Фрейд считал, что в каждом человеке сидит два начала. Первое, Танатос, олицетворяет первичный позыв, инстинкт смерти, тягу мертвого, тягу могилы, тягу земли, из которой, был слеплен Адам (на иврите "адам" - это глина). Второе начало - Эрос. Он персонифицирует инстинкт жизни, стремление увеличиться, прибавить живое за счет мертвого...
Фрейд и его коллеги, в частности Ференчи, считали, что человек, желающий получить все, и получающий все, деградирует. Эта деградация была названа ими стремлением к Смерти, стремлением к Танатосу, стремлению стать тем, из чего вышла жизнь, то есть глиной. Образно выражаясь, любой ручеек стремится потерять свою потенциальную энергию, потерять жизнь, потерять все, чтобы влиться во всеобщее море, мертвое море, движимое лишь внешними причинами. У нормального человека это стремление к смерти вытеснено из сознания в подсознание и сидит там как джин в бутылке, нет, как урановые стержни сидят в ядерном реакторе, то бишь, в мозгу. Трагедии, случившиеся в ранимом детстве, детский ужас или просто сильные впечатления вдвигают эти стержни глубже, и в человеке из страха рождается избыток энергии, рождается Эрос, воплощающийся в порывах к самосовершенствованию, порывах к творчеству, к умножению свидетельств собственного существования, порывах зацепиться за жизнь.
Одно из лиц Эроса - эротика. Люди, фантазия которого не ранена эротикой* - вещь Танатоса. Им несть числа, потому что мужчины уходят от жен к другим женщинам, женщины уходят к другим мужчинам или перебиваются. И у всех дети. Ребенок, мама которого трахается с кем-то, вынашивает в душе отвращение к сексу. Ребенок, отец которого уходит от мамы, вынашивает в душе отвращение к женщинам, как источнику страданий. Безмужние женщины прививают дочерям отвращение к мужчинам, сыновей они делают тряпками. Ушедшие отцы прививают дочерям недоверчивость к мужчинам, сыновьям они прививают ненависть к жизни.
Моя шестилетняя дочь Полина, как-то спросила меня, пришедшего к ней в очередную пятницу:
- Пап, как сделать, чтоб у меня не было детей?..
- Ты что такое говоришь?!!
- Я просто не хочу, чтоб у меня были дети, такие же несчастные, как я...
Это так называемая цепочка зла. Дети разведенных разводятся. В ФСБ и Кремлевский полк не берут людей, выросших в неполных семьях - они бракованные.
Вернемся к Эросу с братом его Танатосом. Мужик ушел, женщина изменила... Эрос виноват? Нет! Танатос! Мы живем в броуновском мире, мы сталкиваемся и разлетаемся. Это - необходимо природе. И потому не надо делать из детей уродов, не способных к размножению, надо говорить дочкам, что противоположный пол - это нечто, хоть и! А сыновьям говорить, что у девушек есть одна маленькая штучка, которую "Мерседес" и шестикомнатная квартира, как ни старайся, не заменят.
Мне досталась не самая радостная жизнь, но эротика ее вытащила. Перефразируя слова Остапа Бендера, скажу: - Я любил и страдал. Любил женщин и страдал от их недостатков.
Эрос сидит в моей душе, как клещ. Откуда это? Не знаю, возможно, от отчима, может, от петуха...
Из "Шизоэпиэкзистенции":
...Все вокруг тогда было мною - голубое небо, двор под виноградником, четыре яблони (их посадил дед - по одной на каждого), персиковое деревце, кухня, в которой ели зимой, и курятник за сетчатой оградой. Однажды я в него мочился, и петух клюнул меня в писку.
Из "Шизоэпиэкзистенции":
...Любовь к красивым женщинам была вставлена в мое сознание. Брата они мало беспокоили. "Как мужчина, фантазия которого не ранена эротикой" - это слова блистательного Роберта Музиля, - он был уверен, что женщина - это то, что готовит, убирает, стирает и в нужный момент безропотно раздвигает ноги. Ну, и рожает, кстати или некстати. Некоторые его женщины поражали меня непривлекательностью.
- Слушай, на нее же страшно посмотреть? - спрашивал я, смущенно вглядываясь в его лицо.
- Все нормально, брат! Отдается, нормально пахнет и без сплошного волосяного покрова, не говоря уж о чешуе. А что мужчине еще надо? - серьезно отвечал он.
Происхождение этого нашего отличия мне ясно. Начальное сексуальное образование брата взял на себя Саша, двоюродный брат, сын начальника крупной автобазы и большого любителя бытовых женщин. Этот улыбчивый большеротый юноша привел Эдгара в общежитие текстильного комбината. Там он и стал мужчиной, намного лет раньше меня.
Моим же начальным сексуальным образованием никто не ведал. Началось оно лет в одиннадцать с черно-белых картинок западных див. Их вырезал отчим из польских цветных журналов (в нашей периодике ничего подобного тогда и быть не могло). Однажды я нашел у него в столе папку с этими картинками и поразился до глубины души. Поразился не женщинам (хотя многие были по пояс обнажены), а тем, что умный и серьезный человек видит в этих женщинах, точнее, в их изображениях, нечто важное.
Я пересмотрел эти картинки. Большая их часть не выдержала бы никакого сравнения с тем, что сейчас можно найти в журналах и, тем более, в Инете, но некоторые поражали. Красивые и очень красивые женщины с волнующими фигурами, с глазами, в которых таилась неведомое. Я взял себе несколько вырезок, и скоро так ими увлекся, что иногда мне удавалось изрезать очередной журнал раньше отчима...
Мораль сей басни? Она такова: Любить лучше. Если вы ненавидите, значит, умираете.
А я не люблю мертвых.
Недавно сказал маме: - Можно, я не увижу тебя мертвой, если умрешь первой? Не хочу помнить тебя мертвой...
- Не увидишь, - ответила она, всю жизнь прожившая под знаком Эроса
* Измененная фраза из бесконечного "Человек без свойств" Роберта Музиля. Великолепный автор неподражаемых абзацев-пирожных, которых, как просто пирожных, много не съешь.