Аннотация: Этот краткий исторический очерк освещает судьбу Иерусалима на протяжении 300 лет.
От Александра до Ирода
Леонид Банчик
Эта глава истории Иерусалима не записана в Библии, однако мы не можем обойти ее стороной, оставив пробел между периодами Ветхого и Нового заветов. На короткое время обратимся к историческим хроникам, неканоническим книгам Маккавейским и Талмуду.
В 332 г. до н. э. в Израиль приходит Александр Македонский, великий греческий полководец. Он остановился, как пишет Иосиф Флавий, в месте, "... откуда возможно обозреть весь Иерусалим и тамошний Храм" (Иудейские древности 11:8:5).Традиция называет этим местом гору Скопус ("наблюдателей"), где сейчас находится Еврейский университет. С вершины горы действительно открывается изумительный вид на Старый город.
Жители Иерусалима, естественно, боялись того, что греки убьют их и разграбят город. Навстречу Александру отправили процессию людей в белых одеждах во главе с первосвященником Симоном Праведником. На головном уборе его была золотая дощечка с именем Бога. Результат этой миссии оказался самым неожиданным. Царь крупнейшей державы "...выступил вперед, преклонился перед именем Божиим и первый приветствовал первосвященника" (там же). Царедворцы посчитали такой поступок унижением для своего правителя. Они решили, что Александр сошел с ума. Но царь пребывал в абсолютно здравом рассудке, о чем свидетельствуют его слова: "Я поклонился не человеку этому, но тому Богу, в качестве первосвященника Которого он занимает столь почетную должность" (там же). Симон просил Александра разрешить евреям жить по их законам и получил положительный ответ. Тогда многие из иудеев добровольно вступили в греческую армию, а синедрион постановил, что родители отныне имеют право называть новорожденных младенцев именем Александр.
После прихода великого полководца греческий язык и культура постепенно внедрились во все слои израильского общества. Поэтому Новый завет написан на греческом, а среди имен апостолов и других героев мы часто встречаем имена, заимствованные с берегов Эллады. Только о Евангелии от Матфея есть надежные свидетельства, что первоначально эта книга была написана на иврите или арамейском.
Правда, следует отметить, что "эллинизация" Иудеи привела и к ответному шагу. Примерно в 285-280 годах до н. э. египетский правитель Птолемей Филадельф пригласил к себе в Александрию 70 (по другим сведениям 72) еврейских толковников, чтобы осуществить первый в истории перевод Ветхого завета на греческий язык - Септуагинту. По преданию работа завершилась за 70 дней, но это представляется маловероятным. Значение Септуагинты необычайно велико. Она подготовила языческий мир к принятию благовестия о Христе, ведь Ветхий завет является настоящим кладезем пророчеств о Нем:
"Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию" (1 Коринфянам 15:3-4).
Иудея длительное время находилась под властью Птолемеев, а затем, около 200 г. до н. э. ее завоевали сирийские правители Селевкиды, породившие такую отвратительную личность, как Антиох Епифан.
"Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя. И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу" (1 Маккавейская 1:41-43).
Надзиратели Антиоха и примкнувшие к ним иудеи осквернили Храм, убивали непокорных, в том числе, женщин и детей. В Иерусалиме полыхали пожары. Из-за народных волнений Антиох был вынужден увеличить воинский гарнизон, который расположился в крепости Акра. Она могла находиться на месте построенной позднее Иродом крепости Антония или на холме Офел у южной стены Храмовой горы, где сохранились остатки крепостных сооружений.
Против Антиоха поднялось восстание во главе со священником из Модиина Маттафией Хасмонеем и его сыновьями. В период 167-164 годов до н. э. они одержали целый ряд крупных побед над врагами, в результате чего Иудея вновь обрела независимость. Руководителей восстания прозвали Маккавеями (Макабим) - производное от слова "молот". Но есть и другое объяснение на основе стиха из книги Исход 15:11 "Кто, как Ты, Господи, между богами?" Начальные буквы ивритских слов этого выражения "м, к, б, и", отсюда и "макабим".
В 164 г. было возобновлено служение в Храме, чему предшествовало чудо Хануки:
"Ворвавшиеся в Святилище войска Антиоха Епифана осквернили весь имевшийся в Храме запас елея. После победы Хасмонеев там найден был единственный кувшин с елеем, с печатью первосвященника на нем. Елея этого доставало бы на один день. Произошло чудо: разлитый по лампадам, елей продолжал гореть в продолжение восьми дней. С тех пор установлено было празднование "Восьми дней обновления" - Хануки (Трактат Шаббат, 21).
