Написать юмористический роман не так-то просто. Если кто не верит - пусть попробует. На Самиздате существует немало юмористических рассказов, а вот романов не так-то уж и много. Роман "Приключения гламурного грузчика" написан в гиперболическом стиле. Произведение бойкое, динамичное и немного гротескное. Радует минимум грамматических ошибок. Несколько эпизодов оформлены автором как самостоятельные рассказы.
Нет смысла объяснять, что юмор юмору рознь. В настоящее время идет навязывание грубого, балаганного юмора. Гвоздь программы - актеры стоят на сцене и оскорбляют друг друга на потеху зрителям. Клоуны в балаганах еще и били друг друга, однако никто не спорит, что слово ранит ничуть не меньше, чем удар кулаком. Всё было бы ничего, если бы подобный уровень не прививался так активно и навязчиво, приучая людей воспринимать и ценить именно такие шутки. Произведение, над которым можно смеяться от восхищения, днем с огнем не сыщешь. Поэтому появление романа "Приключения гламурного грузчика" порадовало. Для ценителей тонкого юмора и иронии я повторю: в романе использована гипербола. Все без исключения персонажи комичны и индивидуальны. Среди них нет похожих друг на друга. Имена, как и положено в комедии, подобраны соответствующие: Демид Уколович Шприц, Ватрушкины, мадам Поппер-Душкина (которая страшно гордится двойной фамилией), отрок Вониил, Пуконька. В то же время многие персонажи при всей своей комичности вызывают симпатии и сочувствие.
Мечта, которую герой стремится осуществить всеми правдами и неправдами - богатая жизнь без хлопот. Пока он продирался к "звездам" через множество "терний", он прохлопал настоящую "звезду" - семью, где его любили и заботились о нем. Генрих не смог оценить ни любви, ни заботы, не сумел выстроить правильных отношений с домочадцами. Даже с доверчивым щенком, и с тем не смог подружиться. Жёниной бабушке, которая готовила, обстирывала и обглаживала его, Генрих собирался устроить "несчастный случай". Герой хотел все получить задаром, не понимая, что счастье с неба не падает, что его нужно заработать, а потом прилагать усилия, чтобы не потерять. Все "тернии", которые выпали на его долю, Генрих создал сам себе.
Финал романа остается открытым. Возникает мысль о продолжении приключений Генриха. Может, хорошие, славные люди, которые встретятся ему на пути, и полученные уроки научат чему-нибудь героя?
Особое внимание автор уделяет внешности персонажей. Комичные, да. Но здесь я сделаю оговорку. Внешность Машеньки и ее родных отторжения не вызывает. Другое дело - наш герой. Будь он совсем другим - ответственным, заботливым, честным - его внешность воспринималась бы совсем по-другому. Да и чистоплотность еще никому не помешала. Вовсе не главное, как выглядят персонажи. Например, Демид Уколович. Автор описывает его нелепую внешность, но персонаж от этого не становится отталкивающим. Читатель ждет его поступков, чтобы составить о нем представление.
Главный недостаток героя, на мой взгляд - Генрих никого, кроме себя, не любит. А вот и результат: "Генрих Валентинович, как ни ломал голову, не мог вспомнить даже пару своих приличных знакомых". При гипертрофированной самовлюбленности - полное отсутствие самокритичности.
Следующий порок, высмеянный в романе - враньё, бытовое, повседневное, без которого можно обойтись совершенно безболезненно. Люди врут легко и бездумно, как будто без этого жить нельзя. А иной раз так завираются, что верят сами себе и искренне возмущаются, когда их "ловят". Так же, как наш герой: "Да что ж такое-то! Как вы смеете! Я едва в живых остался, а вы опять инсинуации разводите!"
Чревоугодие - отдельная статья. Надо сказать, что автор так заманчиво подает яства, что читатель иной раз просто входит в положение Генриха.
Жадность, хвастовство, супружеская измена, безответственность, подхалимство, неряшливость. "А может, это мои носки висят на трубе и смердят, как дохлая кошка?!"
Вероятно, кому-то роман покажется обидным. На зеркало неча пенять, коли рожа крива! Хотя мы не склонны видеть свои недостатки. А если и видим - легко их себе прощаем.
Особое место занимает в романе глава "Как стать Интеллигентом (пособие для начинающих от Генриха Валентиновича)". Здесь я, как говорится, снимаю шляпу.
А еще роман украшают забавные описания бытовых неурядиц. И как не сказать пару слов об оформлении! Я читала рассказы о Генрихе раньше, чем увидела фотографию. Таким я его себе и представляла.
В самом конце упущен момент с ключами от квартиры Генриха. Маша, когда съезжала с его квартиры, обязательно должна была передать ключи хозяину. Можно, чтобы не ломать задумку, оставить их у соседей. А Маша может сообщить об этом по телефону, когда Генрих ей позвонит в попытке примирения.
Героев в произведениях лучше не называть 'мужчина' и 'женщина'. У них есть имена, характеры, читатель принимает их близко к сердцу, как родных, а безликое 'мужчина' и 'женщина' хорошо для 'обозначения' людей незнакомых, далеких.
Надо "вычесать блох" в начале романа. Оборот "на этот раз" запятыми не выделяем. Наречие "несмотря" пишем слитно.
"Демид Уколович - маленький, худенький, сморщенный старичок семидесяти лет, почти совершенно лысый..." "Совершенно лысый" - значит, на голове нет ни волоска, и словно "почти" здесь лишнее.
"...от него сбежала, обожаемая супруга..." Запятую убираем. "Тем временем" запятой выделять не надо.
В заключение добавлю: по роману "Приключения гламурного грузчика" получилась бы веселая кинокомедия!
Роман Удонтия Мишии "Приключения гламурного грузчика" находится здесь.