А.Гладилин. "Французская Советская Социалистическая республика"
Кратко о сюжете: время действия - альтернативные 80-е годы 20 века. Советским спецслужбам совсем недавно удалось добиться выхода ФРГ из НАТО и превратить ее в нейтральное просоветское государство типа Финляндии. После чего правительство СССР начинает точить зубы на Францию, отправляя туда талантливого шпиона, полковника КГБ Зотова, который, используя мощную разведсеть и всеразличные политтехнологии, фактически устраивает во Франции оранжевую революцию - на коммунистический лад, конечно, с масштабным кровопролитием и обнищанием...
Книга написана в 1985 году, с литературной точки зрения - неплоха, с бытовой - тожэ: автор к тому времени жил во Франции уже 10-й год и успел неплохо вжиться в местные реалии, кои и преподносит довольно достоверно.
Рекомендуется к прочтению.
Эдуард Тополь, "Завтра в России".
В начале 90-х годов в СССР происходит покушение на генерального секретаря КПСС Михаила Горячева, что служит сигналом для заговорщиков. Региональные бароны, с трудом выносящие перестройку, объединяются с КГБ и успешно берут власть в свои руки.
Горячев смещен и сослан в глухую деревушку на Урале, новое правительство пытается вернуться к доперестроечному курсу, однако лишь окончательно разваливает снабжение населения всеми продуктами питания - даже хлеб выдается по карточкам.
Чтобы подбодрить население, власти инициируют ярую шовинистическую кампанию по превознесению русского народа и дискредитации евреев, которых поголовно ссылают на Дальний Восток, в качестве живого щита между СССР и Китаем.
Личная трагедия, развернувшаяся в семье квалифицированного рабочего секретного танкового завода в Екатеринбурге является начальным звеном в цепи событий, которые окончательно изменят геополитическую и идеологическую карты мира...
Тополь - очень своеобразный писатель. Первые его вещи - антисоветские детективы "Журналист для Брежнева" и "Красная площадь" для своего времени были откровениями, да и сейчас читаются очень бодро. Слог у него - терпимый, сюжет он умеет закручивать будь здоров, и, если быть в курсе двух его слабых мест: болезненной любви к несовершеннолетним девочкам (этот мотив идет красной нитью через все его творчество) и активного затрагивания еврейского вопроса - и относиться к ним с пониманием, то читать Эдуарда Владимировича можно и нужно.
Однако "Завтра в России", написанный в 1989 году, смотрится на фоне таких пронзительных его вещей как "Красный газ" и "Чужое лицо" достаточно бледно - целый ряд нестреляющих ружей, вовсе уж неуместное муссированье еврейско-израильской темы, отсутствие главных героев, смазанная концовка не способствуют восторженному восприятию данного романа.
Тем не менее, "ЗвР" - также является классикой альтисторической литературы, а прочтение его если и не рекомендуется, то, во всяком случае, совсем не порицается.
"Красный реванш" и "Белый реванш" А. Максимушкина.
В первой книге описываются будни уцелевшего в 1991 году СССР, который к концу 90-х уже полностью модернизирован и вполне на равных может спорить с западными странами. Ареной спора становится Союзная Республика Югославия, где советские зенитчики и летчики чуть ли не тысячами сбивают неумех из агрессивного блока НАТО.
Роман довольно любопытен и, если бы не явственная фантасмагоричность и ура-патриотизм автора, был бы оценен не на 6 баллов из 10, а гораздо выше.
"Белый реванш", к сожалению, куда хуже. В проповедуемой автором национал-коммунистической идеологии на первое место выходит слово НАЦИОНАЛ. Как результат, в романе описываются две основные проблемы - во-первых, столкнувшись с убыточностью и проблемностью закавказских и среднеазиатских республик, руководители СССР принимают решение исключить их из состава страны (Что уже нереально, даже и в условиях "прогрессивного СССР"). Во-вторых, коварнейший и злобнейший Пентагон (общим местом дилогии является нарочито утрированное и гротескное описание американцев - хоть и не настолько, как у Никитина и Черкасова), якобы, разработал и распространил по всему миру некий вирус, убивающий представителей негроидной и монголоидной рас, у лейкодермов же вызывающий разве что легкую простуду.
