Пришёл в зоопарк красивый умный Человек. И прямо-- к козлу неведомой породы, ну просто ископаемому из страны "Плутония". Встал перед сеткой и говорит бронторогу-шейгецу приятные слова. Козёл бекает, конечно, но с каким-то боковым нервным тиком. Красивый Человек удивляется:-Что такое? Рядом пусто... Он же не знал, что за бетонной перегородой с утра возвели Волка на "приятное" соседство. Но об эту минуту Волк пребывал в нетях. (Санитар увёл его на анализы, кишкина мать. Проверить стул и стол). А козёл не знал, что сосед в нетях. Но чует оставшийся едрёный дух, что витает где попало. И досягает чутких, горючих ноздрей. Вот тебе и боковые тики. Так и ушёл Человек в недоумении. Он ещё не знал тогда, что наблюдал редкое явление : фабула одному, а эмоции - другому. А козёл кричит от горя, бъётся в истерике: (как объяснить без языка?) - Не уходи-и-и! ...А Человек, уходя, горько удивлялся:--Ну, почему? За что-о ? ***
***Петля Мёбиуса.***
Бывает такой казус в быту, когда мужчина, вдевая ремень в брюки, машинально переворачивает конец в полоборота, да так и зачаливает его в пряжку. На улице или на тусовке это замечалось и окачивалось лёгким конфузом. Такое случалось тысячи раз за долгую Историю . Да, ради бога! Какие пустяки. ...И вот, в 1858 году немецкий парикмахер Август Мёбиус тоже ошибся. Только не дома, а на работе. Он сшивал ремень для правки бритв и допустил огрех. Он поздно это заметил, но переделывать поленился. Так ремень и остался с "дефектом". Проходили месяцы, засаливание ремня естественно нарастало. Но почему-то не так быстро , как обычно. Нормальный срок давно прошёл, а ремень всё ещё годился для правки. И спокойно выдержал двойной срок. По какой-то причине порча происходила и снаружи, и внутри. Приглядевшись внимательней Мёбиус понял, что ремень приобрёл одну бесконечную поверхность.Не две, как обычно, а одну. Это было удивительное открытие. Вот было хохоту. ... Гениально! И так просто, И совсем бесплатно. ...Инженеры и учёные заинтересовались явлением и пытались применить его более широко. Предложения посыпались со всех сторон. Мир буквально встал "на уши". ...Парикмахеры всех стран подхватили бесплатный почин, хотя эта польза для них была мелочью. Но интерес учёных их очень удивлял. ...Приводные ленточные ремни на заводах, то есть от мотора к станку стали сшиваться именно так. Это прижилось навеки. Срок усталости ремней продлился вдвое. ...А когда появилась авиация и высший пилотаж, то именно этот переворот (полёт вверх тормашками) стал вторым упражнением после "мёртвой петли"). Сейчас он считается простейшим. А тогда..! Все были в шоке. ...Инженеры до сих пор пытаются внедрить ещё куда-нибудь этот червячный парадокс. Слияние двух поверхностей в одну..! Это фантастика! Из таких попыток родился аттракцион "Американские горки". В России его назвали "Восьмёрка". Сколько там криков и хохота, сами знаете. Из этих попыток родились так же автодорожные развязки. Дабы избавиться от левых поворотов. В данном случае не требуется, конечно, ездить по потолку... Избави бог. Метод использован частично. Но спасибо и за это. Этот изобретательский марафон ещё не закончился. Светлым головам хватит петлевых разгадок ещё на тысячу лет. В добрый путь! ***
Юрон Берзин, июнь 2008г. Израиль.
