьяны. Когда я спросил у Иллариона об этом, то он предложил мне почесать свой хвост.
  Учитель засмеялся, - сначала, Фёдор Иванович, ты молился на качественную кожу, нитки, гвозди, инструменты и другие материалы, а потом просто стал молится на деньги. Будут деньги будет всё и в достатке. Так и с религией. Но тут есть некоторое различие, деньги, они приятно шелестят и легко превращаются в товар и услуги, что не скажешь про Бога. Никто никогда его не видел, представляют его все по разному, у каждого народа свой, у некоторых их много и молитвы на деньги не поменяешь, скорее в церковь надо деньги нести, а спасение после смерти проверить невозможно.
  
  - Значит вы не соблюдаете заповедь: " Поступай с другими так, как ты хотел бы,чтобы поступали с тобой"?
  - Давай на твоём примере посмотрим,- сказал учитель, - как тебе это удаётся по жизни. Начнём с того,как бы ты хотел,чтобы поступали с тобой.
  - Чтобы уважали,- сказал Фёдор,- выполняли просьбы,не обманывали и чтобы не приставали ко мне помоги Христа ради или займи денег. Работать не хотят,а копеечка всем нужна.
  - Вот видишь,нищих и бедных ты не уважаешь,возможно презираешь,не хочешь им помочь и они тебе платят тем же. Уважаешь ты только тех от кого зависишь и то,только для видимости,на самом деле ты их боишься. Работники твои тоже тебя боятся и делают вид,что уважают. Сам ты вынужден обманывать,чтобы люди не приставали с просьбами.
  Найди и приведи ко мне человека,который выполняет эту красивую заповедь и я сниму перед ним шляпу.
  - Вы хотите сказать,что никто не спасётся?
  - Почему,дети не успевшие согрешить,спасутся.
  - А мы все куда?
  - Это не мой вопрос. Я не верю святым сказкам. На первый раз хватит, в следующий раз детскую обувь принесу и спасибо за водочку.
  
  На следующий день у Фёдора созрел, как он считал, хитроумный план столкнуть научными лбами учителя и Иллариона в присутствии брата. Фёдор очень противился уходу Ивана в монастырь,а тут Иван Степанович поможет,как ему казалось, охладить горячую голову Ивана. Кроме того, Фёдор вспомнил любимую поговорку Иллариона "Не рассказывай мне сказки Шехерезады тысячу одну ночь", он не хотел стать придворным сапожником у учителя за его лекции.
   После недолгих уговоров ему удалось пригласить домой на чай двух мыслителей.
  Оба брата предвкушали услышать интересные ответы на волнующие их вопросы.
  
   Чтобы всё прошло на высоком научном уровне,Варвара испекла пирог и ухаживала за гостями.
   Начиная разговор,как хозяин встречи,Фёдор постарался ввести его в нужное русло и поставил задачу перед уважаемыми гостями дать прямой ответ на вопрос:
   - Есть ли Бог?
  На этот вопрос Илларион ответил так,что чувство веры в высшую творящую силу у всех разное,например,Ивана это чувство беспокоит больше чем Фёдора. В какую форму это чувство выльется зависит от того,где человек родился. В православной семье или, например,в католической. Если ребёнка,не дай Бог, украдут дикари,то он будет жить в лесу и молиться колесу.
  Вы, наверное, знаете, - сказал Илларион, обращаясь к учителю
  "Пари Паскаля",в котором он предложил следующий аргумент для демонстрации рациональности христианской веры:
  Если Бог не существует, то атеист мало что теряет, веруя в него, и, соответственно, немногое приобретает, не веруя в него.
  Если же Бог существует, то атеист приобретает вечную жизнь, уверовав в него, и теряет бесконечное благо, не веруя.
  - Основная трудность,- вступил в разговор учитель, - это ответить на вопрос:
  - Кто создал Бога?
  Также трудно ответить на вопрос:
  - Кто создал Вселенную,если не Бог.
  Все объяснения построены на причинах и следствиях,которые не пригодны для ответа на этот вопрос. Нет причины для существования Бога,как и нет причины для его отсутствия и появления Вселенной без него.
   - Есть достаточно достоверное знание,- продолжил разговор Илларион,- которое я получил от старца Никодима о том,что человек может пережить состояние единения с Богом. Старец описывал его как бесконечную всепоглощающую любовь к Богу и к его творению. Оно не выливалось в какую-то видимую форму на подобие человека или другого образа,а только ощущалось и переполняло сердце. В истории известно не одно такое описание.Это означает,что спасение именно в этом переживании,которое подтверждает наличие Творца.
  Безусловно оно требует громадных жертв,на которые способны только те, кто выбраны Богом для этой цели. Из этого следует,друзья мои,что нет однозначного ответа на ваш вопрос и ответ лежит в сердце каждого.
  
  Послушайте легенду.
  
  Было это давным давно, когда все животные жили в гармонии с природой. Это не значит, что не было хищников и борьбы за выживание. Просто ни один вид животных не мог размножаться до бесконечности и занимать всё доступное пространство.
  
  Речь пойдёт о горных баранах.
  Легенда говорит, что Бог сначала создал часть горных баранов разумными животными, чтобы опробовать на них развитие души. Никто не знает почему именно таков был ЕГО выбор. Известно, что у баранов не было рук и они не могли создавать орудия и предметы для покорения природы, поэтому жизнь их была зависима от хищников и погоды, однако зная повадки врагов, находя укрытия в пещерах и дружно отбивая нападения хищников, бараны довольно сильно размножились, но потом их популяция поддерживалась постоянной.
  Бараны, при достижении определённого возраста, за несколько месяцев до естественной смерти уходили жить в пещеры, питаясь скудной растительностью, которую приносили сородичи. Если пещера была большая, то в ней могло разместиться несколько баранов.
  Известно, что там в результате тишины они освобождались от всего,накопленного за жизнь, связанного с привязкой к телу и покидали тело свободными. Считалось, что они уходили как души, а душа есть искра Божья.
  