По сути, это настоящая агитка, об этом говорят такие эпизоды, как: тенденциозно описанные злодеяния кавказских молодчиков в Москве, постоянные смакования неожиданно райской советской жизни, и, конечно, неспроста выбранный сеттинг.
Сомнительная книга.
"Смело мы в бой пойдем"
Очень скандальная книга. Ни разу не встречал нейтральных отзывов о ней. Либо, прочитав ее, человек плюется и поскорей бежит мыть руки со скипидаром, либо же прыгает до потолка и пляшет от радости, размахивая гитлеровской символикой. Собственно, отношение к ней вполне можно считать индикатором порядочности и человечности, но... обо всем по порядку.
Сюжет, если коротко, таков: во время Февральской революции Ленин убит, Октября не произошло, в результате чего правление Временного Правительства (оно, кстати, так и будет править под временной вывеской) затянулось на 10 лет. На протяжении этой мучительной декады на голову Великому Русскому Народу сели на голову Жыды - капиталисты (куда делись русские фабриканты, владевшие большей частью промышленности до войны - Бог весть), изверги и узурпаторы, не гнушающиеся столь оригинальных решений, как, например, объявление локаута и полная остановка производства, дабы не выплачивать рабочим положенного жалованья. А еще жыды организовали "желтую гвардию", еврейские отряды самообороны, которые занимаются исключительно погромами, грабежами, насилием и масштабным истреблением несчастных русских...
Кроме внутренних проблем, у России есть еще и куча внешних: так, Великая Британия с Францией мало того, что не удовлетворили территориальные претензии России, они еще и заставили дать независимость исконно русской Польше, которая тут же начала агрессивную войну против мирной и беззащитной России. На пару с немцами поляков все же приструнили, что и заложило основы грядущей русско-немецкой гегемонии в Европе.
В 1926, кажется году, происходит неудачное восстание большевиков, что укрепляет позиции армии, которая, год спустя, производит государственный переворот и провозглашает Верховным правителем России генерала Корнилова...
Проходит какое-то время. К середине 30-х экономика России полностью восстановлена, а зловещие Жыды в преимуществе рассажены по концлагерям. Восстанавливаются позиции и на международной арене: так, в испанской гражданской войне Россия вместе с гитлеровской Германией и муссолиниевской Италией поддерживает законное правительство генерала Франко...
Литературный стиль - ужасающ. Книгу писали не то три, не то четыре писателя разом, композиция неимоверно рваная, язык примитивен до невозможности (до 90% текста написано в развязном разговорном стиле этакого "потока сознания"). Все главные герои: и кадровый офицер российской армии, и лейтенант Люфтваффе, и эмигрант-большевик изьясняются на одном и том же приблатненном жаргоне (наверняка сопровождая его распальцовкой и жестами типа "зуб даю!").
Обличительному и пропагандистскому пылу авторов может позавидовать любой из плеяды советских литераторов начиная от Эренбурга и заканчивая Кочетовым включительно: все враги России и Германии - настоящие исчадия ада, уродливые, лживые, трусливые и немыслимо жестокие извращенцы. Напротив, русские и немцы - почти поголовно выписаны как благородные, доблестные, щедрые и симпатичные люди, настоящие мужчины, настоящие защитники своей Р-родины. Не успокаиваясь на простом перечислении эпитетов, наши писарчуки прибегают к довольно подлому приему: взвалить ответственность за все зверства, творящиеся в ходе гражданских войн и в России, и в Испании лишь на одну сторону, в данном случае на евреев, коммунистов и республиканцев соответственно. Так, например, безвинно расстрелянный в РИ великий испанский поэт Гарсия Лорка, в "СМВБП" оказывается опасным террористом-детоубийцей, а старенький Михаил Калинин - бескомпромиссным боевиком-фанатиком.
Но самое скверное даже не это. Гадостность книги заключается в том, что абсолютно все действия "положительных" персонажей трактуются авторами как исключительно позитивные и правильные. Загонять евреев за Полярный круг и ставить опыты на их детях - правильно, потому что они должны ответить за "наши мучения в 20-е годы". Обращать в православие под дулом пистолета - хорошо, поскольку мы должны контролировать не только тело, но и душу. Отгораживаться от всего мира и планировать явно агрессивную войну - единственно достойное дело для русской нации!