***Тёплый календарь. Год 1980.***
Когда мне `'стукнуло'' Сорок пять, я с ужасом обнаружил, что совсем не представляю:--Что? Где? Когда? (Пётр1, Иван Грозный, Скобелев, Степан Разин...). В голове - дремучий хаос. Сам виноват, конечно. В школе нам предлагали (не строго) выучивать Хронологические таблицы. Ну, мы их так и выучивали. Всё быстро рассеивалось. И вот, в дедовские годы я решил составить карманный календарь, что бы всё расположить по-порядку. Этакий небольшой, на сто имён и фактов. Набросал малый список самых популярных имён и дат и пошёл в Библиотеку листать Энциклопедию. Уточнить, проверить, что-нибудь добавить. За три часа я всё это уточнил, а дома переписал в картотеку. В голове установилась приятная наполненность.. А то ведь стыдно блуждать в самделишном свете знаний. Оказалось, что русских царей по имени Александр было трое, а по имени Николай - только двое. Крепостное право ввёл царь Алексей Михайлович (тишайший). А княжна Тараканова возникла из тумана в эпоху Екатерины 2. Потом нависла другая незадача: а что было за кордоном при этих событиях ? (для сравнения). Как развивалась наука? Как равивались искусства? Когда образовались европейские государства? И когда образовалось Русское государство? По поводу государств оказалось, что почти одновременно, в 9 -11 веках. Слава богу, без разницы! Я даже приятно удивился. (Я ещё много раз ходил в Библиотеку...). ...А Французская революция проходила в четыре этапа восемдесят лет. Робеспьер (кровавый) был в первом. А Гаврош (извините)--в следующем. И женщина, рванувшая декольте на баррикаде -тогда же. Конечно,центром этого календаря по моей симпатии стал Пушкин. Все его современники оказались на одной странице. Им стало веселее (простите за мистику). Алфавитная энциклопедия удобна для поиска (розыска). Но друзья -собутыльники разбросаны в ней по разным книгам (томам). А хронологический календарь собирает друзей/современников и мэтров/учеников, буквально на соседних строчках. И враги тут же (чёрт бы их побрал). Друзьям тепло быть рядом. А нам тепло видеть их рядом.
Решил босой энциклопедик свести в толковый Календарь "актёров" истинных трагедий на вечный судный семинар.
Потом я захотел выявить всех значительных изобретателей. А как же иначе? Выявил, зафиксировал в картотеке... Но календарь получился далеко не карманный.***
***Дом--ёлка. Москва. ***
Примерно в 1975г. я прочитал статью в журнале "Изобретатель и рационализатор" о новом методе строительства зданий. Он отличается тем, что возводится центральная башня (лифт) с мощными консолями, на которые подвешиваются офисные (квартирные) блоки из лёгких материалов. Строительство такого здания я наблюдал из автобуса N20 от Белорусского вокзала и далее по Волоколамскому шоссе мимо "Памятника ополченцам". Такому зданию не страшны землетрясения. Я однажды заговорил об этом и получил ответ... Никакой. Главный вопрос, почему эта идея затухла? Нет материалов? Или коммуникации сложно увязать? А может быть обычная трусость мешает? Или ведётся наблюдение за прочностью и выдержкой? Кстати говоря, на заводе БМВ в Мюнхене инженерный корпус ( там и дирекция) --именно такое здание. В цокольном этаже автостоянка. В дождь там сухо. В жару там тенёк. Настоящая ёлка. Но в печати и по теле не видно и не слышно. В чём дело? Во всяком случае традиционный приземистый вариант очень тяжёлый и опасный. *** Юрон Берзин, июнь 2008г. Израиль.
