В комнате я сижу один. Это маленькая лаборатория, в которой посторонним делать нечего. Техника безопасности и всё прочее. Заходят ко мне редко и то больше по делу. То конденсатор для дачи просят, то ещё чего. Все чего-нибудь просят. Привычка с советских времён. Не любим мы покупать в магазине то, что можно достать на работе. Я в этом смысле тоже не исключение. То у электриков, то у сантехников чего-нибудь да просишь. Ну, естественно, этим общение не ограничивается. Правда, некоторые из моих коллег по научной работе такого общения не одобряют, поскольку иногда оно сопровождается принятием некоторого количества стимулирующих общение средств. Средства эти стандартные, исконно национальные, грамм по сто. Я бы не назвал это злоупотреблением, разве что изредка, перед праздником, эта норма превышалась.
Раньше, когда институт только создавался, это было повальным бедствием. Пили все и больше всего научные сотрудники, будущие доктора наук. Но со временем большинство из них остепенилось. Многие уехали в родные пенаты, другие как-то рассеялись. Поговорить стало не с кем. Вот только у электриков, да сантехников и можно поговорить. Нет, женщины, конечно, общаются и довольно активно, но это общение не моего уровня. Темы не те. Так что общение моё с внешним миром проходит в несколько отличном от общеинститутского фоне. Надо сказать, что мне бывает интереснее беседовать со слесарями или электриками, чем со своими коллегами. Там разговоры узко специфические и откровенно говоря давно мне наскучившие. Рынок, конъюнтура... Здесь же встречаешь любителей пофилософствовать на более широкие темы. Вот, например, дядя Миша, наш слесарь.
После первой...
- Ты вот скажи мне - Что такое человек?
- Опять ты, дядя Миша, за своё.
- Нет, ты ответь мне.
- Да что ты пристал ко мне? Лучше скажи мне - человек ли ты сам, особенно, когда выпьешь?
- Вот, вот, - и я про это. Значит, ты считаешь, что когда я выпью, то уже и не человек или может быть другой человек? Это я тебе вот с какой точки зрения. Современный человек - это не голая обезьяна. Он одет. Есть даже поговорка - встречают по одежке - провожают по уму. Эта поговорка не совсем верна. Если человек небрежен в одежде или личной гигиене, то как бы умен он ни был - вот эта небрежность есть источник некоторого небрежного, а то и неуважительного отношения к нему, особенно со стороны не очень умных людей, особенно занимающих более низкое положение в социальной иерархии. Вот возьми нашего Соломона.(Это один из наших научных сотрудников. Очень умный мужик. С ним можно говорить на любые темы. Но зато его и остановить трудно. Так что я редко рискую вступать с ним в беседу.) Как он одет? А ведь он научный сотрудник. Спросите любую уборщицу - что она о нём думает? И что Вы думаете она Вам ответит? Вот то-то же. Ну, что там говорить обо мне. Я слесарь и как бы ни пришёл никто и внимания не обратит. А представьте, директор придёт в грязной рубашке? Я помню случай, когда ещё наш самый первый директор пришёл на работу, а у него дырка на носке. Я бы никогда бы и не заметил, а уборщицы сразу заметили. Откуда думаете я про это знаю?
- А еще академик.
- Ну, уж дядя Миша - Вы скажете. Просто не заметил человек, а может по дороге порвался - что в этом такого?
- Да так-то оно так, только, я думаю, что по настоящему умный человек не станет давать повода для подобного рода замечаний. А в жизни высшего общества одежда играла и до сих пор играет очень важную роль. Стоит тебе пару раз проявить небрежность в одежде, как тебя перестанут принимать в свете. Вот ты читал Моэма?
- Что ты, дядя Миша, где уж мне.
- Не прибедняйся. Так вот у него есть роман - 'Острие бритвы' называется. Нет, это не детектив. Так вот там среди других героев романа есть такой Эллиот Тепплтон. Интересен он тем, что одежда в его жизни занимала главную роль. Нет, он не был портным. Он не был ни графом, ни бароном, ни учёным, ни бизнесменом в полном значении этого слова. Но его принимали в самых богатых домах Парижа и Лондона. Он был человеком высшего света. Можно сказать, что это была его профессия. Одевался он только у Версачи. Слышали о таком? Галстуки покупал только у Шарве - был такой. Ну и остальные. Вы же всё равно их не знаете.
- Ну что ты, дядя Миша, совсем уж нас за людей не считаешь. Я только что из магазина - купил вот кирзовые сапоги и телогрейку от Версачи.
