Аннотация: Попытка исследовать одну из самых загадочных Библейских заповедей
О красной корове, кедре и иссопе
Леонид Банчик
В христианском мире сегодня много говорят о подготовке евреев к строительству Третьего Храма, и значительно реже - о "пара адума" (рыжей телице или красной корове). А ведь именно с этим жертвоприношением раввины связывают начало возведения нового дома Божьего. Обратимся к Писанию:
"И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: вот устав закона, который заповедал Господь, говоря: скажи сынам Израилевым, пусть приведут тебе рыжую телицу без порока, у которой нет недостатка, и на которой не было ярма; и отдайте ее Елеазару священнику, и выведет ее вон из стана, и заколют ее при нем; и пусть возьмет Елеазар священник перстом своим крови ее и кровью покропит к передней стороне скинии собрания семь раз; и сожгут телицу при его глазах: кожу ее и мясо ее и кровь ее с нечистотою ее пусть сожгут; и пусть возьмет священник кедрового дерева и иссопа и нить из червленой шерсти и бросит на сожигаемую телицу; и пусть вымоет священник одежды свои, и омоет тело свое водою, и потом войдет в стан, и нечист будет священник до вечера. И сожигавший ее пусть вымоет одежды свои водою, и омоет тело свое водою, и нечист будет до вечера; и кто-нибудь чистый пусть соберет пепел телицы и положит вне стана на чистом месте, и будет он сохраняться для общества сынов Израилевых, для воды очистительной: это жертва за грех; и собиравший пепел телицы пусть вымоет одежды свои, и нечист будет до вечера. Это для сынов Израилевых и для пришельцев, живущих у них, да будет уставом вечным" (Числа 19:1-10).
Раввины считают заповедь о рыжей телице самой загадочной. В Талмуде сказано, что даже мудрейший царь Соломон не мог ее объяснить. Йоханан Бен Заккай, спасшийся из окруженного римлянами Иерусалима, говорил ученикам: "Закон о красной корове является постановлением Всевышнего, выходящим за пределы человеческого понимания. Нет человека смертного, которому бы следовало задавать вопросы, относящиеся к сути этого закона".
Однако загадочность того или иного предмета, постановления, события всегда особенно притягательна. По поводу прошлого и будущего красной коровы рассказывают самые различные истории и легенды. Например, говорят, что за всю историю Израиля такая жертва приносилась всего лишь девять раз, и десятая корова станет последней. Некоторые раввины верят, что она будет сожжена не в начале строительства Храма, а самим Мессией после его прихода.
В Израиле и Техасе (США) работают группы специалистов по красной корове. В 1997 г. было объявлено, что наконец-то на земле обетованной родилась чисто рыжая телица, первая после разрушения Храма в 70 году. За новорожденной установили тщательное наблюдение. Если бы она в течение трех лет оставалась такой же ослепительно рыжей, то в 2000 г. на Масличной горе, напротив бывшего здания Храма, состоялось бы столь вожделенное жертвоприношение (как вы помните, с 2000 годом многие люди связывали самые различные ожидания). Но вышла неувязка: раньше намеченного срока у коровы выросли белые волоски, и она перестала соответствовать требованиям иудаистских ученых.
В 2001 г. сообщили о рождении новой коровы. Радостную весть с энтузиазмом подхватили многие средства массовой информации, в том числе и христианские. С тех пор трехгодичный проверочный срок уже давно прошел. Следовательно, и у этой телицы нашелся какой-то изъян. А пока в Иерусалиме все еще стоит абстрактный памятник красной корове, словно дожидающийся, когда на земле появится его живое воплощение.
После жертвенной смерти Иисуса Христа вопрос сожжения красной коровы потерял свою актуальность. И мы рассмотрим "самую загадочную заповедь" с христианской точки зрения. Причину принесения этой жертвы иногда связывают с грехом Корея, выступившим во главе заговора против Моисея и Аарона, но чаще всего - с изготовлением золотого тельца:
"Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!" (Исход 32:1-4).
Окраска коровы напоминает о золоте, переплавленном для создания идола. Раши привел следующую притчу: "Сын рабыни загрязнил царский дворец. Сказали: "Пусть придет его мать и уберет нечистоты". Так же придет и корова, чтобы искупить грех за тельца".