***Композиторы, лучшие оперы.(выборка из БСЭ, арбитраж, рейтинг).Год 2001.***
1.Клаудио Монтеверди -"Орфей", 1607г. "Ариадна", 1608г. "Коронация Поппеи", 1642г. 2.Алессандро Скарлатти -100 опер (1660--1725г.г.) 3.Жан Люлли--"Альцеста", 1674г. "Тезей", 1675г. 4.Генри Пёрселл -"Дидона и Эней", 1689г. 5.Людвиг ван Бетховен -"Фиделио", 1714г. 6.Жан Рамо -"Ипполит и Ариссия",1733г; "Галантная Индия",1735г; "Кастор и Полукс", 1737г; 7.Кристоф Глюк -"Орфей и Эвридика", 1762г., "Альцеста", 1767г., "Парис и Елена", 1770г., "Ифигения в Авлиде", 1774г., "Армида", 1777г., "Ифигения в Тавриде", 1779г. 8. Вольфганг Моцарт--"Свадьба Фигаро", 1786г., "Дон Жуан", 1787г., "Волшебная флейта", 1791г. 9.Луиджи Керубини -"Лодоиска",1791г., "Два дня", 1800г. и др. 10.Жан Лесюэр -"Пещера", 1793г. 11.Джоакино Россини -"Танкред" и "Итальянка в Алжире", 1813г., "Севильский цирюльник", "Отелло", 1816г., "Золушка" и "Сорока--воровка", 1817г.,"Семирамида",1828г., "Вильгельм Тель",1829г. 12.Карл Вебер -"Вольный стрелок",1821г; "Эврианта",1823г., "Оберон",1826г. 13.Андриен Буальдьё--"Белая дама", 1825г. 14.Франсуа Обер--"Фра Дьяволо",1830г; "Бронзовый конь",1835г. 15.Винченцо Беллини--"Сомнамбула и Норма",1831г; "Пуритане",1835г. и др. 16.Гаэтано Доницетти--"Любовный напиток",1832г; " Лючия де Ламмермур",1835г., "Дочь полка" и "Фаворитка",1840г; "Дон Паскуале",1843г. 17.Джакомо Мейербер: "Роберт Дьявол","Гугеноты",1835г; "Пророк",1849г; "Африканка",1864г 18.Фроманталь Галеви--"Жидовка",1835г; "Пиковая дама",1850г. 19.Михаил Глинка--"Иван Сусанин",1836г; "Руслан и Людмила",1842г. 20.Станислав Монюшко--"Галька",1848г; "Зачарованный замок",1865г. 21.Шарль Гуно: "Сафо",1850г; "Фауст",1859г; "Мирейль",1863г; "Ромео и Джульетта",1865г. и др. 22.Джузеппе Верди--"Риголетто",1851г; "Трубадур" и "Травиата",1853г; "Бал маскарад",1859г; "Сила судьбы"1861г;; "Дон Карлос",1867г; "Аида",1870г; "Отелло"1886г;"Фальстаф",1892г. 23.Александр Даргомыжский--"Русалка", 1855г. 24.Жорж Бизе--"Искатели жемчуга",1863г; "Пертская красавица",1866г., "Джамиле",1871г., "Кармен",1874г. 25.Берджих Сметана--"Брандербужцы в Чехии",1863г; "Проданная невеста",1866г; "Далибор",1867г. 26.Александр Серов--"Юдифь",1862г. , "Рогнеда",1865г., "Вражья сила",1871г. 27.Модест Мусоргский--"Борис Годунов",1869г; "Хованщина",1880г. 28.Антон Рубинштейн--"Демон",1871г; "Нерон",1876г. 29.Николай Римский-Корсаков -"Псковитянка",1872г; "Майская ночь",1879г; "Снегурочка",1881; "Испанское каприччио",1887г; "Шехерезада",1888г; "Садко",1896г; "Царская невеста",1898г; "Кащей бессмертный",1902г; "Сказание о невидимом граде Китеже",1904г; "Золотой петушок",1907г;. 30.Пётр Чайковский--"Евгений Онегин",1878г; "Мазепа",1883г; "Черевички",1885г; "Чародейка",1887г; "Пиковая дама",1890г; "Иоланта",1891г. и др. 31.Жюль Массне--"Манон",1884г; "Вертер",1886г; "Таис",1894г; "Сафо",1897г. 32.Пьетро Масканьи--"Сельская честь",1888г; "Ирис", 1898г. и др. 33.Александр Бородин--"Князь Игорь",188...г. 34.Руджеро Леонкавалло--"Паяцы",1892г; "Богема", 1897г. и др. 35.Джакомо Пуччини--"Манон Леско",1892г; "Богема",1897г; "Тоска",1899г; "Чио-Чио-Сан",1903г; "Девущка с Запада",1910г; "Турандот", 1924г. 36. Клод Дебюсси--"Паллеас и Мелизанда",1902г. 37. Рихард Штраус--"Саломея", 1905г; "Электра",1908г; "Кавалер розы", 1910г. 38.Игорь Стравинский--"Соловей",1914г; "Мавра",1922г; "Похождение повесы",1951г. 39.Феруччо Бузони--"Турандот", 1917г. и др. 40. Альбан Берг--"Воццек" 1921г; "Лулу", 1935г. 41. Пауль Хандемит--"Кардильяк", 1926г; "Художник Матисс", 1938г; "Гармония мира",1957г. 42.Джорж Гершвин--"Порги и Бесс", 1935г. 43. Бенджамин Бриттен--"Питер Граймс", 1945г; "Альберт Херринг", 1947; "Сон в летнюю ночь",1960г. 44.Джан Менотти --"Медиум",1945г; "Телефон",1946г; "Консул", 1949г; "Лабиринт",1963г.
