Бердникова Юлия Леонидовна : другие произведения.

Обзор Эссе Финал: Фестиваль Этно-2021

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Литобзор Эссе Финал Фестиваль Этно-2021. Занял первое место в номинации "Обзоры".

  Меня в этом конкурсе совершенно очаровали эссе. По-моему, все хороши и интересны. Поэтому выбирать было трудно. На мой взгляд, на самосудном этапе можно было бы ничего не отсеивать. Но, законы конкурса подразумевают отбор. И наступил Финал.
  Когда я стала перечитывать работы, прошедшие в финал, поймала себя на том, что веду диалог с каждым из авторов, появились размышления, вопросы для обсуждения, идеи. Их я и попыталась высказать в своем обзоре. Вопросы в основном риторические, я не ожидаю ответов. Это так, скорее информация к размышлению.

  
  1. Северянка. Начало начал
  Попытка внести структуру в хаотические дебри ченнелинговых откровений. Говорю "попытка", потому что, как "Никто не обнимет необъятного!", по утверждению небезызвестного Козьмы Пруткова, так же никто не структурирует неструктуриемого. Тем не менее, попытка, несомненно удалась.
  Получилось выделить тематические главы, обозначить заслуживающие внимания версии инопланетного происхождения человечества, и назвать три варианта развития отношений между человечеством-ребенком и инопланетными "родителями".
  Глава "Контакты" интересна психологическим подходом к необходимости и возможности контактов с инопланетянами. Хотя некоторые пассажи вызывают новые вопросы, такие очень риторические. И не к автору. А к контактерам, которые весь этот ченнелинг сочиняли.
  Если "они" (инопланетяне) вполне могут обойтись без нас, то зачем нас создавали? Мы, вроде бы, не просили нас "рожать".
  Если "они" наши "родители", то почему нас бросили, и не заботятся, и допускают все это безобразие? Пришли бы и навели, наконец, порядок в детской, развели в стороны драчунов, успокоили плачущих, вылечили заболевших. К своим детям, высокоразвитый разум так относиться бы не должен. Так что вряд ли мы их "дети".
  Вот это космическое утверждение о семье разумных цивилизаций в Галактике в целом звучит прекрасно. Только с чего мы взяли, что нас туда приняли на равных? Судя по всему, нас туда не только не приняли, а очень даже игнорировали и постарались оградиться от контактов с нами. Иначе, мы давно уже с кем-нибудь побратались бы из другой Галактики. Но, наша агрессия зашкаливает, думаю. Достаточно посмотреть несколько десятков человеческих фильмов последних лет, и контактировать с нами захочет только законченный мазохист или идиот.
  А вот следующее утверждение: "Мы станем лучше, умнее, добрее и отыщем в себе, наконец, Веру, Надежду и Любовь, ту самую искру Божью, которая, собственно, и делает наше членство в Галактической семье полноправным."
  И оно, как будто, сводит на нет все эти рассуждения об инопланетных "родителях".
  Во-первых, кто тогда создал их самих? Во-вторых, "искра Божья" или "дыхание Бога" (в просторечье душа), которое делает неживое живым, отсылает нас, как ни крути, к версии Божьего творения. Круг замкнулся.
   Возможно, есть общий Создатель? А Вера, Надежда, Любовь, это тоже все от него.
  

  2. Софронова Елена Анатольевна. Буряты и похищение Европы
  Чем глубже мы погружаемся в историю, изучаем мифы и легенды разных народов, тем больше находим сходства и повторяющихся сюжетов. Что наводит на мысль о неких общих, единых для всего человечества психологических процессах, образах, истоках. Выдающийся швейцарский психолог, психиатр, психоаналитик Карл Густав Юнг называл эти общие первообразы архетипами. Автор эссе прослеживает уникальную линию связи между греческим и бурятским мифами о соблазнении и похищении женщины божеством в образе быка. Идея подобных транс-мифов тоже архетипична по своей природе. Все выстроено довольно логично и читается с живым интересом.
  Бык, как божество присутствует в мифах у многих народов, чаще скотоводческих, олицетворяя мужскую силу, могущество, плодородие, сексуальность. Североамериканские индейцы считали бизона, (собственно бизон - тот же бык,) защитником девушек и беременных женщин, покровителем в любовных делах. Считалось, что если человеку в видении является Бизон, то он сможет жениться на любой женщине, которая ему понравится. Успех в любви обеспечен. Поэтому отождествление мужчины и быка в культовых ритуалах встречается довольно часто. А в легендах некоторых африканских народов есть образ "водяного быка" (дождь), похищающего девушку.
  Риторические вопросы.
  Спорной представляется попытка соотнести этот миф с астрологическими понятиями. И, в частности, определить время зарождения бурят, как этноса.
  Какая связь между бурятской легендой о ханской дочери и ее любви к поднебесному быку и астрологическими названиями созвездий, знаков зодиака, эпох, наконец? Просто скачок мысли? По тождеству: Сивый бык = эпоха Быка, который, к тому же, называется Телец? Не убедительно звучит. Хочется более веских аргументов.
  