  Прошли века и реализованные души все ушли, осталась группа баранов, которая, в отличие от разумных баранов, жила как обычные животные: самцы дрались за самок, каждый в одиночку добывал пищу, сильный захватывал лучшие участки, где много растений и прогонял более слабых. Во время нападения хищников самцы не собирались группами для защиты молодняка и старых. Такая эгоистичная жизнь приводила к тому, что старые бараны и молодняк становились лёгкой добычей хищников. Об этом знали молодые и сильные, но большинство из них наслаждались своей силой и красотой, отгоняя эти неприятные мысли. Бараны знали о жизни разумных баранов и некоторые хотели уходить из жизни как они свободными от тела, в виде души. В противоречие с этим желанием вступал жуткий эгоизм, который был построен на самоутверждении каждого, как отдельной неповторимой и всегда правильной личности, наполненной бесконечными желаниями тела. Прежде всего баран хотел стать свободным за счёт власти над другими, иметь самую красивую самку, быть защищённым,чтобы тело жило в безопасности и комфорте.
  Время шло, возросшие страдания эгоистической жизни, привели к появлению большого количества желающих стать душою ещё при жизни.
  Учения разумных баранов не подходило, потому как аскетизм,отказ от общества, его игр, удовольствий и впечатлений был слишком большой платой, поэтому появилось множество религий и сект, которые обещали лёгкие пути решения проблемы страданий.
  
  Бараны - проповедники, часто в образе жизни ничем не отличались от других баранов, кроме обладания артистичностью, знаниями и талантами педагога. Всё было построено на вере и каждый баран с пеной у рта доказывал, что его вера единственно правильная. Так и живут проклиная жизнь бараны,а измениться не могут.
  
  Ещё долго братья задавали вопросы,но из ответов они уразумели только одно.
  Один из гостей верит в какой-то сверхразум,который тоже,что и Бог но не познаваем, другой в познаваемого Бога,но он бесконечная любовь и представить умом эту любовь никто не может.
  
   Илларион и учитель поблагодарили Фёдора за приём и ушли на прогулку,где ещё долго продолжался философский разговор на эту сложную тему.
  
   Часть 3
  
   Иван приходил к батюшке, когда солнышко ещё скользило по верхушкам деревьев и как-бы нехотя опускалось за горизонт, создавая сначала равновесие между светом и тьмой, а потом медленно уступая темноте и прохладному ветерку свою силу. Они сидели рядом сначала молча, потом Илларион, как правило, говорил:
  - Выкладывай, сын мой,что накипело в твоей душе, что мучает и не даёт жить? Главное, напоминаю тебе в чем состоит самая большая трудность на пути жизни, она не в том, что ты не находишь ответы на волнующие тебя вопросы, а в том,что часто не можешь увидеть, почувствовать вопросы, на которые следует искать ответы. Я бы хотел начать наши беседы с главного вопроса о значении религии для жизни человека.
  
  Начнем с практической стороны,которая легче для понимания. Известно, что церковные Таинства ничего не гарантируют. Ни счастливого брака, ни выздоровления, ни вечного спасения. Венчанный брак может распасться, а среди крещенных людей бывают злодеи.
  Мы знаем как люди часто обращаются к Богу:
   - Это наша жизнь, мы слабые и грешные, мы будем устраиваться как можем, но не бросай нас в беде, мы верим в Тебя, Господи!"
  Религия - это не ответ на вопрос, веришь ли ты в Бога. Религия - это действие,образ жизни. Вера - это не главное. Главное - это действия, а не мысли.
   И мы несчастны не потому, что у нас нет вещей (или людей, которые служили бы нам, как вещи) - а потому, что мы непригодны и неспособны к тому счастью, для которого созданы. Чтобы обрести счастье, мы должны глубоко измениться - прежде всего, научиться любить Бога и ближних. Бог знает, что делать с нами и с этим миром; это не наше дело, а Его. Наше дело - исполнять Его волю в этот текущий момент нашей жизни.
   - Батюшка,а молитва это действие?
   - Да,если она о спасении души и сопровождается такими сильными чувствами,что рассекает небеса, иначе не дойти ей до Бога.
   - Вы, батюшка Илларион, пробыли в монастыре шесть лет и покинули обитель, зная что это плохо. Если можно, расскажите об этом.
  
   - Я имел доверительные отношения со старцем Никодимом, он любил беседовать со мной о философии и истории христианства. Он рассказывал мне, что был больше десяти лет отшельником и знает, что только молитва, созерцание, жестокая борьба за выживание и одиночество не оставляют место для искушений. Моим последним испытанием было длительное пребывание в затворе. После старец сказал мне:
  - Монахи слышали как на четырнадцатый день ты начал громко говорить сам с собой, что означает соблазны и искушения ещё не изжиты полностью, нет тишины ума. Здесь,сын мой, ты не очистишься. Cреди нашей братии можно встретить зависть,
  гордыню, осуждение и с этой холерой никто справиться до конца не может.
  Ты философ, много знаешь, учился в духовной семинарии, жил в столице с её бесконечной суетой, ум твой силён и быстр, подвергает всё сомнению, у тебя много вопросов, а надо как дитя малое просто сдаться Богу, я думаю, что сострадательная и искренняя жизнь в миру могут больше помочь тебе, если на то будет Божья воля. Такая жизнь с её разнообразными искушениями и соблазнами труднее чем в монастыре и если ты ещё и опыт пребывания здесь со всей строгостью внесёшь в мирскую жизнь, несомненно пользы будет больше.
  Вот ты, Иван, - сказал Илларион после небольшой паузы, - думаешь, что получив ответы на вопросы, читая книги, ты приблизишься к ИСТИНЕ и она освободит тебя. Не правда ли?
   - А что плохого читать духовные книги?
   - Старец говорил мне, что Бог хочет поселиться в твоём сердце, а там живут похоть, жадность, гордыня, одним словом, полно всякой нечисти и места свободного нет. Человек постоянно их оправдывает и чем он более грамотный тем больше и увесистее находит оправдания.
   Малое дитя, которое понятия не имеет, кто такой вор, при ограблении дома будет только смеяться или не обратит на это внимание. В то время как взрослый знает все тонкости грешных отношений, что делает человека подозрительным, недоверчивым и не искренним.
   Мне приходилось встречать монахов, которые стремились всё понять даже тонкости психики и мышления. Многие из них были весьма образованы и когда ответы старца их не удовлетворяли, они спорили между собой, а ведь главное достижение это молитва, которая звучит самостоятельно весь день без усилий и не даёт ход другим мыслям.
  