Глава 3. Рейтинг творч. плодовитости: 1. Джоакино Россини трижды написал по две оперы в год!!! Год 1813--"Итальянка в Алжире" и "Танкред"; Год 1816--"Севильский цирюльник" и "Отелло"; Год 1817--"Золушка" и "Сорока-воровка". 2. Джакомо Мейербер, Год 1835: "Роберт Дьявол" и "Гугеноты"! 3.Гаэтано Доницетти, Год 1840-"Дочь полка" и "Фаворитка"! 4.Джузеппе Верди, Год 1853 - "Трубадур" и "Травиата"! ***
***Убитая лента. Год 1980. Биро-Биджан. *** Затаённый сам в себе лысый фантазёр Кальман присел однажды подышать в сквере напротив вокзала. Смотрел на колыхание высочённых вязов под ветром, слушал вздорные разборки воробьёв: чья хата с краю? ...И дышал. На скамейке прозябала одинокая старая газета. Во, блин, времена наступили! Ни на махорку, ни на пирожки... Сказка! Он взял газету и начал смотреть заголовки. Лениво и тупо. Но один его затронул: "Отзовись, государь!". Там сообщалось, что киностудия Сергея Герасимова приступает к съёмкам фильма--"Юность Петра". О тонком и звонком... Автор жаловался, что не удаётся выбрать актёра на эту роль. И готов взять любого похожего. (Когда такое бывало?). ...Кальман начал вспоминать, кто из земляков подошёл бы кстати. Хотя бы внешне. Да, есть такой. Саша Субботин, 19 лет. Он в этом году окончил механический техникум. А сейчас--в армии. Недавно Кальман случайно оказался за ним в очереди к буфету. Саша тянул по росту на все сто девяноста. Голова маленькая, глаза чёрные. Лицо приятное, круглое, худощавое. Волосы чёрные, уши маленьие. Сам--смуглый. Походка размашистая (видел на улице). Шаг широкий, голос - баритон. Эти параметры, как в аптеке, годятся железно. А что не годится?.. -Глаза миндалевидные, а надо круглые. Размер обуви наверняка 45-й. А надо -38-й. Руки у Саши большие, как у кузнеца. А надо--маленькие. И рост нужен всё-таки под два метра. Но идеального двойника августейшему персоналию всё равно обыщутся. Надо продвинуть Сашу. ...Газета была трёхмесячной давности. Надежды на успех--никакой. Но на другой день Кальман подошёл на заводе к Сашиному отцу--"Фрезеру". Он отдал газету с заметкой для Саши. Фрезер бегло прочитал и грустно ответил чудаку--альтруисту:--Это слишком высоко для нас -лаптей. -Ну, попробовать можно? Это же шанс всё--таки! -Передам, конечно. Он в армии сейчас. Пускай сам думает. Спасибо за внимание! ...Позже Кальман узнал, что Саша действительно отправил письмо на Мосфильм. Но ответа не последовало. Увы и ах! ...Прошёл год. Появился фильм. И актёр там был, естественно. Но... не такой, какого хотел режиссёр. НЕ такой. Не юный. Это был плотный сорокалетний мужчина с большим лицом. Укромный такой. Как остывшее место негорящего костра. Рост (по виду)--сто семьдесят, не более. -"Эх, вы! Тоже мне..."-- подумал Кальман. Да, он просто убеждён, что в самой Москве на студию собралась целая сотня молодых кандидатов. Но, нет! Кто-то сумел сломить режиссёра. Вынудили, заставили...волчары серые. Да, разве можно было заставить Сергея Герасимова? Кто ж в это поверит? Но факт налицо. Очень, очень обидно! Спросить Глеба Скороходова? Пусть бы рассказал об этом случае. Можно найти десятки оправданий для режиссёра. Но зрители не увидели юного Петра. Не увидели. Убитая лента... Где энергетика? Где харизма? Где эта яростная, азартная забота, холодная решимость? Никакого же впечатления. Только медлительность, пустота. ...Убитая лента. ...Как из мальчика прорастал Гигант--реформатор? Как..?! Не дали пережить вместе с ним этот тяжёлый подъём. Не дали.
