Бердникова Юлия Леонидовна : другие произведения.

Литобзор второй (подсудной) группы Внл 2023

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  УВАЖАЕМЫЕ, ДОРОГИЕ АВТОРЫ! В силу поступивших комментариев подчеркиваю: Я не критикую и не выявляю раскрытость/нераскрытость темы конкурса. Никоим образом.
  Нынешний обзор написала, исходя из правил конкурса, приведенных выше. Постараюсь найти и обозначить чувства ВЕРА-НАДЕЖДА-ЛЮБОВЬ в рассказах. Буду ставить минусы (-) и плюсы (+) по наличию или отсутствию таковых.
  Уточняю, мнение автора обзора является субъективным и не претендует на истину в последней инстанции.
  
  ПРАВИЛА КОНКУРСА
  
  В конкурсе могут участвовать прозаические произведения (рассказы, новеллы - далее в Правилах "рассказы"), в сюжетах которых отражены в совокупности человеческие чувства: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ.
   Обратите внимание: произведения должны быть написаны для взрослой аудитории. А ещё: в главной роли должен быть ЧЕЛОВЕК.
   Мы не ограничиваем вас жанрами - это может быть как реалистическая, так и фантастико-фэнтэзийная проза, в том числе и постмодернизм. Драма, мелодрама, комедия, юмореска, детектив, сказка, остросюжетник - в общем, как говорится, на любой вкус, главное - показать, раскрыть Веру, Надежду и Любовь.
  
  1. Багдаева Рина "Приятного аппетита, Рина!"
  Грустная история о любимом мужчине, который на самом деле таковым не был. В конце рассказа, несмотря на оптимистичное начало, описание хороших отношений персонажей, героиня задает риторический вопрос: "А может, просто и не любили?"
  То есть ЛЮБОВЬ ставлю (-)
  Но! В предшествующем предложении звучит другой риторический же вопрос: "Может, мы были ещё не готовы понять и простить?" Здесь можно усмотреть проблеск надежды. Слово ЕЩЁ подразумевает: не были готовы, но, возможно, будем готовы в будущем...
  НАДЕЖДА (+)
  Правда решительные и бесповоротные действия героини по разрыву отношений, уход с вещами, переживание горя с подругой наталкивают нас на мысль, что веры в примирение у неё совсем нет. Жестокая шутка мужчины, ничем не мотивированная и не объясняемая, уничтожает саму возможность верить и доверять.
  ВЕРА (-)
  
  2. Блюмкин Роберт "Бесконечная история"
  Автор в аннотации уверяет, что его рассказ "про надежду на лучшее в людях". Ну, что ж, "Ага, ага, ага. Почитаем, полюбопытствуем", - как говорила героиня одного небезызвестного советского фильма.
   ссылка
  
  И, далее, по тексту того же фильма
  ― Так. Ай...
  ― Что такое?
  ― Какая досада! Составлено неверно.
  ― Что вы говорите!
  ― Тут не указана цель написания автором сего опуса и присылки оного на конкурс ВНЛ.
  
  А вот теперь уже обзор.
  Пока читала, вспомнилось только одно крылатое выражение: "Бред сивой кобылы в темную сентябрьскую ночь". То есть Хармс действительно нервно курит в коридоре. Ему такого даже и не снилось, вероятно. Если же сравнивать с художественным творчеством, то ближе всего представители кубизма.
  Вот извините, дорогой автор, но веры-надежды-любви я не увидела ни капли. Так что смело поставлю три минуса. (-)(-)(-)
  Разве что, можно усмотреть явную любовь автора к красочному описанию и смакованию разнообразных омерзительных подробностей человеческой жизни, чувств, бытовой грязи, нечистот материального мира и мира человеческой психики, жестокости и насилия.
  В общем, печально.
  
  3. Гуляев Владимир Георгиевич "В Казахстан. Судьбе навстречу"
  Не могу не отметить подробное и достоверное описание реалий того времени: вокзалы, поезда, вокзальная публика, купе, разговоры, бытовые детали, атмосфера дальней поездки, всё это отлично помнится и узнается в рассказе.
  Итак, НАДЕЖДА. Однозначно (+)
  Герой надеется не только найти и увидеть подругу детства, но и сразу жениться на ней, без каких-либо ухаживаний и заигрываний.
  ВЕРА (+). Он уверен, что девушка ему не откажет. Похоже, что даже сомнений парень не испытывает. Приехал, посватался к родителям и женился. Согласия девушки на данный момент как бы и не нужно.
  А вот где же тут ЛЮБОВЬ? Правда одна фраза все-таки намекает. Герой, репетируя свою речь, обращенную к родителям девушки, обещает любить ее всю жизнь. Уже хорошо!
  Все же, несмотря на наличие этих трех составляющих, как-то у товарища Владимира с женитьбой не срослось с первого захода. Может, и правда, надо было к девушке обращаться, поухаживать что ли, в любви признаться не в письмах, а в живом общении?..
  Спустя какое-то время, Владимир предпринимает вторую попытку, работа и жилье есть, надо семью теперь. Настораживает его отношение к процессу, по-деловому, рационально, так же, как он решал вопросы с работой и жилищем. Правда ВЕРЫ у него поубавилось. Цитата: "Нина, думаю, будет согласна. Она меня знает, да и родственники её тоже. Так что думаю, всё будет нормально."
  Ну никакой тебе романтики, никаких высоких чувств... Все всех знают, значит НАДЕЖДА есть.
  В общем, за ЛЮБОВЬ ставлю (-).
  