   Старец говорил, что мир полон скрытого смысла и главный соблазн человека в его контроле всего, что происходит, в неприятии событий Божьих, в приписывании их сатане, что ставит его выше Бога.
  Забудь о сатане , сын мой, - говорил он мне, - стань смиренным, не стремись разложить всё по полочкам, не пробуй во всём разобраться, словам и мыслям нет конца. Привязка к знаниям это гордыня и стремление оценивать Бога, насколько он правильно творит мироздание. Твой путь тишина и созерцание мира и это тебя освободит.
   Так вот, Иван, Бог создал этот жестокий мир насилия для того, чтобы люди стремились к единению, выполняя заповеди, но большинство ищет лёгкой жизни, власти и денег, что является причиной нескончаемых страданий.
  Бог не заботится о бренном теле и когда говорят Бог любит тебя, то речь идёт о душе, а большинство людей обеспокоено телом. Никто не видел Бога, ангелов, святого духа и душу человеческую, а тело маячит перед взором постоянно.
  
   Бог создал много культур, наций, религий, враждующих между собой и люди убивают друг друга в войнах, повинуясь жестоким животным инстинктам тела размножиться и распространить своё потомство на как можно большей площади. Люди пролили море крови,насаждая свою религию другим,но Бог дал каждому народу религию, чтобы он проник в суть её, а не как попугай повторял цитаты.
   Только будучи чистым и сострадательным ты поймёшь,что все священные писания об одном и том же, что их святые ничем не отличаются от наших.
   Есть существенная разница между теми, кто соблюдает традицию и не может выйти за рамки своих священных писаний и теми, кто ухватив суть, данную от Бога и ещё не превращенную людьми в толстые книги сделал её образом жизни. Например,выполнение десяти заповедей для иудея и христианина вполне достаточно, чтобы стать праведниками и святыми, даже если они никакие ритуалы не соблюдают и я считаю, что все ритуалы и традиции разделяют народы и служат топливом для ненависти и войн.
  
   Часть 4
  
  
  Когда Иван вернулся после беседы домой, то обнаружил у Федора соседей, мамашу с дочерью Ольгой. Иван уже встречал их один раз возле дома и брат познакомил тогда его с Ольгой. Девушка конечно кровь с молоком, глаз не оторвать и как тогда показалось Ивану, встреча была не случайной.
  Змей искуситель не дремлет, - подумал он, но быстро взял себя в руки.
  
  На сей раз задача была более серьёзной. Мамаша сразу взяла руководство на себя.
  - Послушай, Ванечка, мне твой брат сказывал, что ты хочешь посвятить себя Богу. Мой дядя, брат отца, провёл всю жизнь в монастыре. Оля много разговаривала с ним и может рассказать о его жизни. Возьми, Оленька, пирожки и чаю, посидите перед домом за столиком, расскажи всё, что знаешь про деда Порфирия, а я пока поговорю с Фёдором, дело есть.
   Иван и Ольга вышли и некоторое время молчали, изредка поглядывая друг на друга. Начавшийся разговор о погоде несколько оживил их, потом он перешёл плавно на созвездия и легенды древних греков и Ольга была очарована.
  - Как интересно вы рассказываете. Я тоже люблю смотреть на ночное небо, оно завораживает. Теперь я буду вспоминать эти сказания и звёзды будут для меня более близкими и живыми.
  - Оленька, - услышали они через окно голос мамаши, - через пять минут домой. Оля подала на прощанье руку, которую Иван долго не отпускал. Он чувствовал как эта маленькая ручка обволакивает его всего и вся власть над ним переходит к этой девушке.
  
  - Оля,ты всё успела рассказать Ванечке про нашего деда?
  - Спасибо, - сказал Ивам, было необычайно интересно, но я надеюсь в следующий раз узнать ещё много нового о жизни в монастыре. Ольга засмеялась своим звонким как колокольчик смехом и Иван проводил их до калитки.
  После он долго не мог уснуть и, вспоминая этот вечер, не мог себя узнать,такого волевого и устойчивого по отношению к женщинам.
  
   На следующую беседу к батюшке Иван шёл уже не с такой решимостью как раньше и Илларион,прочитав некоторое смущение в его глазах сказал:
  - На всё воля Божья! Жизнь такова какова есть,исключительно КАКОВА! - и засмеялся.
   Самое сложное,- продолжал батюшка,- это говорить правду, быть искренним. Правда идёт вместе с любовью. Нельзя лгать тому кого любишь,но приходится блюсти милосердие тоже,оно всегда с теми,кто любит ближнего. Приходится иногда и промолчать,чтобы не ранить человека,но главное правило состоит в том,что делать больно другому ты можешь только в меру любви к нему.
  
  - Батюшка,расскажи почему в мире так много страданий?
  - Трава никак не могла понять почему бычок не даёт ей вырасти,чуть только немножко подрастёт, сразу бычок ощипывает молодые побеги, а тот никак не мог понять зачем человек его кормит и заботится о нём, чтобы не дать дожить до зрелости и отвезти на бойню, когда кругом так много травы,фруктов и овощей.
  Человек не может понять зачем в мире люди стареют, болеют, одним словом, страдают и умирают.
   Известно из священных писаний всех основных религий и психологии и это тысячелетний опыт человечества,что счастливым можно стать только выполняя заповеди, как минимум основную из них, "Поступай с другими так,как хотел бы,чтобы поступали с тобой".
   Однако жажда наживы в обществе потребления всея и всего не дают возможности выполнять это правило. Мудрецы веками говорили, что за деньги можно купить женщину, но не любовь; лекарство вместе с врачом, но не здоровье; слугу, но не друга; власть и славу, но не уважение; учителя, но не ум,но люди
  по прежнему помешаны на богатстве.
  
   Бог придумал физическую боль, которая предупреждает об опасности, с целью выживания тела,а психологические страдания,чтобы люди не уничтожали друга. У Бога нет возможности вести нас за ручку, поэтому мы идём во все тупики жизни по очереди, где страдания нас останавливают и стукнувшись лбом о стену, мы меняем путь пока не попадаем на праведный, который делает нас добрее и движет к Богу.
  
   Конечно при этом мы испытываем боль и физическую и психологическую.
  
   Соединиться с душой, по замыслу Бога, могут только чистые люди, которые испытав удовольствия внешнего мира, потеряли напрочь к ним интерес и вся их энергия уже не разрывается желаниями и направлена не на то, чтобы бежать от трудностей и страданий, а чтобы стать свободными от всех привязок к этому миру, а стало быть и от желаний.
  
