В книге пророка Иеремии 51:50 есть замечательные слова: "Спасшиеся от меча, уходите, не останавливайтесь, вспомните издали о Господе, и да взойдет Иерусалим на сердце ваше". Это обращение Бога к Своему народу, уведенному в вавилонский плен. На протяжении многих веков три раза в год каждый еврей обязан был восходить, подниматься в Иерусалим. Глагол "ляалет" означает на иврите "восходить". Он употребляется в Писании не столько в физическом смысле (Храмовую гору нельзя назвать великой вершиной, ее высота 734 м над уровнем моря), сколько в духовном. Находясь в рассеянии, не имея возможности посещать Храм, народ Израиля обязан был помнить о Святом городе. Иеремия употребляет тот же самый глагол "ляалет". Иерусалим должен быть "поднят" на сердце каждого еврея, каждого верующего человека, потому что неразделимы Бог, Его народ и Его город: "... ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем" (Даниил 9:19).
Исследователи Библии насчитали 70 имен Иерусалима: Город Давида, Город Иегуды, Ариэль, Сион, Город правды, Город святой, Столица верная и еще много других. Под своим основным именем Иерусалим упоминается в Ветхом и Новом заветах 820 раз! Для сравнения: Хеврон - 78 раз, Вефиль - 69, Силом - 40. М. Ковсан отметил (9), что 640 раз название города встречается в разных написаниях на иврите, чаще всего ירושלם (Йерушалем). И лишь 5 раз можно в точности прочесть его сегодняшнее имя - ירושלים (Йерушалаим). Согласно преданию, букву "йуд" добавили, чтобы общее количество букв в названии города составило число полноты - 7. Кроме того, "йуд" - первая буква имени Бога и имени Израиля.
Так говорят предания, но о происхождении названия города высказываются самые различные гипотезы. "Йерушалем" делят на два слова: "ир" (или "йеру") и "шалем". "Йеру" может быть производным от глаголов "основывать" либо "увидеть". "Шалем" в переводе с иврита означает "цельный", "самодостаточный". Некоторые ученые считают, что это имя ханаанского божества. Возможно, корни названия города действительно ханаанские, но для народа Израиля он стал Городом мира, "ир шалом", что не раз подчеркивается в Писании: "Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих, благоденствие в чертогах твоих!" (Псалом 121:6-7).
В древние времена место для главного города страны выбирали по трем признакам:
1) наличие водных ресурсов (море или река);
2) близость к важным торговым путям;
3) природные условия для защиты города.
Но в Иерусалиме отсутствовали все три признака. До моря далеко, а Кедрон лишь пару месяцев в году представлял собой подобие реки. Город постоянно испытывал недостаток питьевой воды.
Торговые пути проходили вдоль Средиземного моря и за рекой Иордан по территории Моава и Едома. Иерусалим находился в стороне от них.
В северной части город был практически беззащитен и нуждался в сложной системе укреплений.
Почему же тогда Иерусалим стал столицей Израиля? Ответ только один: по воле Господа. Бог Израиля отдал землю Ханаана Своему народу, а Иерусалим сделал городом Своего присутствия, Городом Своей славы. И нам с вами предстоит совершить путешествие сквозь столетия по этому удивительному городу, путешествие по Иерусалиму с Библией в руках.
Иерусалим
Он наполняет радостью меня
и кажется почти что нереальным.
В нем много света, жизни и огня,
и все-таки он выглядит печальным.
В нем много крика, шума, суеты,
и узенькие улочки из детства,
и дикие бродячие коты,
и есть в нем все, и некуда в нем деться.
Неровные ступени в Храм ведут,
и Господа шаги на них незримы,
и слышится опять тот страшный суд,
который возгласил наместник Рима.
И солнце здесь такое, что нигде
не светит так и ласково, и сильно.
И город - как прикованный к беде
и, как никто, благословен обильно.
Елена Васковская
Ханаанская провинция
Библейская история Иерусалима - это длинный путь от времени Авраама до чудесного города, "...который нисходил с неба от Бога" (Откровение 21:10). Впервые под именем Шалем город упоминается в книге Бытие 14:18. Авраам возвращается домой после победного военного похода. В Царской долине выходят навстречу ему два правителя: царь Содома (имя его не названо, т.к. этот город погряз в грехах) и царь Салима (Шалем) Мелхиседек. Согласно Иосифу Флавию, Царская долина - долина Кедрон (20). Над предполагаемым местом встречи сегодня возвышается католический монастырь.
Мелхиседек ("праведный царь" или "царь справедливости") угощает победителя хлебом и вином, а Авраам отдает ему десятую часть от своих военных трофеев. Кем он был, первый известный нам царь великого города? Писание почти ничего не сообщает об этой личности, но в Книге Псалмов его имя упоминается в пророчестве об Иисусе: "Ты священник вовек по чину Мелхиседека" (Псалом 109:4). В послании к Евреям раскрывается суть такого священства, которое выше священства Аарона.
Одни богословы склонны видеть в Мелхиседеке пример теофании, богоявления Христа, другие считают его Ангелом. Но все-таки мы не можем отрицать, что это историческая личность, в которой объединились две функции Мессии - Царь и Первосвященник. Поэтому первый известный нам правитель Иерусалима является прообразом Иисуса.
Вероятно, давать царям звучные имена было традицией в ханаанском периоде истории Иерусалима. В десятой главе книги Иисуса Навина мы встречаемся с другим властителем города Адониседеком ("господин праведности"). Он был одним из пяти царей, выступивших против евреев, против Бога Израиля, и бесславно погибших.
