Blackfighter : другие произведения.

Fanfiction как частный случай незавершенного гештальта

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    fanfiction с точки зрения гештальт-психологии. warning - автор не психолог, автор нахватанный любитель :)


   Fanfiction как частный случай незавершенного гештальта
  
   Для начала - цитата из источника, с которым рекомендую ознакомиться целиком, чтобы понять, что за загадочные умные слова использованы в заголовке. Ничего сложного в этом нет.
  
   Эмоционально незавершенные ситуации содержат чувства, эмоции,  переживания, которые не были выражены и завершены в прошлом. Индивидуумы остаются с незавершенными ситуациями, если они не могли выразить  чувства  разочарования, гнева, горя, печали, возмущения, которые возникали  во  время  событий прошлого и в отношениях со значимыми людьми -  родителями,  родственниками, влюбленными, супругами. Перлз считал, что невысказанное возмущение относится к наиболее частому виду незавершенных действий  (Perls,1971).  "Незавершенность" может также возникнуть от невыраженной любви, неразрешенной и неразделенной вины, не принятых в прошлом действий (Korb et al.,1989).
  
   Оригинал тут: http://www.gestalt.ru/articles/print.html?26
  
  
   Думаю, что многим читателям художественной литературы (а также зрителям фильмов, анимации и исторических материалов) знакома ситуация, когда описанное (увиденное) вызывает ощущение неправильности, несправедливости или нелогичности. Даже несмотря на то, что авторское видение мира и развитие событий в нем является (или может являться) сугубо логичным, судьбы персонажей развиваются согласно законам мира, созданного автором и все происходящее с ними представляется закономерным, справедливым и верным по канону, выстроенному автором. Авторская логика, аксиоматика и понятие о справедливости далеко не всегда резонирует с убеждениями читателя.
  
   Чем больше степень погружения читателя в описываемый мир, тем больше эффект сопереживания. Объектом может выступать как герой, так и описываемые реалии. При этом сопереживание не означает обязательного приятия героя или реалий. Оно может вызывать и категорическое отрицание как героя, так и реалий. "Не люблю я тебя, не люблю!" (то есть, "знаю, что на самом деле ты вовсе не положительный герой, а гадина") или "Тогда я испорчу все ваше телевидение!" ("ваш мир устроен несправедливо и не имеет права на существование в текущем виде").
  
   Впрочем, сопереживание, сопряженное с безусловным приятием героя или мира существует на тех же правах и в той же пропорции. Практически вся масса фанфикшна, за небольшим исключением, делится на две группы: pro и contra. В первом случае тексты основаны на приятии авторских правил игры, во втором - на отрицании. Группы эти совершенно равноценны и обе имеют право на существование, поскольку порождены совершенно равноправными и равноценными движениями души авторов: согласием и несогласием, которые произрастают из совпадений или противоречий авторской логики, аксиоматики и понятия о справедливости с таковыми у читателя.
  
   Второй эффект чтения (просмотра) связанного с глубоким погружением (а если текст/фильм/анимэ не "цепляет", то и фанфикшн не создается) - выбор значимого (любимого и/или отвергаемого) события, героя или нескольких героев. Я намеренно использую слово "значимый", как обобщающее и приязнь, и неприязнь. Расхожее мнение о том, что "мы ненавидим в других собственные недостатки" временами справедливо, а временами ошибочно в корне. Для того, чтобы испытывать отвращение к персонажу-нацисту вовсе необязательно втайне разделять его убеждения, а вот обвинения героя в слабохарактерности, скажем, иногда могут расти из опыта обвиняющего, некогда допустившего подобное в собственном поведении, и испытывающего неприятное чувство, когда он становится свидетелем такого действия другого; а могут и не произрастать. Само по себе происхождение значимости героя - отдельная большая тема, и ее касаться я не буду.
  
   Откуда же берется желание продолжить историю героя, изменить картину мира или вскрыть истинную подоплеку какого-то действия?
  
