Аннотация: Методики быстрого избавления от фобии. Фобия темноты, мальчик - 8 лет.
Методики работы с детскими фобиями
----------------------------------
Наиболее известной методикой работы с фобическими реакциями, в рамках нейролингвистического программирования, является метод визуально-кинестической диссоциации (ВКД. В некоторых случаях, однако, более целесообразно применять методику шестишагового рефрейминга. Применения этого метода оправдано в тех случаях, когда имеется наличие вторичных выгод от используемого поведения. Метод основан на работе с частью личности, отвечающей за стереотип поведения, и создания для нее новых способов поведения. Концепция частей введена и поддерживается в различных психологических системах: транзактный анализ, психосинтез, и других. Само применение методики подразумевает работу в модели мира клиента, т.е проведение экзистенциальной психотерапии.
Что касается фобий у детей до 12 лет, то, на мой взгляд, применение ВКД вызывает дополнительное затруднение, т.к. в этом возрасте преобладает кинестетическая репрезентативная система, и дети менее способны к диссоциации личностного опыта. Другое соображение, работа с частями дает больше простора для построения хороших метафор, что при работе с детьми может быть весьма эффективным средством. В данной работе дается описание одного случая успешного применения метода шестишагового рефрейминга при работе с фобией темноты у ребенка.
Сеанс психологической коррекции
-------------------------------
Фобия на темноту
Клиент - мальчик, 8 лет.
Женщина обратилась с просьбой помочь ребенку (мальчик 8 лет), по ее рассказу мальчик боялся темноты с 4 лет, спать мог только при включенном свете. До этого женщина обращалась несколько раз к психиатрам и к экстрасенсу. Сеанс психологической терапии проходил в жилом домике на базе отдыха, вечером, когда на улице была уже темно. Далее, приводится последовательность действий, с небольшими сокращениями, включая элементы установления раппорта.
Мы сидим в комнате, где на столе расположены его рисунки акварелью. В комнате диван, несколько стульев и кресло. Мальчик сидит в кресле справа. Далее по тексту вводятся обозначения Т - терапевт, К - клиент. Действия терапевта комментируются по ходу развития сеанса.
Т: Привет! Ну, и как тебя зовут герой?
К: Ваня.
Т: Ваня значит? Ну, давай знакомиться. Меня зовут дядя Павел.
Какое-то время молчим, даю ему возможность присмотреться. Рассматриваю его рисунки.
Т: Это ты так здорово нарисовал?
К: Да, у меня еще есть.
Т: Мне нравится, очень хорошие рисунки.
Видно, что ему нравится похвала. Щеки его порозовели, и голос стал громче. А рисунки и в самом деле хорошие. Теперь можно переходить к сути. Основная задача этого диалога - создать доверительные отношения, без которых немыслима психотерапевтическая работа.
Т: Ваня, а вечером ты ходишь на рыбалку?
К: Нет, мне нельзя?
Т: Что такое происходит, когда ты выходишь на улицу?
К: Я боюсь.
Вид психологического сопротивления - конфлуеэнция, т.е. у клиента размыты границы контакта со средой. Из контекста ясно, о чем идет речь, но в данном случае я посчитал целесообразным уточнить.
Т: Ваня, а чего ты там боишься?
Показываю рукой на дверь, чтобы временно диссоцировать его от трамвирующей ситуации. Сейчас самая главная задача заключение контракта с клиентом на изменение.
К: Темноты.
Говоря это, он прикасается правой рукой к грудной клетке, что может служить невербальным сигналом, указывающим на место, где он физически ощущает свой страх. Далее я пытаюсь выделить фигуру, с которой мы будем работать.
Т: А что бы ты хотел Ваня, когда выходишь на улицу?
К: Не бояться.
Цель формулируется через отрицание, поэтому несколько уточняющих вопросов.
Т: Не бояться чего?
К: Темноты.
Т: Ты этого хочешь?
К: Да!
Т: А что ты будешь делать, если перестанешь бояться?
К: Я смогу тогда ходить ночью с мальчишками на речку и сидеть у костра. Смогу печь картошку.
Говорит живо. У него есть позитивная цель, и он мотивирован на ее достижение. Поэтому можно идти дальше. Далее у меня большое желание поговорить с темнотой в духе гештальт подхода. Другой вариант повысить логический уровень [7], чтобы повлиять на поведение. Это терапевтическая вилка. Сдерживаю это желание и предлагаю поговорить о способностях. У него есть способность бояться темноты. И можно уточнить, как он знает, что он боится. Мне кажется полезным фрустрировать клиента.
Т: Ваня, а как ты знаешь, что ты боишься.
К: Просто знаю.
Т: А где ты испытываешь страх?
К: Не знаю.
Т: Может быть в пятке, или в животе?
К: Не знаю.
Т: Так у тебя есть страх?
К: Да.
