Читал электронные издания и увидел одноимённую статью, прочитал. Автор её не указан. В статье приводятся цитаты текстов песен Виктора Цоя позднего периода его творчества и раннего; и подмечен резкий контраст между романтической лирикой 1981-1985 гг., до 1986 года и бунтарским напором, вызовом и чрезмерной, по мнению автора, гордыней 1987-1989 гг.
Лирический герой первого периода - добрый романтик, простой паренёк, а второго - гордый боец, жаждущий безграничной свободы:
"он не помнит
слово "да" и слово "нет"
В статье говорится, что это означает - не видит различия между добром и злом - "полная свобода", без границ.
И, правда, слава к группе "Кино" пришла стремительно и внезапно. С 1988 по 1990 гг. группа и Виктор её усиливали, давая постоянные концерты, слава достигла пика и дальше уже было некуда стремиться. И смерть Цоя также произошла внезапно. Его не стало, а слава осталась и не утихает по сей день. Певцы, исполняющие его поздние песни сразу попадают в лучи этой славы. Но лучи эти, как пишет автор статьи, инфернальны. Цой на 1,5-2 года стал проводником сил сомнительного свойства (тёмного), максимально выразив то, что хотели эти силы, Спаси, ГОСПОДИ. И он стал им больше не нужен. Его тело выразило разрушительный дух и было уничтожено "Икарусом" - автобусом, в этом названии мистика - Икар - гордец, поднявшийся в небо и упавший вниз, расплатившись за свою гордыню.
Взамен жизни Виктора Цоя слава его получила бессмертие, во всяком случае, уже 3-й десяток лет слава его не меркнет. Его песни слушают миллионы людей, заражаясь гордыней и духом борьбы! С кем?
Но к 1990 году уставший Цой чувствует, что что-то не так... Об этом песня "Звезда" (не "Звезда по имени Солнце", а просто "Звезда"). Его лирический герой последнего "Чёрного альбома" ощущает конец жизненного пути и отказывается от призыва к борьбе. Безграничная свобода оказалась мнимой, гордыня принесла одиночество и тоску.
Андрей Владимирович Тропилло ещё при жизни Цоя заметил резкое отличие романтики от героизма группы "Кино". Героического Цоя он не любил, любил романтического. Звукорежиссёр 1-го альбома "Кино" "45" и альбома "Начальник Камчатки" предвидел тупик группы, считая, что кризис неминуем.
Цой был "спасён" от кризиса погибнув в автокатастрофе 15 августа 1990 года.
Вывод таков: слава не стОит человеческой жизни, а гордыню нужно смирять. Борьба за свободу может стать "борьбой" с БОГОМ. Смирившись, бежав мирской славы, уповая на БОГА, можно остаться человеком, БОЖЬИМ творением, его ребёнком, даже не помышляя о "борьбе" с НИМ - БОГОМ.
Мне кажется, что Виктор Цой это осознал и смирился, оставшись в нашей памяти добрым романтичным поэтом и светлым человеком.