Биктимиркин Евгений Юрьевич : другие произведения.

О максимализме

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


О максимализме

   Это слово вызывает разные эмоции. Преимущественно "ну, так себе". Ему и перевод дали примерно один - никак со словом не поиграешься. Так сложилось, что относительно учёные умы каждое явление и каждый термин хотят зажать в тиски, пока не затрещит. Люди обыкновенные, тем не менее, имеют право на некоторую свободу в трактовке. И так случилось, что чаще мы слышим "максимализм" именно в связке с "юношеским". Безусловно, здесь есть психологическая составляющая - в определённом возрасте подавляющее большинство людей подвержено этой напасти, так работает и развивается наш мозг.
   Также "юношеский" он ещё и по историческим причинам. Издревле считалось, что коли "молодой - значит горячий", с пылом в груди и молоком на губах несущийся вперёд на сучья, пока не споткнётся. А вот те, у кого морщины с седой бородой - "те то лучше знают", причём всё. Однако, здесь я хотел бы поговорить о максимализме, как о явлении или черте характера в более общем смысле, потому что, как говорится наболело.
   Какое-то время я чурался этого слова, запущенного в свой адрес. В процессе становления и привыкания к тому, что "жизнь - штука такая...", я перестал отбрыкиваться и стал признавать максимализм. Я винил максимализм моих суждений чуть ли не во всех своих бедах. Девушка не перезвонила, хоть я перед ней и с улыбкой, и с осанкой, и во фраке, и в мытых ботинках - значит максимализм отследила (как один из тишайших, стоящих далеко за горами, факторов). С кем-то поругался - это из-за максимализма, ведь логично, что будь я податливее (считай, как кто-то другой хочет от меня), то, глядишь, обошлось бы. Даже иду, размышляю, никому не мешаю, классифицирую - тут же максималист. Настолько он стал очевиден и неискореним.
   Однако, как почти в любом деле, следует оставлять некоторый процент погрешностям, например, под погрешность трактовки. Общение с людьми такими разными привело меня к мудрости: если мне не нравится компания или, когда я не знаю, что я здесь делаю, я имею полное право повернуться и уйти. Подпадают ли такие случаи под максимализм? Сомневаюсь.
   В подавляющем количестве споров, если мне не известны чёткие факты, "я не гордый... я согласен на ничью". В противном случае я честно предоставляю любому смертному выбор: либо прав я, либо правы/неправы мы оба, либо я не спорю вовсе. А временами настолько всё равно, кто выиграет, что и проиграть готов, лишь бы тишина настала... Применимо ли здесь понятие максимализма? Тоже вряд ли.
   И так мы подбираемся к самому интересному. В попытках найти хоть какой-то прок от этой части себя я наткнулся на ещё одно качество этого качества: максимализм нужен мне, чтобы принимать решения. И это имеет смысл: в психику заложено отражение в виде максимализма для балансирования нерешительности, отсутствия информации, дезориентации или апатии. Притом решения могут быть и большие, и маленькие, и значительные (допустим, что такие бывают), и незначительные. Даже чтобы решить, в каком месте перейти перекрёсток, мне нужно произвести множество вычислений, соотнести плюсы и минусы, прийти к тому, как мне всё это надоело, и в итоге брякнуть: "Я иду таким путём, и никто, кроме возможного сумасшедшего автомобилиста меня не остановит!". Выбери, что надеть, выбери, уходить или нет, выбери, что сказать, насколько лучезарно улыбаться, и улыбаться ли, выбери, что смотреть, кого слушать и слушать ли хоть кого-то в этой какофонии мнений - для всего этого нужна некоторая степень категоризации, обобщения и отрезания лишнего.
   Так мы плавно переходим к допущению, что сам факт категоризации уже есть нечто вроде максимализма, а классифицировать нашему мозгу ой как надо. Противники "чёрного и белого", те, кто цепляется к словам, словно от этого зависит их жизнь, вызывают у меня злую ухмылку. Всегда интересно представить, как бы они называли зелёный цвет, и как бы отличали его от красного. Интересно, как бы эти умники изъяснялись, видя коричневый пианино. Возможно, так: "во всём многообразии сущего это лишь одно из его проявлений в виде некоторого выступа из уровня, по всей видимости, не позволяющего нам просто так пройти сквозь него". А что бы эти умники, если бы человечество в своё время не пошло по иной ветке логики, могли сказать о том, какой на вкус листочек барбариса? Что-нибудь вроде: "это такое же нечто, как и многое вокруг, но от этого лицо хочется скривить немного по-другому"? А злая ухмылка потому, что любознательные люди и сами были бы рады выяснить, "как было бы, если бы", но мы не можем - это просто невозможно, и нам приходится с этим мириться. И случился этот "сдвиг логики" не сто пятьдесят восемь миллионов семьсот пятьдесят тысяч двести тринадцать лет назад - у него нет ни чёткой, ни нечёткой даты, и вычислить мы её, скорее всего, не сможем. Наверняка, это и не нужно.
   А теперь, наконец-то, переходим ко второй части, которая и побудила написать всё это безобразие. К сожалению, в течение жизни я наблюдал огромное количество случаев, когда "либо всё хорошо, либо всё нехорошо". На экзамене один человек (сейчас не имеет значения, подготовлен он школой спартанцев и ГРУ, либо гений от рождения, либо просто ботан) успевает написать и эссе, и доклад за час, и при этом почти без ошибок. А другой (он тоже готовился, не до рвоты, но исправно), кто сомневается, тот и ошибок больше и зубастее делает, и во время не укладывается. И так во множестве других областей: экзамены, тесты, сдельная и не сдельная работа, успех с близ не лежащим полом, количество прочитанных (и даже усвоенных!) книг. Я бы даже допустил, что в реальности произошёл раскол, что попортило её код, и потому она время от времени выплёвывает такие баги повсеместно и неконтролируемо. И нет спасения от этого. И вот как после таких вещей, которые даже звучат глупо, не поверить во власть максимализма и во присутствие его?
   На этом я хотел закончить, однако, вспомнил ещё кое-что забавное и решил дополнить это... как бы эту работу не называли. Оказывается, максимализм присутствует и в умудрённых опытом зрелых личностях. Более того, очевидно, что со взрослением, с течением лет, человек постепенно приходит к одной парадигме, трогает её всё реже, и защищает её всё рьянее. Я привык называть такое состояние чем-то средним между закостенелостью мышления и консерватизмом, и достигают они порой терминальной стадии, как бы намекая на закат дней если не тела, то хотя бы разума. В принципе, логично и понятно, откуда, почему и для чего этот вид максимализма образовывается. Мне вот только интересно: этот новый, "максимализм более поздней версии" не от того же, случайно, юношеского отпочковывается? А то как-то не совсем справедливо будет со стороны разных поколений обвинять друг друга.
   Впрочем, что я опять устроил, разложил на десяти этажах: с одной из точек зрения относительно понимания времени винить кого-либо в принципе бессмысленно, глупо и почти смешно.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"