Azari : другие произведения.

Эссехрень о низкопробных жанрах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Выдернула сюда запись из дневника, увы лишь чуть чуть причесав (за что извиняюсь перед читателями, с бетами у меня туго сами знаете). Немного размышлизмов о жанре фэнтези и любовных романах. Попытка поиграть в адвоката дьявола )


   "ссехрень о низкопробных жанрах
  
  
   Есть два презираемых жанра, в любви к которым как-то не принято признаваться в приличном обществе.

Первый это фэнтези.
Его, конечно, местами реабилитировали мэтры, такие как Толкиен, Желязны, Ле Гуин и прочие. Помог Джексон и другие кинорежиссеры, которые не боялись взяться за этот сложный жанр, и сделать из него конфетку. Культовые вещи среди любителей фантастики стали культовыми среди остального общества. Корчить морду от классических вещей уже не принято. Ну, разве что в среде модных новых нигилистов, которым дай только волю - все охают. Думают, если гения опустят - сами умнее станут.
И все-таки признаваться в любви к фэнтези это все еще почти как расписываться в собственной ущербности.
"Дааа, - скажет некто абстрактный, - ну Толкина я, конечно, уважаю, Сапковский крут... я что-то даже читал, но в основной своей массе это же такая туфта и бред."
Да. Многие издательства пекут как пирожки юмористическую фэнтези. От Мэрисьюх в иных мирах не протолкнуться. НФ еще держит свои бастионы. Просто потому чтобы графоману написать читаемую НФ нужно иметь ну хоть минимальное образование, или например опыт любителя таких же космоопер, которые, хочешь не хочешь, а заставят знакомиться и с физикой звездных врат, и с теорией чревоточин, и хотя бы с основами знаний астрономии.
А фэнтези кажется более легким жанром.
Вон они миры стандартные, заштампованные:
Тип 1
- Условное средневековье:
эльфы, орки, тролли, драконы, маги, рыцари, прекрасные девы и притягательные ведьмы.

Тип 2
- Патриотический:
волхвы, ведуньи, богатыри, русалки, лешие, домовые

Тип 3
- Смешанный:
волхвы и маги, ведуньи и рыцари, лешие и эльфы

Выбирай любой. Более распространенным являются типы 1 и 3. Язык всеобщий, континент чаще всего один. Герой или героиня обязательно кто-то странствующий. Компания приключенцев подбирается соответствующая, и вперед на подвиги.

Придумывать собственный мир и собственные расы это сложно, требуется немалая фантазия и немалый же талант, дабы реализовать это во что-то удобочитаемое. Потому что стандартный поклонник фентези придет за стандартной же хней, и читать про разборки вассахоршей, с их царем Ахмарзогаальевом и мезокриспов под предводительством гордой княжны Виоруеасверретвен им будет, мягко говоря, непонятно. А уж засечь, чем отличается магия вассохоршей от шаманства их союзников кохродальзов...
Я не говорю, что все поклонники фэнтези такие.
Просто спрос рождает предложение. А предложение регулирует спрос.
Фэнтези породил обильное количество "легких" книг. Для транспорта, для туалета, для отпуска. Книг, которые можно в любой момент отложить и начать читать с любого места, ибо и так понятно кто зачем и кого. Поэтому среднестатистический человек (имеется в виду поклонник фэнтези) идет в книжный магазин чтобы "найти что почитать, интересное такое".
Талантливый автор может и заштампованный сюжет подать так, что сгрызешь ногти еще в первой трети книжки. Но даже средний автор может выдать неплохую вещь на разгрузить мозги. А графоманы... ну и на них находится свой покупатель.
За серьезными вещами мы обращаемся к мэтрам, к классикам, к известным авторам. Потому как горький опыт любителя фэнтези научил, ЧТО может сделать с оригинальным сюжетом оригинальным героем и оригинальным миром неумелые руки.
Есть у многих и любимые штампованные сюжеты и герои.
Ведьмы, орки, эльфы, некроманты. Вот зацепила одна книжка и человек ищет подобные и находит.И радуется даже откровенной графомании.

Вот такой вот это жанр.

По таланту делится примерно как
75% графоманов
20% средняков
5% талантливых вещей

По оригинальности делятся
90% стандартный мир
10% оригинальный

Про сюжеты писать бесполезно. Все написано до нас )) А если что-то покажется незнакомым и оригинальным будь уверен, что аналог просто не попадался.
Отсюда растут ноги у поджанров "наши там" "маг школы" "квест" и прочее.



Жанр номер два.
Жанр который ну ничем и никак не оправдать. Причем он постарше фэнтези во много раз.
Этот жанр зовется любовным романом.