Короче, это альтернегатива, которую герои, непонятно с какого перепугу всячески идеализируют и прославляют. Выглядит это - как если б в "1984" Уинстон Смит вдруг ни с того, ни с сего принялся бы искренне возносить осанну Старшему Брату. Сочувствовать таким персонажам - не получается, уж больно они мерзки даже на человеческом уровне. Любоваться развитием сюжета - не выходит, слишком он нелогичен и отрывист. На выходе получаем книгу с полным отсутствием литературной составляющей, зато до отказа напичканную человеконенавистническими и великодержавными идеями. Для маргиналов - самое то.
В.Булат "Лишь бы не было войны".
Из всех, описываемых в данном очерке произведений, лишь роман Владимира Булата не удостоился выйти на бумаге - и, как мне кажется, совершенно заслуженно. Без объяснения причин он перемещает свое alter ego из Санкт-Петербурга 1995 года в Ленинград той же временной эпохи, сталкивает его со своим же двойником (встречу с собой же из другой реальности персонаж воспринимает не то, что без изумления, а вообще без каких-либо эмоций!) и под надуманными предлогами отправляет его колесить по Германии и СССР. Зачем? Чтобы дать нам почти протокольное описание этого мира, где 22 июня 1941 года было обычным днем, тоталитарные империи не кинулись самозабвенно крушить друг друга, в результате чего на свет появилась странная вселенная, в которой собрание сочинений Аркадия Гайдара исчисляется многими томами, немецкий стал языком если не межнационального, то во всяком случае, европейского общения, а евреи... евреи просто выведены как надоедливые тараканы.
Итогом становится чушь несусветная: Германия с явным пиететом выведена автором как страна высокой культуры, рыцарских традиций - и одновременно с этим, почти средневековой дикости:
"Курьез недели: в небольшом городе Гейзенкирхен несколько членов гитлерюгенда замучили до смерти американского туриста, еврея по национальности. Германский МИД не считает нужным приносить официальные извинения по этому поводу, поскольку по немецкому законодательству еврей не является человеком"
Советский же Союз обозначен как загнивающее, навсегда отставшее технологически, застывшее в своем застое благодаря германской помощи государство, фактически - сателлит Третьего Рейха. Еврейские кварталы, черта оседлости, процентная квота не оставляют от официального тезиса о дружбе народов и камня на камне. На границе с Японией - бесконечные перестрелки, в которых советские войска показывают себя отнюдь не с лучшей стороны.
Пошлявшись по Советской Германии и Нацистскому Союзу с годик, герой так же внезапно возвращается обратно, оставляя читателя в некотором недоумении. Создается впечатление (скорее всего, недалекое от истины), что автору просто надоело конструировать свой мертвый, сделанный мир и дальше - поэтому он просто решил прикрыть лавочку и замкнуть круг.
Таков, господа, сюжет. Если добавить сюда невероятно убогий язык, катастрофически несимпатичного главного героя-рассказчика, отсутствие какой бы то ни было внятной литературной композиции, то вывод становится ясен: читать ЛБНБВ не стоит, пожалуй. Но об этом подробнее - чуть ниже.
А.Доставалов "По ту сторону".
Еще одна книженция на тему нежной дружбы немца и русского, но в отличие от первых двух - совсем иного свойства.
Итак, сюжет такой: в 1934 году Гитлера смели, победу одержало левое крыло НСДАП - всяческие Ремы, Штрассеры, Стеннесы и т.п. Эти господа повели курс на союз со сталинским СССР. Вскоре произошло объединение, своеобразный симбиоз нацистской и коммунистической системы.
В 1939, как и положено, разразилась вторая мировая, плавно перешедшая в третью мировую. Красно-коричневый блок раскатывает союзников в блин и давит даже США, хотя по итогам тотальной ядерно-химическо-биологической войны теряет большую часть населения и инфраструктуры.
Экология окончательно рушится, мирное население захваченных стран низведено до уровня рабов, мирное население СССР отдано на откуп самому себе и ведет, по сути, первобытно-общинный образ жизни. Лишь малая часть военной элиты в немногих уцелевших городах представляет государственную машину.
Очень скоро всем становится ясно, что в ближайшие полсотни лет жизнь на Земле будет невозможна. С Земли необходимо бежать. Красно-коричневые отринули космогоническую картину мира и, благодаря более продвинутой, чем в нашей "реальной реальности", военной науке, открыли возможность перемещаться в реальность параллельной, более благополучной Земли. Они стремятся ее захватить, но для начала проводят разведку - засылают в наш мир шпионов, диверсантов и захватывают "языков". В числе последних оказалась и группа студентов-альпинистов, осваивающих восточно-сибирские горы...
