Бервольд Елена Георгиевна : другие произведения.

Тот самый Огурцов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Персона
  Тот самый Огурцов
  Еще в юности он был человек будущего. Один из первых студентов факультета. Член сборной команды общества "Буревестник". Победитель Всесоюзного конкурса студенческих научных работ. Секретарь комсомольской организации. Внештатный сотрудник ЦК комсомола. Журналист. Главный редактор газет "Грамадзянiн" и "Гражданская газета". Старший редактор белорусского Госкино. Секретарь Союза кинематографисто, заведующий литдрамчастью театра им. Горького, автор политических бестселлеров 2003 г. "Тот самый Климов" и "Минск-2016" Евгений ОГУРЦОВ, собственной персоной, у нас в гостях.
  
  Русский, который хотел быть немцем
  -- Женя, когда ты был маленьким, кем хотел стать?
  -- Немцем. Я родился в очень странной стране, в бывшей Восточной Пруссии - нынешней Калининградской области. Туда после войны согнали людей со всего Советского Союза. Землю оккупировали. Я так уверенно говорю об этом, потому что целый сценарий документального фильма об этом написал. И немцы его взяли. Да наши не отдали. Не разрешили увозить за пределы Советского Союза, потому что я там утверждал, что земля, которая завоевана, как изнасилованная женщина, не родит.
  Если раньше Восточная Пруссия была житницей Европы, то при советской власти стала почти пустыней. На другом берегу Немана лоснились тучные поля литовцев, где кукуруза была в полтора человеческих роста. На нашем берегу жалкие побеги той же кукурузы не доходили человеку до пояса.
  Потом я оказался в Германии. Я поселился в Западной, на самой границе с Восточной, когда уже рухнула Берлинская стена. И там увидел то же самое. В ФРГ кукуруза в полтора роста, в ГДР - по пояс. Земля та же. Солнце то же. Все то же. Что не то? Идеология. То есть, отношение к человеку. Не материальная вещь -духовная.
   -- У тебя было счастливое детство?
  -- В моем детстве хватало всякого: и веселого, и трагического. Мы ходили на немецкие хутора, копали там землю, находили оружие, деньги, марки, альбомы, сервизы. Украшали ими наши дома. Сколько там моих ребят знакомых погибло! Кто мину начинает ковырять, кто упадет в двадцатиметровый шуфт и не выберется. Я встречался с немцем, который просидел 15 лет после войны на засыпанном продовольственном складе, а потом выкопался и погнался за нашей молочницей. Она так перепугалась - думала леший. Мой отец был командиром роты, поднял солдат по тревоге и поймал "лешего". От перенесенных лишений этот человек сошел с ума. Вот так проходило мое детство.
  -- А в войну играли?
  -- Конечно. Причем, тот, кто посильнее, всегда был русским, и бил более слабых немцев.
  -- Ты был русским или немцем?
  -- Я был очень даже русским. Я занимался в секции бокса. 12 боев, 8 побед. В школе я был членом сборной области по гандболу. Очень любил спорт.
  -- А после школы?
  -- После школы пошел учиться в ленинградское Высшее военно-политическое училище. Правда, пробыл я там недолго. Хотя отец мой профессиональный военный, я оказался не человек строя. Через год понял, что это безумие какое-то - ходить, строем, стучать каблуками, все время честь отдавать. Я начал сбегать в самоволки. Думал, меня домой отправят, а меня - в армию.
  
  В жизни всегда есть место подвигу.
  Но все оказалось не так плохо. Я служил в связи, в Риге. И даже совершил подвиг и получил медаль за воинскую доблесть.
  -- Как так?
  -- Очень просто. Украл у комвзвода спирта, принял и прилег в аппаратной. Вдруг услышал в эфире текст, что в данном квадрате в энное время - танковая атака. Немного погодя, слышу, что в том же квадрате в то же время - бомбометание. Забавно, думаю, что там эти ребята под бомбами будут делать? Неужели у нас уже броня так крепка, что ее и бомбы не берут? Или танки наши быстры настолько, что от бомб научились уворачиваться...
  Это было учение "Двина" в Беларуси в 1980 году. Я обслуживал главного посредника генерала Титогорова. Решил ему позвонить, справиться, что происходит. Через два дня мне дали медаль. И никто не узнал, что на самом деле я отдыхал, на боевом посту не стоял, и это был просто случай, на который я адекватно среагировал.
  -- После армии ты поступил в вуз.
  -- В педагогический институт имени Танка.
  