Вернемся к Аврааму. В Бытие 22:2 Господь просит его пойти в землю Мориа и принести в жертву своего сына Исаака. Именно просит, а не приказывает. В ивритском тексте стоит частица "на", означающая "пожалуйста". Так Творец решил испытать веру Авраама.
Из 2 Паралипоменон 3:1 мы знаем, что гора Мориа - место постройки Храма. Это означает, что Авраам вновь пришел в окрестности Иерусалима (в то время Храмовая гора еще не входила в городские пределы).
Существует множество толкований названия горы. Мориа связывают с מור ("мор" - воскурение), ארור("арур" - проклятый; некоторые историки утверждают, что ранее в этом месте приносились жертвы языческим богам). На мой взгляд, самым интересным является понимание слова Мориа как הר תמורה ("hар Тмура" - гора Замены). Бог не допустил смерти сына Авраама. Вместо него в жертву был принесен агнец, ставший еще одним прообразом Иисуса Христа. Вполне возможны и другие объяснения: תורה ("тора" - учение), אור("ор" - свет), арамейское "мерва" - шалфей. Авраам назвал это место "Бог усмотрит" ("ераэ" -יראה ), что также родственно названию горы. Через тысячу лет Господь "усмотрел" здесь Храм Божий.
В Бытие 28 описывается необычный сон Иакова. Он видит лестницу, восходящую к небесам, Ангелов, затем и самого Бога. Господь подтверждает Иакову Свой завет с Авраамом, и тот называет место Бейт Эль (Дом Божий). Некоторые комментаторы считают, что это событие произошло на горе Мориа в Иерусалиме, а город Бейт Эль возник позднее недалеко от столицы Израиля.
Вплоть до завоевания царем Давидом Иерусалим являлся небольшим провинциальным городом, ничем особенным не выделявшимся среди других городов Ханаана. Народы, заселявшие эту землю, были ярыми идолопоклонниками, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Они занимались всевозможными магическими культами, длинный список которых приводится в Писании: гадание, ворожба, чародейство, вызывание духов, жертвоприношение детей и др. Отношение Бога Израиля к хананеям однозначно: "Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего" (Второзаконие 18:12). Все эти народы действительно исчезли с лица земли, но исторические документы сохранили о них память.
В небиблейских источниках Иерусалим впервые упоминается в 18-19 веках до Р.Х. В Верхнем Египте существовал обычай делать из глины фигурки людей, куда наносились названия вражеских областей или городов с именами их правителей. Такие фигурки вдребезги разбивали на особых церемониях проклятия. Часто это совершалось непосредственно перед военным походом. На одной из дошедших до нас фигурок начертаны имена двух царей и города Рушалимум (9).
Нам неизвестно, увенчались ли тогда успехом действия египетских чародеев, но в 14 веке до Рождества Христова Иерусалим находился под патронажем Египта. Об этом свидетельствуют рукописи Эль-Амарны - архив фараона с 380 письмами. В шести из них царь Иерусалима (Урусалем) просит защиты у фараона Эхнатона от донимающего его постоянными набегами племени хабиру (хабири). Чтобы разобраться, кто такие хабиру, проделаем небольшое вычисление.
Историки много спорят по поводу времени исхода евреев из Египта. Расхождение во мнениях составляет примерно 200 лет. В 3 Царств 6:1 сказано: "В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвёртый год царствования Соломонова над Израилем... начал он строить храм Господу". Если придерживаться Писания, Израиль ушел от своих угнетателей в сороковые годы 15 века до Р.Х. Прибавив к этой дате 40 лет скитания в пустыне, можно прийти к очень интересному, пусть и небесспорному выводу: именем хабиру называли евреев, покоривших в то время Ханаан под предводительством Иисуса Навина (Иегошуа бин Нун).
Рассказы об Иерусалиме в Книге Иисуса Навина и Книге Судей несколько отличаются, но в этом нет никаких противоречий.
"И воевали сыны Иудины против Иерусалима, и взяли его, и поразили его мечом, и город предали огню" (Судей 1:8).
"Но Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня" (Судей 1:21). То же самое сказано в Иисуса Навина 15:63, только о сынах Иудиных.
Дело в том, что Иерусалим должен был стать частью удела колена Вениамина, но расположен он на границе с Иудой. Граница проходила вдоль долины Бен-Гинном ("геенне огненной"). Сыновья Иуды взяли Иерусалим, но затем иевусеям удалось вернуть себе часть некогда большой территории города. Таким образом, Иевус оказался зажатым между коленами Вениамина с севера и Иуды с юга. Так продолжалось "до сего дня" - до времени написания книги Судей (11 век до Р.Х.).
Последние открытия израильских археологов подтверждают такое развитие событий. Обнаружены руины ханаанской крепости 18 века до Р.Х., построенной в самой нижней части Иерусалима, в долине Кедрон, для защиты города и единственного природного водного источника Гихон (о нем мы поговорим отдельно). Вполне вероятно, что крепость разрушили сыновья Иуды, и иевусеям впоследствии пришлось строить новые укрепления на склоне горы.
Площадь города уменьшилась в 2-3 раза. Численность населения составляла примерно 2-2,5 тыс. человек. Иерусалим (Иевус) стал обыкновенным захолустным городом, однако у этого захолустья были крепкие стены.