Очень эклектичное произведение. Тут тебе и антиутопия, и пост-ядерный жанр, и альтернативная история и эксперименты со временем. Но тем не менее, книга остается весьма и весьма качественной.
У всех трех вышеперечисленных книг имеется определенное сходство: во-первых, они написаны начинающими, непрофессиональными писателями, во-вторых, сходный сеттинг: так, в ЛБНБВ фашисты дружат с СССР, в СМВБП - с белогвардейской Россией, а в ПТС - нацизм и коммунизм вовсе слились в братских объятиях одного государства.
Но, как мне кажется, различий больше чем сходств, и проявляются они вот в чем: и Булат и артель авторов "СМВБП" упиваются своей альтернативой, ловят дикий кайф от нее, в то время, как описанные ими миры - чрезвычайно гнусного свойства.
В "По ту сторону" - другое: автор не скрывает своего отвращения и брезгливости к получившемуся миру, но делает это не в лоб, а, как говорили в школе, "средствами литературно-художественной выразительности".
Доставалов заметно выигрывает и если оценивать его произведения с литературной точки зрения. Прежде всего - не блещущий изысками, но вполне читабельный язык, не препятствующий чтению (сравнить с косноязычным, рваным повествованием "стаи товарищей" из "СМВБП" и, тем более, шизофреническим, совершенно безграмотным стилем Булата). Далее - Доставалову удалось создать небывало кошмарный, жуткий, враждебный мир - говорю ответственно, ничего более сурового я не видел. Любая пост-ядерная схема кажется райскими кущами. Это полноценная, катастрофически мрачная и пронзительная антиутопия.
Но именно это обстоятельство заставляет влить в хвалебную рецензию ложку дегтя. Одному герою в указанных условиях просто не выжить, хоть пиши волшебную сказку. Поэтому автор был вынужден изобразить целую ораву, перемещающуюся по разбомбленному Советскому Союзу 1999 года. Но вот писательских способностей Доставалова не хватило на не то, чтобы раскрыть характеры полутора десятков действующих лиц, но хотя бы осветить их мотивацию. В результате, единственным относительно живым героем получился злодей, лелеющий планы истребления миллиардов человек, коварный немец Ивс Вагнер...
Такие дела. Книжка, повторюсь, выдающаяся - мрачная, беспросветная, с явно ожидаемым unhappy-end'ом. Если такая характеристика вас не отпугнет - читайте смело, вы оцените.
Олег Курылев, "Убить фюрера".
На закуску, после мрачных, угрюмых произведений о Холокосте, ядерных и прочих войнах, пойдет описание совсем другого текстика - яркого, симпатичного, не чуждого светлому юмору - в общем, оставляющего оптимистическое послевкусие.
Краткий синопсис: молодой историк из далекого будущего совершает побег в 1911 год, захватив с собой сверхмалый и сверхмощный компьютер, полный всяческих данных об эпохе - газетных заметок, биржевых котировок, просто исторических источников. Вскоре к нему присоединяется еще один невозвращенец, запертый в этой эпохе. Пользуясь своим знанием будущего, они в считанные месяцы сколачивают немалый капитал и оказываются вхожи в высшие круги светского общества. Поначалу они не хотят изменять естественный ход истории, но вскоре оказывается, что некоторые вещи идут совсем не так, как запланировано...
Очень приятная книга. Мне понравился авторский язык: богатый, емкий, совершенно не натужный. Герои прописаны хуже, но в целом, также совсем неплохи. Сюжет развивается медленно, но его и не хочется торопить - до того достоверно и симпатично описаны даже самые мелкие бытовые сцены. Эрудиция Курылева меня удивила - он владеет материалом по Западной Европе начала 20 века на весьма высоком уровне, постоянно имея в запасе какой-нибудь козырь: то к месту сообщает читателю биографию какого-нибудь не самого важного (но не менее от этого интересного) исторического лица, то вспоминает какой-нибудь захватывающий исторический курьез, то пополняет копилку наших знаний какой-нибудь небезынтересной мелочью, типа рассказов о ювелирном или виноградарском деле.