Вчера ходили на 3D вариант фильма "Вверх". Конечно фильм не заточен на 3D, как некоторые специальные, но когда старик, стоя на крыле летящего в облаках дирижабля, заглядывает за край, становится довольно боязно :) Думаю в обычном формате было бы не так :)
Фильм метафоричен. Весьма. Я наслаждался как минимум тремя фильтрами внимания. Внутренний ребенок балдеет, открывает широко глаза и рот, включаясь в развитие событий детской метафоры, взрослый задумывается над поворотами метафоры взрослой, а сказочник восторгается тонкостями хитросплетения символов и ссылок в сюжете. Я постараюсь приоткрыть несколько символов, чтобы вам было интереснее смотреть, не раскрывая при этом поворотов сюжета.
По всей видимости, фильм сделан по результатам маркетинговых исследований, которые могли дать информацию о том, что в кино (в Америке) детей часто водят пожилые бабушки и дедушки. Поэтому в метафоре фильма есть две очень красивые линии, одна из которых детская, а другая не просто взрослая, а даже специально дедушковая. Каждая из них виртуозно разделена на прямую-сознательную и символическую-бессознательную. Прелесть как красиво!
Пресуппозиции детской линии: добро делается не за награды; будь смелее, действуй; приключения - это здорово!; животных нужно защищать; если родители не проявляют к тебе внимания, то найдется добрый человек, который проявит; если уж награда, то та, в которую вложен смысл и история, а не просто символ-пустышка.
Взрослая линия включает в себя детскую в качестве метафоры внутреннего ребенка - помни, кем ты был, что было важно для тебя в детстве; храни и уважай ценности и навыки, полученные ребенком; разрешай себе безрассудные поступки; разрешай радость. У взрослой метафоры есть свои пресуппозиции: ты это не твое прошлое; прошлое тяготит, отпусти его; приключения - это хорошо; нельзя достигать своих целей любой ценой; идеалы и кумиры прошлого в действительности могут оказаться совсем не привлекательными; "неразумные" действия твоих детей могут оказаться очень полезными.
Взрослая метафора работает с горечью утраты. Потеряв любимого человека, люди вцепляются в память о нем, в вещи, напоминающие о нам, люди привязываются к прошлому и оно не дает теперь им жить самостоятельно. Очень меня порадовало то, что вот это "ты это не твое прошлое" очень перекликается с моей "Фиестой"! Причем даже в выборе символа для прошлого - воздушный шар. Сначала воздушный шар несет старика по небу, а потом старик тащит на себе воздушный шар, ставший обузой. Другой старик, злое альтер-эго, имеет воздушный шар гигантских размеров, что навязывает сравнение и явным образом высвечивает несуразность бестолкового комфорта, наполненного относительно послушными мечущимися слугами-собаками. Говорящие собаки - интересный символ. Мне показалось, что они олицетворяют мысли хозяина, какие-то сформулированные ценности, которые как слуги готовы прийти на помощь. Но могут и загрызть. Потому важно, чтобы ими управляла некая центральная ценность, преданная хозяину. Ну и пресуппозиция: ты это не твои мысли, не твои ценности.
Старики ищут птицу счастья. Птица счастья в свою очередь ищет своих детенышей, которые зовут ее на протяжении почти всего фильма, и которых ей помогают найти герои. Тут чуток банально, но все равно красиво в конкретной реализации фильма - птицу счастья не нужно ловить, ее нужно оставить на свободе. Соответственно символ - ваши дети зовут вас, вы нужны им. Даже если вам больно, вас ранили, найдите своих детей. Вряд ли им нужна ваша помощь для того, чтобы жить своей жизнью. Но возможно им нужны какие-то ваши слова. Найдите своих детей и разрешите им жить свободно. И живите свободно сами.
Я восхищаюсь работой людей, делающих умные, направленные метафоры в виде коммерческих продуктов. Я безмерно рад этому. Аплодирую труду их рук, ума и души.