Красный цвет - цвет крови. Господь дважды показывает нам в этой заповеди (в покрове телицы и жертвоприношении): только кровью покрываются грехи людей, что и совершил за нас Иисус на Голгофе. Красный цвет также является символом греха:
"Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю" (Исаия 1:18).
Красный цвет ("адом") - однокоренное слово с "человеком" ("адам") и "землей" ("адама"), из праха которой был создан первый человек. Так что цвет коровы Господь выбрал не случайно.
Почему жертвоприношение совершал не Аарон, а его сын Елеазар? Вероятно, из-за того, что Аарон сделал золотого тельца. И здесь напрашивается аналогия с Новым заветом: Христа вначале привели к первосвященнику Анне, а затем судом синедриона руководил Каиафа, его зять (как говорят англичане, "сын в законе").
Жертва коровы приносилась за пределами стана, что также является указанием на распятие Иисуса вне городских стен:
"Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, - то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат" (Евреям 13:11-12).
При сожжении использовались кедровое дерево, иссоп и червленая (красная) нить. Раши писал, что кедр (на иврите "эрэз") - символ возгордившегося человека, который должен унизить себя, уподобиться иссопу и червю, лишь тогда он обретет искупление. Довольно интересная мысль, вполне согласующаяся со словами Христа: "...ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Луки 18:14).
В христианской традиции кедровое дерево считают прообразом Креста, распятия на древе. Еще говорят о том, что кедр - вечнозеленое дерево, символизирующее вечную жизнь с Богом. Высота знаменитых ливанских кедров иногда превышала 30 метров. Прочная и практически не портящаяся со временем древесина сделала кедр самым желанным строительным материалом древности. Финикийский царь Хирам отправлял эти ценнейшие деревья Соломону для возведения Храма. Давид называл свой дворец "кедровым домом". На сегодняшний день ливанские кедры почти не сохранились. Лишь в районе Бейрута есть заповедник с великими деревьями, столь часто упоминаемыми в Писании.
Иссоп ("эзов") - растение, по поводу которого ведутся споры. Ботаники называют порядка двадцати видов растений, претендующих на библейский иссоп. В последнее время чаще всего говорят о вьющемся кустарнике с красно-белыми цветками, распространенном в Израиле и на Синае. Не будем вдаваться в эти споры. Для нас важно сказанное в Слове Божьем:
"И возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения" (Исход 12:22-23).
Иссоп послужил своего рода кистью для помазания еврейских домов кровью пасхального агнца и, тем самым, спасения их первенцев. Вспомним также псалом покаяния царя Давида:
"Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега" (Псалом 50:9).
Таким образом, это небольшое растение символизирует очищение от грехов. Без иссопа не могли обойтись и при распятии Христа:
"Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух" (Иоанна 19:29-30).
Червленая нить - еще один символ греха и крови, очищающей грех. Когда римские солдаты решили вдоволь посмеяться над Иисусом, то одели Его в багряницу, одежду из червленой ткани...
С точки зрения раввинов, самым непонятным в жертвоприношении красной коровы является то, что ее пепел делает ритуально нечистого чистым, и наоборот, ритуально чистого (священника) нечистым. Иудаизм не может дать разрешение этой загадки. Мы же знаем, что на кресте Иисус, не совершивший ни единого греха, взял на себя грехи мира, "...чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" (1 Петра 3:18-19).
После Голгофы Он, добровольно ставший "хатат" ("жертвой за грех"), сошел в темницу, чтобы воскреснуть на третий день и осветить Собой наш путь. Через Христа мы, нечистые, обретаем чистоту своей верой в Него.
Пепел красной коровы хранился вне стана. Благовестие о Христе также распространяется вне стана - по всему миру. Вне стана - следовательно, доступно каждому. И не нужно для этого подниматься на вершину Масличной горы, где, согласно традиции, сжигали телицу. Необходимо только одно: назвать Иисуса своим Богом и доверить Ему свою жизнь.
И тогда станет ясно, почему уже почти 2000 лет не могут вырастить чисто рыжую телицу, у которой бы отсутствовали белые, черные и прочие волосы.