  3. Долгая Г. А. Отголоски древних религий в декоре памятников зодчества Хивы
  Удивительно, как удалось автору в довольно коротком тексте уместить столько интересной, познавательной и не всегда общедоступной информации. Символизм играет наиважнейшую роль в становлении и развитии разумного человечества. Очень многие вещи, особенно в сфере духовной, не могут быть выражены иначе, чем посредством символизации. По определению К. Г. Юнга: "Подлинный символ... должен быть понят, как интуитивная идея, которую нельзя сформулировать каким-либо иным, более адекватным способом." Символы взаимодействуют напрямую с бессознательной частью психики, и потому оказывают такое сильное воздействие. Поскольку психоанализ напрямую занимается вопросами глубинной психологии, цитата из В. Райха очень кстати.
  Я никогда не была в Хиве, и, вероятно, уже не побываю. Поэтому эссе стало для меня настоящим открытием, удивительным путешествием. Иллюстрации и выдержки из древних текстов органично дополняют эссе. Хотелось бы даже увидеть побольше фотографий, получить более полное представление.
  Вопросы (риторические) и размышления.
  Некоторые понятия не мешало бы прояснить. Для меня, как современного читателя, мало знакомого с историей мировых религий, примечаний оказалось явно недостаточно.
  Кто такой фаравахар? Как он выглядит? Или, например, зороастризм, религия, практически не сохранившаяся до наших дней. Знаю только, что поклонялись они Солнцу, и свастика, как солнечный символ пришла к нам от них. Или нет?
  В общем, растревожили мою жажду познания, разбередили любознательность. Можно пожелать автору продолжить это исследование.
  

  4. Винокур Р. Любовь к баскетболу во время былое
  Поностальгируем по той великой стране, что исчезла, и по тем благословенным временам, когда спортивные состязания еще были праздником, на котором действительно "царило дружеское веселье". И почти не случалось братоубийственных сражений между фанатами после матчей. В юности я занималась баскетболом, правда по-любительски, так что тема для меня достаточно понятна. Но столько неожиданных подробностей может дать только взгляд непосредственного участника событий. Так что чтение получилось увлекательным. Много технических аспектов игры (броски, очки и т. п.), приведенных автором не усложняет восприятие текста, а, наоборот, делает его более профессионально насыщенным и обоснованным. Описание советского быта спортивно-оздоровительного лагеря сегодня умиляет. И ведь жили люди и чувствовали себя счастливыми! То есть, все-таки не бытие определяет сознание.)
  Интересный момент в воспоминаниях - встреча с Джеймсом Олдриджем и его сыном в Крыму. Вот как судьба сводит людей, казалось бы, случайным образом.
  Размышления, вопросы.
  Для меня как бы зависла ассоциация героя с "Фаустом" Гете. "Взглянув на них, я почему-то вспомнил известную иллюстрацию из драмы Гёте..." И очень захотелось узнать, почему же? Как будто бы эта фраза требует продолжения, ассоциативного ряда, разъяснения. Но, нет. Так и осталось неясным.
  И совсем уже риторически: что же случилось с нами, что спорт теперь иногда вместо радости, удовольствия и укрепления дружбы между народами, теперь вызывает вражду, раздоры, драки болельщиков? Почему из-за поведения болельщиков стали наказывать их команды отсутствием зрителей
  