  Шерше ля фам
  -- Ты прямо парадоксов друг, какой-то, или даже ближайший родственник. Где логика: военное дело и педагогика?
  -- В жизни каждого мужчины есть женщины. В жизни одних они имеют большее значение, в жизни других - меньшее. В моей жизни женщины имеют большое значение. Меня соблазнила моя девушка... пойти в этот институт. Хотя меня, как человека, хорошо играющего в гандбол, приглашали на юрфак (вот я и говорю, логика где? -- авт.) - там была классная гандбольная команда. Но моя девушка рассказала мне, что в пединституте создан новый факультет - история и иностранные языки. Красиво! Была надежда, что со временем из него сделают нечто вроде филиала МИМО. Потому что Беларусь - в составе ЮНЕСКО, в стране нужно готовить свои дипломатические кадры, и почему бы не на базе такого милого института? Там оказались дети больших начальников, секретарей ЦК, писателей. Команда была достаточно "сливочной". Я закончил одним из первых.
  За это меня засунули в среднюю школу преподавателем истории и французского языка.
  
  Сколько стоит авторитет
  -- В общем-то я благодарен судьбе, что пошел в школу. Мне нравилось преподавать. Меня ненавидел педагогический персонал школы, но очень любили дети. Педагоги говорили, что я зарабатываю дешевый авторитет, играя с детьми в футбол и баскетбол. Я вел три выпускных класса. И до сих пор меня эти дети приглашают на день учителя. Я просто увидел в них не подчиненных, а равных себе. А в нашей школе это не принято.
  Я тебе могу перечислить все пороки современной школы. Это женская школа. Там работают одни женщины, которые мало получают и у которых очень много забот. Они психологически надрываются и становятся злобными бесполыми существами, кричащими на детей и вымещающими на них злобу. И дети отвечают им тем же. В школе идет война между учителями и учениками. От нее страдают и те и другие.
  -- И ты не остался в этой "женской" школе, чтобы поддержать в ней мужской дух?
  -- Из института пришло целевое предложение - аспирантура в Москве. Я был очень хорошо знаком с ректором - он вел у меня спецкурс, и не сомневался, что поеду. Но ректор уехал за границу. А проректор тянул своего. В результате ни он не поехал, ни я. Я остался посреди площади Ленина, не зная, что делать дальше.
  
  Явление Судьбы.
  -- Судьба является в разных образах. Ко мне она пришла в лице моего хорошего знакомого по ЦК комсомола, который в то время работал директором кинотеатра "Партизан". Он сказал мне: "Женя, какие дела? Ты идешь ко мне, ничего не делаешь, получаешь 150 рублей, что больше, чем в школе за полторы ставки, и пишешь свою диссертацию". Так я стал методистом кинотеатра "Октябрь". У меня была собственная внутренняя телевизионная станция, где я "вещал" для зрителей, вел кинопанорамы, встречи с актерами и режиссерами. В то же время - неуемно и буйно писал в "Знамя юности". Это была моя любимая газета.
  Меня очень быстро заметили и пригласили в Госкино. Я сделался старшим редактором Госкино Беларуси. Продолжал писать в газеты, написал несколько сценариев документальных фильмов. Потом меня пригласили в бюро пропаганды киноискусства. Это была весьма денежная организация, кроме того, я встречался со всеми великими киноактерами и режиссерами Советского Союза. Опять писал в газеты, делал репортажи на радио и передачу на телевидении.
  В 1988 году я стал секретарем Союза кинематографистов по оргвопросам. Первым секретарем был тогда Слава Никифоров. Союз кинемотографистов был, как ни странно, самой демократичной организацией. И когда возник "Мортиролог" - книга мертвых, посвященная памяти всех погибших в Куропатах и других жертв режима, когда пришел Зенон Позняк в бареточке, весь вежливый, и робко спросил: "А можно..." Мы ему все разрешили. Именно у нас возник Белорусский Народный Фронт. Врали эти ребята, скажу я тебе, выше крыши. Они пытались меня надуть, а я отдувался перед властью. Прокурор района говорил мне: "Ребята, у вас там суполка БНФ". Я искренне парировал: "Нет, встреча творческой интеллигенции страны". Прихожу - точно суполка БНФ. Они вешали флаги, а мы их снимали, потому что нам за это попадало. А тут еще мы попали в осаду. Вокруг Дома Кино непрерывно ходили католики, пели песни и всячески нас выживали. Хотя мы вовсе и не пытались "захапать" храм себе. Мы просто пытались найти возможность разместить где-то Дом Кино. Ведь Беларусь единственная республика в СНГ, которая потеряла Дом Кино навсегда.
  -- Чувствую, что из Союза кинематографистов ты тоже вскоре ушел?
  -- Ушел. И пошел исполнительным директором в фирму при Академии наук. Мы там делали очень красивые мембраны...
  