Израильтяне долгое время жили в мире с иевусеями, но обходили этот город стороной:
"Когда они были близ Иевуса, день уже очень преклонился. И сказал слуга господину своему: зайдем в этот город Иевусеев, и ночуем в нем. Господин его сказал ему: нет, не пойдём в город иноплеменников, которые не из сынов Израилевых..." (Судей 19:11-12).
Небольшое племя иевусеев, отгородившееся от мира мощными стенами, было абсолютно уверено в их неприступности. Но несколько столетий спустя у стен Иевуса расположилось войско царя Давида...
Город Давида
В 11 веке до Р.Х. эпоху Судей сменила в Израиле эпоха Царей. На рубеже этих эпох пересеклись судьбы трех выдающихся личностей: последнего судьи Самуила, первого царя Израиля Саула и первого угодного Богу царя Давида. В 1 Царств Иерусалим упоминается лишь один раз. Он по-прежнему оставался городом иевусеев, небольшим чужеродным анклавом среди еврейских поселений. Главными городами Израиля тогда были Бейт-Эль (Вефиль), Мицпа (Массифа), Гиват Шауль (Гива Саулова), Рама и др. Все они располагались в Иудейских горах недалеко от нынешних границ Иерусалима. Например, на выезде из города в западном направлении в нескольких километрах от дороги стоит мечеть Наби Шмуэль ("Пророк Самуил"). Это место его захоронения в библейской Раме.
"Мицпа" можно перевести как "сторожевая башня", что является однокоренным словом с названием горы Скопус (на иврите hа-Цофим - "наблюдатели"). Существует гипотеза, что Мицпа, ставшая после разрушения Иерусалима вавилонянами временной столицей Иудеи, была построена на этой горе. Впрочем, других серьезных доказательств, кроме лингвистических, у данной гипотезы нет.
Неподалеку от Яффских ворот Старого города есть место, называемое по-арабски Джеллудия. Арабы считают, что там состоялась битва между Давидом и Голиафом. Библия отводит этому поединку другое место - долину Дуба (Эмек hа-Эла) возле Бейт-Шемеша, но в 1 Царств 17:54 сказано:
"...взял Давид голову Филистимлянина и отнес ее в Иерусалим".
Возможно, он поступил так, чтобы "постращать" непокорных иевусеев.
Давид, помазанный на царство Самуилом, долгое время вынужден был скрываться от своего тестя Саула. Затем в течение семи с половиной лет он правил в Хевроне коленом Иуды. Остальные колена отказывались ему подчиняться вплоть до вероломного убийства сына Саула Иевосфея, после чего "...пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над Израилем"
(2 Царств 5:3).
Какой город избрать престольным для нового царя? Город, на который ни одно из колен не претендует. И Господь указывает Давиду на затерянный в Иудейских горах Иевус, двести с лишним лет спокойно почивавший за своими мощными стенами. Однако такой укрепленный город взять совсем непросто. Его защитники были настолько уверены в своей непобедимости, что надменно сказали Давиду: "Тебя отгонят слепые и хромые". Они полагали, что высокие стены защищают сами себя. Часовыми на таких стенах могут стоять даже слепые и хромые.
Ответ Давида в русском издании Библии переведен не совсем точно. Буквально он звучит так: "И сказал Давид в тот день: всякий, кто будет бить Иевусеев, пусть доберется через трубу и до хромых, и до слепых..." (2 Царств 5:8). "Цинор" ("труба") может означать потайной ход с круглым сечением.
В 1867 г. английский офицер Чарльз Уоррен обнаружил вертикальную 13-метровую шахту, соединенную с водным источником Гихон и имеющую выход в город. Система водоснабжения у иевусеев была очень сложная и хорошо продуманная. Шахту они, судя по всему, использовали во время осады крепости. "Цинор" был единственным уязвимым местом в Иевусе, и этим воспользовался племянник царя Иоав, которого Давид после взятия города назначил главным военачальником Израиля (1 Паралипоменон 11:6).
Крепость иевусеев называлась Цион (Сион). Это слово упоминается в Писании 163 раза. Сионом называют Израиль, Иерусалим, Храмовую гору.
"Ибо избрал Господь Сион; возжелал его в жилище Себе: "Это покой Мой навеки, здесь вселюсь; ибо Я возжелал его" (Псалом 131:13-14).
Иерусалим не один раз называется в Библии "Дочь Сиона" (на иврите все города женского рода). "Цион" можно перевести как "знак" или "замок", но, скорее всего, это слово ханаанского происхождения. Предполагают, что "мецуйян" ("отличный") вошло в иврит от названия крепости.
От слова "Цион" происходит и "сионизм". Движение за возвращение евреев в Израиль в бывшем Советском Союзе превратили в предмет антисемитского издевательства. Между тем, цель этого движения полностью совпадает с библейскими пророчествами. Господь рассеял народ Израиля, чтобы через многие века вернуть его в Свою землю, в Свой город на горе Цион.
1004 г. до Р.Х., год взятия Давидом Иевуса, был исторической вехой в судьбе Израиля. Народ обрел свою столицу, а Иерусалим - еще одно имя: Ир Давид - Город Давида.
Площадь Иерусалима того времени невелика: около 6 гектаров (23). Он занимал небольшой хребет между сходящимися к югу клином долиной Кедрон и другой долиной, которую Иосиф Флавий называл Тиропеон ("долина сыроваров"). В городе проживало менее 2000 человек, причем часть населения составляли покоренные иевусеи.
Сегодня Ир Давид - археологический заповедник возле арабской деревни Силуан. Туда можно спуститься недалеко от Мусорных ворот Старого города. Найдены развалины стен, построенных Давидом, царские могилы, руины жилых домов, более 50 глиняных печатей с именами людей, упоминаемых в Писании, и даже древнейший в мире унитаз, которому около 3000 лет.