   После беседы с Илларионом Иван был приглашён к Ольге,
  которая тоже интересовалась их разговорами о Боге, однако эта тема при встречах была не главной. Ольга читала стихи, в основном это были романтика и лирика и окончательно вскружила голову Ивану.
   Скоро надо было уезжать, а он не мог определиться в какую сторону. Или продавать дом и в монастырь или в Архангельск на заработки или оставаться и просить руки Ольги. Совместить эти события, найти средний вариант даже в мыслях было невозможно.
   В присутствии Ольги монах в его души исчезал, убежать от Ольги и забыть её Иван тоже не мог. "Хорошо бы уехать на два месяца на заработки и там уже почувствовать куда больше тянет," - подумал Иван.
  
   Следующая беседа началась с необычного вопроса.
  - Не получили ли вы,батюшка, от старца какое-то тайное учение?
   Илларион улыбнулся:
  - Вот коротко оно, - Дьявол и Сатана это выдумки и сказки,для легковерных.
  - Так что, выходит все несчастья от Бога?
  - Послушай меня, если ты мне веришь, возможно сейчас ты не поймёшь то, что услышишь из-за малого опыта жизни, но когда-нибудь всё станет на свои места.
  
   Давай рассмотрим как объясняет церковь выражение "На всё воля Божья":
   Когда человек хочет, чтобы была воля Божья и говорит: "да будет воля Твоя" и открывает дверь своего сердца для Бога, тогда мало-помалу жизнь человека берется в руки Божьи. А когда человек не хочет этого, тогда уже Бог ему говорит: "да будет воля твоя". Богу не нравятся наши страдания. Поэтому, когда люди говорят: "Бог послал болезнь", то это ложь, богохульство. Бог не посылает болезни. Они существуют в мире, потому что мир лежит во зле.
  
   Получатся,что мир во зле по воле Дьявола и тот действует вопреки воле Бога.
  
   Старец открыл мне великую тайну, что церковь ввела Дьявола, чтобы сделать всё простым и понятным. Бог это добро, а Дьявол это зло. Народ шёл в церковь, где священники обещали жизнь вечную, но Дьявол по-прежнему отнимал у них детей, убивал в войнах, гноил в рабском труде. Как ты думаешь можно ли верить всем сердцем своим в такого Бога? Часто люди начинали роптать, приходить в отчаяние.
   - Так кто творит зло? - воскликнул заинтригованный Иван.
   - Старец ответил так, - сказал Илларион,- что существует только один Бог, ОН же творец жизни,вездесущий и бесконечный, не оставляющий никакого места для существования других Богов, ангелов, духов, чертей и дьяволов и всё происходит согласно воли ЕГО.
   Бог создал тело человека как инструмент для созревания души, но человек не знает, что он душа и поэтому страдает и считает, что Бог к нему не справедлив или относит всё зло к проделкам дьявола.
   То, что человек душа, а не тело можно пережить как опыт только уподобившись Богу, выполняя его заповеди. До этого момента страдания как тень будут преследовать его, но в тоже время постепенно делать более сострадательным и приближать к Богу. Тело человека для Бога просто возможность путём воздействия болью направлять людей,чтобы душа набиралась опыта.
  - Я не понимаю,что такое душа.
  - Понять это не просто. Старец посвятил меня в своё учение перед уходом из монастыря и просил передать его тому, кто искренне ищет Истину.
   Запомни, Иван, сейчас его учение не очень будет понятно и поэтому не учи ему других пока не созреет оно в тебе и больше помалкивай.
   Слушай внимательно. Учение соединяет в себе не только основы православия, но и некоторое понимание, мудрость буддизма, с которым старец был хорошо знаком.
   Теперь о душе. Что такое душа легче понять,объясняя сначала то, чем она не является. Она не состояние и не эмоции и выражения "на душе стало легче,душа разрывается на части, душевные песни и душевные муки" к душе не имеют отношения. Душа это частица Бога, искра Божья. Она есть чистая, безусловная любовь, не подверженная человеческим страстям. Именно с момента,когда человек как бы пробудится и поймёт, что он душа, он постигает Бога и уподобляется ему.
   На Востоке есть такой образ.Если представить,что Бог это океан, то каждая волна это человек,все волны отличаются друг от друга формой,но как и океан состоят из одной и той же воды.
  
   На этом беседа закончилась и Иван ушёл сильно озадаченный.
  
   Часть 5
  
  
   Следующая встреча была в воскресение, Иван пришёл по- раньше рассчитывая более чётко уяснить для себя как поступить на развилке дорог жизни.
  - После ваших ответов, - начал Иван, - моя мечта о монастыре заколебалась. Мне интересно было бы знать как вы выносили все тяготы жизни в монастыре и что было самым трудным?
   - Самым трудным было сомнение в выбранном пути, который как день и ночь отличается от мирского. Мне не так плохо в миру, а здесь я шёл навстречу мечте, но будущее было туманно и неопределённо и только смерть, которая постоянно напоминала о себе расставанием с близкими, была той силой, что поддерживала меня в трудную минуту. Так что начал я свой путь не столько к Богу, а как уход от смерти, которая отняла у меня брата и любимую женщину. Это усложнило моё пребывание в монастыре, но мне очень повезло с настоятелем.
   В твоём случае, следуя просьбе твоего отца, я советую тебе лучше женись, но удачно, чем идти в монастырь и вот почему.
  Настоящего святого в качестве настоятеля монастыря найти значительно труднее чем любящую, преданную и умелую жену. Кроме того, рождение здорового ребёночка Бог даёт в миллион раз чаще чем рождение святого.
   На карту ставится вся оставшаяся жизнь и скажу тебе по большому секрету есть только один способ спастись - открыть в себе Бога, всё остальное утешение.
   Человек так устроен,что чем труднее достичь желаемого,тем это больше его притягивает. Для гордыни не интересно, что делает каждый. Из-за этого религии превращают путь к Богу во что-то трудное. Так должно быть. Тысячи книг и ритуалов создают непроходимые джунгли,однако путь к Богу прост и лежит через сердце в далёкое, ещё не испорченное взрослыми детство,где искренность,непосредственность и безграничная вера Существованию.
  