Т: Ну и где же он прячется?
К: Не знаю.
Т: А хотелось бы тебе узнать, где он прячется?
К: Да!
Т: Ну, тогда сходи и узнай! Выйди прямо сейчас на улицу и узнай, где он появляется в твоем теле, в руке, голове, или в пятке...
Ваня выходит только в коридор, и быстро возвращается.
К: Здесь...
Он показывает на грудь правой рукой (в то же самое место, что и раньше).
Т: Хорошо, садись вот рядышком со мной. А в школе, где ты учишься, по какой системе ставят оценки по пяти бальной или десяти бальной?
К: По 10 - бальной.
Т: А вот эти картинки ты рисовал?
К: Да, я.
Т: Хорошо, а что у тебя по рисованию в школе, сколько баллов?
К: Десять. Иногда 9.
Т: Это сама высокая оценка?
Спросил еще и потому, что мать показывала его картинки, написанные акварелью и мелками.
К: Да, самая высокая.
Т: А как ты теперь 'страшишься'? На сколько баллов?
Превращаю существительное 'страх' в процесс 'страшиться'. Сознательно делаю подмену слова 'бояться' на слово 'страшиться'.
К: Я не знаю насколько.
Т: Ну, тогда выйди на улицу, узнай, и быстро возвращайся.
К: На десять баллов...
Отвечает, быстро вернувшись, фактически он только приоткрыл дверь на улицу, сам оставался в коридоре.
Т: Точно на десять?
К: Сейчас схожу, еще раз проверю.
Опять быстро возвращается.
К: Точно на десять.
Подтверждает он, вернувшись. Ему уже явно нравится эта игра, в которую мы с ним играем.
Т: Хорошо, садись вот сюда рядышком. Ваня, тебе удобно в этом кресле?
К: Удобно.
Расслабляет мускулатуру и усаживается удобнее.
В дальнейшем страх будет называться с прописной буквы, потому что весь диалог будет происходить как с некоторой частью, которая отвечает за конкретное поведение. Но сначала эту часть следует идентифицировать.
Т: Ваня, у тебя есть Страх, ты ощущаешь его вот здесь в груди, и он такой большой, что он на десять баллов? Это так?
К: Да?
Т: Ваня, а ты хотел бы поговорить со своим Страхом?
К: А зачем с ним разговаривать?
Т: Это же твой Страх. Как и твоя рука, нога. И твой Страх оберегает тебя от темноты. Ну, может быть с ним можно договориться, чтобы он позволил тебе ходить ночью с мальчишками на речку. Хотел бы ты поговорить со своим Страхом?
К: Хотел бы.
Т: Что если мы его посадим на стул?
Соглашается. Далее в духе гештальт подхода.
Т: Давай положим какую-нибудь вещь, которая будет страхом. Положи сам.
Берет куртку, выворачивает куртку наизнанку и кладет на стул.
Т: Ваня, спроси у Страха, хочет он с тобой поговорить?
К: Страх, ты хочешь со мной поговорить?
Т: И что он сказал тебе?
К: Ничего, молчит.
Т: Тогда пересядь на стул и возьми куртку. Будешь ему помогать. А я буду Ваней.
Садится на стул и берет куртку. Я сажусь в кресло.
Т: Страх, ты можешь поговорить со мной?
К: Могу.
Кивает головой.
Т: Спасибо тебе Страх. За то, что он такой хороший, что согласился со мной поговорить.
Теребит куртку. Далее мы выясняем основную потребность страха, или его позитивное намерение, как это принято называть в НЛП.
К: Пожалуйста.
Т: Страх, расскажи, ты какой?
К: Большой, очень большой...опасный.
Т: Страх, а что хорошего в том, что ты заставляешь Ваню страшиться темноты?
К: Ничего.
Т: Чего ты добивается этим?
К: Я хочу, чтобы он падал и набивал себе синяки и шишки.
Ваня ведет себя как 'Родитель', жестикулирует правой рукой. Голос жесткий. Предполагаю, что здесь есть родительские интроекты. Я также слышу негативную формулировку, поэтому предполагаю, что существующий ответ является промежуточным и маскирует позитивную цель. Для определения позитивной цели продолжаю задавать вопросы, двигаясь по индукции вверх.
Т: Это очень интересно. Спасибо Страх за честный ответ... - а зачем тебе это нужно, чтобы Ваня падал и набивал себе синяки и шишки?
К: Тогда он не будет нравиться девочкам.
Опять потребность формируется клиентом через отрицание. Поэтому продолжаю задавать вопросы.
Т: Спасибо, Страх, что ты так заботишься о Ване, а зачем тебе нужно, чтобы Ваня не нравился девочкам?
К: Тогда они не будут называть его бабником.
Ваня краснеет. Голос дрожит. Вот он 'интроект'!