  Мембраны, творчество и беседы о Боге.
  -- Женя-Женя-Женя, погоди, при чем здесь мембраны, ко всей твоей предшествующей жизнедеятельности? Такой скачок!
  -- Никаких скачков. Творчество - оно везде творчество. Я занимался маркетингом. Маркетинг это значит продать товар. Для того, чтобы его продать, надо красиво его подать. Красиво его подать можно с помощью слова. С помощью слова я его и продавал. В то же время я очень много работал на белорусском радио. Вел сначала на радиостанции "Белорусская молодежная" беседы о Боге и о душе, стремился сам понять, что есть человек, что мы значим, зачем приходим в этот мир. Это заставляло меня много размышлять и общаться со священниками. Один из них даже стал моим другом, крестил меня.
  Потом со Славой Никифоровым мы организовали коновидеостудию "Кадр 2". Он был директором, а я снова исполнительным директором. Но в те времена кино уже было трудно делать. И денег не стало. Тут Боря Луценко говорит мне, Женя, пойдем ко мне в театр завлитом. И я подумал: "Вот, только театра мне и не хватало".
  
  Вылечить зуб - это просто
  -- Мы с Борей в то время ходили в группу, которую основал Олег Толокин, прекрасный человек, наш, можно сказать, духовный учитель. Он осознал мир как некую энергетическую структуру. И учил этому нас. Я могу, например, тебе вылечить зубную боль, насморк убрать, это простенькие вещи. Мне становится смешно, когда человек заявляет - я в это не верю. Тогда мне хочется воскликнуть: "Вы что думаете, что вот этот кусок мяса сочиняет музыку? Творит? Он и есть подобие Божие? Где вы возьмете Моцарта? Что, рибонуклеиновая кислота расщепится и человек создаст гениальное произведение? Моцарт не один раз воплощался на эту землю, прежде чем достиг возможности слышать божественную музыку Космоса. Музыку придумать нельзя. Ее можно услышать. Чем? Ушами? Нет. Когда задаешь себе вопросы: где у человека память, где совесть, где душа, становится ясно, что не все в этом мире просто. Американцы "вычислили" душу. В момент умирания человека его взвесили и оказалось, что сразу после смерти он стал на 32 грамма легче. Душа отлетела?
  