   Послушай притчу:
   "Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал он все оставшиеся силы и пошел к воде.
  
   Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки дракон упал без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч.
  
   И тогда из последних сил дракон спросил:
  - Рыцарь, а ты чего хотел-то?
  - Воды попить.
  - Ну так и пил бы...
  
  Самое удивительное, что человек разрываемый желаниями, видит мир враждебным и опасным и кидается в борьбу за призрачным счастьем, владеть водой, подчинить других,
  захватить лучшие куски земли возле озера и так до самой смерти борьба внутри и снаружи продолжается.
  
   Да, трудно любить врагов своих, - сказал Иван, - и относится хорошо к мало знакомым людям. Слишком часто обманывают, а то и ограбить могут. Человек часто как собака лает на других и при этом дружелюбно машет хвостом, от того и в миру всегда настороже, как бы не потерять душу, но и не пострадать.
  
   Прощаясь Иван рассказал о встрече с Ольгой и попросил разрешения посетить батюшку Иллариона вместе с ней. На что тот согласился и заметил:
   - У монаха, подпоясанного верёвкой спрашивают:
  - Наверняка эта верёвка не просто так, а носит глубокий философский смысл. Что она означает?
  - Короткий конец её означает, - ответил монах, - как несовершенна природа человеческая.
  - А длинный?
  - А длинный означает, что нет предела совершенству.
  Так и жизнь течёт между этими двумя берегами и не знаешь к какому прибьёт.
  
  - Иван,в качестве итогов наших бесед и для того, чтобы ты не думал, что ты поймал жар-птицу за хвост и тебе теперь всё ясно, послушай притчу, в которой старец дал мне понять, что только жизнь и страдания дают ответы на вопросы.
  
  Однажды к мудрецу пришёл учёный философ и начал задавать вопросы из древнего священного текста, но мудрец неожиданно прервал его:
   - Кто ты?, - спросил он.
  Философ стал перечислять:
   - Человек, мужчина, учёный, глава семейства ...
   - Это твои отличительные признаки от других живых существ и людей, а я спрашиваю о центре, кто это тот, кто накопил знания и представления о мире. Задавай себе постоянно вопрос "кто я?". Без ответа на этот вопрос ты отличаешься от попугая
  только внешним видом, объёмом слов и составленных из них предложений.
   - Я читал,что ответа на этот вопрос нет, - сказал учёный, - любое определение это будет ещё одно качество чем моё "я" отличается от "я" другого.
   - Да это так, но после того как вопрос "кто я?" станет единственным и все твои знания потеряют всякую ценность, ты вернёшься в детство, когда "я" рождалось, тебе снова будет чуть более двух лет, у тебя не будет слов, чтобы описать свои чувства при виде этой картины, но ответ ты получишь. Для меня все твои знания и знания других не имеют смысла,потому что они ложны и временны.
   Другие люди все живут как и ты в иллюзии и могут твои знания оценить,но перед смертью человек часто ощущает всю ничтожность сделанного и знаемого.
   - Что значит почувствовать напрямую ответ на вопрос кто я? - спросил философ.
   - Это значит слиться с душой, с искрой Божьей, познать Бога, но опять это только слова, их нельзя пережить через слова другого о чём веками говорили святые - "мудрость невозможно передать, ею можно только жить от момента к моменту".
   - Тогда чему ты здесь учишь?
   - Когда малый ребёнок берёт в руки нож, которым может нанести себе рану, то ты отвлекаешь его внимание разговорами и даёшь ему другую игрушку. Я своим ученикам отвечаю на вопросы и даю практики,чтобы отвлечь от внешнего мира с его
  страстями и они становятся проще и идут в детство, где они были искренними и наивными. Мой учитель говорил,что другого пути нет.
   - Как это не просто, - сказал Иван и глубоко задумался.
  
   Когда Иван с Ольгой направились к Иллариону шёл мелкий тёплый дождик и батюшка пригласил их в дом. Беседа началась за чаем в домашней обстановке.
   Ольга рассказала,что в её семье были монахи и с дедом Порфирием ей приходилось довольно много рассуждать о монастырской жизни,но она не почувствовала,что такая жизнь для неё.
   Монах, - начал беседу Илларион, - это человек, который пребывает один на один с Богом. Когда такое желание созревает в сердце человека, то ему становится неинтересным тот мир, в котором он живет; у него теряется интерес и к общению со своими близкими, он теряет вкус ко всему мирскому и в какой-то момент стучит в монастырские врата, чтобы войти...
   Но сначала человек должен претерпеть некоторый искус, живя среди людей, научиться смирению, послушанию, любви, милосердию. И только после этого, если будет Божия воля, можно уходить на полное уединение в пустыню. Таких всегда было мало.
   Всегда были и есть те, кто хочет посвятить себя служению Богу. И для того, чтобы удобнее было это служение совершать, они не связывают себя семейными узами. И на это есть Божие благословение, ведь тогда у него будет возможность, силы и время на служение Богу. Служить Богу - это значит служить ближним, то есть тем, кто тебя окружает. Человек уходит в монастырь для того, чтобы, очистившись от страстей, стяжать большую любовь. Можно смотреть на женщину как на женщину, а можно смотреть на нее как на создание Божие, как на образ Божий. Эта духовная красота, гораздо удивительнее и выше, чем красота телесная. Но увидеть в других образ Божий может только чистый, целомудренный человек. Это в основном достояние монахов. Видеть в человеке не тело, а прекраснейшее Божие создание, искру Божию, то есть душу,- для этого тоже становятся монахами.
  
  - Я не совсем ясно понимаю, - спросилa Ольга, - это высказывание:
  - В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: - Кто больше в Царстве Небесном?
  - Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: - Истинно говорю, вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное"
  Что значит стать таким как ребёнок?
  
  - Старец объяснял так: - Вы все видели глаза у котят, в них нет страха, они наивные и вызывают нежные чувства, даже если они не приручены и убегают от человека и сравните их со взрослыми животными с их беспокойными и бегающими глазами.
   Точно также глаза монахов пока не станут чистыми и кроткими как у детей, не знавших греха, не войдут они в Царство Небесное.
  