Давид построил себе дом из ливанских кедров на самой вершине холма, в районе нынешней смотровой площадки, где сейчас проводятся интенсивные раскопки. Оттуда он мог наблюдать за всем происходящим внизу. С крыши этого дома он увидел купающуюся Вирсавию и совершил тяжкий грех, покаявшись лишь после рождения ребенка... Но следует отдать должное великому царю и псалмопевцу: из своего проступка он сделал верные выводы.
Псалом 31
Блажен, кому отпущены грехи.
Блажен, чьи беззакония покрыты.
Когда молчал я, от Твоей руки
лежал все дни, стенанием убитый.
Но я открыл Тебе свой грех, Господь.
Не утаил я тяжесть преступленья.
И Ты простил меня, исчезла скорбь.
Взамен Ты дал мне радость избавленья.
Ты мой оплот, охрана от невзгод.
Дорога к Богу нынче мне открылась.
Непокаянных много скорби ждет,
покаявшихся окружает милость.
Филистимляне не желали мириться с усилением Израиля и расположились станом в долине Рефаим (район современного Иерусалима), где Давид дважды нанес им поражение. Когда сегодня проезжаешь по улице Эмек Рефаим, прежде всего вспоминаешь шум верхушек тутовых деревьев - знак, поданный Богом Своему избраннику (2 Царств 5:24).
Со второй попытки Давид переносит ковчег завета в столицу. Это событие стало всенародным праздником. Царь танцевал вместе со всеми. Ковчег долгое время покоился под завесами шатра, пока Соломон не построил Храм на горе Мориа. При Давиде владельцем горы был Аравна (Орна) Иевусей. Он использовал ее для сельскохозяйственных работ. Аравна собирался подарить гору, но Давид купил ее, чтобы навечно Мориа принадлежала народу Израиля.
В 2 Царств 24:24 и 1 Паралипоменон 21:25 названа разная стоимость покупки (50 шекелей серебра и 600 шекелей золота соответственно). Вероятно, в первом случае указана цена гумна и волов, а во втором - стоимость всей горы (15). Это третье приобретение земли Израилем, записанное в Библии. Авраам купил пещеру Махпела и поле в Хевроне за 400 шекелей серебра (Бытие 23:16). В этом месте похоронены трое праотцев с их женами, за исключением Рахель. Иаков заплатил 100 кшита (неизвестная нам единица веса) за часть поля в окрестностях Шхема (Бытие 33:19), куда перенесли из Египта останки Иосифа.
На сегодняшний день, судьба этих мест, закрепленных Писанием за Израилем, следующая: Храмовая гора, взятая израильской армией во время Шестидневной войны 1967 г., отдана в распоряжение мусульманского религиозного совета; Хеврон находится в руках палестинцев, и в районе пещеры Махпела не раз происходили вооруженные конфликты; еврейская йешива на месте могилы Иосифа разгромлена в конце 2000 г.
Но мы немного отвлеклись. Покупка гумна Аравны расширила границы Иерусалима. Город Давида и гору Мориа разделял Милло ("седловина", "овраг") - прекрасное место для застройки. Правда, Давиду уже не суждено было это осуществить.
"И почил Давид с отцами своими, и погребен был в городе Давидовом" (3 Царств 2:10). В 1913 г. археологи обнаружили в Ир Давид две вырубленные в скале пещеры. Многие ученые считают, что там были похоронены Давид и Соломон. Как же тогда быть с гробницей Давида на горе Сион? Неужели традиционное место паломничества является ложным? Это спорный вопрос.
Сторонники "Сионской версии" утверждают, что евреи всегда устраивали кладбища за пределами городов, а Сион как раз не входил в состав древнего Иерусалима. Но из приведенной выше цитаты ясно, что для Давида сделано исключение. Существует, если можно так сказать, и "примирительная версия". Она гласит, что останки Давида и Соломона через несколько веков перенесли на Сион. Одна незадача: объяснить причину перезахоронения никто толком не может.
Иосиф Флавий пишет, что в могиле Давида дважды побывали правители Иудеи в 1-2 веках до Р.Х. Вначале Гиркан вынес оттуда три тысячи талантов серебра, а впоследствии в пещеру спустился Ирод, взявший оставшиеся золотые украшения и драгоценности. Кончилось это плачевно:
"Тут, однако, погибли двое из его оруженосцев... В полном ужасе Ирод выбежал из склепа" (Иудейские древности 16:7:1).
Гробница Давида дошла до нас в довольно неприглядном виде. Возможно, причиной тому - "посещение" ее Иродом. Исторический парадокс и невероятное кощунство: иудейские цари грабят своих великих предшественников.
Сыновья
У Давида было 8 жен и 19 сыновей, не считая потомства от наложниц. Первенец Амнон совершил страшное преступление, насильно овладев своей сводной сестрой Фамарь. Как отреагировал отец?
"И услышал царь Давид обо всем этом, и сильно разгневался" (2 Царств 13:21).
Разгневался, но ничего не предпринял. То ли пожалел своего первенца, то ли вспомнил собственный грех (по закону за прелюбодеяние с Вирсавией и убийство Урии Давиду следовало приказать казнить самого себя!). За Фамарь отомстил ее единокровный брат Авессалом (Авшалом). Он расправился с насильником, однако впоследствии вероломно выступил против родного отца. Авессалом погиб в бою, но кое-что он после себя оставил...