  5. Вержуцкий Д. Б. Пиче-Кыс
  Я не бывала далее Новосибирска, поэтому для меня тувинские рассказы это что-то запредельное, далекое, вроде заграницы. Посмотрела в интернете, оказывается называется республика Тыва. Тыва и Тува равнозначно.
  Своеобразно выстроено эссе: вначале читаем про случайную встречу, эпизод с борьбой за бутылку портвейна, затем окунаемся в воспоминания автора о противоэпидемической экспедиции. Оказывается, и такие были! Интересно, сейчас подобные экспедиции проводят? А затем погружаемся в еще более далекие времена, описание путешествия в Москву трех провинциальных девчонок. Удивляемся вместе с автором благополучному завершению сего безрассудного вояжа. Действительно, выглядит все совсем не так, как в нашумевшем фильме "Москва слезам не верит". Но добрые духи, наверняка, оберегали девушек в далекой столице от всего плохого. Попутешествовали, столицу посмотрели и деньжат подзаработали. Молодцы! Эта часть рассказа вызывает добрую улыбку.
  А вот окончание истории выглядит довольно печальным. У Пиче-Кыс неудачное замужество, нет детей, она пьянствует и борется за бутылку портвейна с другим пьянчужкой. Мимолетная помощь, оказанная рассказчиком, явно не изменит ее судьбу. Куда пропал ее молодой задор, неустрашимость, энергия, сила воли? Грустно сознавать, что для многих жителей российской глубинки такая судьба обычна. Каким бы хорошим человеком ты ни был, против судьбы не попрешь. Изменить свою долю можно было в молодости, как, вероятно, случилось у Оюны, одной из героинь, которая не вернулась на родину. А вот третьей героине Уране, посчастливилось. Не иначе, дедушка-шаман нашаманил. Достался ей и хороший муж, и дети, и жизнь в достатке. Такая вот реальная сказка про трех девочек, начинавших с одинакового старта. Но такие разные судьбы у них сложились. "Было у тувинского народа три дочери..."
  Размышления и вопросы привела по ходу текста. Не совсем поняла время действия. Наверное, где-то 50-е годы. И как-то хотелось бы побольше национального колорита что ли. Какой-нибудь информации о нравах и обычаях тувинского народа, чтобы более полно раскрыть тему конкурса. Поскольку, если убрать имена и строку из песни в конце, то подобную историю можно представить случившейся с девушкой любой другой национальности.
  

  6. Антонов В. А. Языческая крамола
  Встречаем неожиданно широкий охват исторического временного пласта, начиная от князя Владимира и до сегодняшних дней. Как будто с высоты смотришь, и единым взором окидываешь и языческую Русь, и Христианскую, и советскую. Похоже на путешествие на машине времени.
  Душевно, поэтично, с любовью вспоминает и описывает автор обряды языческой Руси, прослеживает их органичное вплетение в православие. Так же, как камни древних алтарей встроились в стены новых церквей, так и вера народная приняла нового Бога, ласково "окрестила" его "На заре рожденным", и поместила в свое сердце. Неожиданные и уникальные факты, приведенные автором, будоражат воображение, дразнят интерес и любознательность.
  И "крамольная" мысль, высказанная автором в конце, вовсе не выглядит такой уж крамольной. Действительно, жизнь в одухотворении природы, подчинении ее законам, в контакте с многочисленными мифологическими существами, видится более живой и радостной, чем стояние на коленях и битие лбом об пол в страхе Божьем.
  Думаю, тут речь идет о разнице между верой и религией с ее ритуалами и бессмысленной аскезой. И умный батюшка не будет препятствовать этому проникновению языческих радостей в православную жизнь. Ну а чиновники и фанатики от религии всегда были и будут. Да, они позлобствуют и епитимью наложат за гадания. Но не они определяют все в жизни, к счастью.
  Автором затронуты глубокие, философские вопросы, текст читается легко, с интересом. Понравился очень заключительный комментарий.
  Вопросы, размышления.
  Немного смущают и сбивают при чтении многочисленные тире (черточки) в начале предложений. Как будто очень много прямой речи, хотя это не совсем так, по-моему. Например, во втором абзаце перед словами "Язык" и в последнем предложении. И далее кое-где тоже. Например, перед предложением "Радует душу колокольный звон".
  Если перечитывать заключительный абзац, то думается, что в обеднении нашей жизни виновата не только и не столько новая строгая вера, а что-то еще и другое. Что-то, что изменило нас самих, заставив думать не о любимом человеке и счастье с ним, а о богатом кладе, или о подобных вещах. Человечество стало слишком меркантильным, слишком материально ориентированным. Успех, деньги, слава затмевают веру в чудеса, простые человеческие ценности. Христос ведь тоже заповедал не копить земных богатств, а возлюбить ближнего, возлюбить себя, жить в радости.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"