  Послушайте притчу.
   Два монаха находились в пути, им надо было попасть на другой берег небольшой реки и увидели молодую женщину,которая пыталась пересечь речку,но течение реки было настолько сильным, что у неё никак не получалось сделать это самостоятельно.
   Тогда один из монахов без промедления и каких-либо вопросов быстро подошёл к женщине, взял её на руки и перенёс на другой берег реки. Затем он вернулся к своему спутнику, и они молча продолжили свой путь.
   Так они шли какое-то время. Вдруг второй монах не выдержал и спросил:
  - Мы же принесли обет не касаться женщины. Как ты мог нарушить?
   Другой монах серьёзно посмотрел на своего спутника и ответил:
  - Я поставил женщину на берег час назад, а ты, судя по всему, всё ещё несешь её с собой.
  
   Дети быстро переключаются от смеха к плачу и не носят как взрослые груз обид, ошибок и неудач, которые отравляют жизнь.
   Этот ребёнок, - продолжил Илларион, - это вы до шести лет, который умел искренне радоваться птичке на дереве, дождику,
  бегать по лужам и удивляться красоте каждой росинке на траве. Потом все эти чувства заменят слова и уже не надо смотреть на звёзды, можно поговорить о них за ужином и о том, что Бог есть любовь, но тут же унизить служанку, которая суетится рядом, подавая на стол еду. Так черствеет человек и уходит как-бы в сон, поэтому воспоминания прошлого очень напоминают сны, не то это было, не то нет. И только события, которые мы прочувствовали, дают яркие впечатления.
  
   Как-то я спросил старца: - Каков Путь к Богу?
  - Это повседневная жизнь, - ответил он, - когда ты её чувствуешь, а не находишься весь в мыслях.
   Обычно человек постоянно определяет к чему каждое событие может привести в будущем, какие будут последствия, если плохие, то надо обдумать как их избежать.
   Если что-то не удалось в прошлом,то опять мысли о ошибках,
  осуждение себя и других, поэтому саму жизнь человек, начиная с семи, восьми лет всё меньше и меньше чувствует.
  - А можно ли этому научиться? - спросил я.
  - Путь к Богу идёт через переживания,через чувства и Бог на пути постоянно создаёт препятствия, страдания, чтобы вывести людей из спячки мыслей.
   Святые все были безграмотными, но они чувствовали жизнь и каждый человек был для них открытая книга.
  
   Для меня главная заповедь - поступай с другими так, как ты хотел бы,чтобы поступали с тобой, однако все заповеди это благие пожелания и истина только одна "на всё Воля Божья", а потому сдайся ему, Творцу, он лучше знает,что должна испытать душа через тело и телу будет больно, иногда очень больно, даже Иисус на кресте потерял самообладание в такой момент и единственно, что у тебя остаётся только вера в Бога и на основании веры упование на него, полная сдача ему, которая опять же даётся Богом и круг на этом замыкается.
  
   Слышал я буддийскую притчу,которая показывает как можно полностью доверять жизни.
   Недалеко от села жил в лесу монах, живущий беспорочной жизнью. Среди людей появлялся редко, приходил за подаянием и его уважали. В этом селе жила красивая девушка, родители которой держали продуктовую лавку.
  В один прекрасный день родители обнаружили, что их дочь беременна.
  Девушка отказывалась назвать отца ребёнка, но после долгих настояний назвала монаха. В большом гневе родители пришли к нему и обрушили на него лавину упрёков и оскорблений.
  - Неужели? - единственное, что произнёс он в ответ.
  Когда ребёнок родился, его принесли к нему со словами:
  - Это твой ребёнок, так что забирай его!
  Монах только произнёс:
  - Неужели?
   К тому времени он потерял всякое уважение окружающих, но это совсем не волновало его. Он старательно ухаживал за младенцем, ходил и выпрашивал молоко и всё необходимое малышу. Через месяц юная мать всё же не выдержала и сказала родителям правду. Настоящим отцом ребёнка оказался молодой человек, работающий на рыбном рынке. Отец и мать девушки сразу же побежали к монаху, стали просить у него прощения, долго извинялись перед ним и попросили вернуть им ребёнка, монах охотно простил их и возвращая ребёнка, он сказал лишь:
  - Неужели?
  
   Часть 6
  
  
  Иван с Ольгой попрощались с батюшкой Илларионом, Иван сказал, что через неделю уезжает и Фёдор хочет узнать чем кончились наши беседы, попросил, чтобы мы встретились вечером за чаем у него дома.
   Иван не каждый вечер приходил к батюшке Иллариону, он часто бывал у Ольги, они гуляли по саду и Иван по просьбе Ольги рассказывал ей притчи и легенды, которые слышал от своего учителя. Надо сказать, что Иван гимназию так и не закончил, но любовь к знаниям и чтению произведений художественной литературы делали его интересным собеседником. Время до отъезда оставалось мало и Иван решил серьёзно поговорить с Ольгой о своих чувствах. В этот вечер он рассказывал Ольге красивую восточную легенду:
  
   - Когда всесильный Бог создал прекрасную Землю, он ею долго любовался. От его полета пронесся теплый, благоухающий ветер. Гордые пальмы преклонили пред ним вершины, и расцвели под его взглядом чистые, белые, нежные, ароматные лилии. Бог сорвал одну из лилий и кинул ее в лазурное море. Ветер заколебал кристальную воду и закутал прекрасную лилию белою пеной. Минута, - и из этого букета пены расцвела женщина - нежная, благоухающая, как лилия, легкая, как ветер, изменчивая, как море, с красотой, блистающей, как пена морская.
   Женщина прежде всего взглянула в кристальные воды и воскликнула: - Как я прекрасна!
   Затем она посмотрела кругом и сказала:
  - Как мир хорош!
   Женщина вышла на берег сухой из воды (с тех пор женщины всегда выходят сухими из воды).
  