"Авессалом еще при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине; ибо сказал он: нет у меня сына, чтобы сохранилась память имени моего. И назвал памятник своим именем. И называется он "памятник Авессалома" до сего дня" (2 Царств 18:18).
Если учесть, что у Авессалома родились три сына (2 Царств 14:27), его слова могут означать следующее: "Памятник станет более надежным свидетелем обо мне, чем мое потомство". И это так. Яд Авшалом стоит в Кедронской (Царской) долине по сей день. Нынешний монумент построен в 1 - 2 веках до н. э., вполне вероятно, на месте более раннего, разрушенного временем.
"Яд" на иврите означает "памятник" и "рука". Есть свидетельства, что верхнюю часть монумента когда-то украшала огромная ладонь. Согласно легенде она была сбита снарядом наполеоновской артиллерии (2), что очень сомнительно.
У евреев с Яд Авшалом связана одна древняя традиция. Если ребенок не слушался родителей, они приводили его к памятнику и швыряли в Яд Авшалом камни. Провинившиеся дети должны были после такой необычной церемонии осознать свою вину и, в то же время, порадоваться, что есть памятник, который является "заместительной жертвой" за них. Так как эта традиция продолжалась до середины 18 века (распространившись и в мусульманской среде), можно судить об ее благоприятном воздействии на непослушных отпрысков. Да и для родителей бросание камней было хорошей разрядкой. Только в 1925 г. Яд Авшалом расчистили. Жителям Иерусалима пришлось вернуться к более известным методам воспитания.
После гибели Авессалома претензии на престол предъявил следующий по старшинству сын Давида Адония. Не дожидаясь смерти отца, он решил провозгласить себя царем.
"И заколол Адония овец и волов и тельцов у камня Зохелет, что у источника Рогель, и пригласил всех братьев своих, сыновей царя, со всеми Иудеянами, служившими у царя. Пророка же Нафана, и Ванею, и тех сильных, и Соломона, брата своего, не пригласил" (3 Царств 1:9-10).
Главным водным источником города Давида был Гихон, расположенный возле городских стен. От Гихона до Рогель около километра. В месте, где соединяются долины Кедрон и Бен-Гинном, стоит "камень Зохелет" - "Ползучая скала" (возможно, она часто осыпалась), а за ней - тридцатиметровая шахта источника Рогель. Это слово созвучно ивритскому "регел" - "нога". Говорят, он так назван, потому что женщинам при стирке белья приходилось стоять по колено в холодной воде.
Трусливый Адония решил короноваться подальше от Иерусалима, в узком кругу своих сторонников, чтобы затем торжественно войти в город новоявленным царем. Однако Вирсавия и Нафан поспешили к Давиду, который объявил свое решение:
"Возьмите с собою слуг господина вашего, и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону. И да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: "да живет царь Соломон!" (3 Царств 1:33-34).
До недавнего времени невозможно было понять, как разместилось большое количество людей в узкой пещере, откуда выходит вода из Гихона. Благодаря израильским археологам, открывшим Бейт Мааян ("Дом источника"), мы получили ответ на этот вопрос. Построенный еще иевусеями водный резервуар с фортификационными сооружениями, скорее всего, является местом помазания нового царя.
Пока самозванец Адония пировал в обществе царских сыновей и слуг, Соломона признал весь народ. Воодушевленные люди шли по крутому подъему от Гихона до вершины холма, где располагался царский дворец. Тяжесть этого подъема ощущают на себе сегодняшние туристы. Приходится часто останавливаться, чтобы перевести дух и подождать отстающих. Но тогда иерусалимцы шествовали, переполненные радостью, и путь им казался легким:
"И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался, так что земля расседалась от криков его" (3 Царств 1:40).
Заговорщики во главе с Адонией услышали шум толпы и музыку. Они поняли, что народ не на их стороне. Старшему брату пришлось покориться младшему, как это не раз мы можем прочесть в Писании, а торжествующим жителям Иерусалима вскоре предстояло осуществить великую миссию - соорудить на горе Мориа дом Божий.
"И построил он Храм"
Соломон правил Израилем с 971 по 931 годы до Р.Х. Его ивритское имя Шломо означает "миролюбивый". Правда, первым делом он расправился со своими врагами, а затем действительно восстановил мир и "...в четвертый год царствования Соломонова над Израилем...начал он строить храм Господу" (3 Царств 6:1).
Если при постройке скинии применялась акация, то для Храма Соломон хотел использовать более ценные породы деревьев, растущие в Ливане. Кроме того, он нуждался в специалисте по работе с драгоценными материалами. Соломон обращается за помощью к царю Тирскому и получает положительный ответ. Расплатиться пришлось пшеницей, ячменем, вином и оливковым маслом в огромных количествах. Например, оливкового масла отправляли финикийцам около 1 миллиона литров ежегодно. Тридцать тысяч израильтян трудились в Ливане!
Общее число людей, прямо или косвенно принимавших участие в строительстве Храма, превышало 200 тысяч. Деревья доставлялись морем в Яффский порт, а оттуда в Иерусалим. Интересное свидетельство в Талмуде (Иома 21): "За все время, пока строился Храм, никто из участвовавших в работе не умер и не болел; не было поломано ни одного заступа, ни одного топора и никакого другого орудия" (4).