Послесловие: ...Но если глянуть ещё раз на дату события--1980 год, то и так всё станет понятно. Это же эпоха заокопного застойного зведопада. Это не режиссёр устал, а его устали. Ухайдакали. Зрителя N1 берегли от Великого примера. А вдруг он увидит в этом укор себе? Тогда посыпятся искры в бельмах Серого кардинала. В те годы все ленты скрючивались методом парикмахера Мёбиуса, образца 1858 года. ...А любознательным зрителям--фиг без масла. "Ничего-пережмутся! Всё схавают!"-Хохотнули ловкие дяди. Режиссёр после этого сник худым здоровьем. Хоть и был он орлом поднебесным, но не предвидел опасности в гордом священном предприятии. Наивный такой... Дорогой наш камикадзе. ...Ветер гонит серые облака. На высочённых вязах неустанно ссорится пернатая мелочь. Кальман опять сидит на скамейке, обхватив свою любопытную лысину и затаённо рыдает в три ручья. Как белуга.
Послесловие-2. Размотка снежного кома. ...Вот теперь напрашивается окончательное предположение: как только режиссёр взялся за сценарий о Петре, ему сразу сказали в высоком кабинете:--Его надо показать ординарным и медлительным. Вот и всё. Поэтому режиссёр впал в небывалую панику. И стал искать "то, не зная, что" и "там, не зная, где". Он сделал то, чего от него хотели, и тем самым показал, под какой калоакой он работал. (и мы все под ней жили). ...Занавес! ...Прошло много лет. Надо снова взяться за сценарий о юном Петре и показать его в штормовом варварском самоотвержении. (или ждать нового гиганта-кровопускателя, которому импонировал бы такой Крутой образ?). Что же, нам так и жить с той надутой звездатой тенью во всё небо? С тем оттянутым пиджаком на душе?***
Юрон Берзин, июнь 2008 г. Израиль.
***ДНД , Год 1978 . Биро-Биджан.(Добровольная народная дружина).***
Однажды наша заводская группа ДНД вышла на дежурство в помощь милиции. Я и Боря попали по распределению в патрульный наряд на УАЗик с будкой. Водитель и старшина впереди, а мы сзади. У нас за спиной- ещё кубрик для "утомллённых" пассажиров. Октябрьский вечер, без дождя. Старшина сказал нам корректно и мягко:--Вопросов не задавайте. Из машины не выходите. Ни во что не вмешивайтесь. Боря - экономист, отрешённый такой. Но способный. Я-конструктор. Тоже весь в поиске. Витающий такой. (старшина, видимо, таких и попросил у нашего разводящего. Видимо, так им и надо). Курсировали мы по центральной улице города. Туда и обратно, туда и... Приглядывались к редким прохожим, замедляя ход. Бестактное это дело. Подлое. Люди выглядели неопрятными, унылыми, подприцельными. Под властным взглядом все мельчают. Не знаю, что думал при этом Боря. Но я поддался гипнозу. Хоть и не видел глаз ментов, а только их затылки. Я ещё подумал:--что это со мной? Да, как я смею? Хорошо, что это было только один раз. Через день я уже избавился от этого наваждения. А менты ведь заражены этим пожизненно. ...Печальное открытие. ***Частенько звучал по рации голос диспетчера-женщины:- На улице Пушкина пьяный ломится в магазин "Ковры", стекляную дверь разбил. Примите меры. ...Наша машина ехала по своему маршруту, не сворачивая. Но одно собщение оказалось тык-впритык. Голос по рации передал:- В автобусе N2 - дебошир. Примите меры! ...