Из всех древних захоронений самые величественные находятся в Египте. Одна лишь пирамида Хеопса высотой 147 метров и длиной нижней грани у основания 233 метра поражает человеческое воображение. Такое сооружение возводилось сотнями тысяч рабочих рук. В пирамидах были предусмотрены ловушки и лабиринты, куда зачастую попадали незадачливые грабители. Путь к усыпальнице "...преграждали многотонные двери-плиты, которые строители по мере завершения строительства опускали сверху через специальные пазы" (Мировая культура. Древний Египет. М., Олма-Пресс, 2000).
Так повезло только фараонам. Другим знатным особам египетские архитекторы предлагали что-нибудь поскромнее. Могилы для них вырубали в скале либо вырывали в земле, а вход закрывали каменными плитами. Погребальное помещение состояло из одной или нескольких комнат, в зависимости от материальных возможностей хозяев.
Захоронения в Израиле очень напоминают египетские. Наиболее вероятные причины такого сходства:
1) Близкое соседство двух стран.
2) Долгое пребывание еврейского народа в египетском рабстве.
3) Влияние Египта, как великой державы, на окрестные народы.
Традиция пещерных захоронений существовала в земле обетованной на протяжении многих веков. Если обойти старый Иерусалим по "Геенне огненной" и Кедронской долине, то можно увидеть могилы самых различных периодов истории великого города.
Римляне и греки обычно сжигали тела. В Израиле и Египте так не поступали. Из Библии нам известно лишь о сожжении тел первого царя Саула и его сыновей:
"И услышали жители Иависа Галаадского о том, как поступили Филистимляне с Саулом, и поднялись все люди сильные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Беф-Сана, и пришли в Иавис, и сожгли их там; и взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней" (1 Царств 31:11-13).
Как видим, и это отмечает Э. Нюстрем в Библейском словаре, кости все равно были погребены.
В Египте тела бальзамировали, что являлось, согласно свидетельству Геродота, весьма доходным бизнесом:
"Для этого поставлены особые мастера, которые по должности занимаются ремеслом бальзамирования. Когда к ним приносят покойника, они показывают родственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения покойников. При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования... Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый, и, наконец, третий - самый дешевый. Потом спрашивают (родных), за какую цену (и каким способом) те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, то родственники возвращаются домой, а мастера остаются и немедленно самым тщательным образом принимаются за работу" (История в 9-ти томах. Пер. Г. А. Стратановского. М., Ладомир, 2001.
После различных операций тело укладывали на 70 дней в натровый щелок. "По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене" (там же).
Писание сообщает нам о бальзамировании тел Иакова и Иосифа, однако в Библейском тексте указывается иная длительность этого процесса:
"И повелел Иосиф слугам своим - врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней" (Бытие 50:2-3).
Возможно, в дни Иосифа применяли ускоренный метод бальзамирования, либо Геродот мог ошибиться.
В Израиле бальзамирование не прижилось, скорее всего, по причине дороговизны. Тело сразу обмывали, умащали благовониями, заворачивали в полотно и укладывали в каменный саркофаг либо в высеченное ложе. Греческое слово "саркофагос" означает "пожирающий плоть". Изготавливался он по росту умершего. Тело в саркофаге оставляли в могильной пещере на 12 месяцев, пока не останутся одни кости. Вход в пещеру закрывали большим камнем или заваливали грудой мелких камней.
Как пишет Э. Бен Элиягу в книге "Jerusalem a walk through time" (Yad Ben-Zvi Press, Jerusalem, 1999), по прошествии года родственники собирали кости из саркофага и складывали их в специальную полость, выдолбленную в скале, либо в оссуарий (от слова "кость"). На русском оссуарий иногда называют костницей. Он представляет собой небольшой каменный ящик, изготовленный по размерам самых крупных костей человеческого скелета. Археологи часто находят в Иерусалиме оссуарии, потому что такое захоронение было наиболее распространенным в Иудее в конце Маккавейской эпохи и во время Иисуса Христа.
Ранее, в период первого Храма, кости попросту бросали в погребальную камеру, где они смешивались с костями других покойных родственников. Почему же позднее изменили способ захоронения? Это связано с усилением партии фарисеев. Они верили в воскресение мертвых, в отличие от своих противников саддукеев. Одним из основополагающих текстов Писания, доказывающих учение о воскресении, фарисеи считали пророчество о костях дома Израилева:
"Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: "кости сухие! слушайте слово Господне!" Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею" (Иезекииль 37:1-7).
Правда, выводы фарисеи сделали, скажем так, неверные: необходимо отдельно хранить абсолютно все кости каждого умершего еврея; если по какой-либо причине потеряется хотя бы одна кость, то она будет отсутствовать и в воскрешенном теле. Поэтому родственники покойника приходили через год после его смерти, отваливали камень от входа в пещеру и аккуратно складывали кости в каменный ящик.
Надеюсь, эта беседа на не самую приятную тему была для нас полезна. Во-первых, теперь мы понимаем, отчего в Иерусалиме такое огромное количество погребальных пещер (особенно в Кедронской долине, которую еще называют долиной Иосафата). Во-вторых, мы получили исторические доказательства того, что евангельский рассказ о погребении Иисуса Христа полностью достоверен.
И завершим повествование замечательным стихотворением Ивана Бунина.