Всего семь лет понадобилось царю, чтобы воздвигнуть на горе Мориа, на бывшем гумне Аравны Иевусея, Храм Божий. Впрочем, сама гора оказалась внутри каменного параллелепипеда с основанием 250х250 метров. Проведенные при помощи ультразвука научные исследования показали, что большая часть горы в ее нынешнем виде состоит из пустот. Только под Золотым (Наскальным) куполом (в русских изданиях его часто ошибочно называют мечетью Омара) пустоты не обнаружены. Это и есть гора Мориа с небольшой плоской вершиной 12х15 метров.
Вершину скалы называют Эвен Шетия ("камень основания"), камень мироздания, краеугольный камень. Здесь Соломон построил здание Храма с двумя внутренними помещениями: Святое и Святое Святых (некоторые ученые считают, что на камне стоял жертвенник всесожжений). Вокруг строения располагались дворы священников, израильтян, женщин и язычников.
О Храме опубликованы серьезные и несерьезные, научные и ненаучные работы. Тем не менее, многое для нас остается неясным. Предлагаются различные модели этого великого сооружения. Неизвестно назначение двух колонн с Библейскими именами Боаз и Иахин (красоту колонн подробно описывает Иосиф Флавий). Ведутся споры о форме храмовой меноры, хотя одной из главных достопримечательностей Еврейского квартала является большой семисвечник - современный подарок из Украины.
О содержимом ковчега завета, который нашел свое пристанище в Святом Святых Соломонова Храма, есть два свидетельства в Писании:
"В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве" (3 Царств 8:9);
"...ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета" (Послание к Евреям 9:4).
Вероятно, сосуд с манной и жезл положили туда либо до Соломона, либо после него.
Ковчег бережно перенесли из города Давида в дом Божий, после чего "...слава Господня наполнила храм Господень" (3 Царств 8:11). Счастливый Соломон обратился к Богу Израиля:
"Я построил Храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе вовеки" (3 Царств 8:13).
Основным назначением дома Божьего было принесение жертв Господу, но он стал также местом молитвы и общения: "Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего" (Псалом 47:10).
Простоял первый Храм в Иерусалиме достаточно длительный срок (около 380 лет), но не вечно. Запрет Господа "...служить иным богам и поклоняться им" (3 Царств 9:6) народ Израиля вскоре проигнорировал. К сожалению, по истечении какого-то времени, Соломон, великий строитель Храма, казалось бы, мудрейший царь, занялся возведением капищ идолам.
Где обретается мудрость?
(по книге Иова)
Где обретается мудрость? Разум в каком спрятан месте?
Может, в глубинах бездны или в волне морской?
Но отвечает бездна: "Разум мне неизвестен".
В недоуменье море: "Мудрость? Не знаю такой".
Где обретается мудрость? Может, она продается?
Золотом чистым платишь или на вес серебром.
Дал драгоценный камень - черпай, как из колодца.
Только б не расплескалась - и мудрости полон дом.
Мудрость дороже камня, жемчуг с ней не сравнится.
Разум не променяешь на золотой сосуд.
Мудрость вместить не могут даже небесные птицы.
Как человек познает разум средь вечных смут?
Где обретается мудрость? Может, она пропала?
Значит, у смерти спросим. Ей, небось, ведом ответ.
Смерть говорит: "Да что-то где-то о ней слыхала.
Впрочем, это лишь слухи. Мудрости вовсе нет".
Но есть ответ у Бога: "В мудрости - страх Господень".
Разум - в смиренном сердце, что не понять глупцам.
И никакой оценщик цену им дать не способен.
Бог явил разум миру и дарит мудрость нам.
Отступление первое
История меноры
У многих народов есть свои символы: канадский кленовый лист, ливанский кедр, русская береза. Символ Израиля - менора. Вполне возможно, ее форма также имеет растительное происхождение, так как она очень похожа на некоторые разновидности шалфея. Более того, арамейское название шалфея "мерва" напоминает нам о горе Мориа, том самом месте, где когда-то стоял Храм, а внутри его - золотой семисвечник.
Подробное описание меноры Моисей получил от Господа (Исход 25:31-39). Отлить светильник только лишь по устному рассказу непросто. Поэтому Бог показал Моисею, как менора с ее принадлежностями должна выглядеть: "Смотри, сделай их по тому образцу, какой показал тебе на горе" (Исход 25:40).
Долгое время самым древним изображением меноры считался рельеф на триумфальной арке Тита в Риме. На протяжении многих веков эта менора являлась образцом, по которому отливали семисвечники для синагог и еврейских домов. Однако высказывались и сомнения по поводу ее формы. Особенно частые споры возникали из-за округлости ветвей римской меноры и отсутствия треножника в ее основании. Последствия споров мы видим на многочисленных монетах, витражах, мозаиках, надгробиях, где менора изображена как с округлыми ветвями, так и с прямыми.
После 1967 г. иерусалимские археологи начали раскопки в Еврейском квартале Старого города, издревле называемом "верхним городом". Открытия следовали одно за другим. Сегодня в музее Иродианского квартала можно увидеть развалины нескольких роскошных домов 1 века, один из которых, вероятно, принадлежал семье первосвященника. Кто знает, может быть, именно здесь жили Каиафа или Анна. Все дома были сожжены римлянами в 70 г., но сохранились прекрасные мозаичные полы, миквы (бассейны для ритуального омовения), различные сосуды. Одна из наиболее ценных находок - самый ранний рисунок меноры на стене. Предполагают, что ее мог нарисовать священник, либо кто-нибудь из домочадцев. Этот семисвечник отличается от римского тем, что в основании его треножник, а ветви более вытянуты вверх. С открытием рисунка споры о форме храмового светильника разгорелись с еще большей силой.