   Как уже нетрудно догадаться, именно из эмоционально незавершенной ситуации. Речь, разумеется, идет о таковой ситуации у читателя. По его сугубо личным причинам таковая представляется ему незавершенной. Напряжение в ходе чтения накоплено, эмоции существуют, а разрешение не наступает, поскольку автором разрешающая ситуация или вовсе не предложена, или читатель ее таковой воспринять не может.
  
   Теперь еще одна цитата из того же источника.
  
   "В гештальт-терапии  описываются  различные  пути  завершения оно  может происходить через возвращение к старым действиям, или, обращаясь  к  параллельным обстоятельствам в настоящем, или, возвращаясь к прошлым  действиями ситуациям в фантазии, или принимая вещи такими, какие они есть.  Перлз  писал, что основная проблема состоит в том, чтобы мотивировать  пациента  сделать то, что необходимо сделать - "вернуться к действия и ситуациями, которые он оставил незавершенным в прошлом потому что они были настолько болезненными, что он вынужден был избежать их."
  
   Как можно увидеть, в первых строках описан весь концепт фанфикшна, за исключением одного момента: принятие вещей такими, как они есть. Для этого требуется более глубокая работа по пересмотру собственной картины мира. Путь фантазии, работающей с прошлым, настоящим или будущим в "альтернативном" континууме, который создает автор, для человека, имеющего хотя бы минимальный опыт литературного творчества не только более удобен, но и позволяет эффективно завершить и разрешить ситуацию напряжения, не подвергая свои представления ломке, порой болезненной.
  
   Представляя, а затем материализуя и детализируя через запись в художественной форме, автор фанфикшна завершает ситуацию. Конфликт между данной ему ситуацией, которую невозможно принять, как есть и собственными представлениями, порождающий напряжение, безболезненно разрешается. Количество энергии и времени, затраченных на разрешение конфликта, прямо пропорциональны его изначальной степени. В одном случае достаточно написать некий разговор между героями, которого не было в оригинальном произведении, в другом требуется выстроить альтернативный мир, или "до конца разрушить мир насилья".
  
   Выбираемый путь говорит о сути и направлении конфликта. Оживление героя указывает на неприемлемость гибели героя, на незавершенность его пути для читателя, радикальное изменение принципов мироустройства - на неприемлемость базовых принципов его устройства. Расширение и углубление говорит о том, что персонаж в глазах читателя/зрителя обладает большей ценностью и цельностью, нежели для автора.
  
   Даже если автор фанфикшна, по своему убеждению, ничем не нарушает выданной ему концепции мира или внутреннего устройства персонажа, ситуация незавершенности все равно присутствует, и в этом проявляется согласие читателя с общей идеей, но противоречие с собственными представлениями о полноте и целостности "истинного" завершения.
  
   Во всем этом присутствует и еще один важный момент: фанфикшн, как специфический литературный жанр, не должен подвергаться оценкам по принципу правомочности своего существования. Любой социально приемлемый способ разрешения внутреннего конфликта у человека по определению имеет право на существование. Имеет ли он только личную ценность, или обладает некими общими художественными достоинствами - вопрос наличия и отсутствия этих самых литературных достоинств в каждом конкретном произведении. Однако о самом "праве писать" речь, по-моему, идти не должна. В противном случае нужно запретить и всю художественную литературу, кинематограф и анимацию, как источник эмоциональных конфликтов у читателей и зрителей.
  
   Подводя итог: само по себе стремление "продолжить и углубить" или "закончить" или "исправить" некую предложенную литературой и прочими видами искусства ситуацию является не только естественным, но и полезным для того, у кого возникло данное стремление. Избегание их, попытка оставить в незавершенном, "подвешенном" виде куда менее приемлема. Расстановка точек над i и ё - дело, как минимум, душеполезное. А временами и обладает художественной ценностью не только для автора, но и для третьих лиц.
  
   PS - этим озарением я обязана собственному персонажу, который висел над моим ухом и долдонил, что я поступила с ним несправедливо, и теперь должна ему возместить ущерб и создать ситуацию разрешения, а также полночному разговору с моим супругом, который терпит меня, невзирая на привычку болтать по ночам и всех висящих надо мной персонажей-скандалистов. :)
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"