Любовные романы признанных мэтров принято обзывать какой-нибудь классической прозой, остросюжетным романом или еще как-нибудь, лишь бы завуалировать суть.
А прочее отдают на откуп графоманам и Королям и королевам графоманов, ой простите, любовных романов.
Сюжет просто как двери:
Он, Она и Форсмажор.
В смысле разнообразные случаи, которые привели к встрече героев, повторной встрече, встречам через нное количество лет, ну и случай который заставил героев побыть вместе дабы они прониклись чувствами к другу другу.
Эти романы наводнены гордыми красавицами, притягательными повесами, которых судьба в лице автора столкнула вместе, дабы они упали в объятия страсти. Оргазм в первый же секс - обязателен даже у девственниц, минет и кунилингус желательны со временем. Анальный секс не приветствуется. Разве что в исполнении злодеев по отношению к бедной героине...
Над любовными романами принято хихикать, цитируя особые перлы. Их однообразность, штампованность предсказуемость не помянул только ленивый... А уж историчность в исторических любовных романах это пестня. Лебединая.
И даже те, кто зачитывается любовными романами, говорит об этом исключительно в своем кругу и дабы обелить себя признается в любви к самым самым авторам: Джуд Деверо, Сандра Браун и т.д.



А у меня есть книжный шкаф со стеклянными дверцами, в наполнении которого я участвовала лет с 10 весьма активно.
Залежи следующих лет обретаются под креслами, в книжном шкафу на балконе, в бывшем платяном шкафу, который после отъезда матери я быстренько оприходовала, и даже во встроенном шкафу в коридоре, где отец держал всякий строительный хлам, я упросила друзей прибить мне три полки, которые нынче с наслаждением забиваю.
Но на виду *грустно* тот первый.
Шкаф, в котором я расставила по автором, сериям и цветам, так что с закрытыми глазами могу найти любую нужную мне книгу.

На верхней полке взгляд приковывает 10 книг Никитина, рядом с которым обретаются Конан, Соня и немножко славянской фэнтези (Семенова, Григорьева)
На нижней полке коллекция книг знаменитой серии Век Дракона, большая часть которых за авторством Сапковского. Любимый ведьмак )) рядом сиротливо примостились черные книжечки Андрэ Нортон и немножко Пола Андерсона.
На средней полке у меня стоят любовные романы.

В общем все со мной понятно сразу и навсегда )))
Недалекая девочка увлекающаяся низкопробной литературой. Осталось только узнать то, что я пишу фанфики по Поттеру и портрет будет завершен.

Но речь идет не о ярлыках.
Дьявол он, как говорится, в мелочах.
Как-то несовременно говорить о том, что литература должна чему-то учить, делать мир лучше... но именно такие критерии называют в школах. А фэнтези, романы - это все несерьезно.

Редкий автор ставит перед собой задачу вообще чему-то научить кого-то. Чаще всего над ним довлеет желание рассказать интересную историю. А чему научится ребенок, или что вынесет из книжки читатель это его не волнует.

А почему бы не подойти с другой точки зрения к тому же фэнтези?

Чему может научить банальная книжечка из серии Меч и Магия?

На самом деле многому ))

Герой.
Какой он ни был заштампованный, героем редко становится злодей. А если и становится то непонятый злодей, злодей, совершающий хорошие поступки, в конце концов, раскаивающийся злодей.
Достаточно много среди героев фэнтези различных антисоциальных элементов: воры, наемные убийцы и т.д.
Но что делают эти воры и убийцы? Неужели все время воруют и убивают?
Нет. Они совершают добрые дела. Настоящие. Вплоть до спасения миров и вселенных.
Т.е. злодеи-герои в 95% процентах книг даже не злодеи, а просто герои. Настоящие.
Они любят, сражаются, помогают друзьям, спасают принцесс и т.д.

И пусть Конан в каждой книге обязательно заваливал какую-нибудь прелестницу - в конце его ждала прекрасная Зенобия.
Пусть Мерисьюшка разрывается между десятком парней в конце она обязательно спасет мир )) А своему любимому и единственному будет верна до гроба.

И пусть герой картонный картонный, но даже эта картонка научит большему и лучшему, чем маньяк у какого-нибудь супер-пупер талантливого прозаика.


В любовных романах схема та же.
Их часто читают наивные девочки. И что они узнают?
Что надо быть верной и преданной, что надо бороться за свое счастье, что в красивой оболочке бывает еще и ум, а к некрасивой приложится отважное и доброе сердце. И что любовь. Та самая. Есть. И она тебя обязательно найдет, несмотря на все препоны судьбы.


Пусть в определенном возрасте парень будет считать, что круто, это когда герой всех побеждает одной левой. Он хотя бы будет знать, что круто это сражаться за свою страну, круто спасать и помогать девушкам и друзьям...
Пусть он читает альтернативную историю и мечтает, чтобы и ему попасть туда и спасти Россию. Рано или поздно, если увлечется жанром дойдет до "Варяга". Помимо патриотизмом проникнется еще и любовью к истории.

Рано или поздно любитель квестов и эпиков перечитает Толкина и поймет, что войну с Сауроном выиграли не Арагорн и армия
Ее выиграли два хоббита на горе Ородруин.


Вот чему может научить даже стандартная фэнтези:
Нужно быть человеком.
Человек может изменить мир.
Добро обязательно победит.


P.S. Речь шла о стандартном фентези наборе есно. Чернуха и отморозки переползает и в фэнтези, Но слава богу пока медленно.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"