  Завлитдрамчастью плюс
  -- Женя, мы ушли в такую глубь! Давай вынырнем на поверхность к тому месту, где Борис Луценко пригласил тебя работать в театр.
  -- Я начал работать в театре и сразу стал оттуда периодически уходить. Сначала редактировал газету "Грамадзянiн". 1994-95 год - это было такое бурное время! Бушевали, кричали, радовались, пугались, изобретали. Луценко предложил: "Давай гражданскую партию создавать". Создали. Хорошая была партия. В ней состояли мэры городов, банкиры, люди реализованные в своей профессии, которым от жизни ничего не надо. Непотопляемые. Например, такие, как я.
  -- С газетой-то что дальше было?
  -- Не скажу, что газету "Грамадзянiн" закрыли по каким-то политическим мотивам, просто не стало денег. Но через некоторое время я создал "Гражданскую газету".
  -- Что за газетомания?
  -- А я был хорошим редактором. И вдобавок хорошо писал. Моя первая книга "Гражданская партия", в которой я, как Ленин, рассказывал: "Есть такая партия", была документальной и состояла в основном из моих газетных статей. Кроме того, мне так нравилось редактировать, писать, собирать, и ждать, когда наступит момент безумного творчества, когда лепишь, лепишь, и вот оно, родилось. И держишь в руках только что отпечатанный номер, пахнущий типографской краской.
  -- А вторая книга?
  -- Она появилась, потому что меня поразил Андрей Климов. Я так и назвал книгу "Тот самый Климов". В ней - наши беседы о жизни, напоминающие пьесу, где два человека пропускают через себя события, участниками которых они были. Она рассчитана на людей интеллигентных, и меня радует, что ее "запоем", в очередь, читает молодежь, о чем и сообщает мне по телефону и на сайт.
  По поводу антиутопии "Минск-2019" могу сказать, что постараюсь сделать все, что в моих скромных силах, дабы смоделированная там мной и Андреем Климовым ситуация на воплотилась в нашем государстве на самом деле никогда.
  
  Жизнь - театр
  -- Вот скажи, сколько ты спишь?
  -- Вообще-то, вопросы здесь задаю я...
  -- Треть жизни. Треть жизни ты работаешь, как правило, не на самом любимом месте и не ради радости, а для зарабатывания денег. Какой кусок жизни ты проводишь в транспорте, где тоже не до веселья? А за едой, серьезно относясь к процессу насыщения? И сколько лет жизни ты улыбаешься? Год? Два? А ведь улыбка и смех - это есть истинное гармоничное состояние человека, когда ему хорошо. Год-два гармонии - не маловато?
  -- Что наша жизнь?
  -- Вот именно. И нужно в жизни поступать, как в театре, когда враги, только что убивавшие друг друга, встают и вместе кланяются публике. И обнимаются. Думаю, судьба не напрасно привела меня в театр. Это то самое место, где можно прокручивать на сцене практически любые ситуации. И наблюдать, как зрители на это реагируют.
  
  Человек будущего, день сегодняшний.
  -- Евгений Огурцов сегодня - кто он?
  -- Я разочаровался в политике, разочаровался в оппозиции. Понял, что все они из одного теста и разницы нет ни малейшей, просто у одних больше возможностей, а у других меньше. О человеке никто не думает. Даже до теории разумного эгоизма, когда половина себе, а половина людям, наши политики не дотягивают. 99% себе, один, может быть, если совпадет - обществу.
  Сейчас я, больше всего, писатель.
  -- Тогда обозначь свою главную гражданскую миссию как писателя.
  -- Задача писателя не просто рассказать историю и в конце сказать: "Мораль сей басни такова". Слово - самоценная вещь. Если оно в тебя попадает, оно может родить другое слово. И на основе его возникнет мысль, совершенно отличная от моей. Но поводом для того, чтобы подумать, кто мы такие, зачем живем, откуда, пришли, куда уйдем, послужило мое слово. И когда-нибудь все станет просто. И мы ответим на все вопросы. И научимся улыбаться.
  Крылатые изречения от Жени Огурцова:
   Если ты тигр - будь полосатым. Если ты заяц - пусть у тебя будут большие уши, но когда заяц рядится в тигра, то трудно понять - с кем ты.
   Для того, чтобы творить, картины, музыку, стихи, нужен особый дар. И возникает он не в теперешней жизни. Нет. К нему готовят человека все его прошлые жизни.
   Министр сегодня министр, а завтра его сняли. Кто он? Да никто. Дальше кресла жизни нет. А я столько кресел поменял по жизни и знаю, что если не это, то другое у меня будет.
   Лучшая пьеса для постановки в театре сегодня та, автор которой уже давно умер, потому что ему не надо платить.
   Я бы предложил нашему правительству все законы, в виде спектаклей, прогонять на сцене. Аплодируют зрители - принимаем. Что-то не то? Надо доработать.
   Я все время стремлюсь кого-то чему-то научить. Передать свои знания, опыт, чувства. Но, в отличие от многих, я делаю это без звериной серьезности на лице. Я считаю, что наша жизнь - штука веселая и не надо относиться к ней слишком серьезно.
  Елена БЕРВОЛЬД
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"