  При виде женщины расцвели цветы на земле, а с неба на нее устремились миллиарды любопытных глаз. Эти глаза загорелись восторгом. С тех пор и светят звезды. Звезда Венера загорелась завистью, - оттого она и светит сильнее других.
   Женщина гуляла по прекрасным лесам и лугам, и все безмолвно восторгалось ею. Это наскучило женщине. Женщина заскучала и воскликнула:
  - О, всесильный Бог! Ты создал меня такой прекрасной! Все восторгается мною, но я не слышу, не знаю об этих восторгах, все восторгается молча!
   Услышав эту жалобу, ОН создал бесчисленных птиц. Бесчисленные птицы пели восторженные песни красоте прекрасной женщины. Но вскоре это ей надоело. Женщина заскучала.
  - Ах, если б я точно была красива, другие б старались мне подражать! Соловей поет прекрасно, и щегленок ему подражает. Должно быть, я не так уж хороша!
   Всесильный в угоду женщине создал обезьяну. Обезьяна подражала каждому движению женщины, и женщина была довольна, но потом со слезами воскликнула:
  - Я прекрасна! Меня ласкают, я - никого! Меня любят, я - никого!
   И в эту же минуту перед женщиной появилась маленькая, хорошенькая собачка.
   - Что за милое животное! - воскликнула женщина и начала ласкать собачку. - Как я ее люблю!
  
  Теперь у женщины было все, ей нечего было просить. Это ее рассердило. Чтоб сорвать злобу, она ударила собачку, - собачка залаяла и убежала, обезьяна убежала и птицы улетели, когда женщина на них закричала...
  
  - О, я несчастная! - воскликнула женщина, ломая руки. - Меня ласкают, хвалят, когда я бываю в хорошем настроении духа, и все бегут, когда я делаюсь зла. Я одинока! О, всесильный! В последний раз тебя прошу: создай мне такое существо, на котором я могла бы срывать злобу, которое не смело бы бегать от меня, когда я зла, которое обязано было бы терпеливо сносить все побои... Бог задумался и создал для неё мужчину.
  
   Ольга засмеялась и посмотрела на Ивана такими восторженными глазами, что тот, неожиданно для себя стал целовать ей руки, Ольга вырвалась и убежала домой. Иван остался в саду, сел на скамейку и потерял счёт времени, стало темно.
   Неожиданно он услышал мягкий голос Фёдора:
  - Ваня,пойдём домой.
  Уже дома Фёдор за ужином сказал:
  - Вижу ,брат, другой монастырь ты себе готовишь. Мамаша, Прасковья Григорьевна, была только что у меня и говорили о тебе. Конечно, ей мечталось, что будущий зять будет при деньгах, муж её пять лет как умер и дела её идут не блестяще. Пол дома она сдаёт, шьёт платья и это всё.
  - Да, Федя, запутался я, надо видимо обручиться с Ольгой, если мамаша не будет противиться и уехать на два, три месяца на заработки.
  - Ты можешь рассчитывать и на мою помощь, - сказал Федор и добавил, - как жизнь тебя крутит! Пути Господни неисповедимы!
  
   Батюшка пришёл к Фёдору как всегда в точно назначенное время, разговор начал Фёдор:
  - Я знаю, батюшка Илларион, что ваше слово для Ивана большую силу имеет и вы лучше меня знаете как ему решать - уходить в монастырь или нет. Я конечно против, не хочу терять брата.
  
   - Послушайте меня мои дорогие. Я не Бог распоряжаться вашими судьбами, - сказал Илларион, - и кроме опыта своей жизни ничего не предлагаю. Я просто делюсь им искренне и готов открыть вам все грешные события моей жизни, чтобы вы поняли, я такой же человек как и вы, смесь добра и зла, только зло по большей части я уже прошёл, убедился по жизни, что оно не приносит свободу и спокойствие.
   Я сегодня буду исповедоваться перед вами, ибо я тоже грешен и вы меня поймёте. Мы свободные люди и не связаны ничем кроме уважения друг к другу.
  
   Я всегда был нетерпим к насилию и несправедливости и бредил идеей, что правда всегда победит. Столкнувшись первый раз с жизнью в духовной семинарии, где как я думал, должны царствовать любовь и смирение, был отчислен через два года за нарушение распорядка и не уважение к руководству. Потом был монастырь, где я встретился с монахами, которые как и я искали место, соответствующее их идеям о том какой должен быть мир. Никто не способен менять себя под жизнь. Как дрессированные животные люди под действием кнута и пряника теряют внутреннюю свободу и вгоняют себя в рамки законов и условий. Не встретил я тех, кроме старца, кто принимает жизнь такой как есть, всем сердцем своим, зная что на всё воля Божья.
  
   Добрые дела, сделанные потому как так надо и должны привести к спасению, не являются таковыми. Это сделка или между людьми или человеком и Богом.
   Мать не спит ночами, терпит лишения выхаживая ребёночка из-за любви к нему и не думает о том делает добро она или нет.
   В этом большая сложность для монахов, которые думают, что молитвой можно спасти мир. Как они могут спасти мир, если
  себя изменить не могут!
  
   Я встречался с теми,которых я раньше знал, и видел их глаза полные печали, в них не было даже частично того света, что я видел в глазах старца. Как признался мне один из них все радости и утехи мирской жизни не выходят из головы даже после 15 лет пребывания в монастыре.
  
  Потом я уехал домой на похороны матери, далее отъезд в столицу, женитьба по любви на дочери чиновника. Он помог мне устроиться на работу, на которой я долго не удержался, так как стал бороться со взяточниками. К тому времени у меня родился сын и я был счастлив, однако идеи о справедливости не давали мне покоя и на следующей работе на фабрике, где я занимался начислением зарплаты и знал всё о об обмане рабочих, принял участие в организации смуты и был осуждён на два года, загремел в Сибирь. Там,в Сибири мне стали известны многие судьбы и я смог увидеть и познать людей в тяжёлых условиях выживания.
  
   Жена меня бросила,рухнула моя очередная иллюзия. После я вернулся сюда домой и находился ещё два года под негласным надзором полиции.
   Наконец пришло время и я побывал в монастыре и мне передали записку, которую старец оставил мне перед уходом в лучший мир. Она всегда при мне и я её вам зачитаю.
  
   "Сын мой,Илларион,я знал,что отправляя тебя в мир, я обрекаю неокрепшую душу твою на бесчисленные страдания. Прости меня, сын мой. Также я знал, что ты принадлежишь к тем, кого неудачи и душевные муки делают зрелыми.
  Много смуты будет рядом,начало 20 века будет очень тяжёлым, но ты выстоишь.
   Спаси и сохрани тебя,Господи!"
  
   Никодим, 27.04.1887 г.
  
   На глазах батюшки появились слёзы и он продолжил:
  - Пришло время, когда я стал вспоминать слова старца. Теперь они приобрели для меня реальный смысл и в своих воспоминаниях я пересмотрел отношения с людьми, которые влияли на меня,ограничивая мою свободу.
  