О празднике Хануки есть свидетельство и в Новом завете:
"Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом" (Иоанн 10:22-23).
Ханука символизировала духовное возрождение народа, что послужило толчком к настоящему расцвету Иерусалима. Город вновь значительно расширился в размерах, возросло его население. В современном Еврейском квартале найдены остатки крепостных стен и башен эпохи Маккавеев, причем в некоторых местах строительство велось впритык к стенам царя Езекии. Хасмонейские сооружения можно увидеть в цитадели Ирода и городе Давида, Вифезде и возле Западной стены. Туристы любят совершать экскурсии в туннель Хасмонеев, через который осуществлялась подача воды на Храмовую гору.
К тому же времени относятся могильные памятники в Кедронской долине. Если идти по ней от источника Гихон в сторону Гефсиманского сада, то нельзя не обратить внимания, в первую очередь, на высеченную в скале гробницу Захарии, где неизвестный скульптор прекрасно совместил греческие колонны с египетским карнизом и пирамидальным куполом.
"И Дух Божий облек Захарию, сына Иодая священника, и он стал на возвышении пред народом и сказал им: так говорит Господь: для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас. И сговорились против него, и побили его камнями, по приказанию царя, на дворе дома Господня. И не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай, отец его, и убил сына его. И он умирая говорил: да видит Господь и да взыщет!" (2 Паралипоменон 24:20-22).
Вероятно, кто-то из Маккавейских правителей особенно чтил подвиг этого смелого человека и велел поставить ему один из самых красивых памятников в Иерусалиме. По христианской традиции здесь похоронен другой Захария - отец Иоанна Крестителя.
Рядом с памятником Захарии находится гробница "Бней Хезир" (сыновей семейства Хезир), о чем свидетельствует надпись на карнизе. Иудейские предания утверждают, что в этой пещере раньше жил пораженный проказой царь Азария:
"И поразил Господь царя, и был он прокаженным до дня смерти своей и жил в отдельном доме. И Иофам, сын царя, начальствовал над дворцом и управлял народом земли" (4 Царств 15:5).
Христианская традиция и здесь расходится с еврейской. Считается, что в этом месте захоронены Иосиф, муж Марии, и брат Иисуса Иаков. Как вы сами понимаете, все предания далеко не бесспорны...
Пройдя немного дальше, поневоле останавливаешь взор перед величественным памятником Авессалома, скрывающим расположившуюся сзади гробницу царя Иосафата. В предыдущих главах я уже писал о них, так что вернемся к Маккавеям.
Начало правления этой династии явилось славной страницей истории Израиля. Некоторые раввинские богословы относят к Хасмонейскому периоду следующее пророчество:
"Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Исаия 11:6-9).
Безусловно, Маккавеи вернули народу Израиля чувство собственного достоинства, однако их правление никак нельзя отождествлять с будущим Тысячелетним царством Иисуса Христа на земле, о чем и пишет Исаия. Во время Маккавеев, как и в любой другой исторический период, совершались "зло и вред". Поначалу потомки Маттафии боролись за независимость, а впоследствии стали насаждать эллинизм в Израиле. Внутри царского двора велись коварные интриги, страну сотрясали братоубийственные войны. Одна из таких войн, которую вели два соперника в борьбе за престол Гиркан и Аристобул, обратила обоих за помощью к Риму. В 63 году до н. э. оттуда приехал "барин" в лице великого полководца Помпея и "рассудил" соперников. С тех пор Иудея стала, по существу, Римской колонией. Помпей осквернил Храм, позволил себе зайти даже в Святое Святых:
"Сильное поругание постигло тогда и святилище, которое до этого было закрыто и невидимо. Дело в том, что туда проникли Помпей и немалое число его товарищей, и узрели то, что не было разрешено видеть никому, кроме первосвященников" (Иудейские древности. 14:4:4).
Помпей осквернил Храм, но не ограбил. Зато хорошенько поживился за счет храмовых сокровищ другой полководец, Красс. После пришло время Юлия Цезаря, который за оказанные ему услуги особо отметил идумеянина Антипатра. Сын Антипатра - Ирод Великий. С началом его правления в 37 году до н. э. бесславно завершилась эпоха Маккавеев.