- Ладно, ладно - не отвлекай. Давай-ка лучше налей ещё стаканчик. Ох, хорошо. Ну, ладно - так на чём я остановился? На Версаче.
- Разумеется, что это не касается очень богатых людей. Они могут иногда позволить себе роскошь одеться небрежно. В качестве вызова, как проверка степени терпимости своего окружения. Но я не об этом. Если ты одет в лохмотья или ты же, но в прекрасном новеньком с иголочки костюме - то Вы разные люди не только в глазах других людей, но и по своей манере поведения. Даже если богач оденется в лохмотья, то он не сможет вести себя совершенно так же, как в соответствующей его положению одежде. То же и с босяком. Он тоже будет чувствовать себя 'не в своей тарелке', одень Вы на него шикарный костюм. Вот ты читал, конечно, 'Принц и нищий'. Я всегда удивлялся тому, как можно было спутать принца с нищим? Да у него одни ногти чего стоили? И тем не менее в другой одежде босяк - это уже не тот босяк. К чему это ? А вот к чему. Просто одежда - уже другой человек.
Это первый момент.
Следующее. Медицинская техника сделала и делает удивительные вещи - протезы. Нет, я не имею в виду костыли. У тебя заболели зубы - тебе вставили протезы или вообще вставная челюсть. Кстати - чего не вставляешь зубы? Вон, смотри я себе сколько заменил. Давай, давай. Как только тебя жена такого беззубого терпит? Давай ещё по одной.
Ну, так вот. А ведь вставная челюсть делается на заводе или мастерской - это часть тела уже не твоя. Чувствуешь к чему я клоню? Пойдем дальше. Ты потерял ногу или обе ноги. Тебе сделали протезы. Вон Ирина из седьмой, знаешь. А не знаешь, так и не подумаешь. Итак, теперь у тебя искусственные зубы и ноги.
- Нет, дядя Миша - это у тебя искусственная челюсть. Может и это самое тоже протез?
- Подожди, и до этого доберёмся.
- Так ты уже понял к чему я веду?
- Понял, дядя Миша, что ты хочешь оставить меня без рук и без ног и ещё со вставной челюстью.
- Давно пора. Вот так по очереди можно заменить искусственными все органы. Если что-то сейчас не умеют делать, то это только вопрос времени. Так что же от тебя осталось? Или во что же ты превратился? - в робота?
- Я уже давно, дядя Миша, робот и без всякой вставной челюсти. Что мне начальство приказывает, то и делаю.
А ведь протезы - не одежда, которую в общем-то не сложно заменить. Если уж одежда влияет на характер поведения человека в обществе, то я думаю, что протезы оказывают более глубокое и сильное влияние не только на характер поведения человека, но и на его мораль и мировоззрение. Известно, что люди больные, долго и трудно болеющие, становятся тяжёлыми для окружающих не столько из за трудностей ухаживания за этим больными, сколько из-за изменения психологии этих людей. Они становится капризными, раздражительными. Все здоровые оказываются виноватыми перед ними в том, что они больные. Инвалиды, в большинстве своём, чувствуют себя обделёнными. Их понять можно.
И вот ты был гражданином ( то-есть человеком) Ивановым, а кем ты стал после замены всех своих органов искусственными? Ты же совсем другой человек не только физически, но и психически. Ты уже не знаешь, что такое боль. Ты уже не знаешь, что такое радость, потому что вместо сердца у тебя 'пламенный мотор'. Ты уже и думать будешь по другому, не так, как сейчас, хотя мозги у тебя те же. Вопрос ведь в чем? До каких пределов замена естественных органов на искусственные не меняет тебя как человека? К тому же не всякая женщина захочет иметь с тобой интимные отношения.
- Почему это, дядя Миша? Может, совсем наоборот. Вон сейчас сколько всяких искусственных фаллосов продаётся. Так я себе выберу побольше.
- Ты то выберешь, а сам-то что ты чувствовать будешь?
- Это очень интересный вопрос. Тебе-то он зачем будет нужен, если ты ничего чувствовать не будешь? Ты для чего с бабой спишь? Правильно. Чтобы получать наслаждения. У цивильного человека функции получения наслаждения и воспроизводства давно разделены. Но, если функциями воспроизводства наука занимается очень давно и очень активно ( в принципе возможно выведение людей в инкубаторе), то функции получения наслаждения - это уже нечто не материальное. Так что же получается - заменой всех или большинства естественных органов на искусственные - мы получаем как бы другую породу людей, с другой моралью, другими интересами.