А мы как раз тут, как тут. Автобус остановился, несколько пассажиров вышли и были спокойны. Без паники. -Ехай дальше,- сказал старшина, -- Это не здесь. На маршруте ведь четыре автобуса N2. К слову сказать, наш старшина--железный мент. Я видел однажды на рынке, как он преследовал парня сквозь толпу. Не приведи господь бегать от такого. И водитель тоже видать- молодец. Решительный такой. Попадались на пути мятые газеты, сбавляли ход, присматривались. Ладно, едем дальше. Свернули к новостройке--стадиону. Кучи гравия. Кучи досок, бетонных блоков. Скукотища. Поехали обратно. Далеко впереди увидели женщину в тёмном пальто. Она шла неровно, её вело. -Больная, наверно. Неровно идёт,--сказал водитель. -Поглядим,--кивнул старшина. Поравнялись с ней. Они глянули:--Хо-о-о!--машина проехала вперёд и остановилась. Слева не обойдёшь. Менты вышли. -А вы, сидите!--Сказали нам. Стали они там с ней выяснять... Мы с Борей всё же вышли и приблизились на шаг. Они замахали руками: --Стойте там! --Вы кто, вообще?--Спросили её официално корректно. -Я к сестре приехала. Я после вендиспансера. Вот справка есть,--достала развернула, подала, как серьёзный документ. И паспорт подала. На вид ей годков тридцать. Они почитали. Заговорили по-проще. -Откуда идёшь? -Возле стадиона была. -Одна? -Не-е. Там "химики" были.(это условно освобождённые. Работали на заводе. Жили в общежитии -спецкомендатуре.) -Ну, и что было? Почему пьяная?--Так заставили выпить.--Захныкала.--А потом полезли...Все. -А как тебя туда занесло? -Да, один в магазине подошёл и позвал гулять. Ну, и пошли. А там ещё трое подошли. -Ну, ясно. Поехали... Идём в машину. -Ой, не надо,--опять в слёзы.--Я к сестре пойду...Потихоньку. -Ну-у, мы тебя подвезём.--Ой, не надо. -Давай, давай. Не волнуйся... Взяли её под локти и подсадили в "кубрик". ...Поехали. По центральной улице, по своему маршруту. А там , в конце - вытрезвитель. Менты между собой тихо поговорили. Решали, наверно, куда её всё же везти. Помолчали. Если на пол-пути свернут налево, то к сестре. Я был заинтригован. Водитель вдруг изрёк:--...и пуговицы разные... Приличная ж так не выйдет. -Тогда, прямо!--То есть, в вытрезвитель. -Ой, куда вы меня везёте?--Она опять захныкала. Они молчали. Приехали... Старшина зашёл туда. Прошло минуты три. Он вышел и за ним высыпали любопытные в форме. Открыли заднюю дверцу. Помогли даме выйти и повели внутрь. Решили видимо дознаться о насильниках. Она хныкала:--Не надо...Не надо... Грустно было смотреть. А что тут сделаешь? ...Может быть для саморекламы пуговицы подбирала? И пришла с дальней улицы к спецкомендатуре? В магазин? ...Конечно, скучно не будет.***
***Писатель и газета*** Год 1998. Прогуливался писатель Вениамин Чинецкий (имя и т.д. изменено) и его приятель. Глядь , на скамейке знакомая газета с портретом. -Слушай, так это же интервю с тобой! -Да, вижу,--погрустнел писатель. --А что ты запечалился? --Так газета тонкая стала.--А тебе-то что? Твоё интервю целёхонько. -В том-то и дело. Тут был очерк о профессоре Нильсе Боре. И ещё--о Высоцком. -Так что же? -Вот их читатель отделил себе на память. Он их будет перечитывать и внукам показывать. -Ну? -Что, ну? -А меня он оставил. Ветер дунет и пошуршит газетка по мостовой. ...До первой лужи. -Так это ж ты видишь один экземпляр. А тираж стотысячный. Мореходы тебя уже определили в свои альбомы. Так что не тужи. Хватит тебя и на внуков. (Это была Московская газета "Известия", перепечатанная в Израиле- "Глобус").