  4. М.Г. "Овринг"
  Автор предлагает нам заглянуть за границу познанного и объясненного современной наукой мира. Аналогично тому, как героиня рассказа заглядывает за стену и видит там узкую опасную тропу-мостик - овринг, ведущий неизвестно куда.
  ВЕРА (+). Ставлю плюс, потому что для того, чтобы ступить на эту тропу и пойти по ней в невидимое, нужна глубокая вера в благополучный конец пути и достижение цели.
  НАДЕЖДА (+). Пожалуй, тоже плюс, так как у героини есть надежда, что этот путь приведет ее в свой, родной мир, где живут такие же, как она. Где она не будет чувствовать себя белой вороной среди других, не обладающих паранормальными способностями. Даже само слово "паранормальные" заставляет чувствовать свою инаковость, ненормальность.
  А вот любовь... Где же тут любовь? Будем искать "такого же, но с перламутровыми пуговицами". Опять использую цитату из известного старого фильма. Итак, ищем любовный перламутр. Явного любовного переживания в рассказе не отражено. Значит, остается только надежда на то, что встретить свою любовь Чулпан сможет в том мире, куда она так отважно отправилась. Но это уже мои читательские фантазии.
  По итогу: ЛЮБОВЬ (-), а к НАДЕЖДЕ добавляем второй плюс. (++).
  
  5. Марита "Это было в Любавичах"
  Болезненные, тяжелые, страшные страницы истории. Те, что нельзя забывать, но и помнить невозможно. То время, когда жизнь человека не значила ровным счетом ничего. Когда без зазрения совести уничтожали женщин и детей, только потому, что таков был приказ озверевшего нелюдя. Хотя, даже в животном мире детенышей принято щадить.
  Что остается людям, оказавшимся волею судьбы в таком времени? Только НАДЕЖДА на выживание. Поэтому ставлю три плюса.
  НАДЕЖДА (+++)
  ВЕРА (+++). Тоже три плюса, поскольку рассказ пронизан верой в спасение и в справедливое возмездие убийцам невинных. "Не век мы под немцами будем. Как наши придут - что с такими, как ты, полицаями, сделают? Знаешь?"
  И великая ЛЮБОВЬ (+++), к людям, которая позволяет не только выживать, но и спасать других, чужих детей, прятать их, оберегать от смерти.
  Та любовь, о которой в то же время и в таких же обстоятельствах написал нам Юлиус Фучик. "Люди, я любил вас! Будьте бдительны!"
  Это была его последняя запись в тюремном дневнике, напутствие всему человечеству.
  
  
  6. Метелица Дмитрий Александрович "Консервированное Солнце"
  Что мы имеем? А вот что: поначалу отсылка к знаменитому гамельнскому крысолову. Вариантов этой легенды довольно много. То ли дудочник погубил уведенных детей, то ли он увел их во спасение, и привел к новой лучшей жизни, доселе неизвестно. Одни говорят так, другие иначе.
  В контексте рассказа музыкант играет на похоронах города, уводя оттуда жителей. То есть, по факту, спасая от гибели вместе с городом. "Кто находится среди живых, у того есть надежда".
  Хорошо за НАДЕЖДУ(+) ставим плюсик.
  Главный герой сразу представлен в очень неприглядном свете: белогорячечный алкоголик бомжеватого образа мыслей в поисках очередной вожделенной чекушки. Цитата, характеризующая его мировосприятие: "Водка не закипела и не выплеснула наружу заспиртованные дельфиньи тушки, но это ещё ничего не доказывало. Во рту чикатило. Причмокнув губами, приник к холодному стеклу, будто целовал гроб мёртвой царевны." Живенько-тошнотненько так!
  Далее по законам фэнтезийного жанра начинается путешествие. Куда? Оказывается, за чёртом! Только чёрт украл не месяц, как обычно, а на этот раз прямо-таки солнце. И собирается делать из него консерву, как настоящий деловой предприниматель средней руки. Омерзительные подробности пути и полета на рогато-копытном НЛО оставляем на совести автора. Фантазия не бедная, прямо скажем.
  Ищем ВЕРУ. ВЕРА-А, где ты? Не знаю, можно ли назвать верой в возможность вернуть солнце тупое упорство главного героя, который, несмотря ни на что, продолжает рваться вперед.
  Все-таки за ВЕРУ (-) минус.
  Далее долго путаемся в рассуждениях ГГ и диалогах с чёртом и волхвом о Боге, любви и солнце. Довольно бессвязных, однако.
  И, уже совершенно не ожидаемый хеппиэнд. ГГ, продравшись через пелену очередных горячечных галлюцинаций, внезапно, без каких-либо причин, сам становится солнцем, и начинает по выражению классика советской поэзии
  "Светить всегда, светить везде,
  До дней последних донца,
  Светить - и никаких гвоздей!
  Вот лозунг мой - и солнца!"
  Резюме:
  Поскольку Бог проявляется в мире как свет, жизнь и любовь, то ЛЮБОВЬ (+), ставим плюсик. Хотя она присутствует в таком замаскированном варианте.
  