Как и во многих вещах, главное в меноре не форма, а содержание. Для понимания ее значения нам необходимо ознакомиться с видением пророка Захарии:
"И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые на верху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой" (Захария 4:1-5).
Неужели Захария никогда не видел менору? Конечно же, видел. Тогда почему он спрашивает: "Что это?" Его поразила необычность светильника. Перед глазами пророка появилась картина, в нижней части которой была известная ему храмовая менора, но все остальное, вверху и по сторонам, представляло собой совершенно непонятное зрелище. Храмовую менору наполняли священники, а Захария увидел другую, дающую свет без участия людей. Сегодня бы сказали, что это менора-автомат. Только управляет "автоматом" Господь.
Как работает такой светильник? Оливковые деревья "производят" елей, затем он под действием силы тяжести поступает в чашу, оттуда - по трубочкам в лампады. Семь - число полноты, а здесь мы видим, если можно так выразиться, сверхполноту, так как количество трубочек - семью семь. По этой картине можно наглядно убедиться в том, как Бог заботится об Израиле, обо всех верующих во Христа, как Он наполняет Духом Святым наши сердца!
Бог есть Свет, и в меноре заключена идея свидетельства миру: "И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Матфея 5:16).
Менора символизирует церковь, где проповедуется здравое учение. В заключительной книге Библии Господь предупреждает Ефесскую церковь:
"Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься" (Откровение 2:5).
Это говорит нам о том, что в церквях, уходящих в сторону от Евангелия, отсутствует наполняемый Святым Духом светильник.
Две маслины в видении Захарии отождествлены с именами Зоровавеля и иерея Иисуса, представителями генеалогического древа царей и первосвященников. Они являлись тогда политическим и духовным лидерами Израиля. В буквальном переводе они "сыновья елея" - дети чистоты, дети Святого Духа. Через Зоровавеля и Иисуса, а также пророков Аггея и Захарию, Бог наставлял Израиль в первые десятилетия после возвращения из вавилонского плена. В Откровении 11:4 сказано о других двух маслинах - свидетелях Божьих, пророках Великой скорби. Господь и в это самое тяжелое для человечества время позаботится о наполнении Своего светильника.
Судьба храмовой меноры печальна. Иосиф Флавий описывает ее во время триумфального парада в Риме:
"Прочую добычу несли в беспорядке, но из всего выделялось взятое в Иерусалимском Храме - золотой стол весом в несколько талантов и светильник, также сделанный из золота, но по форме отличный от тех, которые употребляются у нас. Серединный подсвечник представлял собой массивный стержень, исходивший от основания. От него отходили тонкие ветви, расположением похожие на трезубец, и к каждой из них сверху была прикреплена лампадка. Было их семь, указывавших на почитание седьмицы у евреев" (19).
После триумфа император Веспасиан велел построить языческий храм, где среди различных трофеев хранилась и менора. Дальнейшие ее следы теряются. Существует гипотеза о том, что знаменитый Колизей был возведен на средства, вырученные после переплавки семисвечника и других золотых сокровищ. Впрочем, после жертвенной смерти Христа в храмовом светильнике уже не было необходимости. У нас есть интереснейшее свидетельство из Талмуда (трактат Иома):
"За сорок лет до разрушения Второго Храма светильник, прежде неугасимый, стал потухать, и врата Святилища начали открываться сами собою" (4).
Отнимите от 70 года сорок лет и получите время земного служения Христа. Иисус сказал: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Иоанна 8:12). Когда по нашей грешной земле ступали ноги Господа, храмовая менора стала гаснуть, потому что истинный Свет заключался в Нем, а не в жертвоприношениях в Храме. Жаль, что еврейский народ в большинстве своем тогда этого не понял.
На гербе государства Израиль изображена менора с двумя маслинами по сторонам. Как важно, чтобы она вновь стала неугасимой! Как важно, чтобы Свет Христа зажигал светильники в новых и новых сердцах людей, и чтобы эти светильники никогда не угасали.
Капища, высоты, истуканы
На строительство Храма у Соломона ушло 7 лет, а царского дворца - 13. На мой взгляд, эти скупые цифры во многом объясняют духовное падение царя в преклонном возрасте. Вероятно, дворец состоял из целого комплекса зданий. Точное место расположения его неизвестно. Чаще всего пишут, что Соломон воздвиг свой чертог на Офеле. Мы уже отмечали: город Давида с Храмовой горой разделял огромный овраг Милло. Царь велел его засыпать, и позднее это место обрело другое название - Офел ("возвышенность", "насыпь"). В наши дни Офел является одним из интереснейших археологических объектов, к которому нам не раз придется возвращаться. В нижней его части раскопали фундамент четырехкомнатного дома эпохи Соломона. Что это, руины его дворца или какого-то другого строения? Может быть, здесь жила его египетская жена?
"Дочь фараонова перешла из города Давидова в свой дом, который построил для нее Соломон" (3 Царств 9:24).
Ее именем названа одна из могил напротив Офела. В Талмуде по поводу женитьбы царя приводится короткое предание:
"В тот час, когда Соломон взял за себя дочь фараона, сошел ангел Гавриил и опустил тростину в море; на том месте образовалась мель, на которой впоследствии основан был Рим" (Трактат Шаббат, 56).
Не взирая на такую запись, многие придерживаются мнения, что дочь фараона приняла Бога Израиля. Увы, этого не скажешь по поводу остальных 999 жен и наложниц Соломона. Как свидетельствует Писание, они склонили престарелого царя к идолопоклонству:
"Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам" (3 Царств 11:7-8).