*Биробиджан, Биро-Биджан, Бир-Дон.*
Ну, очень длинное слово. И эта пугающая буква (звук) Ж. С ней слово похоже на длинную волосистую гусеницу. По мне, так лучше бы его писали по второму варианту. Чётко и ясно. Две реки--притоки Амура. Эти названия эвенкийские, старинные. А молодые шутники называют свой город ещё проще: -Бир-Дон. Кстати сказать, Биро-Биджан вытянулся вдоль железной дороги Москва--Владивосток. С южной стороны его обрамляет река Бира. А главная улица города имени Шолом-Алейхема, это три километра авто-трассы Москва-Владивосток. Подростки, приходя вечером домой, говорят:--Мы гуляли по Трассе. ...Когда в Москве решался вопрос об этом названии, то прежде всего послушали историков. Они в качестве аналогии привели древнейший край Междуречье и реки Тигр и Евфрат на месте нынешнего Ирака. Оттуда двинулась масса народу на север к нынешней Турции.Они назывались Арамейцы. Они породили Армению. Одна семья отделилась и пошла на Запад. В этой семье вырос мудрец Авраам. Он додумался до того, что Бог един и получил от него звание своему роду--евреи, за готовность к обрезанию. Его внук Яаков получил от Бога имя Израиль. А потом была долгая история. С войнами, пленениями, беженством и житьём в далёких странах. В 1930г. был неурожай, начался голод, руководство решило заселить пустующие земли на Дальнем Востоке. И поехали эшелоны один за другим, строить, жить, рожать детей. Другая климатическая зона- а вдруг не везде будет засуха и голод. Евреи рванули туда, в новое Междуречье,за новым Отечеством, новой Историей! Другие любопытные тоже рванули. Да так, что их там стало 95%.***
Юрон Берзин, июнь 2008г. Израиль.
***Биробиджан, редакция Областной газеты.***
Я шёл... Нет, я летел в редакцию, как шмель на цветок. В кармане лежал листок бумаги - рукопись нового стихотворения.Я хотел удивить, привести в восторг моего литконсультанта Владимира. Я был уверен, что на этот раз, уж точно, он с радостью примет моё сочинение. И оно в ближайшие дни появится в газете, отпечатанное чёрным-чёрным шрифтом на белой-белой бумаге. Сладкая мечта! Какой я был наивный! Я вошёл в кабинет. Владимир читал какой-то машинописный текст.В комнате разговаривали ещё двое литработников. Я взял стул и тихо присел ближе к Влодимиру. И не дышал. Он делал свою работу. Я ждал. Наконец, он протянул ко мне руку. Молча и холодно. Это у него юмор такой. Я вложил в эту руку свой "шедевр" , и он стал его читать. Потом молча вложил в папку и занялся опять той-же читкой. Ни слова, ни пол-слова. Ни восторга, ни улыбки. Холодно, как-то. Но бывало и хуже. Иногда он протягивал мне моё "сокровище", т.е. оно на него не призвело... Всё происходило без слов и полезных советов. Я несколько секунд ждал, а потом молча вставал и уходил. Как ушибленный. Впечатление было такое, как от неожиданного удара о холодную каменную стену. Суровую, безжалостную, абсолютно глухую. Вот, такой юмор! ...Я вышел в коридор, а там- очередной "псих", взволнованный, с небесными глазами. Пожилой такой колхозник. Ангел небесный. А жизнь - то наша, как раздавленная лягушка. Ведь всё нельзя (низзя). Это низзя и это низзя. А он ещё этого не понимает. Такой наивный. Мне стало жаль его. Но я ничего не сказал. Пусть попробует. Может, у него действительно--шедевр. Я прошёл мимо, ни во что не веря и не надеясь. В той папке мой листок пролежит, возможно, и десять лет. Ничего не понимаю. Они хотят или не хотят расцвета Культуры в городе? Кажется не очень хотят. Нет, мне кажется, они хотят, но... не смеют.(или они хотят полного зажима творческих ростков?) Это вернее. А, как бы на это посмотрел рабочий, мужик-пахарь? -Дело-то не хлебное. -Вот в чём соль-фасоль.-А частушки деревенские кто сочиняет? Для свадьбы, для Новогодней ёлки? -Сами -же и мудрят. Значит, дело нужное, хотя и не хлебное. В России творчество хило воздаётся. Это всем ясно. Отсталая страна...