  7. Мурыгин "Девушка моя. Воспоминания"
  Читаем книгу воспоминаний. Видимо о первых отношениях. Или нет, не первых, N-нных.
  Поищем В-Н-Л. Повезло парню, встретил девушку приятную во всех отношениях: с точеной фигуркой, симпатичным личиком, золотым характером, отменно сексуальную, без предрассудков. Не ломалась, не капризничала, ни разу "не поцапались". Разумеется, на ум приходит эпизод из любимого фильма: "Чего ж тебе надо, собака? Ну так и женись, хороняка!"
   ссылка
  Но хороняка, а попросту говоря - трус, жениться не хочет. Его испугал слишком идеальный образ партнерши. Искал "тёлку", а нашёл "девушку". В этом и проблема. Не выдержала его серая, заскорузлая душа такой прелести. "Типа ангела во плоти мне подогнал на танцах боженька." А ангелы - они не всякому нужны, и не во всякое время. Увы! Бедные, неприкаянные, не востребованные ангелы бродят по земле, волоча усталые крылья. И взлететь не могут, потому что, чтобы взлететь, нужна ЛЮБОВЬ.
  ГГ на что-то надеется? Для себя - нет. Верит во что-нибудь? Нет, даже в доброго Боженьку, не очень. Единственное, что он делает, проявляет интерес к дальнейшей судьбе девушки, наводит справки о ее жизни. Успокаивая таким образом свою совесть, считая себя грешником. Как знать, может в следующей жизни и это зачтется?.. А пока остались ему только воспоминания.
  Резюме:
  ВЕРА (-)
  НАДЕЖДА (-)
  ЛЮБОВЬ (-)
  
  8. Прудков Владимир "Искушение Троглодита"
  Подробное описание размышлений мужика, которого соблазняют прямо на рабочем месте, пытаясь вовлечь в служебный роман. Некая Майя искушает и завлекает Илью Соболева новизной, молоденьким тельцем, своей похотливостью и навязчивой сексуальностью. Только разве это любовь? Речь идет, скорее, о плотском влечении. И даже, когда Соболев после долгих колебаний делает выбор и сохраняет верность жене, это тоже не от любви к ней. Почему, спросите Вы? А очень просто. Если бы ГГ жену действительно любил, то его бы не потянуло с такой силой на "новенькое, свеженькое тельце". А так он уже почти пошел, просто не дошел.)))
  То есть ЛЮБОВЬ (-)
  Люди часто путают сексуальное влечение и любовь. А это не одно и то же. За любовь принимают то, что ею по факту не является - секс, привычку, симпатию, дружбу, удобство и т.п. Все-таки сексуальность - это идет от телесности, инстинктов, а любовь - это из сферы психики, это чувство. Самое прекрасное, когда секс и любовь дополняют друг друга.
  Теперь поищем ВЕРУ. Ставим минус, потому что Соболев по большому счету ни во что не верит. А вот Майя верит в то, что он не устоит перед ней. Добавим плюсик. Плюс на минус взаимно уничтожаются.
  ВЕРА (+ -). В итоге получаем ноль. То есть ничего. ВЕРА (0)
   Автору удалось до конца сохранить интригу, с кем же гражданин Соболев решит провести время.
  Он уже даже отправился на роковое свидание, только не дошёл.
   Знаете ли, анекдот старый вспомнился:
   Интервью.
   - Что мешает вам изменять жене? Любовь и верность?
   - Нет. Лень и порносайты.
  НАДЕЖДА (+). Пожалуй, плюсик, поскольку у гражданина Соболева есть надежда на обновление отношений в семье, которое может символизировать новая беременность жены. "Он скажет ей: "Да ты не бойся, рожай! Пора нам и дочкой обзавестись".
  А там, глядишь, и любовь у них проснется. Так тоже бывают, что до любви люди проходят долгий путь.
  