Представьте себе, каково было евреям возвращаться из Храма. Ведь спускаясь вниз, они вынуждены были смотреть, как на горе, соседней с Масличной (Елеонской), торжествуют языческие культы. С тех пор ее стали называть горой Поругания.
Естественно, такой грех Господь не оставил безнаказанным. Некогда мирное царство сотрясалось от войн и измен, а 931 г. до Р.Х. стал не только годом смерти Соломона, но и годом разделения Израиля на две неравные части. Десять колен объединились в Северное царство, продержавшееся два столетия. Все двадцать правителей там были ярыми идолопоклонниками. Первый из них, Иеровоам, чтобы не допустить паломничество своих подданных в Иерусалим, построил два "божьих храма" с золотыми тельцами в Дане и Вефиле.
Южное Царство (Иудея) недалеко ушло от своих соседей. В течение трех с половиной веков правили этой монархией также двадцать царей. Менее половины из них можно назвать, с большими оговорками, праведными. Но именно в этом царстве Иуды и Вениамина Бог позаботился об исполнении Своего завета с Давидом: правители Иудеи являлись прямыми потомками великого царя.
Почти четыре столетия центром Иудеи был Иерусалим, а центром Иерусалима - Храм, построенный Соломоном. Тем не менее, мы часто встречаем в двух последних книгах Царств фразу "только высоты не были отменены". На высотах ("бамот") первоначально приносились жертвы Богу Израиля. После строительства Храма эти жертвенники следовало разрушить. Однако многие правители "по инерции" поднимались на "бамот", причем далеко не всегда они служили там истинному и единственному Богу.
Высоты не уничтожил даже такой преданный Господу царь, как Аса. Он сжег в Кедронской долине истукан Астарты, принадлежавший его матери, лишил ее звания царицы, а вот "бамот" развалить не решился (3 Царств 15:13-14). Оставил их и сын Асы Иосафат (Иегошафат), который также, в основном, "делал угодное в очах Господних". Что уже говорить о других царях?
Рядом с Яд Авшалом находится гробница, украшенная изображениями листьев и фруктов. Здесь был найден очень древний свиток Торы. Из центрального зала гробницы можно войти сразу в семь погребальных камер. Но названа она именем одного человека - царя Иосафата. Отсюда и другое название Кедронской долины между Храмовой и Масличной горами - долина Иосафата.
"Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима, Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили" (Иоиль 3:1-2).
Таким образом, всем антисемитам следует знать место, где их ожидает Божий суд - долину Иосафата...
Еще один царь "делал угодное в очах Господних" - Озия (Узиягу). Он укрепил Иерусалим, возвел крепостные башни, впервые в древней истории установил на башнях камнеметные машины (специалисты считают, что они были еще слишком примитивны, в отличие от более поздних катапульт греков и римлян). Но "возгордилось сердце его", и царь пожелал совершить то, что полагалось делать только священникам: воскурение фимиама в Храме. Господь не допустил осквернения Своего дома. Лицо Озии покрылось проказой, и с тех пор он жил вне Иерусалима (2 Паралипоменон 26:1-21). По древней традиции Озия сменил царские хоромы на пещеру, которая позднее стала гробницей семейства Хезир.
Внук Озии Ахаз - один из самых рьяных вероотступников в истории Южного царства.
"И он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицом сынов Израилевых" (2 Паралипоменон 28:3).
Долина Бен-Гинном - место страшного культа народов Ханаана. К сожалению, им последовали цари Иудеи Ахаз и Манассия. Попытки преуменьшить грех Ахаза, доказать, что детей только проводили между кострами, приносили за них символические жертвы, явно неудачны. Ведь Писание рассказывает об этом культе как о самом тяжком преступлении. У Иосифа Флавия нет никаких сомнений в проступке Ахаза:
"По хананейскому обычаю он принес этим идолам в жертву даже собственного сына" (Иудейские древности 9:12:1).
Место, где совершались человеческие жертвоприношения в долине Бен-Гинном, называлось Тофет (4 Царств 23:10). Это слово переводят по-разному: кладбище, очаг, соблазн. На современном иврите и "тофет", и "геhином" (возможно, производное от имени ханаанского царька Гиннома) означают "ад". Предполагают, что во времена Иисуса сюда сбрасывали мусор. Затем его сжигали, либо он самовозгорался в летний зной. Так "геенна огненная" стала символом вечного наказания.
Длина "геенны" порядка трех километров, она начинается в центре нового Иерусалима. В каком месте долины находился Тофет? Скорее всего, возле города Давида. Принято считать, что Тофет позднее стал полем горшечника, "землей крови" (Акелдама), приобретенной за 30 сребренников Иуды (Матфея 27:7-10). Вот так связали люди убийство Ахазом и Манассией своих сыновей с преступлением против Сына Божьего.
Место великого пророчества
В то время как царь Ахаз творил свои неблаговидные дела, в одном городе с ним жил пророк Исаия (вполне вероятно, они были дальними родственниками). Если бы царь прислушивался к словам пророка, он не упал бы так низко. Мешали ему упрямство и, в первую очередь, неприятие Бога Израиля. Ахазу даже было предложено просить любое знамение у Господа, но он отказался. И тогда Исаия, обращаясь уже не только к Ахазу, а ко всему дому Давида, произнес слова, которые так дороги каждому верующему в Иисуса:
"Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева ("алма") во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Иммануэль)" (Исаия 7:14).