- Можно ли считать их роботами? А что такое тогда роботы, если мы наделим их интеллектом, соизмеримым с интеллектом среднестатистического гражданина? Не появляется ли тут вопрос о равноправии, по аналогии с борьбой за равноправие негров? К тому же мы забываем, что и среди людей всё больше становиться дебилов. Ну, вот таких, как ты. Чем тогда обезьяна хуже тебя?
( Некоторых читателей это шокирует. Разве так можно говорить? Можно! Это же в шутку. Такие шутки здесь норма.)
- Ну, дядя Миша, если уж кто дебил, так это ты. Любая обезьяна умней тебя.
- Может быть и умней, но прав то у неё всё равно никаких. Так что беги в магазин за следующей. И бананов не забудь парочку купить.
После второй...
- А я ещё вот что тебе скажу. Вот вместо ушей тебе сделали слуховой аппарат. Теперь у многих такой есть. Он электрический - подаёт сигналы прямо в мозг.
Спрашивается - зачем тебе слушать компьютер, когда ты на нём работаешь, когда можно прямо с компьютера посылать сигналы в мозг. (Пусть Вас эти рассуждения не удивляют. У внука дяди Миши есть компьютер и он его просвящает не хуже, чем наши электронщики).
То же со зрением. Зачем тебе тогда монитор? Тогда ты можешь подключаться к интернету непосредственно. Нет, ты ещё не робот. Просто ты напрямую, минуя ненужные преобразования получаешь всю информацию из сети. Тут тебе и телефон и мультики и что твоей душе угодно. А компьютер в кармане. А что тут невозможного? Ты уже сейчас видишь, как многие в ушах держат динамики и слушают музыку. Теперь так. Если ты можешь без ушей слушать информацию, то зачем тебе озвучивать свои мысли в голове. Ты их можешь в виде электрических сигналов, какими они и являются и передаются по нервам, передавать сразу в ту же компьютерную сеть. Тогда надобность в голосе и глазах просто отпадает. Для общения людей между собой они уже не нужны. Следовательно - слепые уже не слепые, а зрячие - просто доисторические мамонты. Смотреть на мир можно всем с одних и тех же передатчиков, установленных в определённых местах, как сейчас все мы смотрим одни и те же телевизионные передачи. Теперь так. Нужно ли тебе уметь считать, умножать, делить и всё прочее, если в твоём распоряжении калькулятор и не где-то в кармане, который можно и потерять, а прямо в сети, доступ к которой проще, чем достать из кармана пачку сигарет? Кстати, курево и наркотики - это средства воздействия на мозг, так же как и музыка. Уже сейчас полно музыкальных наркоманов. Так не за горами электронные сигареты или наркотики. Дело только за программами.
Уже сейчас мы полностью зависим от электроэнергии. Если нас отключают, то мы не можем уже ничего. Не можем приготовить еду, не можем согреть жильё. Показывают всякие кровавые разборки, а ведь убить человека можно просто анулировав его счёт в банке. Электронные деньги можно украсть, можно получить их просто из ничего. Для этого только надо придумать программу. И это совсем не фантастика. Всё это уже делается. Итак, человек всё более становится частью, винтиком системы, даже не осознавая этого. Да если он и осознаёт, то ничего не может сделать. Эта система развивается и набирает силу. Человек в этой системе становится просто товаром, таким же, как обыкновенная проститутка. Просто используются разные функции - у одного голос, у другого фаллос, у третьего специальные знания. И те и другие и третьи с развитием системы заменяются на более совершенные, искуственные. Кстати, тебя, учёного, заменить легче, чем меня, сантехника. Сам понимаешь, почему. Резиновые проститутки уже сейчас могут конкурировать с живыми. Просто туда вкладывается ещё не очень много денег. Так что хотим мы или не хотим, а рождается некоторое новое существо, настоящий хозяин Земли, в котором мы, люди, исполняем роль почек, печени, селезёнки.
В связи с этим я думаю, что сам человек есть метагалактика различных живых существ, которые сосуществуют в нашем организме или воюют друг с другом и это мы называем болезнями. Эти существа тоже развиваются, тоже изучают нас, как мы Галактику. Отсюда и новые болезни и новые возможности человека. Так что болезнь это может быть появление чего-то нового. А хотим ли мы этого, если это новое разрушает нас как единое целое?
- Ну, дядя Миша, ты у нас просто Сократ. Но вот что интересно. Может, всё это было в бутылке, которую мы выпили?
- Может и так, но почему тогда всё это попало ко мне, а не к тебе?