  9. Самарина А.С. "Моё (с)нежное лето"
  Кусочек незнакомой жизни, зарисовка, элегантный текстовой эскиз. Женщина, которая в чужой стране встречает чужой Новый год, без мандаринов, без снега, без традиционного оливье... Как будто читатель заглянул мимоходом в раскрытое окно неизвестного дома и увидел короткую сценку, обрывок чьей-то жизни без начала и без конца. Героиня ностальгирует, вспоминает детство, снежный Новый год, старые ёлочные игрушки, настоящую ёлку.
  У неё нет надежды туда вернуться, ведь прошлое не возвратишь. У неё нет веры в то, что она здесь на своём месте: "...что же я делаю в этой такой чужой мне стране."
  НАДЕЖДА (-)
  ВЕРА (-)
  Вместо снега - белый, горячий песок на пляже, вместо мандаринок -красная виноградина, вместо Советского шампанского и лимонада - какая-то неведомая кайпира, вместо запаха хвои - запах клея и пластика... А в воспоминании вместо лифчика - кукла. Никакой надежды получить желаемое.
  Становится все грустнее и грустнее по мере продвижения к концу рассказа. И всё же, в финале, наградой за перенесённую грусть-печаль звучит мощная нота любви. Настоящей, которая не ограничивается красивыми словами или пустопорожними обещаниями, которая жива и действует. Любимый мужчина выражает свою любовь, осуществляет всё то, о чем мечтается героине. Тут тебе и шампанское, правда не Советское, а Брют, но тоже хорошо, тут тебе и горошек для оливье, и загаданное желание, которое сразу же сбывается и куранты. Бом! Бом!
  Так что за ЛЮБОВЬ (++) ставлю два плюса.
  
  10. Тил Э. "Слово императора"
  Чтение рассказа оставляет впечатление, что это отрывок чего-то большего, возможно романа или повести. Очень чувствуется вырванность из контекста. Непонятно, кто герои, что собой представляют. Что мы видим? Сценку у костра и старую легенду, которая отражает историю, прошлое острова. Загадочные действующие лица, неясно, кто такой Карл, откуда он взялся. Все внимательно слушают рыбака Ремуса, и постепенно перед нами раскрывается картина этого прОклятого неизвестно за что места. Страшная жестокая легенда вызывает неоднозначные переживания и у читателя, и у персонажей. Миф влияет на намерения Карла, принуждая его к решению остаться на острове надолго. Зачем? Мне, как читателю непонятно. Он хочет попытаться снять проклятие? Или он знает нечто, чего не знают другие, и намерения у него иные?
  Если принять первую версию, то за НАДЕЖДУ (+) можно поставить плюс. Есть надежда освободить остров от злых чар.
  Есть ли в рассказе ВЕРА (-)? Я не увидела, ставим минус.
  Что же это за место, которое не терпит одиночества? Вывих Вселенной, шутка безумных богов... А, может быть, этому острову просто нужна любовь? Неодиночество, есть ли это любовь? Не знаю, одни вопросы в голове... Рассказ заставляет угадывать, фантазировать, оставляет щемящее чувство недосказанности.
  Все же за ЛЮБОВЬ (-) тоже ставлю минус, так как всё неясно.
  
  11. Тихонова Т.В. "Слоны и блохи"
  Хороший, добротный научно-фантастический рассказ, напоминающий время расцвета этого жанра. С упоением зачитывались мы Беляевым, Ефремовым и другими нашими и зарубежными фантастами. Так приятно, что нет всех этих, набивших оскомину уже, попаданцев обоего пола, орков, гоблинов, эльфов и т. п. Расцвет науки, возможно, недалекое будущее, эксперименты с временем и пространством, крепкая научная база... Но, как это обычно бывает: "Что-то пошло не так!" И проваливается во временную дыру отличный парень Женька Вяземцев. Что предсказуемо, попадает в общество, находящееся на более низкой ступени развития, и становится там, нет не богом, но мудрецом и Великим Учителем. Есть у него, разумеется, желание вернуться и надежда, что коллеги-учёные его найдут и спасут.
  Так что за НАДЕЖДУ (+) ставлю плюс.
  Любовь тоже присутствует, причем в двух ипостасях: любовь девушки-туземки и любовь старика-отца, потерявшего когда-то сына. За ЛЮБОВЬ (++) ставлю два плюса.
  А вот с верой посложнее вышло. Искала я искала... Подсказка крылась в притче про лягушек, как ни неожиданно. Диалог героев на тему: почему одна лягушка спаслась, а другая утонула, не стала бороться, дал версию. Та лягушка, которая не спаслась, не имела веры в спасение, ни на грош. А спасшаяся верила истово, поэтому и взбивала ногами пространство, превращая его в кусочек масла.
  ВЕРА (+).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"