Т: Спасибо Страх. А если Ваню не будут называть бабником, то кем он будет?
К: Он будет нормальным мальчиком.
Получен позитивный ответ, теперь за него имеет смысл зацепиться. Можно даже переименовать эту часть личности, что в данном случае оказывается удачной идеей.
Т: Так ты Страх хочешь, чтобы Ваня был нормальным мальчиком. Это же здорово. Спасибо, что он такой хороший. Спасибо тебе за то, что ты заботишься о Ване. Какой же ты Страх? Ты настоящий друг. А можно я буду называть тебя тогда Другом?
К: Можно.
Кивает головой. То, что мы сейчас сделали, это рефрейминг (переформирование) субличности.
Т: Ты будешь с Ваней дружить?
К: Буду.
Т: Друг, а ты разрешишь Ване ходить на речку с мальчишками ночью и печь картошку, если он будет нормальным мальчиком?
К: Разрешу.
Т: А ты будешь Ваню защищать в темноте, если он будет нормальным мальчиком?
К: Буду.
Т: А каким Ваня будет, если он будет нормальным и будет темно?
К: Он будет уверенным.
Т: Каким еще?
К: Сильным и осторожным.
Предлагаю положить Друга (куртку) на стул и вернуться в кресло. Какое-то время сидит, потом выворачивает шапку обратно. Оставляет ее на стуле. Возвращается в кресло.
Т: Ваня, я твой Друг. Я забочусь о тебе. Я хочу, чтобы ты был нормальным мальчиком. А ты хочешь, чтобы я, твой Друг, заботился о тебе?
В руках держу куртку. Пытаюсь говорить его голосом, голосом ребенка.
К: Хочу.
Т: Ты уверен в этом?
Меняет посадку, подается корпусом вперед.
К: Да.
Сажусь на свой стул рядом. Куртку оставляю на стуле.
Т: Ваня, у тебя много друзей... хороших. У тебя есть один из них, еще один друг, который помогает тебе хорошо рисовать. Он очень умный и такой выдумщик. Когда ты рисуешь картины, то он здорово тебе помогает. Он как настоящий волшебник. Покажи, как он выглядит.
Дальше мы играли в Добрых Волшебников, которые обучали Друга быть сильным, уверенным, внимательным и осторожным. Мне затруднительно все это выразить словами, т.к. там было много невербального. Это заняло минут 15.
Т: Ваня, кто на том стуле сидит?
К: Мой друг.
Прошу его убрать стул и одеть куртку. Мне хочется проверить, как сейчас он реагирует на темноту. Для этого надо завершить цикл контакта и ассимилировать полученный опыт осознания.
Т: Давай я тебе фокус-покус покажу. Смотри внимательно... 'тэкс-фэкс'...
Показываю ему фокус с исчезновением пальца. Он рассчитан на детей 3-5 лет.
К: Я тоже так могу.
Повторяет. Сейчас самое время провести проверку, закрепить полученный результат на уровне убеждения.
Т: Ваня, у меня к тебе просьба. Сходи на улицу и принеси мне сосновую шишку, их много под деревом, но мне нужна маленькая и ровненькая. Я хочу показать всем очень интересный фокус.
Ваня вышел на улицу один. Мать стала волноваться. Пришлось ее успокоить. Ваня вернулся минут через 10 минут, с сосновыми шишками в руках и в карманах. Визуально было видно, что цвет кожи лица у него розовый, дыхание ровное и глубокое, поза тела - симметричная, опора на правую часть тела (внешний контур). Куртку он держал в руке.
Т: Ваня, насколько баллов теперь ты страшился?
К: Я забыл... ну,... может быть балла на два или один...
Такой ответ меня вполне устраивает, т.к. в темноте следует соблюдать некоторую осторожность.
Сеанс занял не более 50 минут по времени. В следующие дни мальчик ходил с ребятами на речку, где они жгли ночью костер, пекли картошку на углях и рассказывали страшные истории. Дополнительно мне удалось выяснить, что возможной причиной возникшей фобии было неудачное объяснение матери факта, почему отец не живет вместе с ними. Мальчик не хотел быть "бабником", как его отец. Фобия на темноту появилась у мальчика вскоре после ухода отца из семьи, и продолжалась почти четыре года.
Если пройтись по шагам метода, то их можно записать в следующей последовательности:
1. Калибровка сигналов доступа к бессознательным ресурсам.
6. Взятие частью ответственности за новые способы поведения.
Приведенная последовательность действий может отличаться, т.к. каждый шаг рейфрейминга - это только ориентир для психолога и требует творческого подхода, с учетом контекста. В рассмотренном случае 5 и 6 пункты поменялись местами, т.к. затевать диалог с другими возможными частями личности, как этого предписывает классическая схема, скорее всего, было бы трудно организовать. С другой стороны, экологическая проверка была проведена в натурном испытании альтернативных способов поведения.