   Только те, кто любили меня: родители и старец Никодим,
  делали мне добро от сердца, все другие даже, если они делали добро, то этим принуждали меня либо что-то сделать для них или жить в состоянии постоянного долгового обязательства.
   Если люди принимают добро просто как должное, этим грешат те, кто обладают над тобой властью, то это рабство.
  
   К сожалению, основа всех отношений между людьми это сделка. Это легко установить даже между братьями. К примеру, Фёдор, готов ли ты продать дом и все деньги заплатить, чтобы выручить брата, попавшего в плен к бандитам, когда знаешь что, в противном случае, он будет убит?
   Илларион внимательно посмотрел в глаза Фёдору. Тот глубоко задумался.
  - Если хочешь определить,- продолжил он, - своё истинное отношение к брату, то определи размер суммы, которую готов пожертвовать во его спасение. У Ивана за душой ничего нет кроме старой хаты и он её наверняка отдаст за брата. Это одна из причин, когда богатство иногда причиняет душевную боль. Про братьев есть такая притча
  
  Два брата в пустыне умирали от жажды. Из последних сил поддерживая друг друга, падая и поднимаясь,oни продвигались вперёд, теряя остатки надежды.
   Неожиданно братья увидели кувшин. На нём была надпись:
  "Кто откроет кувшин, тот сможет выпить глоток волшебной воды и добраться до селения. Делить нельзя,иначе вода теряет волшебную силу".
   - Что делать? - спросил младший, - если один из нас вернётся домой, то что он скажет родителям!
   - Всю ночь они не могли найти решения, а утром, когда неумолимое солнце стало испепелять своими лучами, старший брат сказал младшему:
   - Открой кувшин. Двоим гибнуть нет смысла.
   Младший выпил воду, почувствовал силу, но отказался идти один и они продолжили путь вместе. Ему было нелегко. Старший только передвигал ноги, обняв брата и повиснув на нём. Когда младший брат больше не мог идти из-за
  смертельной усталости,наступила ночь. Утром он увидел впереди селение. Так братья остались живы.
  Никакое решение без любви не может быть хорошим.
  
   - Почему,говорят, богатые не попадут в рай, - спросил Фёдор.
   - Мир человека состоит из мира внутреннего, который позволяет мыслить,вспоминать и представлять и внешнего, где с нами что-то происходит, где мы общаемся с другими и действуем. Познать Бога можно и через внутренний мир и через внешний. Bнутренний мир это уход в монастырь и ещё более сильный способ стать отшельником. Bнешний мир это служение людям, полная отдача себя другим.
   Богатые люди работают во внешнем мире, заставляют других трудиться на себя. Они если и помогают бедным,то только для показухи,а если и вкладывают деньги на строительство храма, то думают, что этим можно купить место в раю, но это глупость и невежество. С другой стороны, быть богатым, когда вокруг столько голодных и обездоленных, значит иметь каменное сердце.
  
   Илларион задумался,отпил чаю и сказал:
  - Запомните мои слова, когда-нибудь в нужный момент они всплывут и помогут.
  
   Слышал я такую мудрую историю.
  Как-то собрались студенты у своего старого больного учителя. Конечно же, вскоре разговор зашел о жизни - ученики жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям чай, учитель пошел на кухню и вернулся с подносом, уставленным самыми разными чашками - простыми, дорогими и изысканными.
  Когда выпускники разобрали чашки, он сказал:
  - Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем. Поймите, что чашка сама по себе не делает чай лучше. Иногда она просто дороже, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, был - чай, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте: жизнь - это чай, а работа, деньги, положение, общество - это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, думая только о чашке, мы забываем насладиться вкусом самого чая.
   У самых счастливых людей нет всего лучшего. Но они извлекают все лучшее из того, что есть. Счастье в том, чтобы хотеть то, что у тебя есть. А не в том, чтобы иметь то, что хочешь.
  
  Наступила тишина и некоторое время все сидели молча.
  
  - Я решил,- сказал Иван, первым нарушая паузу - что поеду с бригадой строить дома в Архангельск, а там видно будет. У меня мало опыта жизни и все мысли о женщинах и других радостях жизни не дадут мне покоя в монастыре. А если я буду счастлив в семье, то тем более меня в монастырь не потянет. Получается только несчастья в жизни гонят людей в монастыри?
  - В большинстве случаев это так, - сказал Илларион, - и ещё людей гонит страх смерти,желание спастись.
  Бог даёт людям надежду через святых,которых ничтожно мало. Они дают нам пример того,что уподобится Богу и пережить единение с Ним возможно. Правда старец сказал,что тем кому суждено стать святыми, слышат зов Бога с малолетства и их тянет в церковь, в намоленные места.
   Понимаешь,Иван,люди привыкли всё то,что необходимо, находить в миру,снаружи и Бога ищут там же в церкви, на небе, а на самом деле Бог бесконечен и он везде. Старец говорил,что Бог находится, перед дверью в сердце и как только оно
  очистится от гордыни, жадности, гнева, похоти, зависти, то Бог тут же займёт их место в сердце.
  
  Послушайте поучительную историю.
  Одного монаха послали в Иерусалим с важным письмом в Русское подворье к патриарху Кириллу. На корабле монах заметил, что за ним следит один старичок, а на постоялом дворе, где он должен был переночевать, монаху выделили комнату на двоих с этим человеком. Жара стояла невыносимая надо было купаться и возникла проблема куда спрятать пакет. Утром прибыл посланный патриархом человек, чтобы отвезти монаха в Иерусалим. Прощаясь с соседом и отвечая на вопрос: - Как найти Бога? - монах заметил:
  - Нет ничего ближе в мире чем Бог, - подошёл к сумке соседа и вытащил на глазах у изумлённого шпиона из его сумки пакет и пожелав соседу стать на путь истинный, откланялся.
  
   Значит я не должен полностью отречься от мира? - спросил Иван. На что батюшка улыбнулся и ответил:
  - Не беспокойся, - если твоя жизнь действительно будет посвящена Богу, мир сам отречется от тебя.
  
  Братья проводили Иллариона до его дома и тепло с ним попрощались.
  
  В рассказе использованы притчи и мудрость Востока, часть их сокращена или использовалась только общая идея.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"